ПИСЬМО ФТС РФ от 29.09.2006 N 01-06/34176 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"



Приложение N 2. АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ИММУНИТЕТ ОТ УГОЛОВНОЙ И (ИЛИ) АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Основными международными договорами, регламентирующими иммунитет от уголовной и (или) административной юрисдикции и носящими универсальный характер, являются:

- Венская конвенция о консульских сношениях (для СССР вступила в силу 14.04.1989);

- Венская конвенция о дипломатических сношениях (для СССР вступила в силу 24.04.1964);

- Конвенция о привилегиях и иммунитетах объединенных наций (для СССР вступила в силу 22.09.1953);

- Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений (для СССР вступила в силу 10.01.1966);

- Конвенция "О правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организациях, действующих в определенных областях сотрудничества" (Будапешт, 5 декабря 1980 года. Конвенция вступила в силу для СССР 17.07.1982).

Согласно их положениям иммунитет от уголовной и (или) административной юрисдикции может быть полным или ограниченным. Полный иммунитет исключает возможность применения к лицу уголовных и административных наказаний, а также мер административно-процессуального принуждения, за исключением случаев, когда их применение необходимо для обеспечения безопасности других лиц. Наличие ограниченного иммунитета означает невозможность применения отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административных наказаний.

В целях анализа международных договоров субъектов, пользующихся на территории Российской Федерации иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции, можно условно разделить их на три категории: дипломатические представительства и члены их персонала; консульские учреждения и члены их персонала; иные лица, пользующиеся иммунитетом в соответствии с нормами международного права.

1. Содержание и объем иммунитета дипломатических представительств и их сотрудников

Дипломатическое представительство - орган иностранного государства, осуществляющий свою деятельность в России в соответствии с Венской конвенцией 1961 г. (далее - Конвенция 1961 г.).

Иммунитет дипломатического представительства регулируется нормами обычного или общего международного права. Ряд таких норм кодифицирован, в частности в тексте Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, принятой консенсусом на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В соответствии с Конвенцией 1961 г. иммунитет распространяется на помещения представительства - здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок.

Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к представительству и его функциям.

Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования.

В соответствии с Конвенцией 1961 г. иммунитет распространяется на следующих лиц дипломатических представительств:

- дипломатических агентов - главу представительства и членов дипломатического персонала представительства;

- административно-технический персонал представительства и членов их семей, живущих вместе с ними;

- обслуживающий персонал представительства, члены которого не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно;

- домашних работников сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно.

Сотрудники дипломатического представительства и члены их семей обязаны уважать законы и правила страны пребывания.

Дипломатический агент.

Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля.

Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента.

Личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются изъятия, или предметы, ввоз или вывоз которых запрещены законом или регулируются карантинными правилами государства пребывания. Такой досмотр должен производиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.

Если дипломатический агент проезжает через территорию третьего государства, которое выдало ему визу, если таковая необходима, или находится на этой территории, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост или же в свою страну, это третье государство предоставляет ему неприкосновенность и другие иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения. Это относится также к любым членам его семьи, пользующимся привилегиями или иммунитетами, которые сопровождают дипломатического агента или следуют отдельно, чтобы присоединиться к нему или возвратиться в свою страну.

В соответствии со ст. 31 Конвенции 1961 г. дипломатические агенты пользуются абсолютным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Исключений из такого рода иммунитета не предусматривается. Что касается иммунитета от административной юрисдикции, то в подпунктах "а" - "с" п. 1 ст. 31 Конвенции 1961 г. установлен ряд изъятий из него.

Необходимо учитывать, что ст. 31 Конвенции 1961 г. распространяется не только на главу дипломатического представительства и членов его дипломатического персонала, но и на следующих лиц:

- членов семьи дипломатического агента, живущих вместе с ним, при условии, что они не являются гражданами государства пребывания;

- членов административно-технического персонала и членов их семей - с особенностями, предусмотренными п. 2 ст. 37 Конвенции 1961 г.;

- членов обслуживающего персонала дипломатического представительства - в отношении действий, совершенных в официальном качестве.

Помимо дополнительных привилегий и иммунитетов, которые могут быть предоставлены государством пребывания, дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций.

Административно-технический персонал представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, привилегиями и иммунитетами, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей.

Обслуживающий персонал представительства, члены которого не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей.

При обстоятельствах, подобных тем, которые указаны выше, третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического или обслуживающего персонала представительства и членов их семей.

Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.

Другие члены персонала представительства и домашние работники, которые являются гражданами государства пребывания или постоянно в нем проживают, пользуются привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.

Дипломатический курьер - лицо, осуществляющее доставку дипломатической почты. Аккредитующее государство или представительство могут назначать специальных дипломатических курьеров. Иммунитеты таких дипломатических курьеров прекращаются в момент доставки порученной ему дипломатической почты по назначению.

Дипломатический курьер, который должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

Дипломатическая почта может быть вверена командиру экипажа гражданского самолета, направляющегося в аэропорт, прибытие в который разрешено. Командир должен быть снабжен официальным документом с указанием числа мест, составляющих почту, но он не считается дипломатическим курьером. Представительство может направить одного из своих сотрудников принять дипломатическую почту непосредственно и беспрепятственно от командира самолета.

Третьи государства должны предоставлять официальной корреспонденции и другим официальным сообщениям, следующим транзитом, включая закодированные или шифрованные депеши, ту же свободу и защиту, которая предоставляется государством пребывания. Они должны предоставлять дипломатическим курьерам, которым выдана виза, если таковая необходима, и дипломатической почте, следующей транзитом, ту же неприкосновенность и защиту, которую обязано предоставлять государство пребывания.

Временные рамки действия вышеупомянутых иммунитетов установлены в ст. 39 Конвенции 1961 г. После завершения функций члена персонала дипломатического представительства иммунитет как от уголовной, так и административной юрисдикции продолжает действовать только в отношении действий, совершенных им при осуществлении своих функций.

Каждое лицо, имеющее право на привилегии и иммунитеты, пользуется ими с момента вступления его на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, если оно уже находится на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

Если функции лица, пользующегося привилегиями и иммунитетами, заканчиваются, эти привилегии и иммунитеты прекращаются в тот момент, когда оно оставляет страну или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать, но продолжают существовать до этого времени даже в случае вооруженного конфликта.

В случае смерти сотрудника представительства члены его семьи продолжают пользоваться привилегиями и иммунитетами, на которые они имеют право, до истечения разумного срока для оставления страны пребывания.

В случае смерти сотрудника представительства, который не был гражданином государства пребывания или не проживал в нем постоянно, или члена его семьи, жившего вместе с ним, государство пребывания должно разрешить вывоз движимого имущества умершего, за исключением всего того имущества, которое приобретено в этой стране и вывоз которого был запрещен ко времени его смерти.

Примечание.

На основе специальных договоров с иностранным государством иммунитет от административной и уголовной юрисдикции государства пребывания может устанавливаться более широкий объем привилегий и иммунитетов, чем тот, который предусмотрен Конвенцией 1961 г., и быть распространен на административно-технический персонал дипломатических представительств. Примером может служить Согласованный протокол к обмену нотами между посольством Союза Советских Социалистических Республик в Соединенных Штатах Америки и Государственным Департаментом Соединенных Штатов Америки от 14.12.1978, согласно которому членам административно-технического и обслуживающего персонала посольств обеих стран предоставляются привилегии и иммунитеты членов дипломатического персонала их соответствующих посольств.

Информацию о фактическом объеме иммунитета от уголовной и (или) административной юрисдикции лица, совершившего преступление или административное правонарушение, необходимо запрашивать в Департаменте Государственного протокола МИДа России или территориальном подразделении МИДа России.

2. Содержание и объем иммунитета консульских учреждений и их сотрудников

Объем иммунитета консульских учреждений иностранных государств аналогичен предоставляемому дипломатическим представительствам. Консульское учреждение иностранного государства не является юридическим лицом по законам государства пребывания.

В соответствии с Конвенцией 1963 г. иммунитет распространяется на консульские помещения:

- используемые исключительно для целей консульского учреждения здания или части зданий и обслуживающий данное здание или части зданий земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них;

- консульские архивы - все бумаги, документы, корреспонденцию, книги, фильмы, ленты звукозаписи и реестры консульского учреждения вместе с шифрами и кодами, картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенными для обеспечения их сохранности или хранения.

Консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции в целях государственной обороны или для общественных нужд. Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений.

Объем иммунитета консульских должностных лиц и консульских служащих от уголовной и административной юрисдикции определяется в ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. (далее - Конвенция 1963 г.). Этот иммунитет, в отличие от иммунитета дипломатических агентов, по общему правилу носит функциональный характер, т.е. предоставляется только в отношении действий, совершаемых в официальном качестве (например, ст. 43 Конвенции 1963 г.).

Вышеназванные привилегии и иммунитеты не предоставляются:

а) консульским служащим или работникам обслуживающего персонала, которые в государстве пребывания занимаются частной деятельностью с целью получения доходов, членам их семей или их частным домашним работникам;

в) членам семьи работника консульского учреждения, которые сами занимаются в государстве пребывания частной деятельностью с целью получения доходов.

В соответствии с Конвенцией 1963 г. иммунитет распространяется на следующих лиц консульских учреждений:

- консульских должностных лиц;

- почетных консульских должностных лиц;

- консульских служащих.

Консульское должностное лицо - любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. Консульское лицо может после уведомления государства пребывания действовать в качестве представителя представляемого государства при любой межправительственной организации. Действуя в этом качестве, оно имеет право пользоваться всеми привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми такому представителю международным обычным правом или международными договорами. Однако в том, что касается выполнения им любой консульской функции, оно не имеет права на больший иммунитет от юрисдикции, чем тот, на который консульское должностное лицо имеет право согласно Конвенции 1963 г.

В случае возбуждения уголовного дела против консульского должностного лица это лицо должно явиться в компетентные органы. Тем не менее в ходе производства по делу ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций. Когда возникает необходимость задержания консульского должностного лица, судебное преследование должно быть начато против него в возможно короткий срок.

Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу.

В соответствии с Конвенцией 1963 г. орган, которому требуется показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех выполнению этим лицом своих функций. Он может, если это возможно, выслушивать такие показания на дому у этого лица или в консульском учреждении или же принимать от него письменные показания.

Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними, который следует вместе с этими лицами, освобождается от досмотра. Он может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз и вывоз которых запрещен законами и правилами государства пребывания или которые подпадают под его карантинные законы и правила. Такой досмотр должен производиться в присутствии соответствующего консульского должностного лица или члена его семьи.

В государстве, где представляемое государство не имеет дипломатического представительства и где оно не представлено дипломатическим представительством третьего государства, консульское должностное лицо может быть уполномочено на совершение дипломатических актов. Совершение таких актов консульским должностным лицом не дает ему права претендовать на дипломатические привилегии и иммунитеты.

Почетное консульское должностное лицо - глава консульского учреждения, занимающее в каждом классе место после штатных глав консульских учреждений.

Консульский архив и документы консульского учреждения, возглавляемого почетным консульским должностным лицом, неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения, при условии, что они хранятся отдельно от других бумаг и документов и в том числе от частной корреспонденции главы консульского учреждения и любого лица, которое с ним работает, а также от материалов, книг и документов, относящихся к их профессии или занятию.

Если против почетного консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы. Тем не менее в ходе производства по делу ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и, за исключением случаев, когда он арестован или задержан, должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций. Когда возникает необходимость задержать почетное консульское должностное лицо, судебное преследование против него должно быть начато в возможно короткий срок.

Привилегии и иммунитеты, предусматриваемые настоящей Конвенцией, не предоставляются членам семьи почетного консульского должностного лица или консульского служащего, работающего в консульском учреждении, возглавляемом почетным консульским должностным лицом.

Консульские служащие - лица, выполняющие административные или технические обязанности в консульском учреждении, работники обслуживающего персонала, частные домашние работники. Консульские служащие пользуются привилегиями и иммунитетами с момента их вступления на территорию государства пребывания при следовании к месту своего назначения или, если они уже находятся на этой территории, с момента, когда они приступили к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении.

Консульские служащие не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы.

Консульские служащие и работники обслуживающего персонала могут вызываться в качестве свидетелей при производстве по уголовным или административным делам. Консульский служащий не может отказываться давать показания.

В случае ареста или предварительного заключения какого-либо сотрудника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения.

Члены семьи работника консульского учреждения, частные домашние работники.

Члены семьи работника консульского учреждения, проживающие вместе с ним, и его частные домашние работники пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в Конвенции 1963 г., с момента предоставления ему привилегий и иммунитетов, или с момента вступления их на территорию государства пребывания, или же с того момента, когда они стали членами его семьи или его частными домашними работниками, в зависимости от того, что имело место позднее.

В случае смерти работника консульского учреждения члены его семьи, проживавшие вместе с ним, продолжают пользоваться предоставленными им привилегиями и иммунитетами до момента оставления ими государства пребывания или до истечения разумного срока на оставление государства пребывания, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит раньше.

Вопросы начала и окончания консульских привилегий, иммунитетов урегулированы в ст. 53 Конвенции 1963 г.

Функции работников консульского учреждения прекращаются, в частности:

а) по уведомлении государства пребывания представляемым государством о том, что его функции прекращаются;

в) по аннулировании экзекватуры (согласие государства пребывания);

с) по уведомлении государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала.

Когда функции работника консульского учреждения прекращаются, его привилегии и иммунитеты, а также привилегии и иммунитеты члена его семьи, проживающего вместе с ним, или его частного домашнего работника обычно прекращаются в момент, когда данное лицо оставляет государство пребывания, или по истечении разумного срока, чтобы это сделать, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит раньше, но до этого времени они продолжают существовать даже в случае вооруженного конфликта.

Примечание.

На основе специальных двусторонних договоров с иностранным государством объем иммунитета сотрудников консульских учреждений от уголовной и (или) административной юрисдикции государства пребывания может быть изменен. Так, согласно Консульскому договору между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, заключенному в Москве 25 апреля 2002 года, административно-технические служащие консульского учреждения и работники обслуживающего персонала консульского учреждения обладают иммунитетом от юрисдикции судебных и административных органов государства пребывания в отношении любых действий при исполнении ими своих служебных обязанностей, за исключением гражданских исков.

Информацию о фактическом объеме иммунитета от уголовной и (или) административной юрисдикции лица, совершившего преступление или административное правонарушение, необходимо запрашивать в Департаменте Государственного протокола МИД России или территориальном подразделении МИД России.

3. Содержание и объем иммунитета иных лиц

Объем иммунитетов международных межправительственных организаций, их представительств, действующих в Российской Федерации, а также иммунитетов от уголовной и (или) административной юрисдикции сотрудников этих организаций регулируется международными договорами Российской Федерации, заключенными с соответствующими межправительственными организациями. Примерный перечень таких договоров перечислен в Приложении N 3. Как правило, иммунитет от уголовной и административной юрисдикции, в соответствии с ними, предоставляется в отношении действий, совершенных в официальном качестве.

Международная межправительственная организация и ее представительство, действующее на территории Российской Федерации, не является юридическим лицом по российскому законодательству. Таким образом, таможенные органы лишены правомочий возбуждать дела об административных правонарушениях в отношении международных организаций и их представительств.

В соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций (заключена в Лейк Саксесс, Нью-Йорк, 13 февраля 1946 года, вступила в силу для СССР 22.09.1953) Представительство Организации Объединенных Наций (далее - Представительство) пользуется иммунитетом от любой формы судебного вмешательства.

Помещения Представительства ООН неприкосновенны. Имущество и активы Представительства ООН, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой-либо другой форме вмешательства путем ли исполнительных, административных, судебных, законодательных или иных действий.

Все документы, в том числе архивы Представительства ООН, принадлежащие Организации или находящиеся в ее распоряжении, неприкосновенны, где бы они ни находились.

Представительства ООН имеют право пользоваться шифром и получать и отправлять корреспонденцию посредством курьеров или вализ, которые пользуются теми же иммунитетами и привилегиями, что и дипломатические курьеры и вализы.

Представителям, должностным лицам, экспертам, выполняющим поручения ООН в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций и на конференциях, созываемых Объединенными Нациями, при исполнении ими своих служебных обязанностей предоставляются следующие привилегии и иммунитеты:

а) иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного, подписанного или совершенного ими в качестве представителей;

б) неприкосновенность всех бумаг и документов;

в) право пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализ;

г) те же иммунитеты и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям;

д) прочие привилегии, иммунитеты и льготы, не противоречащие вышеизложенному, какими пользуются дипломатические представители, за исключением права требовать освобождения от таможенных сборов на ввозимые товары (не составляющие часть их личного багажа) или от акцизных сборов или сборов с продаж.

Они не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц, имеют право ввезти беспошлинно свою мебель и имущество при первоначальном занятии должности в соответствующей стране.

Кроме того, генеральный секретарь и все помощники Генерального секретаря Представительства ООН пользуются в отношении себя, своих жен и несовершеннолетних детей привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим агентам.

Генеральный секретарь имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций. В отношении Генерального секретаря право отказа от иммунитета принадлежит Совету Безопасности ООН.

Технические эксперты, выполняющие поручения Объединенных Наций, пользуются такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для независимого выполнения их функций в продолжение командировок, включая время, потраченное на поездки в связи с командировками. В частности им предоставляется:

а) иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж;

б) всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного или написанного ими и совершенного ими при исполнении служебных обязанностей. Этот судебно-процессуальный иммунитет продолжает предоставляться даже после того, как лица, которых это касается, уже не состоят в командировке по делам Объединенных Наций;

в) неприкосновенность всех бумаг и документов;

г) право пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями;

д) те же иммунитеты и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям.

Примерами иных международных организаций, на сотрудников которых распространяется иммунитет от уголовной и (или) административной юрисдикции в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, заключена 21 ноября 1947 года (вступила в силу для СССР 10.01.1966 - в отношении МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВПС, ВМО, ИМО и МСЭ; с 16.11.1972 - в отношении ИКАО, Конвенция вступила в силу для России с 29.06.1994 - в отношении МВФ, МБРР, МФК, МАР (далее - Конвенция), могут служить:

- Международная организация труда;

- Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций;

- Просветительная, научная и культурная организация Объединенных Наций;

- Международная организация гражданской авиации;

- Международный союз электросвязи;

- на все другие учреждения, поставленные в связь с ООН в соответствии со статьей 57 Конвенции.

При этом в отношении вышеуказанных организаций применяются стандартные статьи, регламентирующие привилегии и иммунитеты ООН и ее должностных лиц.

4. Отказ от иммунитета

В целях применения норм национального законодательства к иностранным гражданам, совершившим преступление или административное нарушение и обладающим иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации, таможенные органы вправе инициировать запрос об отзыве соответствующего иммунитета.

Ходатайство таможенного органа об отзыве иммунитета по форме, приведенной в Приложении N 5, направляется в территориальное подразделение МИД России.

Российское законодательство не содержит требований о порядке оформления отказа иностранного государства от юрисдикционного иммунитета. Но такой отказ должен быть определенно выраженным и может считаться заявленным при наличии письменного уведомления об этом, подписанного главой и скрепленного печатью дипломатического представительства аккредитующего государства.

5. Основные понятия

1) Юрисдикция - установленная законом (или иным нормативным актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям. Так, административная юрисдикция - это установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд) <*>.

2) Юрисдикция государства - права судебных и административных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с их компетенцией. В международном праве различают территориальную и личную (национальную) юрисдикцию. Первая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах своей территории государство обладает полной юрисдикцией, за исключением тех случаев, когда соответствующими международными соглашениями предусматривается иное. Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, напр., в открытом море, в Антарктике, в космическом пространстве. В случаях, предусмотренных национальным законодательством, Ю. г. распространяется на граждан данного государства и тогда, когда они находятся на иностранной территории, но осуществляться эта юрисдикция может только на территории своего государства, если иное не предусмотрено международным соглашением <*>.

3) Иммунитет - общеправовой термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих правовых норм, юридическое исключительное право не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве.

В зависимости от объема предоставляемых преимуществ иммунитеты могут быть полные и ограниченные. Полный иммунитет исключает возможность применения к лицу всех административных и уголовных наказаний. К лицам, им обладающим, не применяются и меры административно-процессуального принуждения, за исключением случаев, когда их применение необходимо для обеспечения безопасности других лиц. Наличие ограниченного иммунитета означает невозможность применения отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях или административных наказаниях. Кроме того, ограниченные иммунитеты могут выражаться в установлении специальных процедур для реализации мер обеспечения производства по делам об АП или для назначения административных наказаний <*>.

4) Иммунитет государства - принцип международного права, вытекающий из начал государственного суверенитета. Он состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства. Иммунитетом пользуется само иностранное государство, его органы и принадлежащее государству имущество <*>.

5) Иммунитет дипломатический - особые права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам в стране пребывания с целью создать максимально благоприятные условия для осуществления функции дипломатического представительства.

Юридическая природа дипломатического иммунитета обосновывается тем, что одно суверенное государство не может подчиняться власти другого, а дипломатическое представительство и его дипломатический персонал олицетворяют именно государство в соответствии с Конвенцией 1961 года.

Иммунитеты дипломатические делятся на иммунитеты дипломатического представительства и личные иммунитеты членов дипломатического персонала и их семей. К первым относятся: неприкосновенность помещений дипломатического представительства, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов; налоговый иммунитет; право на беспрепятственные сношения представительства со своим центром и другими представительствами своего государства. К личным иммунитетам относятся: неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный (налоговый) иммунитет. В несколько меньшем объеме иммунитетами пользуются и другие виды персонала дипломатического представительства (административно-технического и обслуживающего) <*>.

6) Иммунитет консульский - совокупность льгот и преимуществ, предоставляемых консульскому учреждению и его сотрудникам. Объем консульского иммунитета устанавливается внутренним законодательством государств, а также многосторонними международными договорами, например Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года, или двусторонними консульскими конвенциями и международными обычаями <*>.

7) Иммунитет иностранного лица от уголовной (административной) юрисдикции государства означает его освобождение из-под установленной законом совокупности правомочий соответствующих государственных органов разрешать дела об административных правонарушениях (преступлениях), оценивать действия лица с точки зрения их правомерности либо неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителям <*>.


<*> Источники толкования приведенной терминологии:

1. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1999. VI.

2. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Горкина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: "Большая Российская энциклопедия", СПб.: "Норинт", 1998.

Приложение N 3
к письму ФТС России
от 29 сентября 2006 года
N 01-06/34176