Последнее обновление: 24.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 21.02.2008 N ВКПИ 08-7
РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 21.02.2008 N ВКПИ 08-7
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации полковника юстиции Крупнова И.В.,
при секретаре - лейтенанте юстиции Гавричкове С.В.,
с участием старшего военного прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И.,
представителей Министра обороны Российской Федерации - начальника 1 направления 2 управления Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации полковника юстиции Виноградова В.В., начальника 2 отдела 1 направления Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации полковника Герасимчика В.В.
и представителя Министерства юстиции Российской Федерации - советника отдела Департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов Министерства юстиции Российской Федерации Каравичева В.О.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению старшего прапорщика Л. о признании недействующим пункта 108 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 " Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", в части слов "согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности" в таблице после слов " Состав военнослужащих",
Л. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 108 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 " Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Порядок), в части слов "согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности" в таблице после слов " Состав военнослужащих". Также она просит возместить судебные расходы, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины при подаче заявления в суд и комиссионного сбора, взысканного в связи с уплатой пошлины.
В обоснование просьбы заявитель указала, что до 1 декабря 2006 года она проходила военную службу на воинской должности, подлежащей замещению офицерами (12 тарифный разряд) и для которой по штату предусмотрено воинское звание "старший лейтенант".
После зачисления в распоряжение командира воинской части ей на основании пункта 108 Порядка стала выплачиваться ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 95 процентов от оклада по офицерской должности, что противоречит как текстовой части пункта 108 Порядка, так и Федеральным законам "О воинской обязанности и военной службе" (статья 46) и "О статусе военнослужащих" (пункт 4 статьи 13), а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 года N 47, согласно которым военнослужащий относится к тому или иному составу только в зависимости от присвоенного ему воинского звания.
Из изложенного Л. делает вывод о том, что введение Министром обороны Российской Федерации для определения состава военнослужащих такого дополнительного критерия как штатное воинское звание по занимаемой воинской должности произведено с превышением полномочий и вопреки действующему законодательству.
В заявлении также обращается внимание на то, что в нормативных правовых актах других ведомств, где предусмотрена военная служба, понятие состава военнослужащих определено в точном соответствии с федеральным законодательством.
Заявитель, своевременно извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыла, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представители Министра обороны Российской Федерации - Виноградов В.В. и Герасимчик В.В., указав, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, прошел государственную регистрацию и не противоречит действующему законодательству, требования Л. не признали и просили отказать в их удовлетворении.
Кроме того, представители заинтересованного лица пояснили:
Виноградов В.В., что указание в таблице пункта 108 Порядка об исчислении размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы исходя из составов военнослужащих согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности соответствует положениям статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которым эта надбавка выплачивается от оклада по воинской должности, а каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание;
Герасимчик В.В., что установление (сохранение) военнослужащим соответствующих составов, назначенным на высшую или низшую воинские должности иного состава, указанной надбавки в больших или меньших размерах, чем это предусмотрено по занимаемым воинским должностям, нарушило бы единство основных норм денежного довольствия военнослужащих и носило явно дискриминационный характер.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Каравичев В.О. возражал против удовлетворения заявления и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству.
Выслушав объяснения заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление Л. удовлетворить, Военная коллегия находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах установлены следующие составы военнослужащих: солдаты, матросы, сержанты, старшины; прапорщики и мичманы; офицеры: младшие офицеры, старшие офицеры, высшие офицеры.
Из содержания статьи следует, что приведенный в ней перечень составов военнослужащих разграничивает категории военнослужащих в зависимости от присвоенных воинских званий, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы производится дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы.
Приведенное в названной статье условие выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы - в зависимости от состава военнослужащих - воспроизводит понятие составов военнослужащих, изложенное в статье 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и не содержит дополнительных критериев для его расширительного толкования.
Таким образом, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, как и все другие дополнительные выплаты, исчисляется от занимаемой воинской должности, однако ее размер дифференцирован в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы.
Такой вывод согласуется с положениями части 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, согласно которым вышеприведенная дифференциация в выплате надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы обусловлена необходимостью сохранения единого уровня социальной защиты разных составов военнослужащих, проходящих военную службу в населенных пунктах различного уровня.
Что касается содержащегося в части 2 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности военной службе" положения о необходимости соответствия каждой воинской должности одного воинского звания, то оно указывает на основания и порядок прохождения военной службы и не устанавливает критерии выплаты денежного довольствия военнослужащим, в том числе в различных случаях, например, при прохождении прапорщиком (мичманом) военной службы на воинской должности, подлежащей замещению офицерами.
Поскольку Федеральным законом "О статусе военнослужащих" размер и порядок выплаты этой надбавки определяется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, Министр обороны Российской Федерации во исполнение закона Приказом от 30 июня 2006 года N 200 утвердил Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Этот Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 сентября 2006 года за N 8304 и 27 сентября 2006 года опубликован в установленном действующим законодательством порядке в Российской газете N 215.
При таких данных Приказ издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.
Согласно пункту 108 Порядка (в редакции Приказа Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 года N 367) ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы в размерах, указанных в содержащейся в этом пункте таблице.
Данное положение в полной мере соответствует требованиям закона и понятию составов военнослужащих.
Однако в таблице пункта 108 Порядка понятие состава военнослужащих как условие выплаты надбавки отсутствует, а вместо него введено новое понятие - состав военнослужащих согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности.
Помимо того, что такое понятие не соответствует понятию состава военнослужащих, содержащемуся в текстовой части пункта 108 Порядка, оно противоречит статье 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которой составы военнослужащих разграничиваются только в зависимости от присвоенных воинских званий.
Содержащееся в таблице пункта 108 Порядка другое понятие состава военнослужащих противоречит также буквальному и вышеприведенному смысловому содержанию части 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При таких обстоятельствах пункт 108 Порядка в части слов "согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности" в таблице после слов " Состав военнослужащих" вступил в противоречие с частью 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьей 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и требует судебного пресечения.
Поскольку до вынесения решения суда пункт 108 Порядка в указанной части применялся и на основании него были реализованы права граждан, суд полагает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В связи с тем, что суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявления Л., то на основании части 1 статьи 98 ГПК РФ понесенные заявителем судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд и комиссионного сбора, взысканного в связи с уплатой пошлины, подлежат возмещению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия
заявление Л. о признании недействующим пункта 108 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 " Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", в части слов "согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности" в таблице после слов " Состав военнослужащих" удовлетворить.
2. Пункт 108 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 " Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", в части слов "согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности" в таблице после слов " Состав военнослужащих" признать недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Л. понесенные ею судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд и комиссионного сбора, взысканного в связи с уплатой пошлины, в размере 130 (сто тридцать) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
И.В.КРУПНОВ
На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 21.02.2008 N ВКПИ 08-7 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 21.02.2008 N ВКПИ 08-7 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 21.02.2008 N ВКПИ 08-7 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 21.02.2008 N ВКПИ 08-7