Последнее обновление: 11.04.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПИСЬМО ФТС РФ от 29.09.2006 N 01-06/34176 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"

1. Содержание и объем иммунитета дипломатических представительств и их сотрудников
Дипломатическое представительство - орган иностранного государства, осуществляющий свою деятельность в России в соответствии с Венской конвенцией 1961 г. (далее - Конвенция 1961 г.).
Иммунитет дипломатического представительства регулируется нормами обычного или общего международного права. Ряд таких норм кодифицирован, в частности в тексте Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, принятой консенсусом на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
В соответствии с Конвенцией 1961 г. иммунитет распространяется на помещения представительства - здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок.
Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к представительству и его функциям.
Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования.
В соответствии с Конвенцией 1961 г. иммунитет распространяется на следующих лиц дипломатических представительств:
- дипломатических агентов - главу представительства и членов дипломатического персонала представительства;
- административно-технический персонал представительства и членов их семей, живущих вместе с ними;
- обслуживающий персонал представительства, члены которого не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно;
- домашних работников сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно.
Сотрудники дипломатического представительства и члены их семей обязаны уважать законы и правила страны пребывания.
Дипломатический агент.
Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля.
Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента.
Личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются изъятия, или предметы, ввоз или вывоз которых запрещены законом или регулируются карантинными правилами государства пребывания. Такой досмотр должен производиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.
Если дипломатический агент проезжает через территорию третьего государства, которое выдало ему визу, если таковая необходима, или находится на этой территории, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост или же в свою страну, это третье государство предоставляет ему неприкосновенность и другие иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения. Это относится также к любым членам его семьи, пользующимся привилегиями или иммунитетами, которые сопровождают дипломатического агента или следуют отдельно, чтобы присоединиться к нему или возвратиться в свою страну.
В соответствии со ст. 31 Конвенции 1961 г. дипломатические агенты пользуются абсолютным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Исключений из такого рода иммунитета не предусматривается. Что касается иммунитета от административной юрисдикции, то в подпунктах "а" - "с" п. 1 ст. 31 Конвенции 1961 г. установлен ряд изъятий из него.
Необходимо учитывать, что ст. 31 Конвенции 1961 г. распространяется не только на главу дипломатического представительства и членов его дипломатического персонала, но и на следующих лиц:
- членов семьи дипломатического агента, живущих вместе с ним, при условии, что они не являются гражданами государства пребывания;
- членов административно-технического персонала и членов их семей - с особенностями, предусмотренными п. 2 ст. 37 Конвенции 1961 г.;
- членов обслуживающего персонала дипломатического представительства - в отношении действий, совершенных в официальном качестве.
Помимо дополнительных привилегий и иммунитетов, которые могут быть предоставлены государством пребывания, дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций.
Административно-технический персонал представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, привилегиями и иммунитетами, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей.
Обслуживающий персонал представительства, члены которого не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей.
При обстоятельствах, подобных тем, которые указаны выше, третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического или обслуживающего персонала представительства и членов их семей.
Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.
Другие члены персонала представительства и домашние работники, которые являются гражданами государства пребывания или постоянно в нем проживают, пользуются привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.
Дипломатический курьер - лицо, осуществляющее доставку дипломатической почты. Аккредитующее государство или представительство могут назначать специальных дипломатических курьеров. Иммунитеты таких дипломатических курьеров прекращаются в момент доставки порученной ему дипломатической почты по назначению.
Дипломатический курьер, который должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
Дипломатическая почта может быть вверена командиру экипажа гражданского самолета, направляющегося в аэропорт, прибытие в который разрешено. Командир должен быть снабжен официальным документом с указанием числа мест, составляющих почту, но он не считается дипломатическим курьером. Представительство может направить одного из своих сотрудников принять дипломатическую почту непосредственно и беспрепятственно от командира самолета.
Третьи государства должны предоставлять официальной корреспонденции и другим официальным сообщениям, следующим транзитом, включая закодированные или шифрованные депеши, ту же свободу и защиту, которая предоставляется государством пребывания. Они должны предоставлять дипломатическим курьерам, которым выдана виза, если таковая необходима, и дипломатической почте, следующей транзитом, ту же неприкосновенность и защиту, которую обязано предоставлять государство пребывания.
Временные рамки действия вышеупомянутых иммунитетов установлены в ст. 39 Конвенции 1961 г. После завершения функций члена персонала дипломатического представительства иммунитет как от уголовной, так и административной юрисдикции продолжает действовать только в отношении действий, совершенных им при осуществлении своих функций.
Каждое лицо, имеющее право на привилегии и иммунитеты, пользуется ими с момента вступления его на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, если оно уже находится на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.
Если функции лица, пользующегося привилегиями и иммунитетами, заканчиваются, эти привилегии и иммунитеты прекращаются в тот момент, когда оно оставляет страну или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать, но продолжают существовать до этого времени даже в случае вооруженного конфликта.
В случае смерти сотрудника представительства члены его семьи продолжают пользоваться привилегиями и иммунитетами, на которые они имеют право, до истечения разумного срока для оставления страны пребывания.
В случае смерти сотрудника представительства, который не был гражданином государства пребывания или не проживал в нем постоянно, или члена его семьи, жившего вместе с ним, государство пребывания должно разрешить вывоз движимого имущества умершего, за исключением всего того имущества, которое приобретено в этой стране и вывоз которого был запрещен ко времени его смерти.
Примечание.
На основе специальных договоров с иностранным государством иммунитет от административной и уголовной юрисдикции государства пребывания может устанавливаться более широкий объем привилегий и иммунитетов, чем тот, который предусмотрен Конвенцией 1961 г., и быть распространен на административно-технический персонал дипломатических представительств. Примером может служить Согласованный протокол к обмену нотами между посольством Союза Советских Социалистических Республик в Соединенных Штатах Америки и Государственным Департаментом Соединенных Штатов Америки от 14.12.1978, согласно которому членам административно-технического и обслуживающего персонала посольств обеих стран предоставляются привилегии и иммунитеты членов дипломатического персонала их соответствующих посольств.
Информацию о фактическом объеме иммунитета от уголовной и (или) административной юрисдикции лица, совершившего преступление или административное правонарушение, необходимо запрашивать в Департаменте Государственного протокола МИДа России или территориальном подразделении МИДа России.
- Главная
- ПИСЬМО ФТС РФ от 29.09.2006 N 01-06/34176 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"