в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
действует Редакция от 15.08.2008 Подробная информация

РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 15.08.2008 N 8499/08

Резолютивная часть решения оглашена 12 августа 2008 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 августа 2008 года.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе

председательствующего судьи Дедова Д.И.,
судей Борисовой Е.Е.,
Моисеевой Е.М.
при ведении протокола помощником судьи Трофимовой А.Х.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия " Опытно-производственное хозяйство " Солянское" государственного научного учреждения " Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго- Востока" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - предприятие) к Правительству Российской Федерации, с участием третьих лиц: государственного научного учреждения " Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго- Востока" (далее - институт), Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - академия) и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - агентство) о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. N 503-р " Об утверждении изменений прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы" (далее - распоряжение Правительства N 503-р) в части включения предприятия в перечень федеральных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.189).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены институт, академия и агентство.

В судебном заседании присутствовали представители:

от заявителя: предприятия - Митина Е.Г. (доверенность от 27.05.2008);

от заинтересованного лица: Правительства Российской Федерации - Григорьянц К.А. (доверенность от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);

от третьего лица: института - Митина Е.Г. (доверенность от 10.04.2008), Прянишников А.И. (приказ от 14.08.2007 N 186-ЛК);

от третьего лица: агентства - Гаян Е.М. - (доверенность от 01.08.2008 N ЮМ-03/16826);

от третьего лица: академии - Айдиев Р.А. (доверенность от 11.08.2008 N 36-09/157).

Суд

предприятие обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства N 503-р в части включения предприятия в перечень федеральных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.189).

В обоснование своего требования предприятие указало на то, что названное распоряжение в оспариваемой части принято в нарушение статей 5 и 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке), статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации); приватизация предприятия приведет к разрушению технологического единства научной и опытно-экспериментальной деятельности предприятия и научно-исследовательского института, прекращению прав собственности академии и хозяйственного ведения предприятия на имущество, используемое в научно-производственной деятельности.

В заявлении о дополнении требований, представленном в предварительном заседании, предприятие указало также на нарушение включением предприятия в прогнозный план приватизации пункта 2.1.33 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", в силу которого предприятие не подлежит приватизации.

Правительством Российской Федерации, агентством, институтом и академией суду и лицам, участвующим в деле, представлены письменные отзывы на заявление.

В судебном заседании представители предприятия, института и Академии заявленные требования поддержали.

Представители Правительства Российской Федерации и агентства возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив устно и в письменном отзыве, что оспариваемое распоряжение принято Правительством Российской Федерации в пределах его компетенции, при утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2008 год были соблюдены требования статьи 8 Закона о приватизации и Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Внесение предприятия в перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих приватизации в 2008 году, было согласовано с академией, которая письмами, подписанными ее президентом Г.А. Романенко, от 05.03.2007 N 01-29-10/32 и от 12.09.2007 N 01-29-10/187 дала согласие на включение предприятия в прогнозный план приватизации на 2008 год. Оспариваемое распоряжение не нарушает прав заявителей, поскольку приватизация предприятия предполагается путем преобразования его в открытое акционерное общество со стопроцентным участием в нем Российской Федерации, которая сохраняет полный контроль над деятельностью предприятия и является гарантией сохранения его специализации. Реорганизация предприятия в открытое акционерное общество в результате приватизации не повлечет за собой ограничения свободы новой организации в отношении участия в научной и опытно-производственной деятельности.

Представители института поддержали заявленные требования, пояснив, что институт осуществляет научно-методическое руководство деятельностью предприятия, предприятие является единственным государственным семеноводческим хозяйством, расположенным в пятой микрозоне Саратовской области, через которое осуществляется размножение семян сортов адаптированных к засушливым условиям Саратовской области и всего Поволжья. При изменении характера деятельности предприятия остановится научная деятельность института, поскольку научные разработки и внедрение их в производство не будут осуществляться. Отсутствие научного руководства может привести к банкротству предприятия.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктам 3.1 и 3.2 устава предприятия целью его деятельности является обеспечение научно-инновационной внедренческой деятельности института, увеличение производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, активное внедрение в производство достижений науки и передового опыта. Предприятие находится в ведомственном институту. Имущество предприятия закреплено за ним академией на праве хозяйственного ведения по договору от 20.12.2000.

Предприятие является единственным хозяйством в области семеноводства из экспериментальной базы института, силами которого осуществляется инновационная деятельность по внедрению новых сортов и гибридов семян. Согласно представленному суду перечню хозяйств, находящихся в ведении института, в отношении других хозяйств, занимающихся семеноводством (государственные унитарные предприятия " Елизаветинское", " Ерусланское" и " Чернышевское"), введены процедуры банкротства.

Приобщенные к материалам дела планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке адаптивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур на основе мобилизации генетических ресурсов растений, конструирования высокопродуктивных агросистем на 2006, 2007 и 2008 годы, договоры на проведение научно-исследовательских работ от 03.04.2008 N 17, 18/1, 19/1, 20/1, 21, заключенные институтом и ассоциацией " Аграрное образование и наука", договор от 18.01.2006 между институтом и предприятием о внедрении научных разработок в области семеноводства, отчет от 16.08.2007 о выполнении указанного договора в полном объеме свидетельствуют о том, что предприятие участвует в осуществлении научно-исследовательских работ института и совместно с институтом представляет единый научно-производственный комплекс.

Согласно пункту 6 статьи 5 Закона о науке при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации в отношении унитарных предприятий предусмотрен такой способ приватизации, как преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

В соответствии со статьей 39 Закона о приватизации права акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, от имени Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и (или) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная корпорация.

Порядок управления находящимися в государственной или муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, определяется Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 Положения " Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 738, права акционера от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Следовательно, в результате приватизации предприятие будет выведено из подчинения академии. В связи с этим станет невозможной реализация гарантий сохранения единого научно-производственного комплекса академии, сохранения основных направлений деятельности предприятия, его продуктивности и экономической самостоятельности (платежеспособности) в условиях засушливых климатических условий Поволжья.

Согласно пункту 6 статьи 43 Закона о приватизации имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2.1.33 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" запрещена приватизация предприятий и объектов научной и опытно-производственной сферы, входящих в состав Российской академии сельскохозяйственных наук, переданных ей в установленном порядке в соответствии с указами Президента Российской Федерации по перечням, утвержденным Советом Министров - Правительством Российской Федерации.

Данная норма о запрете приватизации предприятий и объектов научной и опытно-производственной сферы находится в системной связи с требованиями пункта 6 статьи 5 Закона о науке о сохранении технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности при реорганизации государственной научной организации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" Россельхозакадемия создана на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.01.1979 N 38 " Об организации Всероссийского отделения Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина" указанному отделению переданы в непосредственное подчинение научно-исследовательские учреждения с сетью опытно-производственных хозяйств и других предприятий согласно приложению N 1, в котором дан перечень научно-исследовательских учреждений, включая научно-исследовательские институты и сельскохозяйственные опытные станции. Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго- Востока (город Саратов) входит в этот перечень. Приказом по институту от 25.01.1961 N 20, совхоз " Солянский" принят в систему хозяйств института от Саратовского областного управления сельского хозяйства и преобразован в опытно-производственное хозяйство " Солянское". Доказательств выхода хозяйства из состава института на 17.01.1979 суду не представлено.

Таким образом, согласование академией приватизации предприятия сделано в нарушение требований законодательства о запрете на его приватизацию.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2008 года N 503-р " Об утверждении изменений прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы в части включения государственного унитарного предприятия " Опытно-производственное хозяйство " Солянское" государственного научного учреждения " Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго- Востока" Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.189) как не соответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Председательствующий судья
Д.И.ДЕДОВ
Судья
Е.Е.БОРИСОВА
Судья
Е.М.МОИСЕЕВА

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 15.08.2008 N 8499/08 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 15.08.2008 N 8499/08 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 15.08.2008 N 8499/08 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.