в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минтранса РФ от 24.07.2002 N 101 "О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г. N 117-ФЗ "О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ" (вместе с "ПРАВИЛАМИ ПРОВЕДЕНИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ")
отменен/утратил силу Редакция от 24.07.2002 Подробная информация

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 24.07.2002 N 101 "О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г. N 117-ФЗ "О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ" (вместе с "ПРАВИЛАМИ ПРОВЕДЕНИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ")

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июля 2002 г. N 3634


Приказ

В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589) и во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4794) и от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст. 2241) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.

2. Возложить на федеральное государственное учреждение "Российский Речной Регистр" проведение проверок за соблюдением эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности судоходных гидротехнических сооружений, ведение отраслевого раздела Российского регистра гидротехнических сооружений.

Министр
С.ФРАНК

Утверждены
Приказом
Минтранса России
от 24 июля 2002 г. N 101

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙI. Общие положения

1. Правила проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <1> (далее - Закон) и во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" <2>, от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации" <3> и от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" <4>.


<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4794.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст. 2241.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 46, ст. 5698.

Настоящие Правила определяют организацию и проведение надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений (далее - СГТС).

2. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.

Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным в порядке, определенном Законом.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно - правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

II. Организация государственного надзора за безопасностью СГТС

3. Государственный надзор за безопасностью СГТС обеспечивает Минтранс России (далее - орган надзора).

4. Орган надзора выполняет следующие функции:

- организация разработки и утверждение правил безопасности СГТС, утверждение критериев их безопасности;

- организация проверок СГТС;

- выдача предписаний об обеспечении безопасности СГТС, а также предписаний о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации СГТС;

- установление во взаимодействии с МЧС России перечня экспертных центров, имеющих право проведения экспертизы деклараций безопасности СГТС, дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности СГТС и методики их составления, формы деклараций безопасности, перечня подлежащих декларированию объектов, графика представления деклараций безопасности;

- установление квалификационных требований к специалистам, включенным в состав экспертных комиссий, определение порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий, организация обучения экспертов и обмена опытом их работы;

- рассмотрение деклараций безопасности СГТС и заключений экспертных комиссий, их утверждение;

- выдача разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации СГТС, либо на его консервацию или ликвидацию;

- формирование и ведение отраслевого раздела Регистра гидротехнических сооружений (далее - Регистр СГТС) и базы данных деклараций безопасности СГТС;

- согласование использования территорий СГТС, русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины (за исключением предоставления земельных участков в водоохранных зонах) для осуществления хозяйственной или иной деятельности;

- участие в размещении СГТС, согласовании заданий на проектирование, проектов строительства и реконструкции СГТС, контроле качества их строительства, приемке в эксплуатацию, а также в согласовании правил эксплуатации СГТС;

- участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области безопасности СГТС;

- иные функции, предусмотренные законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.

5. Организация, осуществление, координация и контроль мероприятий, направленных на обеспечение надзора за безопасностью СГТС, возлагаются на Департамент внутренних водных путей (далее - ДВВП).

6. При осуществлении надзора и контроля за безопасностью СГТС проводятся проверки деятельности эксплуатирующих и подрядных организаций при эксплуатации СГТС, их строительстве, реконструкции, восстановлении или консервации в целях оценки соблюдения норм и правил безопасности СГТС.

Проверки проводятся должностными лицами федеральных государственных учреждений, подведомственных Минтрансу России, перечень которых определяется в установленном Министерством порядке.

По результатам проверок оформляются акты, в которых дается заключение о соответствии состояния СГТС декларации безопасности и назначаются мероприятия, направленные на устранение нарушений норм и правил безопасности СГТС, а также условий лицензий, необходимых при осуществлении деятельности по их проектированию, строительству и эксплуатации. Кроме того, в акте указываются:

- данные о проверяемом объекте и эксплуатирующей организации;

- дата и место проведения проверки;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку;

- сведения о выявленных нарушениях;

- сведения об ознакомлении с актом представителя эксплуатирующей организации, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, и акт подписывается должностным лицом (лицами), проводившим проверку.

При наличии нарушений норм и правил безопасности СГТС ДВВП может принять решение о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации гидротехнических сооружений, а также об аннулировании разрешения на эксплуатацию.

7. Декларация безопасности СГТС или заявление эксплуатирующей организации (в установленных законодательством Российской Федерации случаях) является основанием для государственной регистрации гидротехнического сооружения. При внесении последнего в Регистр СГТС эксплуатирующей организации направляется письменное извещение о регистрации СГТС и присвоении ему соответствующего кода.

8. После утверждения декларации безопасности СГТС ДВВП выдает эксплуатирующей организации разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию, восстановление, консервацию или ликвидацию.

9. При аннулировании разрешения на строительство и эксплуатацию СГТС его безопасность обеспечивается эксплуатирующей организацией в соответствии с предписанием ДВВП. При этом эксплуатирующая организация разрабатывает и выполняет мероприятия по устранению причин, приведших к аннулированию разрешения на строительство и эксплуатацию СГТС.

Обеспечение безопасности СГТС, которое подлежит консервации или ликвидации, осуществляется эксплуатирующей организацией в соответствии с разрешением на консервацию или на вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения с целью его ликвидации, а также в соответствии с предписанием ДВВП о консервации или ликвидации СГТС.

10. Надзор и контроль за безопасностью СГТС осуществляются государственными инспекторами, которые при осуществлении своих функций имеют право:

- беспрепятственно посещать СГТС, знакомиться с материалами по вопросам их безопасности и организации технического контроля;

- рассматривать в пределах своей компетенции случаи нарушения норм и правил безопасности СГТС;

- давать обязательные для исполнения эксплуатирующими организациями предписания об обеспечении безопасности СГТС и контролировать их исполнение в установленные сроки;

- проверять деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных объектов либо ведущих хозяйственную или иную деятельность в руслах рек, каналов и на прилегающих к ним территориях и акваториях в границах гидроузла, если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие на безопасность СГТС;

- участвовать в работе комиссий по приемке СГТС в эксплуатацию, расследовании причин аварий, аварийных происшествий и чрезвычайных ситуаций, а также во внеочередных осмотрах и комиссионных обследованиях, организуемых эксплуатирующими организациями;

- получать от эксплуатирующих организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на них функций.

Перечень должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль за безопасностью СГТС, определяется в установленном Минтрансом России порядке.

11. Лица, осуществляющие надзор и контроль за безопасностью СГТС, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей и за правильное использование предоставленных им прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Проверки СГТС

12. На СГТС могут проводиться инспекционные, общие и целевые проверки.

13. Инспекционные проверки выполняются в случаях, когда при рассмотрении ДВВП декларации безопасности и заключения экспертной комиссии выявляются обстоятельства, свидетельствующие о снижении уровня безопасности СГТС.

14. Общие и целевые проверки выполняются в соответствии с планом, утвержденным ДВВП. Для проведения проверок могут привлекаться подведомственные органу надзора государственные учреждения с учетом их функций и компетенции.

15. Общая проверка проводится на эксплуатируемом объекте один раз в год с целью оценки соблюдения норм и правил безопасности СГТС.

16. Эксплуатирующая организация перед общей проверкой готовит справку об изменении характеристик СГТС по позициям информационных материалов, которые предусмотрены Инструкцией о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений <*>. Достоверность этих данных подтверждается в ходе проверки.


<*> Утверждена МПР России, Минтопэнерго России, Минтрансом России и Госгортехнадзором России, N 144, К-3357, К-14/367-ис, 01/229а, зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 1999 г., регистрационный N 1858.

17. Общая проверка проводится по базовой программе (приложение к настоящим Правилам), в которую могут вноситься дополнения, обусловленные необходимостью проверки информационных данных о СГТС и соответствия фактического состояния сооружения декларации безопасности.

18. На основании акта общей проверки в установленном порядке вносятся, при необходимости, изменения в Регистр СГТС.

19. Задачей целевых проверок является оценка обеспечения эксплуатирующими и подрядными организациями безопасности строящихся, эксплуатируемых, реконструируемых, восстанавливаемых, консервируемых или ликвидируемых СГТС, а также оценка условий лицензий на виды деятельности, осуществляемые на этих сооружениях. На сооружениях с уровнем безопасности ниже нормального могут проводиться целевые проверки по основным позициям базовой программы.

20. Сроки проведения (периодичность) целевых проверок устанавливаются планом в зависимости от состояния сооружения и уровня его безопасности, графика ремонтно - восстановительных и строительно - монтажных работ, сроков выполнения эксплуатирующими и подрядными организациями мероприятий по обеспечению безопасности СГТС, указанных в декларации безопасности, актах предыдущих проверок, рекомендациях комиссий по осмотрам и обследованиям, а также от других факторов.

21. Первая целевая проверка эксплуатируемого СГТС проводится перед его внесением в Регистр СГТС. Целью этой проверки является оценка полноты и качества информационных материалов о сооружении, представленных эксплуатирующей организацией. С учетом результатов проверки в установленном порядке сооружение включается в Регистр СГТС.

IV. Разработка и проведение экспертизы деклараций безопасности

22. Перечень подлежащих декларированию объектов со сроками составления деклараций безопасности и перечень экспертных центров устанавливаются ДВВП во взаимодействии с МЧС России и утверждаются приказом Минтранса России. Контроль сроков представления деклараций безопасности осуществляет ДВВП.

23. Декларация безопасности представляется декларантом в экспертный центр, имеющий право проведения государственной экспертизы деклараций безопасности СГТС.

24. После проведения в установленном порядке экспертизы декларации безопасности экспертный центр направляет экспертное заключение (два экземпляра) и декларацию в ДВВП. Контроль сроков проведения экспертизы осуществляет ДВВП. Заключение экспертной комиссии приобретает статус заключения государственной экспертизы декларации безопасности после его утверждения ДВВП.

25. В случае отрицательного заключения экспертизы ДВВП возвращает декларацию безопасности и один экземпляр экспертного заключения декларанту, который имеет право в установленном порядке потребовать проведения повторной государственной экспертизы.

26. При положительном заключении экспертизы ДВВП выносит решение об утверждении декларации безопасности.

Утвержденные оригиналы (подлинники) декларации безопасности и разрешения на эксплуатацию (ввод и вывод из эксплуатации, консервацию, ликвидацию) с установленным сроком их действия, заключения экспертизы ДВВП направляет декларанту. Последний представляет копии декларации безопасности, разрешения и заключения экспертизы в подведомственное органу надзора государственное учреждение, которое ведет базу данных деклараций безопасности, производит анализ результатов декларирования СГТС, готовит предложения по дополнительным требованиям к содержанию декларации безопасности, методике ее составления и формам представляемых материалов.

V. Учет и анализ результатов надзора и контроля за безопасностью СГТС

27. Результаты надзора и контроля за безопасностью СГТС должны учитываться, обобщаться и анализироваться в целях разработки и реализации мероприятий по обеспечению безопасности СГТС.

28. Учету и анализу подлежат:

- акты, выдаваемые по результатам проверок;

- уведомления эксплуатирующих организаций об устранении нарушений норм и правил безопасности СГТС;

- результаты деятельности, проводимой в соответствии с настоящими Правилами;

- сведения о состоянии безопасности СГТС по результатам работы за год;

- сведения о ходе декларирования безопасности СГТС и предложения о необходимости корректировки графика декларирования.

29. При проведении анализа результатов надзора и контроля следует:

- классифицировать выявленные нарушения безопасности по принадлежности к конкретному виду СГТС, классу, нормативным правовым, нормативно - техническим и другим актам в области обеспечения безопасности;

- учитывать и обобщать результаты расследований нарушений норм и правил безопасности СГТС, делать выводы о причинах и условиях установленных нарушений;

- устанавливать причины невыполнения назначенных мероприятий, направленных на устранение нарушений норм и правил безопасности СГТС, и подводить результаты принятых мер по их исполнению;

- формулировать комплекс проблемных вопросов по обеспечению безопасности СГТС;

- давать характеристику состояния безопасности СГТС, находящихся на балансе Бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте и федерального унитарного предприятия "Канал имени Москвы".

Приложение

Приложение
к Правилам

БАЗОВАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕЙ ПРОВЕРКИ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

Проверяется наличие разрешения на эксплуатацию СГТС, а также соответствие наличия, комплектации, сроков действия и порядка ведения технической документации требованиям действующих руководящих документов.

На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ Минтранса РФ от 24.07.2002 N 101 "О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г. N 117-ФЗ "О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ" (вместе с "ПРАВИЛАМИ ПРОВЕДЕНИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ") в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Минтранса РФ от 24.07.2002 N 101 "О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г. N 117-ФЗ "О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ" (вместе с "ПРАВИЛАМИ ПРОВЕДЕНИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ") в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ Минтранса РФ от 24.07.2002 N 101 "О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г. N 117-ФЗ "О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ" (вместе с "ПРАВИЛАМИ ПРОВЕДЕНИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ") можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минтранса РФ от 24.07.2002 N 101 "О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г. N 117-ФЗ "О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ" (вместе с "ПРАВИЛАМИ ПРОВЕДЕНИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ")