в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 20.09.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 05.07.2002 N ГКПИ 02-122
действует Редакция от 05.07.2002 Подробная информация

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 05.07.2002 N ГКПИ 02-122

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Любимовой И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Псковской областной общественной организации инвалидов " Союз " Чернобыль" России" о признании незаконными в указанной в заявлении части пункта 3, абзаца 2 пункта 4, абзаца 2 пункта 7, абзаца 3 пункта 8, пункта 10, абзаца 4 подпункта "а" пункта 11 Разъяснения Минтруда РФ N 6 от 30 ноября 2001 г. "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. N 83 (далее Разъяснение),

заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые положения Разъяснения не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушают права инвалидов - чернобыльцев и нетрудоспособных членов их семей на возмещение вреда в предусмотренном законом размере.

В судебном заседании от 18 февраля 2002 г. представитель заявителя по доверенности Коваленко Н.А. предъявленное требование поддержал, но при этом в порядке уточнения просил не рассматривать его в части признания незаконными абзаца 2 пункта 7 и абзаца 4 подпункта "а" пункта 11 Разъяснения в связи с тем, что он снимает данное требование с рассмотрения суда.

В судебное заседание от 4 - 5 июля 2002 г. представитель заявителя не явился. Из имеющегося в деле письменного ходатайства представителя заявителя усматривается, что он, в случае его неявки в судебное заседание, не возражает против рассмотрения дела в свое отсутствие. Поддерживает заявленное требование с учетом его уточнения в судебном заседании от 18 февраля 2002 г.

Представители Министерства труда и социального развития РФ Тимошенков Н.И. и Министерства юстиции РФ Чижикова Т.Ю. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что все оспариваемые заявителем пункты Разъяснения не противоречат требованиям закона и прав инвалидов - чернобыльцев и членов их семей на возмещение вреда не нарушают.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей заявленное требование удовлетворить частично, Верховный Суд Российской Федерации находит его подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (незаконными).

Как установлено судом, Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 ноября 2001 г. N 83 было утверждено Разъяснение N 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В пункте 3 данного Разъяснения определен круг нетрудоспособных иждивенцев, имеющих право на получение ежемесячной компенсации в случае смерти кормильца (инвалида - чернобыльца).

В абзаце 2 пункта 4 указано, что размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходившейся на самого кормильца.

В абзаце 3 пункта 8 определен порядок индексации получаемой в возмещение вреда ежемесячной суммы в соответствии с установленными индексами, а в последующем (после 1997 г.) - пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Пунктом 10 Разъяснения предусмотрено, что выплата ежемесячной денежной компенсации или ежемесячной денежной суммы производится с момента представления необходимых для ее назначения документов.

По утверждению заявителя, круг нетрудоспособных иждивенцев, имеющих право на получение компенсации в связи со смертью кормильца, указанный в пункте 3 Разъяснения, существенно сужен по сравнению с действующим законодательством (пункты 1 и 2 ст. 1088 ГК РФ и пункты 2 и 3 ст. 7 Федерального закона N 125-ФЗ " Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"), в связи с чем нарушены права лиц, имеющих в соответствии с законом право на получение содержания.

Содержащееся в пункте 10 Разъяснения указание о том, что выплата ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, должна производиться с момента представления необходимых для ее назначения документов, не соответствует требованиям ст. 2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Данные утверждения заявителя материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и представителями заинтересованных лиц.

Анализ действующего по этим вопросам законодательства РФ также свидетельствует о несоответствии Разъяснения в указанной части положениям закона.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 3 Разъяснения в части несоответствия круга нетрудоспособных иждивенцев, имеющих право на получение содержания в связи со смертью кормильца, требованиям пунктов 2 и 3 ст. 7 Федерального закона N 125-ФЗ, а пункт 10 этого же Разъяснения в части слов "или ежемесячной денежной суммы" не могут являться законными.

Довод представителя Минтруда РФ Тимошенкова Н.И. о том, что Федеральный закон N 125-ФЗ " Об обязательном социальном страховании ..." на инвалидов - чернобыльцев не распространяется, не может быть принят во внимание, поскольку он противоречит ст. 2 Федерального закона N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации ...", из содержания которой следует, что гражданам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 части 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10000 руб.

В таком же порядке выплачивается возмещение и семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Вопросы возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, в настоящее время регулируются Федеральным законом " Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ, который и подлежит применению при определении размера ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, а также и при определении круга лиц, имеющих право на получение возмещения в случае смерти кормильца.

Тот факт, что эти правоотношения регулируются данным Законом, подтверждается и вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 17 июля 2001 г.

В соответствии с пунктом 3 ст. 15 названного Закона ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются за весь период утраты профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико - социальной экспертизы установлен факт утраты профессиональной трудоспособности.

С учетом приведенной нормы Закона содержащееся в пункте 10 Разъяснения положение о том, что выплата ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, производится с момента представления необходимых для ее назначения документов, не может являться правомерным по мотивам его противоречия Федеральному закону.

Не соответствует пунктам 2 и 3 ст. 7 этого же Федерального закона и положение пункта 3 Разъяснения в части сужения круга лиц, имеющих право на получение возмещения в случае смерти кормильца.

Учитывая, что круг лиц, имеющих право на получение возмещения в случае смерти кормильца, Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на который в подтверждение своих доводов ссылался представитель заинтересованного лица, не определен, у Министерства труда и социального развития РФ при утверждении оспариваемого Разъяснения не имелось достаточных оснований для произвольного его определения, поскольку данный круг лиц установлен Федеральным законом N 125-ФЗ, который распространяется на правоотношения, связанные с выплатой нетрудоспособным иждивенцам содержания в случае смерти кормильца (инвалида - чернобыльца).

Что касается требования заявителя о признании незаконными абзаца 2 пункта 4 и абзаца 3 пункта 8 Разъяснения в указанной в заявлении части, то оно не подлежит удовлетворению как не вытекающее из требований закона.

Согласно абзацу 2 пункта 25 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 ч. 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Содержащиеся в абзаце 2 пункта 4 Разъяснения слова: "денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности", которые оспариваются заявителем, приведенной выше норме Закона не противоречат, поскольку в силу данной нормы размер ежемесячной денежной компенсации лицам, пострадавшим от радиационного воздействия, определяется в соответствии с установленной группой инвалидности. Именно из этого размера компенсации, как правильно об этом указано в Разъяснении, и следует исходить при определении компенсационной выплаты, приходящейся на каждого иждивенца.

Не противоречит, по мнению суда, требованиям Закона и абзац 3 пункта 8 Разъяснения в части предусмотренного порядка индексации после 1997 года получаемого инвалидами - чернобыльцами возмещения вреда.

Довод заявителя о том, что индексация получаемой суммы возмещения вреда до принятия Федерального закона N 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года, внесшего изменения в базовый закон о чернобыльцах, должна производиться в зависимости от увеличения минимального размера оплаты труда, не может быть принят во внимание, поскольку он не основан на законе.

В судебном заседании установлено, что до внесения изменений в базовый закон о чернобыльцах от 15 мая 1991 года все выплаты в возмещение вреда устанавливались в зависимости от минимального размера оплаты труда и индексация выплат производилась при соответствующем его увеличении.

Однако в связи с внесением изменений в данный Закон и установлением всех выплат в возмещение вреда в твердых фиксированных суммах, безотносительно к минимальному размеру оплаты труда, был изменен и принцип индексации выплачиваемых в возмещение вреда сумм и иных социальных выплат.

Такие изменения внесены пунктом 3 ст. 4 Федерального закона N 122-ФЗ от 7 августа 2000 г. "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", а также Федеральным законом N 5-ФЗ от 12 февраля 2001 г.

Приведенными Законами установлено, что размеры выплат в возмещение вреда, а также иных обязательных социальных выплат повышаются ежегодно пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

С учетом данных изменений, внесенных в базовый закон о чернобыльцах, содержащееся в абзаце 3 пункта 8 Разъяснения положение о том, что выплачиваемые в возмещение вреда ежемесячные суммы подлежат в последующем индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по России, не противоречит приведенным выше Федеральным законам, а поэтому не имеется и оснований для удовлетворения заявленного в этой части требования.

Суд при том принимает во внимание и то обстоятельство, что примененный в абзаце 3 пункта 8 Разъяснения термин "в последующем" охватывает неопределенный период времени и фактически не препятствует каждому заинтересованному лицу, при наличии законных оснований на индексацию получаемых в возмещение вреда сумм в ранее действовавшем порядке, обратиться в соответствующий районный суд с требованием о применении такой индексации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

заявление Псковской областной общественной организации инвалидов " Союз " Чернобыль" России" удовлетворить частично.

Признать незаконным и не подлежащим применению пункт 3 Разъяснения N 6 от 30 ноября 2001 года, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 ноября 2001 г. N 83 в части, не соответствующей требованиям пунктов 2 и 3 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. " Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

пункт 10 этого же Разъяснения в части слов: "или ежемесячной денежной суммы".

Требование в части признания незаконными абзаца 2 пункта 4 в части слов: "по соответствующей группе инвалидности" и абзаца 3 пункта 8 названного Разъяснения оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 05.07.2002 N ГКПИ 02-122 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 05.07.2002 N ГКПИ 02-122 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 05.07.2002 N ГКПИ 02-122 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 05.07.2002 N ГКПИ 02-122