в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 05.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 09.12.2005 N 2188-р
действует Редакция от 09.12.2005 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 09.12.2005 N 2188-р

III. Цели и задачи подпрограммы, сроки и этапы ее реализации

Целью подпрограммы является обеспечение роста экспорта транспортных услуг на основе эффективного использования конкурентных преимуществ Российской Федерации.

Основными конкурентными преимуществами государства являются:

особое географическое положение. Территория Российской Федерации представляет собой своеобразный сухопутный мост для грузовых потоков между основными макроэкономическими полюсами - странами Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, Америки и Евразии;

сокращение времени доставки транзитных грузов. Создание трансконтинентальных магистралей выгодно для международной торговли. Между государствами Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона ежегодно перемещается около 6 млн. контейнеров. Сейчас основная часть этого потока (98 процентов) перевозится иностранным морским флотом через зарубежные порты, минуя территорию России. Вместе с тем транзитный путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по Транссибирской магистрали (далее - Транссиб) вдвое дешевле и короче морского пути (срок доставки контейнеров по Транссибу - 8-12 дней, морским транспортом - 1-2 месяца);

достаточно развитая инфраструктура - морские порты в Балтийском, Азово-Черноморском, Каспийском, Северном и Дальневосточном бассейнах, Транссиб, Байкало-Амурская магистраль. Основные направления обеспечены сетью внутренних водных путей и автомобильных дорог;

возможность реализации межнациональных транспортных проектов благодаря техническим и технологическим условиям;

повышение безопасности перевозок (в период экономического кризиса объем транзитных перевозок резко уменьшился, поскольку российские коридоры воспринимались как криминальные, в настоящее время ситуация меняется в лучшую сторону).

Результатом реализации подпрограммы станет создание транспортной системы, соответствующей мировому рынку транспортных услуг и предполагающей:

переориентацию транзитных грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры и увеличение доходов от реализации транзитного потенциала;

согласованное развитие объектов российской транспортной инфраструктуры, обеспечивающее интеграцию евро-азиатских транспортных систем;

повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг;

количественное и качественное обеспечение транспортного обслуживания внешней торговли;

рост инвестиций в транспорт и приостановление оттока капитала из страны;

повышение инновационной составляющей транспортной системы страны, наращивание наукоемкой технологической сферы;

освоение новых секторов внутреннего и международного рынков транспортных услуг, транспортное обеспечение приграничного сотрудничества;

гармонизация законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с международными нормами.

Для достижения цели подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи:

повысить конкурентоспособность международных транспортных коридоров, которые проходят по территории Российской Федерации (далее - международные транспортные коридоры);

обеспечить сбалансированное и эффективное развитие транспортно-технологической инфраструктуры;

повысить конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг.

Задача повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров, которые проходят по территории Российской Федерации, предусматривает реализацию комплекса инвестиционных мероприятий для обеспечения ускорения товародвижения в международном сообщении. Система международных транспортных коридоров формируется в соответствии с географией и структурой существующих и перспективных международных транспортных связей. Ее основу составляют официально установленные на второй Общеевропейской конференции по транспорту схемы международных транспортных коридоров N 1, 2, 9 и предложения по их продлению по территории Российской Федерации.

Международные транспортные коридоры включают в себя евро-азиатские коридоры "Север - Юг" и "Транссиб", Северный морской путь, панъевропейские коридоры N 1 и 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморье-1 и Приморье-2 (Приморский край) с портами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Согласно большинству оценок, в начале ХХI века наиболее интенсивное развитие торговли ожидается между рынками Юго-Восточной Азии и Европы, поэтому расширение транзитных перевозок должно идти по следующим важнейшим направлениям:

Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (использование железнодорожных сетей европейской части России и Транссиба и выходов к портам Дальнего Востока);

Северная Европа - Южная Азия (использование железных дорог и внутренних водных путей, которые связали бы балтийское побережье России с Каспийским морем и позволили бы использовать транспортные системы Ирана и Индии);

Северная Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (использование Северного морского пути);

Европа - Азия - Северная Америка (использование трансполярных авиатрасс).

Международный транзит по Транссибу не только обеспечит дополнительные финансовые поступления, но также будет способствовать развитию восточных регионов России. Международный евро-азиатский транспортный коридор меридионального направления Север - Юг обеспечит через территорию Российской Федерации транзитную связь Северной и Центральной Европы с государствами Персидского залива и Индией. Международные транспортные коридоры должны сыграть значительную роль в повышении эффективности внешней торговли России. Транспортировка по российским коммуникациям до 5 процентов грузов евро-азиатского транзита может принести Российской Федерации до 1 млрд. долларов в год.

В структуре международных транспортных коридоров наиболее сложным по-прежнему остается направление Сибирь - Урал. Осуществление экспортно-импортных связей, в том числе транзита контейнеров по направлению Азия - Европа и Юг - Север, будет существенно ограничено вплоть до 2010 года из-за недостаточной мощности портовых сооружений на северо-западном направлении (российские порты на Балтике, Баренцевом и Белом морях), на южном направлении (порты на Черном и Каспийском морях) и на восточном направлении (порты на Тихоокеанском побережье).

Самостоятельным евро-азиатским коридором, связывающим государства Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, может стать Северный морской путь, поскольку российская часть Арктики в долгосрочной перспективе является мощной минерально-сырьевой базой не только для России, но и для планеты в целом.

Роль государства в формировании арктической транспортной системы заключается в создании благоприятных условий для надежного функционирования Северного морского пути и формирования соответствующей транспортной инфраструктуры, модернизации и обновлении ледокольного и транспортного флота, выделении из федерального бюджета средств на содержание атомных и дизельных ледоколов, поддержании на необходимом уровне навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обслуживания. Необходимость этого диктуется прогнозами освоения месторождений углеводородного сырья в Арктике и их транспортного обеспечения.

В рамках подпрограммы предлагается сконцентрировать финансовые и организационные усилия по совершенствованию существующих транспортных коридоров в европейской части Российской Федерации и созданию альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров.

Задача обеспечения сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры потребует существенной модернизации транспортно-технологической инфраструктуры, включая:

увеличение мощностей и оптимальную специализацию морских портов для обеспечения возрастающих объемов перевозок внешнеторговых грузов (зерна, угля, переработки грузов в контейнерах), переключение российских внешнеторговых грузов с иностранных на российские порты;

формирование сети узловых распределительных центров воздушных перевозок (далее - аэропорты-хабы), строительство новых аэровокзальных грузовых и пассажирских терминальных комплексов, реконструкцию взлетно-посадочных полос;

наращивание мощности имеющихся и создание дополнительных контейнерных терминалов;

дальнейшее развитие логистических и информационных технологий, всей инфраструктуры транзитных перевозок в целях ускорения гарантированной доставки транзитных грузов, обеспечения их сохранности, повышения качества сервиса;

модернизацию производственной базы приграничных пунктов пропуска транспортных средств, совершенствование процедур таможенного досмотра и оформления, приведение их в соответствие с мировой практикой;

внедрение современных технологий таможенного оформления и контроля за товарами и транспортными средствами с применением систем электронного логистического сопровождения.

Задача повышения конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг предусматривает выполнение следующих мероприятий:

разработка механизмов осуществления государственной поддержки отечественных транспортных организаций, работающих на международном рынке транспортных услуг;

разработка и реализация мер, стимулирующих отечественных грузоотправителей к заключению договоров поставки на условиях, предусматривающих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями, а также долгосрочное фрахтование флота и парка российских перевозчиков;

научное обеспечение разработки новых и корректировки существующих законодательных актов, обеспечивающих динамичное развитие международных перевозок;

последовательная гармонизация транспортного законодательства Российской Федерации, стандартов и транспортной документации с нормами и правилами, действующими на международном рынке транспортных услуг;

поэтапное приведение законодательства Российской Федерации в области транспорта, в том числе на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации.

Сроки и этапы реализации подпрограммы.

Реализация подпрограммы будет осуществляться в 2 этапа:

I этап - 2006-2007 годы;

II этап - 2008-2010 годы.

На I этапе реализации подпрограммы предполагается выполнение следующих мероприятий:

формирование механизмов координации усилий региональных органов власти, бизнеса, заинтересованных в развитии транзита при разработке и реализации проектов;

реализация проектов, находящихся в высокой степени готовности, и подготовка технико-экономических обоснований и проектной документации по крупным проектам, предусмотренным для осуществления на II этапе подпрограммы;

научное обеспечение разработки законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, необходимых для реализации мероприятий подпрограммы;

научное обеспечение инвестиционных и инновационных мероприятий по развитию экспорта транспортных услуг;

формирование системы мониторинга международных грузопотоков и создание статистических баз данных компаний-перевозчиков, производителей товаров, европейских проектов;

исследование конъюнктуры международного рынка транспортных услуг и прогнозирование основных евро-азиатских и трансазиатских грузопотоков.

На этом этапе особое внимание будет уделено комплексу обеспечивающих мероприятий и реализации на условиях государственно-частного партнерства проектов, находящихся в высокой степени готовности. Предполагается различная степень участия государства в финансировании таких проектов подпрограммы - от 5 до 65 процентов общего объема капитальных затрат на осуществление проекта.

На II этапе прогнозируется существенный рост транзитных перевозок, в том числе с участием национальных компаний, что потребует смещения акцентов на финансирование капитальных вложений в основной капитал отрасли, в первую очередь на повышение конкурентоспособности транспортных коридоров и развитие транспортно-технологической инфраструктуры, а именно:

устранение проблемных участков на главных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях;

создание альтернативных маршрутов, ускоряющих движение грузов (скоростные и высокоскоростные магистрали);

создание скоординированной инфраструктуры морского и железнодорожного транспорта;

создание аэропортов-хабов;

обеспечение качественного и безопасного сервиса в пунктах пропуска пассажиров и перевалки грузов на границе Российской Федерации;

создание терминально-логистических комплексов.

На этом этапе реализации подпрограммы продолжится процесс увеличения доли внебюджетного финансирования с одновременным и обязательным наращиванием объема бюджетного финансирования.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 09.12.2005 N 2188-р