в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.93 N 5 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ ПРОКУРОРОВ О ПРИЗНАНИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ЗАКОНУ"
отменен/утратил силу Редакция от 27.04.1993 Подробная информация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.93 N 5 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ ПРОКУРОРОВ О ПРИЗНАНИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ЗАКОНУ"

Обсудив материалы проведенного совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации изучения практики предъявления прокурорами заявлений о признании правовых актов противоречащими закону и рассмотрения этих заявлений судами, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:

1. Решая вопрос о принятии заявления прокурора о несоответствии закону правового акта, необходимо иметь в виду, что в силу п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" судам, в частности, подведомственно рассмотрение заявлений прокуроров о признании противоречащими закону правовых актов, принятых Советами народных депутатов краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга, органами местного самоуправления и местной администрацией, министерствами, ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, общественными, политическими организациями и движениями, должностными лицами.

2. Правовыми актами, соответствие которых закону может проверить суд по заявлению прокурора, являются, в частности, принятые указанными выше органами и должностными лицами решения, содержащие обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия. Такие акты могут носить нормативный характер, то есть устанавливать правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, а также индивидуальный характер, то есть устанавливать, изменять или отменять права и обязанности конкретных лиц.

3. Дело, возбужденное по заявлению прокурора, поданному в порядке ст. 41 ГПК РСФСР и п. 3 ст. 31 Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" в интересах конкретного лица, рассматривается судом с обязательным участием этого лица: в исковом производстве, если имеется спор о праве гражданском, в котором указанное лицо в силу ч. 2 ст. 33 ГПК РСФСР участвует в качестве истца, а лицо, нарушившее его права, - в качестве ответчика; либо как жалоба на действие органа власти, управления, должностного лица, если этим действием, совершенным в сфере административно-правовых отношений, нарушаются права гражданина, но спора о праве не возникает (п. 2 ст. 231, ст. ст. 239.1 - 239.8 ГПК РСФСР, Закон Российской Федерации " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", п. 3 ст. 91 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", п. 1 ст. 60 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации").

Такие дела рассматриваются судьей единолично либо судом в коллегиальном составе в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 6, ч. 2 ст. 232 ГПК РСФСР.

4. Дела по заявлениям прокуроров о признании противоречащими закону правовых актов, носящих нормативный характер, рассматриваются как дела, возникающие из административно-правовых отношений, по общим правилам ГПК РСФСР с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены законами Российской Федерации.

Указанные дела рассматриваются судьей единолично в соответствии со ст. ст. 231, 232 ГПК РСФСР (в редакции Закона Российской Федерации от 29 мая 1992 г.).

5. Судья не вправе принимать заявления прокуроров о признании недействительными актов государственных и иных органов, адресованных конкретным лицам или группе лиц, по мотивам противоречия их закону и нарушения прав и охраняемых законом интересов организации и граждан-предпринимателей, поскольку рассмотрение таких заявлений в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации " Об арбитражном суде" и ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подведомственно арбитражному суду и прокурор в силу ст. ст. 3, 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе обращаться в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов.

6. Судья не вправе отказать в принятии заявления прокурора по тем мотивам, что:

а) опротестовав правовой акт в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, прокурор уже использовал один из установленных законом способов реагирования на такой акт, поскольку Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" предоставляет ему право по своему усмотрению в зависимости от конкретных обстоятельств обратиться в суд непосредственно или после предварительного опротестования акта в орган либо должностному лицу, которые издали этот акт, если иное не предусмотрено другими законами;

б) до обращения в суд правовой акт не был опротестован прокурором в орган или должностному лицу, издавшему этот акт, поскольку Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" не предусматривает обязательного предварительного внесудебного порядка опротестования противоречащего закону правового акта. Исключение составляют случаи, специально предусмотренные законами, когда требуется предварительное опротестование такого акта (например, ст. 94 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", ст. 61 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации").

7. При принятии заявления прокурора судье необходимо иметь в виду, что для дел о признании некоторых правовых актов недействительными законами установлена подсудность не районному (городскому) народному суду, а краевому, областному либо иному суду (например, ст. 61 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации").

8. Правовой акт может быть признан судом противоречащим закону, если он издан органом либо должностным лицом с превышением предоставленной им законом компетенции или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства ( Конституции Российской Федерации, других законов, указов, распоряжений Президента Российской Федерации, решений краевых, областных Советов народных депутатов и т.д.).

9. Резолютивная часть решения по делу о признании правового акта противоречащим закону должна содержать вывод суда об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления прокурора о признании правового акта недействительным.

В случае удовлетворения заявления суду не следует обязывать орган или должностное лицо отменить признанный недействительным правовой акт, поскольку признание такого акта недействительным по мотивам противоречия закону означает, что он не порождает правовых последствий со дня издания, о чем целесообразно указать в резолютивной части решения. В необходимых случаях суд в резолютивной части решения вправе обязать редакцию средства массовой информации опубликовать в установленный судом срок сообщение о принятом решении, если признанный недействительным правовой акт ранее был опубликован данным средством массовой информации (ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").

10. Если при рассмотрении заявления прокурора о признании правового акта противоречащим закону будет установлено, что имеется спор о праве, подведомственный суду, заявление оставляется без рассмотрения, поскольку в этом случае прокурор обязан обратиться в суд в заявлением в порядке искового производства.

11. Решение по делу по заявлению прокурора о признании правового акта противоречащим закону может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке за исключением специально предусмотренных законами случаев (например, ст. 17 Закона РСФСР "О выборах главы администрации", в силу которой решение суда по делу о признании недействительным решения избирательной комиссии является окончательным).

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.93 N 5 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ ПРОКУРОРОВ О ПРИЗНАНИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ЗАКОНУ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.93 N 5 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ ПРОКУРОРОВ О ПРИЗНАНИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ЗАКОНУ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.93 N 5 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ ПРОКУРОРОВ О ПРИЗНАНИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ЗАКОНУ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.93 N 5 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ ПРОКУРОРОВ О ПРИЗНАНИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ЗАКОНУ"