"ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАКЕТИРОВАННЫХ ГРУЗОВ. РД 31.11.21.13-96" (утв. Приказом Росморфлота от 29.11.96 N 44)



7. Укладка и крепление отдельных видов пакетированных грузов


7.1. Цемент, пакетированный в термоусадочную пленку

7.1.1. Информация о грузе - портландцемент с минеральными добавками марки "400" по ГОСТ 10178 в мешках бумажных по ГОСТ 2226, пакетированный в термоусадочную пленку по ГОСТ 16337:

Форма, размеры, масса грузового места Удельный погрузочный объем (УПО), мю, куб. м/т Удельная распределенная нагрузка от одного грузового места, qг, тс/кв. м Угол статической устойчивости штабеля груза, хи, град. Коэффициент проницаемости груза, k
Длина: 1260 - 1290 мм; 0,63 - 0,67 1,46 9° - мешки по мешкам внутри пакета; 0,22
ширина: 1060 - 1080 мм;
высота: 920 - 940 мм; 21° - пакеты по стальному листу;
масса мешка с цементом - 50 кг;
количество мешков в пакете - 39 шт.; 21° - пакеты по деревянным прокладкам
масса пакета - 1950 кг

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- количество пакетов и общая масса груза;

- коэффициенты трения пар груз - груз, груз - сталь, груз - древесина;

- допустимая высота штабелирования - до 5 ярусов.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представленной грузоотправителем.

7.1.2. Схема формирования пакета

Пакет состоит из 8 ярусов. В нижнем "цокольном" ярусе - 4 мешка, уложенных по периметру. Последующие 7 ярусов уложены "вперевязку", в каждом из которых 5 мешков - 2 вдоль и 3 поперек (рис. 7.1.1).

Такая схема укладки мешков образует с двух сторон основания пакета уступы с размерами 90 x 170 мм для обеспечения возможности перегрузки пакета специальным вилочным захватом или ленточными стропами.

7.1.3. Исследования статической устойчивости штабеля груза по методике приложения 1 РД 31.11.21.16-96 показали (рис. 7.1.2), что потеря устойчивости начинается со смещения бумажных мешков с цементом в промежуточных ярусах внутри каждого пакета, после чего смещение термоусадочной пленки, покрывающей все грани пакета, по стальному или деревянному основаниям происходит при угле наклона не менее 21°, который и выбран в качестве нормативного.

7.1.4. Размещение пакетов

Пакеты цемента в термоусадочной пленке необходимо размещать, прежде всего, в прямостенных грузовых помещениях судов с максимальным раскрытием палуб, ориентируя пакеты вдоль или поперек судна или комбинированно с целью достижения максимальной плотности укладки и создания условий для ввода / вывода вилочных захватов в процессе погрузки / выгрузки.

В грузовых помещениях с криволинейными обводами должны оборудоваться прочные опорные конструкции, обеспечивающие сохранение прямолинейных контуров штабеля груза (рис. 7.1.3).

Острые детали корпуса судна должны быть надежно огорожены щитами на всю высоту груза.

7.1.5. Укладка пакетов

Каждый пакет устанавливают на две деревянные прокладки с размерами не менее: толщина - 30 мм, ширина - 150 мм, длина - 3 м, размещаемые вдоль длинной стороны пакета (рис. 7.1.4).

Укладку пакетов следует начинать от бортов к середине и от поперечных переборок к просвету люка с максимальной плотностью в каждом ярусе, чередуя, при необходимости, поперечное и продольное размещение пакетов в вертикальных рядах для формирования от яруса к ярусу устойчивого, опирающегося на борта и поперечные переборки, штабеля.

Для облегчения выгрузки часть пакетов на просвете люка в каждом ярусе укладывается в стропах (рис. 7.1.5), образуя технологические колодцы, площадь основания которых должна быть не менее 20 пакетов.

Порядок формирования штабеля в процессе погрузки и расформирования в процессе выгрузки определяется конструктивными особенностями судна и может быть подробно описан в "Наставлении по креплению грузов".

7.1.6. Если указанное в п. 7.1.1 или в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.

Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то все пустоты в поверхностном ярусе штабеля должны быть заполнены устойчивыми клетками из бруса или надувными оболочками для крепления груза.

7.2. Карбамид, пакетированный в термоусадочную пленку

7.2.1. Информация о грузе - карбамид (мочевина) гранулированный, выпускаемый по ТУ 6-03-458-80 и ГОСТ 2081 в полиэтиленовых сварных мешках по ГОСТ 17811, пакетированный в термоусадочную пленку

Карбамид в соответствии с ГОСТ 19433 и МОПОГ относится к категории опасных грузов, класс 9.3. Температура воспламенения - 200 °C.

Форма, размеры, масса грузового места Удельный погрузочный объем (УПО), мю, куб. м/т Удельная распределенная нагрузка от одного грузового места, qг, тс/кв. м Угол статической устойчивости штабеля груза, хи, град. Коэффициент проницаемости груза, k
Длина: 1260 мм; 1,48 0,81 21° - пакеты по стальному листу; 0,23
ширина: 840 мм;
высота: 1200 мм; масса мешка - 50,2 кг;
количество мешков в пакете - 17 шт.; 21° - пакеты по деревянным прокладкам
масса пакета - 860 кг

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- количество пакетов и общая масса груза;

- коэффициенты трения пар груз - груз, груз - сталь, груз - древесина;

- угол статической устойчивости штабеля груза, хи, град.;

- допустимая высота штабелирования - до 4 ярусов.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представленной грузоотправителем.

7.2.2. Схема формирования пакета

Пакет состоит из 6 ярусов. В нижнем "цокольном" ярусе - 2 мешка, уложенных поперек пакета, в каждом из последующих ярусов - 3 мешка, уложенных "вперевязку" (рис. 7.2.1).

Такая схема укладки мешков образует с двух сторон основания пакета уступы с размерами 240 x 200 мм для обеспечения возможности перегрузки пакета специальными вилочными захватами или ленточными стропами.

7.2.3. Размещение и укладка пакетов

7.2.3.1. Формирование штабеля в грузовых помещениях производится погрузчиком с вилами закругленной формы ровными вертикальными рядами на высоту не более четырех ярусов. Пакеты устанавливаются друг на друга без перекосов и смещений с максимальной плотностью друг к другу и к бортам и переборкам грузовых помещений без образования между ними пустот.

7.2.3.2. Формирование - штабелей в подпалубном пространстве грузовых помещений производится, в первую очередь, у переборок длинной стороной пакета поперек судна до просвета люка, затем от бортов к просвету люка длинной стороной пакета вдоль судна (рис. 7.2.2).

7.2.3.3. В просвете люка штабель формируется с помощью кранового вилочного захвата поярусно. Посредине люка пакеты укладываются вместе с ленточными стропами (рис. 7.1.5) для вскрытия штабеля и образования технологического колодца для работы погрузчика: 1-й ярус - 6 x 6 пакетов; 2-й ярус - 7 x 7; 3-й ярус - 8 x 8; 4-й ярус - 9 x 9 пакетов.

7.2.3.4. Между ярусами пакетов в подпалубном пространстве размещаются по 2 доски вдоль длинной стороны пакета (рис. 7.1.4).

7.2.4. Требования к креплению груза

7.2.4.1. В трюмах и твиндеках с большим скосом бортов штабели пакетов должны быть раскреплены брусьями и досками (рис. 7.1.3). При постоянной работе судна на перевозке карбамида, пакетированного в термоусадочную пленку, необходимо использовать стационарные крепления, в том числе стеллажи на шарнирах (см. приложение 5 настоящих Правил).

7.2.4.2. Острые части набора корпуса и судового оборудования грузовых помещений должны быть огорожены щитами из досок на всю высоту штабеля.

7.2.4.3. Если указанное грузоотправителем в "Информации о грузе значение угла статической устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.

7.2.4.4. Если принятое к учету значение угла статической устойчивости штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе или грузоотправитель не предоставил соответствующие данные, то все пустоты в поверхностном ярусе штабеля должны быть заполнены устойчивыми клетками из бруса или надувными оболочками для крепления груза.

7.2.5. При выгрузке вскрытие штабеля для образования технологических колодцев в грузовых помещениях производится путем выгрузки из верхнего яруса всех пакетов с ленточными стропами, далее выгружают пакеты второго сверху яруса на стропах, создавая уступ в 1 пакет, затем цикл повторяется до пайола. В образовавшийся уступообразный технологический колодец опускается погрузчик, который последовательно и поочередно в каждом ярусе снимает пакеты и устанавливает их на просвете люка для последующей застропки и выгрузки их краном.

7.2.6. При возникновении пожара в грузовых помещениях с грузом карбамида должны применяться следующие средства пожаротушения: водяное, пенотушение и углекислотное.

7.3. Прессованная бочкотара в пакетах

7.3.1. Информация о грузе - прессованная бочкотара в пакетах:

Форма, размеры, масса грузового места Удельный погрузочный объем (УПО), мю, куб. м/т Удельная распределенная нагрузка от одного грузового места, qг, тс/кв. м Угол статической устойчивости штабеля груза, хи, град. Коэффициент проницаемости груза, k
Форма, размеры и масса каждого вида пакетов приведены на рис. 7.3.1 - 7.3.4 7,0 - 7,4 0,2 25° - по деревянным прокладкам 0,5

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- форма, габаритные размеры и масса пакетов каждого вида;

- количество пакетов и общая масса груза;

- допустимая высота штабелирования пакетов;

- коэффициенты трения пар груз - груз, груз - сталь, груз - древесина;

- угол статической устойчивости штабеля груза, определенный по методике приложения 1 РД 31.11.21.16-96.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представленной грузоотправителем.

7.3.2. Пакеты формируются в организациях вооруженных сил из нескольких порожних, спрессованных на специальном устройстве металлических бочек, изготовленных по ГОСТ 6247, ГОСТ 13950 или другой нормативно - технической документации. Пакетирование осуществляется путем объединения на плоском поддоне или без него отдельных спрессованных на образующую (параллелепипед) или на торец (цилиндр) порожних металлических бочек (рис. 7.3.1 и 7.3.2).

7.3.3. В качестве средств пакетирования должны использоваться поддоны плоские по ГОСТ 9078, лента стальная упаковочная по ГОСТ 3560, проволока отожженная по ГОСТ 3282. Допускается применение ленты и проволоки других типов, не уступающих по прочности указанным. Применяемая проволока не должна иметь раковин, трещин, рисок, следов расслоения и перекручивания.

7.3.4. Средства скрепления должны обеспечивать сохранность пакетов при транспортировании от действия инерционных нагрузок с ускорением до 29,4 м/кв. с.

7.3.5. Пакеты N 1 (из цилиндров) должны скрепляться не менее чем двумя одноразовыми крестообразными обвязками. Обвязки должны изготавливаться из ленты стальной упаковочной типа ПН по ГОСТ 3560 толщиной не менее 0,8 мм с площадью поперечного сечения не менее 16 кв. мм или из проволоки стальной низкоуглеродистой общего назначения по ГОСТ 3282 диаметром не менее 6 мм в две нити (рис. 7.3.1).

7.3.6. Пакеты N 2 (из параллелепипедов) должны скрепляться не менее чем тремя одноразовыми (две - поперек, одна - вдоль) обвязками. В качестве обвязки должны использоваться лента стальная упаковочная типа ПН по ГОСТ 3560 толщиной не менее 0,8 мм с площадью поперечного сечения не менее 16 кв. мм или проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения по ГОСТ 3282 диаметром не менее 6 мм в две нити (рис. 7.3.2).

7.3.7. Допускается использование обвязок пакетов N 1 И N 2 в качестве несущих при наличии указания об этом в сопроводительной документации.

7.3.8. Пакет N 3 формируется путем укладки шести цилиндров в ящичный поддон по ГОСТ 9570 (рис. 7.3.3).

7.3.9. Пакет N 4 формируется путем укладки на плоском деревянном поддоне по ГОСТ 9078 десяти параллелепипедов (рис. 7.3.4). В качестве обвязки должны использоваться лента стальная упаковочная типа ПН по ГОСТ 3560 толщиной не менее 0,8 мм с площадью поперечного сечения не менее 16 кв. мм или проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения по ГОСТ 3282 диаметром не менее 6 мм в две нити.

7.3.10. Пакеты должны быть прочными, сохранять свою форму и нормированные линейные размеры при выполнении до десяти погрузочно - разгрузочных операций и при штабелировании не менее чем в 4 яруса.

7.3.11. Каждая партия пакетов прессованной бочкотары должна сопровождаться свидетельством о выполнении требований Правил МОПОГ, содержащим указание "Неочищенная тара из-под ... (наименование вещества)".

7.3.12. Пакеты каждого яруса устанавливают на деревянные прокладки толщиной не менее 20 мм и длиной не менее 2000 мм. Укладку следует начинать от бортов к середине и от поперечных переборок к просвету люка с максимальной плотностью в каждом ярусе, чередуя, при необходимости, поперечное и продольное размещение пакетов для формирования от яруса к ярусу устойчивого, опирающегося на борта, штабеля.

7.3.13. Если указанное в таблице 7.3.1 или в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.

7.3.14. Если принятое к учету значение угла статической устойчивости штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то пакеты в поверхностном ярусе штабеля должны быть разделены на группы. Каждая из групп пакетов должна быть закреплена к ближайшим судовым конструкциям найтовами, охватывающими пакеты с боков. Безопасная (максимальная) рабочая нагрузка (SWL) найтовов и входящих в их состав талрепов должна быть не менее 5,0 тс.

7.4. Мука в мешках в строп - пакетах

7.4.1. Информация о грузе - мука в мешках в строп - пакетах типа "клеверный лист" и СПК-1,05t-2,9:

Форма, размеры, масса грузового места Удельный погрузочный объем (УПО), мю, куб. м/т Удельная распределенная нагрузка от одного грузового места, qг, тс/кв. м Угол статической устойчивости штабеля груза, хи, град. Коэффициент проницаемости груза, k
Пакет в несущих стропах типа "клеверный лист" с мукой см. рис. 7.4.1 1,75 - 1,95 0,57 - 0,61 14° - мешки по мешкам внутри пакета и пакетов по пакетам 0,2
Строп - пакет типа СПК-1,05t-2,9 с мукой см. рис. 7.4.2 14° - уплотнение строп - пакетов в верхнем ярусе

Схема формирования и размеры пакета с мукой Бакерс и Бисквит в несущих стропах типа "клеверный лист" показаны на рис. 7.4.1. Масса мешка с мукой Бакерс и Бисквит - 63,9 кг. Количество мешков в пакете - 24 шт. Масса пакета - 1553,6 кг.

Пакеты с мукой Дурум при той же схеме формирования имеют следующие размеры: длина - 1700 - 1750 мм, ширина - 1400 - 1450 мм; высота - 900 - 950 мм. Масса мешка с мукой Дурум - 45,6 кг. Количество мешков в пакете - 30 шт. Масса пакета - 1368 кг.

Схема формирования и размеры строп - пакета типа СПК-1,05t-2,9 с мукой приведены на рис. 7.4.2. Количество мешков в пакете - 17 - 23 шт. Масса пакета - 1050 кг.

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- количество пакетов и общая масса груза;

- коэффициенты трения пар груз - груз, груз - сталь, груз - древесина;

- допустимая высота штабелирования - до 8 ярусов.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представленной грузоотправителем.

7.4.2. Пакеты формируются в строп - пакетах типа "клеверный лист" и СПК-1,05t-2,9 из 4 - 5 ярусов мешков, уложенных "шестериком". Петли строп - пакетов типа "клеверный лист" увязывают по верху пакетов синтетической бечевкой крестообразно или с помощью резинового жгута по периметру пакета.

Ветви самозатяжных строп - пакетов типа СПК увязывают по проектной схеме (рис. 7.4.3) с образованием несущих петель.

7.4.3. Исследования статической устойчивости штабеля груза по методике приложения 1 РД 31.11.21.16-96 показали, что при отсутствии опоры потеря устойчивости в строп - пакетах типа "клеверный лист" начинается со смещения мешков с мукой в промежуточных ярусах внутри каждого пакета, сопровождающегося смещением нижних мешков и пакетов по сепарационной бумаге на стальном основании платформы. При наличии опоры по всей высоте штабеля происходит уплотнение мешков и пакетов в верхнем и промежуточных ярусах без смещения пакетов по основанию штабеля.

Пакеты в стропах типа СПК сохраняют свою форму. Смещение пакетов в верхнем и промежуточных ярусах штабеля в грузовом помещении судна происходит относительно друг друга.

7.4.4. Грузовые помещения должны быть подготовлены к погрузке в соответствии с требованиями РД 31.11.21.16-96. Металлические настилы грузовых помещений должны быть застелены двумя слоями плотной бумаги. Переборки, борта и все устройства в грузовых помещениях должны быть покрыты одним слоем плотной бумаги. Острые детали корпуса судна должны быть надежно огорожены щитами на всю высоту груза.

7.4.5. Укладка пакетов в грузовых помещениях начинается вдоль поперечных переборок, длинной стороной поперек судна в три яруса с выходом на просвет люка. Далее пакеты укладываются вдоль бортов длинной стороной вдоль судна в три яруса с выходом на просвет люка. На просвете люка укладка производится длинной стороной вдоль или поперек судна, по большей вместимости.

Поверх каждых полных трех ярусов укладывается металлический фальшпайол для продолжения загрузки подпалубных пространств в том же порядке.

7.4.6. Поскольку указанные в п. 7.4.1 значения углов статической устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 заведомо не удовлетворяют условиям безопасного плавания, то все пустоты между судовым набором и пакетами, между пакетами в каждом ярусе, а также между пакетами верхнего яруса и подволоком грузового помещения должны быть заполнены отдельными мешками из расформированных пакетов.

7.4.7. Поверхность груза должна быть защищена от возможных протечек из судовых систем гидравлики люковых закрытий.

7.4.8. Порядок формирования штабеля в процессе погрузки и расформирования в процессе выгрузки определяется конструктивными особенностями судна и может быть подробно описан в "Наставлении по креплению грузов".

7.5. Фанера в пакетах

7.5.1. Информация о грузе - пакеты фанеры:

Форма, размеры, масса грузового места Удельный погрузочный объем (УПО), мю, куб. м/т Удельная распределенная нагрузка от одного грузового места, qг, тс/кв. м Угол статической устойчивости штабеля груза, хи, град. Коэффициент проницаемости груза, k
Размеры и масса пакетов приведены в Приложении 7 настоящих Правил 1,8 определяется расчетом 19 - 25° - смещение верхнего пакета в стопе; 0,25
25 - 30° - смещение средних пакетов в стопе;
32° - сдвиг листов внутри пакета

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией: форма, габаритные размеры и масса одного пакета.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представленной грузоотправителем.

7.5.2. Фанера (PLYWOOD) - древесная плита, получаемая склеиванием трех и более листов лущеного шпона с перекрестной ориентацией направления волокон. Производится по ГОСТ 10.55.

7.5.3. Пакет сформирован обкладкой стопы плит фанеры боковыми щитками, обтянут стальной лентой сечением 20 x 0,9 мм по 2 пояса вдоль и поперек пакета и 1 поясом по наибольшему периметру пакета. Концы лент в поясах скреплены в замок.

7.5.4. Пакеты фанеры с наименьшими размерами в плане рекомендуется размещать в концевых трюмах судна.

7.5.5. Пакеты фанеры в грузовых помещениях судна должны размещаться с максимальной плотностью. Пакеты укладываются длинной стороной преимущественно поперек судна от бортов к ДП и от поперечных переборок к середине отсека. Допускается устанавливать пакеты длинной стороной вдоль судна в бортовых подпалубных пространствах в середине отсека и на просвете люка для уменьшения объема пустот из-за некратности размеров пакетов ширине судна.

7.5.6. При укладке пакеты необходимо прижимать в сторону борта, чтобы пустоты располагались вблизи ДП. Число пустот в одном ярусе допускается не более двух, причем пакеты следующего подъема должны устанавливаться на пакеты, ограждающие пустоты с боков, так, чтобы пустоты в смежных ярусах не распространялись на высоту более высоты одного подъема (3-х пакетов) (рис. 7.5.1).

7.5.7. Грузовые помещения должны заполняться пакетами на всю высоту. Зазор между поверхностью груза в подпалубном пространстве и нижней кромкой комингса люка должен быть менее высоты пакета. Поверхностный ярус груза должен располагаться в просвете люка с опорой на комингсы. При недостатке груза эти требования должны выполняться по мере возможности.

7.5.8. С целью облегчения заводки стропов при выгрузке между "подъемами" пакетов фанеры необходимо устанавливать деревянные прокладки сечением не менее 20 x 40 мм. Не допускается применение кругляков для этих целей.

7.5.9. Если указанное в таблице 7.5.1 или в "Информации о грузе" значение угла устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.

7.5.10. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то должны быть приняты следующие меры по креплению груза.

7.5.11. Пакеты, ограждающие пустоты, должны быть раскреплены клетками из бруса сечением не менее 100 x 100 мм или досок сечением не менее 50 x 125 мм, сбитых гвоздями. Для обеспечения жесткости клетки должны содержать диагональные вставки в вертикальной плоскости.

7.5.12. Для заполнения пустот допускается отдельные пакеты фанеры устанавливать на ребро. Также допускается вместо клеток из брусьев и досок применять прокладки из полосок материалов с повышенным коэффициентом трения, например, полоски обрезной кромки транспортерных лент с сырой резиной, укладываемые на металлический настил палуб грузовых помещений под пакеты фанеры нижнего яруса и между пакетами двух верхних ярусов, а также между всеми пакетами в подъемах, ограждающих пустоты в ярусах (рис. 7.5.2).

7.5.13. Грузовые операции приостанавливаются, рабочие люки закрываются при выпадении осадков. Нерабочие люки должны быть постоянно закрыты.

7.5.14. В каждом грузовом помещении перед закрытием люковых крышек поверхность груза должна быть застелена сепарационной бумагой в один слой для защиты груза от загрязнения потеками от отпотевания и судовых систем гидравлики.

7.6. Древесностружечные плиты и древесноволокнистые плиты в пакетах

7.6.1. Информация о грузе - древесностружечные плиты (ДСП) в пакетах:

Форма, размеры, масса грузового места Удельный погрузочный объем (УПО), мю, куб. м/т Удельная распределенная нагрузка от одного грузового места, qг, тс/кв. м Угол статической устойчивости штабеля груза, хи, град. Коэффициент проницаемости груза, k
Размеры и масса пакетов приведены в Приложении 8 настоящих Правил 1,9 определяется расчетом 16° - начало сдвига плит внутри пакетов; 0,25
19° - сдвиг плит внутри средних пакетов в стопе (рис. 7.6.1)

Древесностружечные плиты (CHIPBOARDS) - материал, получаемый горячим прессованием смеси древесных стружек с небольшим количеством синтетического связующего. Производятся по ГОСТ 10632.

Пакет ДСП сформирован из стопы плит, обернутой одним - двумя слоями оберточной бумаги, обложен по периметру щитками ДСП и стянут поясами стальной ленты: двумя - тремя в продольном и четырьмя в поперечном направлении. Концы лент в поясах скреплены в замок.

7.6.2. Информация о грузе - древесноволокнистые плиты (ДВП) в пакетах:

Форма, размеры, масса грузового места Удельный погрузочный объем (УПО), мю, куб. м/т Удельная распределенная нагрузка от одного грузового места, qг, тс/кв. м Угол статической устойчивости штабеля груза, хи, град. Коэффициент проницаемости груза, k
Размеры и масса пакетов приведены в Приложении 8 настоящих Правил 1,3 определяется расчетом 16° - начало сдвига плит внутри пакетов и пакетов по пакетам 0,25

Древесноволокнистые плиты (HARDBOARDS) - материал, получаемый измельчением древесины в волокнистую массу с последующим формированием из нее плит. Производятся по ГОСТ 4598.

Пакет ДВП сформирован из стопы плит, обложенных по периметру щитками ДВП, стянут тремя продольными поясами из стальной ленты, затем установлен на грузовую площадку, сбитую гвоздями из четырех поперечных брусков сечением 54 x 71 мм и четырех продольных дощечек сечением 82 x 25 мм, и скреплен с ней четырьмя поперечными поясами стальной ленты, охватывающими поперечные бруски снизу. На углах пакета в местах изгиба стальной ленты подложены предохраняющие стальные уголки шириной 48 мм. Во втором варианте упаковки пакет обложен по периметру рамками из пиломатериалов.

7.6.3. Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- форма, габаритные размеры и масса пакета каждого вида;

- коэффициенты трения пар груз - груз, груз - сталь, груз - древесина.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представленной грузоотправителем.

7.6.4. Исследования статической устойчивости штабеля груза по методике приложения 1 РД 31.11.21.16-96 показали (рис. 7.6.1), что потеря устойчивости начинается со смещения плит внутри пакетов в промежуточных ярусах, и сопровождается смещением пакетов по пакетам при угле наклона не менее 16°, который и выбран в качестве нормативного.

7.6.5. Пакеты ДВП (как самых тяжелых из древесных плит) рекомендуется размещать прежде всего в трюмах.

7.6.6. Пакеты ДСП и ДВП в грузовых помещениях судна должны устанавливаться с максимальной плотностью рядами длинной стороной преимущественно поперек судна от бортов к ДП и от поперечных переборок к середине отсека. Допускается устанавливать пакеты длинной стороной вдоль судна в бортовых подпалубных пространствах в середине отсека и на просвете люка для уменьшения объема пустот из-за некратности размеров пакетов ширине судна.

7.6.7. При укладке пакеты необходимо прижимать в сторону борта, чтобы пустоты располагались вблизи ДП. Число пустот в одном ярусе допускается не более двух, причем пакеты следующего подъема должны устанавливаться на пакеты, ограждающие пустоты с боков так, чтобы пустоты в смежных ярусах не распространялись на высоту более высоты одного подъема (3-х пакетов) (рис. 7.5.1).

7.6.8. С целью облегчения заводки стропов при выгрузке между "подъемами" пакетов ДСП необходимо устанавливать деревянные прокладки сечением не менее 20 x 40 мм. Не допускается применение кругляков для этих целей.

7.6.9. Грузовые помещения должны заполняться пакетами на всю высоту. Зазор между поверхностью груза в подпалубном пространстве и нижней кромкой комингса люка должен быть менее высоты пакета. Поверхностный ярус груза должен располагаться в просвете люка с опорой на комингсы. При недостатке груза эти требования должны выполняться по мере возможности.

7.6.10. Рекомендуется под пакеты ДСП и ДВП, укладываемые в пределах комингса люка, применять прокладки из полосок сырой резины.

7.6.11. Грузовые операции приостанавливаются, рабочие люки закрываются при выпадении осадков. Нерабочие люки должны быть постоянно закрыты.

7.6.12. В каждом грузовом помещении перед закрытием люковых крышек поверхность груза должна быть застелена сепарационной бумагой в один слой для защиты груза от загрязнения потеками от отпотевания и судовых систем гидравлики.

7.6.13. Если указанное в таблицах 7.6.1 и 7.6.2 или в "Информации о грузе" значение угла устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.

7.6.14. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, что наиболее вероятно, то пакеты, ограждающие пустоты, должны быть раскреплены клетками из бруса сечением не менее 100 x 100 мм или досок сечением не менее 50 x 125 мм, сбитых гвоздями. Для обеспечения жесткости клетки должны содержать диагональные вставки в вертикальной плоскости.

7.6.15. Пакеты ДСП и ДВП, уложенные и закрепленные в соответствии с указанными выше требованиями, являются несмещаемыми только при плавании в условиях ветра до 8 баллов и волнения до 6 м. В более тяжелых условиях плавания возможно смещение пакетов ДСП и ДВП.

7.6.16. С целью обеспечения безопасности судна при возможном смещении груза оптимальная метацентрическая высота для плавания при ветре свыше 4 баллов и волнении более 3 м определяется по формуле:

h = 2,846 x Q , (7.6.1)
D

где:

Q - общая масса ДВП и ДСП, размещенных выше центра тяжести судна, т;

D - водоизмещение судна при плавании в штормовой зоне, т.

7.6.17. Минимальная метацентрическая высота, определенная по формуле 7.6.1, должна быть не менее 0,3 м или указанной в судовой "Информации об остойчивости", что больше.

7.6.18. Превышение фактической метацентрической высоты над рассчитанной по формуле 7.6.1 до 0,05 м не сказывается заметно на обеспечении несмещаемости.

7.6.19. Обеспечение безопасности в рейсе

7.6.19.1. Руководствуясь рекомендациями гидрометеоцентров (ГМЦ) и факсимильными картами и прогнозами погоды, следует избегать попадания судна в условия 8-балльного ветра и волнения в 6 и более метров. В тяжелых штормовых условиях необходимо осуществлять плавание в режиме штормования, уменьшив амплитуду бортовой качки выбором курса и скорости в соответствии с РШС-89.

7.6.19.2. В случае смещения груза надлежит, уменьшив амплитуду бортовой качки, произвести крепление сместившегося груза, предотвращающее его смещение на противоположный борт, после чего балластными операциями уменьшить на половину постоянный крен от сместившегося груза и следовать на выход из штормовой зоны кратчайшим безопасным курсом. Полностью ликвидировать крен приемом балласта допускается только после выхода судна из штормовой зоны.

7.6.19.3. В случае смещения груза посещение закрытых грузовых помещений допускается с соблюдением требований "Правил техники безопасности на судах морского флота".