Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 07.04.2008 N 440-р
КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ
Концепция федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы (далее - Программа) разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N Пр-1321, от 16 января 2008 г. N Пр-78 и поручений Правительства Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N МФ-П7-3875, от 22 января 2008 г. N ВЗ-П13-266, а также в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 93).
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской ФедерацииВ соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года государственный сектор науки и высшего образования должен в перспективе приобрести облик, основу которого составят технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и научно-образовательные организации.
В этот период произойдет реформирование системы управления государственным сектором науки и высшего образования, реструктуризация государственных научных учреждений и вузов, формирование организационно-правовой структуры государственного сектора науки и высшего образования, совершенствование системы государственных научных центров. В целом с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации, потребностей экономики, приоритетов научно-технической и инновационной политики, а также в интересах обеспечения эффективного функционирования государственных научных организаций и их взаимодействия с организациями частного сектора государственный сектор науки и высшего образования составит научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающую построение экономики, основанной на знаниях.
Указанные преобразования произойдут в течение переходного периода и потребуют активного участия современных научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, подготовку и закрепление которых в государственном секторе науки и высшего образования необходимо осуществлять одновременно со структурными преобразованиями.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, отмечается, что для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем кадрового обеспечения инновационной экономики. В поручении Президента Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. N Пр-2197 предлагается принять меры, обеспечивающие сохранение, подготовку и закрепление научных работников и квалифицированных кадров в оборонно-промышленном комплексе.
В период реструктуризации государственного сектора науки и высшего образования, перевода экономики на инновационный путь развития необходимо усилить роль государства в привлечении современных научных и научно-педагогических кадров в сферу науки, образования и высоких технологий, а также в закреплении их в этой сфере как основы для осуществления преобразований.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методомВ настоящее время невозможно эффективно решить проблему привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере, проблему эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, развития инновационного сектора экономики на федеральном уровне только за счет использования действующих рыночных механизмов. Это может быть осуществлено на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить решение проблемы и рационально использовать ресурсы. Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях привлечения талантливой молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере, достигнуть положительной динамики обновления кадрового состава в установленные сроки реализации Программы.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого методаОтсутствие программной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров со стороны государства в создавшихся условиях может привести к снижению инновационной направленности экономического роста Российской Федерации.
Одной из острейших проблем современной российской науки является сохранение научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований. Из-за хронического недофинансирования научной сферы в 90-е годы прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства научных и научно-педагогических кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражается в абсолютном сокращении числа исследователей в государственном секторе науки и высшего образования, особенно в секторе оборонно-промышленного комплекса, быстром старении и изменении их качественного состава, нарушении преемственности научных и педагогических школ.
Двадцать первый век станет веком экономики, основанной на знаниях, одним из основных ресурсов которой является кадровый потенциал науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики. Мировой опыт организации науки свидетельствует о том, что потерю научных традиций, ученых высшей квалификации, даже при благоприятных экономических условиях, нельзя восполнить за короткий срок. Для создания полноценных научных школ необходимо 2-3 поколения.
За период с 1990 по 2005 год общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России, сократилась на 58 процентов. В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек.
Отток молодежи из сферы науки происходит прежде всего потому, что она является группой, наиболее уязвимой с социальной и экономической точек зрения. Старшее поколение ученых решает сегодня материальные проблемы, маневрируя на традиционном поприще науки и высшей школы, а для молодежи гораздо проще адаптироваться к неакадемическому рынку труда, нежели искать способы выживания в науке.
В настоящее время существуют различные меры поддержки молодых ученых, студентов и школьников, реализуемые на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. N 120 и 121 ежегодно на конкурсной основе выделяются по 500 грантов Президента Российской Федерации молодым кандидатам наук и их научным руководителям, а также 100 грантов Президента Российской Федерации - молодым докторам наук.
В среднегодовом исчислении размер гранта для кандидата наук составляет 150 тыс. рублей, а для доктора наук - 250 тыс. рублей.
В рамках национального приоритетного проекта "Образование" и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 325 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 29 февраля 2008 г. N 283) осуществляется поддержка талантливой молодежи. Этот проект предусматривает ежегодное определение 5350 юных талантов во всех регионах России, из которых 1250 юношей и девушек (победители всероссийских олимпиад, победители и призеры международных олимпиад) получают премии в размере 60 тыс. рублей и 4100 молодых дарований (победители региональных и межрегиональных олимпиад и призеры всероссийских олимпиад) получают премии в размере 30 тыс. рублей.
Осуществляются программы по привлечению к научной деятельности талантливой молодежи, по поддержке научно-технического творчества школьников в гг. Москве и Санкт-Петербурге, в Самарской, Белгородской и Челябинской областях, в Красноярском крае и некоторых других регионах Российской Федерации, а также грантовые программы бизнеса по поддержке молодых талантливых ученых и специалистов.
В рамках ряда федеральных целевых программ до 2007 года выполнялись мероприятия, направленные на решение вопросов подготовки кадров. В частности, в рамках федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы выполнялось мероприятие "Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы". Однако в федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы не предусмотрено решение вопросов подготовки кадров.
На втором этапе реализации федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы предусматривались мероприятия по проведению молодыми учеными научных исследований по приоритетным направлениям науки, высоких технологий и образования, по развитию системы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы аспирантов и студентов в ведущих научных и образовательных центрах, развитию системы стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, развитию системы ведущих научных школ как среды генерации знаний и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. В федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" указанные мероприятия не включены, так как ее основной целью является получение научного продукта вне зависимости от состава исполнителей, а мероприятия по сохранению и развитию кадрового потенциала науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики целесообразно реализовывать в рамках отдельной программы.
Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области воспроизводства и изменения возрастной структуры научных и научно-педагогических кадров показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и закреплению кадров является недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации.
Принципиальным является отсутствие единой программы, поддерживающей научные исследования молодых ученых в период выбора ими жизненного пути, в первую очередь сразу после защиты кандидатской диссертации. Важнейшим элементом является элемент привлекательности карьеры исследователя для молодых, начиная со школьной скамьи. Необходимо осуществлять поддержку ученых и научно-педагогических коллективов, которые выполняют двойную роль, - во-первых, демонстрируют успешность профессии ученого и преподавателя, во-вторых, осуществляют эффективную подготовку молодых научных и научно-педагогических кадров.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемыВариантами решения проблемы являются:
реализация в рамках действующих федеральных и ведомственных целевых программ, а также в рамках программ грантовой поддержки мероприятий, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и привлечением к их исполнению на конкурсной основе научных и научно-педагогических кадров всех возрастных групп;
создание единого программного механизма повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий при сохранении существующей системы государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ.
Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленной актуальной задачи. Этот вариант не предполагает исследований и выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.
Основным преимуществом второго варианта является реализация механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров с возможностью анализа результативности всей совокупности работ по решению проблемы.
Основные риски второго варианта связаны с длительностью и сложностью ведомственных согласований, процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы для создания нового комплексного механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в сфере науки, высшего образования и высоких технологий.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта реализации Программы.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методомРеализацию Программы предлагается осуществить в 2009-2013 годах в один этап, обеспечивающий непрерывность решения проблемы.
Предполагаемый срок получения значимых результатов по привлечению молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закреплению ее в этой сфере, эффективному воспроизводству научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования, - 2013 год.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годамЦелью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в указанной сфере.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;
создание системы стимулирования притока и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности);
создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы представлены в приложении N 1.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования ПрограммыФинансирование реализации мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников.
Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию Программы определен в ценах соответствующих лет исходя из необходимости выполнения различных проектов в рамках Программы, в том числе исходя из параметров этих проектов (стоимость проекта, планируемое число проектов и срок реализации).
Основной объем средств федерального бюджета планируется направить на реализацию мероприятия по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это связано с необходимостью создания эффективной системы мотивации научного труда, стимулирования выполнения государственного заказа жизнеспособными научными коллективами, в которых молодые ученые, аспиранты и студенты работают с исследователями старших поколений, имеющими наиболее высокие результаты научного труда.
Уровень внебюджетного обеспечения Программы, составляющий примерно 13 процентов общего объема ее финансового обеспечения, определяется тем обстоятельством, что мероприятия Программы ориентированы в основном на решение кадровой проблемы государственного сектора науки, образования и высоких технологий, поскольку в частном секторе экономики указанная проблема решается путем обеспечения конкурентоспособного на рынке уровня заработной платы и социального обеспечения.
Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 2.
Реализация Программы осуществляется в установленном порядке на основе государственных контрактов.
При недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемыПредварительная оценка ожидаемой эффективности Программы основывается на системе целевых индикаторов и показателей реализации Программы, приведенной в приложении N 1 к настоящей Концепции.
По прогнозным оценкам, к концу 2013 года реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность:
а) повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала в сфере науки, высшего образования и высоких технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей путем:
снижения среднего возраста исследователей на 3-4 года;
увеличения доли исследователей высшей квалификации на 2-4 процента;
увеличения доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации на 4-6 процентов;
б) создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий;
в) повышение качества научных публикаций путем увеличения доли России в числе статей в ведущих научных журналах мира на 1 - 1,5 процента;
г) увеличение числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов.
Реализация Программы обеспечит необходимое воспроизводство научных и научно-педагогических кадров при относительной стабилизации их численности, привлечение молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепление ее в этой сфере.
IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию ПрограммыОтветственными за формирование и реализацию Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям.
X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам ПрограммыГосударственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственными заказчиками Программы являются Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации ПрограммыДостижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения мероприятий Программы, распределяемых по следующим направлениям:
стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий;
обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры;
осуществление инвестиций, обеспечивающих государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров;
обеспечение управления реализацией Программы и содержание дирекции Программы.
Объемы финансирования по направлениям и срокам реализации Программы приведены в приложении N 3. Объемы инвестиций, необходимых для реализации Программы, приведены в приложении N 4.
XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий ПрограммыМероприятия Программы, формируемые Министерством образования и науки Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, распределяются по 4 направлениям с учетом следующих положений:
повышение привлекательности научной деятельности для студентов, аспирантов и молодых ученых в том числе путем создания стимулов для их участия в выполнении государственных заказов в рамках Программы;
выполнение мероприятий, стимулирующих расширение связей между субъектами научной и образовательной деятельности, а также между секторами науки, образования и высоких технологий, активное использование механизмов интеграции науки и образования;
доведение до сведения широкой общественности результатов успешной реализации мероприятий Программы;
использование научного и образовательного потенциала российской диаспоры за рубежом;
реализация непрерывного цикла воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров.
Направление 1. Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий. В рамках этого направления предусматриваются:
проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров;
проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук и кандидатов наук;
проведение научных исследований молодыми учеными - кандидатами наук и целевыми аспирантами в научно-образовательных центрах;
развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах;
проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей;
научно-методическое обеспечение повышения эффективности воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров.
Под научно-образовательным центром в настоящей Концепции понимается структурное подразделение (часть структурного подразделения или совокупность структурных подразделений) научной, научно-производственной организации или высшего учебного заведения, осуществляющее проведение исследований по общему научному направлению, подготовку кадров высшей научной квалификации на основе положения о научно-образовательном центре, утвержденного руководителем указанной организации.
При формировании государственного заказа на проведение исследований предполагается направление части средств федерального бюджета на исследования гражданского назначения в интересах развития высокотехнологичных секторов экономики.
Направление 2. Обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры. В рамках этого направления предусматриваются:
организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ;
организация и проведение всероссийских и международных молодежных олимпиад и конкурсов;
развитие информационной инфраструктуры подготовки и закрепления научных и научно-педагогических кадров;
обеспечение развития системы научно-технического творчества молодежи;
оснащение вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для научных организаций и организаций оборонно-промышленного комплекса, предприятий высокотехнологичных секторов экономики, современным специальным научно-технологическим оборудованием (учебно-исследовательскими комплексами), используемым как для научных исследований, так и в образовательном процессе, ориентированном на потребности указанных организаций в ученых и специалистах;
информационное обеспечение реализации Программы.
Направление 3. Осуществление инвестиций, обеспечивающих государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров. В рамках этого направления предусматривается создание в ряде государственных учреждений высшего профессионального образования, участвующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для организаций высокотехнологичных секторов экономики, в том числе для оборонно-промышленного комплекса, необходимого жилищного фонда (общежитий) для временного проживания студентов и молодых ученых, преподавателей и ученых, приглашенных для проведения работ в научно-образовательных центрах, что позволит поддерживать их мобильность.
Направление 4. Обеспечение управления реализацией Программы и содержание дирекции Программы. В рамках этого направления предусматриваются:
организационно-техническое и информационное сопровождение конкурсных процедур;
аналитическое обеспечение реализации Программы;
содержание дирекции Программы.
Реализация мероприятий Программы должна быть скоординирована с системой выделения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых. Оснащение вузов современным специальным научно-технологическим оборудованием осуществляется путем централизованных закупок такого оборудования Федеральным агентством по образованию.
XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией ПрограммыПредлагается следующий вариант управления реализацией Программы.
Министр образования и науки Российской Федерации является руководителем Программы и несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение Программы средств, определяет формы и методы управления ее реализацией.
Министерство образования и науки Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы в ходе выполнения Программы:
осуществляет контроль за деятельностью государственных заказчиков Программы;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и другие необходимые для выполнения Программы документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
уточняет ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств в установленном порядке целевые показатели Программы и необходимые затраты, механизм реализации Программы и состав исполнителей;
составляет детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы с учетом предложений государственных заказчиков Программы;
подготавливает с учетом реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки сводную бюджетную заявку на финансовое обеспечение мероприятий Программы на очередной год;
представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;
представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации сведения о заключенных со всеми исполнителями мероприятий Программы государственных контрактах (договорах) на финансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд;
представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о выполнении работ, предусмотренных Программой, результатах и эффективности использования средств;
инициирует при необходимости экспертные проверки реализации отдельных мероприятий Программы;
вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо о прекращении ее выполнения (при необходимости);
представляет по завершении Программы в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы, эффективности использования средств за весь период ее реализации.
Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям как государственные заказчики Программы:
представляют предложения по формированию детализированного организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы;
в случае сокращения средств федерального бюджета на финансирование работ, предусмотренных Программой, разрабатывают дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости разрабатывают предложения по их корректировке;
вносят предложения и участвуют в уточнении целевых индикаторов реализации Программы и расходов на реализацию ее мероприятий, а также в совершенствовании механизма реализации Программы;
разрабатывают перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы;
организуют экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
осуществляют управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения ее мероприятий;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг) и поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы, заключение государственных контрактов;
организуют применение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения, обеспечение размещения в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом ее выполнения, а также других материалов, связанных с Программой;
согласуют с государственным заказчиком - координатором Программы и основными ее участниками возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
представляют государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
при необходимости представляют государственному заказчику - координатору Программы предложения о продлении срока либо о прекращении реализации Программы;
представляют ежегодно, до 15 января, государственному заказчику - координатору Программы по установленной форме доклад о ходе выполнения работ, предусмотренных Программой, результатах и эффективности использования средств.
В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается научно-координационный совет, формируемый из представителей государственного заказчика - координатора Программы, государственных заказчиков Программы, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, учреждений высшего профессионального образования и независимых экспертов. Привлечение специалистов для работы в научно-координационном совете осуществляется на общественных началах.
Научно-координационный совет возглавляет председатель - Министр образования и науки Российской Федерации или один из его заместителей. Положение о научно-координационном совете и его персональный состав утверждаются приказом Министра образования и науки Российской Федерации. Организационное и методическое сопровождение деятельности научно-координационного совета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Научно-координационный совет осуществляет следующие функции:
выработка предложений по тематике мероприятий Программы и объемам финансового обеспечения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;
рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;
организация проверок выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств;
подготовка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее реализации и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;
выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы;
рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году.
Оперативное управление реализацией Программы осуществляется дирекцией Программы.
Дирекция Программы выполняет следующие основные функции:
собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
организует по поручению государственных заказчиков Программы экспертизу выполняемых проектов;
организует независимую оценку показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
внедряет и обеспечивает применение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения, а также осуществляет информационное обеспечение специализированного сайта в сети Интернет.
Финансирование деятельности дирекции Программы осуществляется Федеральным агентством по образованию на основе бюджетной сметы за счет средств, предусмотренных для реализации Программы.
До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы;
механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей реализации Программы, результатах мониторинга ее выполнения, об условиях участия в Программе исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 07.04.2008 N 440-р