в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 06.11.2007 N 10081/07
действует Редакция от 06.11.2007 Подробная информация

РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 06.11.2007 N 10081/07

Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 6 ноября 2007 г.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе

председательствующего судьи Осиповой Н.В.,
судей Локтенко Н.И.,
Полубениной И.И.
при ведении протокола помощником судьи Лавриковой Е.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению организации научного обслуживания Центрального опытного проектно-конструкторского бюро ВНИИЭСХ РАСХН и Российской академии сельскохозяйственных наук о признании частично недействительным ненормативного акта.

В судебном заседании приняли участие представители:

от ЦОПКБ - Антоненко А.И. - директор (на основании удостоверения N 462 от 31.01.2001); Айдиев Р.А. - представитель (на основании доверенности от 21.08.2007 N 01/59);

от Россельхозакадемии - Лачуга Ю.Ф. - вице-президент Россельхозакадемии (на основании доверенности от 25.10.2007 N 36-09/952; Айдиев Р.А. (на основании доверенности от 22.08.2007 N 36-09/798);

от Правительства РФ - Григорьянц К.А. - представитель (на основании поручения Правительства РФ от 21.08.2007 N ДМ-П13-4153 и доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);

от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ) - Григорьянц К.А. - представитель (на основании доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);

от ГНУ Всероссийского научно-исследовательского института электрификации сельского хозяйства РАСХН (далее - институт) - Стребков Д.С. - директор (на основании удостоверения от 19.02.1997 N 179).

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

организация научного обслуживания Центральное опытное проектно-конструкторское бюро Государственного научного учреждения ВНИИ электрификации сельского хозяйства РАСХН (далее - ЦОПКБ, конструкторское бюро) и Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия) обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением к Правительству Российской Федерации о признании недействительным распоряжения от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, в части включения организации научного обслуживания Центрального опытного проектно-конструкторского бюро ГНУ ВНИИЭСХ РАСХН в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году.

К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора привлечено Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ) и Всероссийский научно-исследовательский институт электрификации сельского хозяйства (далее - ВНИИЭСХ РАСХН, институт).

В обоснование требования заявители указали на то, что названное распоряжение Правительства РФ (N 543-р) в оспариваемой части принято с нарушением норм части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, статей 5 и 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации. Заявители также указали на то, что приватизация ЦОПКБ приведет к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности конструкторского бюро и института, а также к прекращению имущественных прав академии и ЦОПКБ на имущество, используемое последним в научно-производственной деятельности.

Правительство РФ возражает против удовлетворения заявленного требования, указывая на то, что оспариваемое распоряжение не нарушает права заявителей, поскольку приватизация ЦОПКБ предполагается путем его преобразования в открытое акционерное общество с сохранением специализации его производства. Включение указанного предприятия в прогнозный план приватизации произведено с соблюдением норм законодательства о приватизации и с согласия Россельхозакадемии, выраженного в письме РАСХН от 05.03.2007 N 01-29-10/32.

ВНИИЭСХ РАСХН поддержало доводы заявителей, пояснив, что ЦОПКБ подчинено институту, является единственным в стране предприятием, обеспечивающим научное обслуживание выполнения научно-исследовательских работ по изготовлению образцов новой техники по тематике института.

ФАУФИ поддержало доводы Правительства РФ.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, изложенные в заявлениях и отзывах на них.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 1.4, 2.1, 2.2 устава ЦОПКБ входит в состав Российской академии сельскохозяйственных наук и находится в непосредственном организационно-методическом подчинении Всероссийского научно-исследовательского института электрификации сельского хозяйства; является организацией, созданной с целью выполнения научно-исследовательских работ, проводимых институтом по разработке и изготовлению специального оборудования в сфере энергообеспечения. Реорганизация и ликвидация ЦОПКБ может быть произведена только по решению Россельхозакадемии или суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 7.2 устава).

По договору от 05.01.2004 N V-5-1, заключенному между ЦОПКБ и Россельхозакадемией за конструкторским бюро закреплено на праве хозяйственного ведения государственное имущество.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный Закон "О науке..."), Россельхозакадемия наделена правом на создание, реорганизацию, ликвидацию и переподчинение учреждений, организаций и предприятий Россельхозакадемии, а также правомочиями собственника в отношении закрепленного за подчиненными организациями государственного имущества. Пунктами 35, 46 устава Россельхозакадемии осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции Президиума Россельхозакадемии.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон "О приватизации...") предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.

Между тем, материалами дела не подтверждается, что ЦОПКБ или Россельхозакадемия обращались в Правительство Российской Федерации или в ФАУФИ с предложениями о приватизации.

Согласно пункту 35 устава Россельхозакадемии решение о создании, реорганизации, ликвидации учреждений, предприятий и организаций академии относится к исключительной компетенции Президиума Россельхозакадемии. Президиум Россельхозакадемии решения о приватизации ОНО ЦОПКБ не принимал, о чем свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного Президиумом по факту направления в ФАУФИ списка организаций научного обслуживания для включения в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного суду не представлено.

Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на которое ссылается Правительство РФ в подтверждение правомерности издания оспариваемого акта, не содержит ссылки на соответствующее решение Президиума Россельхозакадемии, поэтому оно не может быть принято судом в качестве надлежащего доказательства согласования вопроса о приватизации названной организации.

Кроме того, письмами от 26.03.2007 N 01-29-06/56 и от 28.03.2007 N 01-29-10/59, направленными в Аппарат Правительства Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Россельхозакадемия просила исключить из проекта плана приватизации федерального имущества на 2008 год ряд организаций, в том числе и ОНО Центральное опытное проектно-конструкторское бюро.

Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Согласно пункту 11 Правил федеральные органы исполнительной власти не позднее 10 июня представляют согласованные перечни подведомственных им федеральных предприятий и организаций, подлежащих приватизации, в ФАУФИ, а в случае разногласий по проекту программы ФАУФИ проводит с этими органами согласительные совещания с участием представителя Министерства экономического развития и торговли РФ.

В связи с изложенным, указанные письма Россельхозакадемии об исключении ОНО ЦОПКБ из прогнозного плана приватизации, неправомерно не приняты во внимание Правительством РФ и ФАУФИ.

Заявителями представлены в дело документы (в том числе договоры на выполнение отдельных научно-исследовательских работ в 2007 году), из которых усматривается, что данная организация участвует в осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и пусконаладочных работ, связанных с разработкой приоритетных направлений развития энергооборудования. Иных организаций, осуществляющих данное направление исследований, по заявлению Россельхозакадемии, в ее составе не имеется.

Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона "О науке..." при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год не содержит указания на способ приватизации включенных в него предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13 Федерального закона "О приватизации...", предполагает реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного предприятия.

Следовательно, в результате приватизации ЦОПКБ утрачивается гарантия сохранения основных направлений деятельности Россельхозакадемии и подчиненных ей организаций и сохранения единства научно-производственного комплекса в сфере энергообеспечения.

Включение ОНО ЦОПКБ в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без согласия Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные интересы, противоречит названным нормам права, а также требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, в части включения организации научного обслуживания Центрального опытного проектно-конструкторского бюро ГНУ ВНИИЭСХ РАСХН в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.185) как несоответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Председательствующий судья
Н.В.ОСИПОВА
Судья
Н.И.ЛОКТЕНКО
Судья
И.И.ПОЛУБЕНИНА

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 06.11.2007 N 10081/07 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 06.11.2007 N 10081/07 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 06.11.2007 N 10081/07 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 06.11.2007 N 10081/07