в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 31.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПИСЬМО ФНС РФ от 29.10.2008 N ШС-6-3/783@ "О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ" (вместе с ПИСЬМАМИ Минфина РФ от 26.08.2008 N 03-05-04-02/49, от 02.06.2008 N 03-05-04-02/36)
действует Редакция от 29.10.2008 Подробная информация

ПИСЬМО ФНС РФ от 29.10.2008 N ШС-6-3/783@ "О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ" (вместе с ПИСЬМАМИ Минфина РФ от 26.08.2008 N 03-05-04-02/49, от 02.06.2008 N 03-05-04-02/36)

ПИСЬМО

Федеральная налоговая служба направляет для сведения письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2008 N 03-05-04-02/49 по вопросу об определении доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения.

Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН

Приложение

ПИСЬМОПИСЬМО

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о налогообложении земельным налогом земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также о предоставлении информации, необходимой для исчисления земельного налога, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Вместе с тем необходимо отметить, что основания прекращения права собственности на земельные участки предусмотрены в статье 44 Земельного кодекса Российской Федерации, к числу которых отнесены отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, отказ собственника от права собственности на земельный участок, принудительное изъятие у собственника его земельного участка в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Таким образом, изменение жилищного законодательства не влечет автоматического прекращения права государственной или муниципальной собственности на земельный участок путем его перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, положения статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ содержат лишь условия перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность, но не определяют порядок такого перехода, в связи с чем полагаем, что для перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме необходимо соблюдение общего (заявительного) порядка оформления земельно-правовых отношений.

На основании статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. Вместе с тем в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами (в частности, статьей 16 Федерального закона N 189-ФЗ) и законами субъектов Российской Федерации, предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание сложившуюся судебно-арбитражную практику (например, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.10.2007 N 10248/07), полагаем, что для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо издание соответствующего ненормативного акта уполномоченного органа.

По вопросу о налогообложении земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, необходимо отметить следующее.

В соответствии со статьей 388 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом налогоплательщиками не признаются организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

На основании пункта 1 статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Правила), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219, при регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, в графе "Доля" указывается размер доли в праве общей долевой собственности на них, принадлежащей собственнику помещения в многоквартирном доме, согласно сведениям, содержащимся в представленных на регистрацию документах. Если в представленных на регистрацию документах не указан размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в графу "Доля" вносятся слова "доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади", далее указываются сведения о помещении, принадлежащем собственнику (участнику общей долевой собственности), в соответствии с пунктами 28 и 29 Правил.

При регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, в графе "Правообладатель" указываются предусмотренные пунктом 18 Правил данные о собственниках помещений в многоквартирном доме.

На основании пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса содержащаяся в ЕГРП информация о долях в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и их правообладателях должна передаваться в налоговые органы.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи 396 Налогового кодекса).

На основании изданного во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" совместному Приказу Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28 февраля 2001 года N 36, БГ-3-08/67 "Об утверждении порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества" в налоговые органы представляется информация об объекте недвижимого имущества, признаваемом объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, а также об объекте недвижимого имущества, находящемся во владении юридического лица на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 418, Роснедвижимость осуществляет ведение государственного технического учета объектов капитального строительства и предоставление заинтересованным лицам сведений об объектах капитального строительства.

Приказом Минэкономразвития России от 8 сентября 2006 г. N 268 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, согласно которым источниками формирования реестра являются, в частности, технические паспорта, оформленные организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - ОТИ) по результатам технического учета и технической инвентаризации объектов учета, сведения и документы, полученные в результате инвентаризации учетно-технической документации, входящей в состав архивного фонда Российской Федерации, находящейся в пользовании ОТИ.

Согласно указанным Правилам для внесения в реестр сведений об объектах учета ОТИ предоставляет в соответствующее управление Роснедвижимости или его подразделение технический паспорт объекта учета в бумажном виде в 3-х экземплярах и в электронном виде, изготовленный при помощи специализированного программного обеспечения, и копии правоустанавливающих документов.

Одновременно сообщаем, что указанные разъяснения направлены в адрес ФНС России письмом Минфина от 27 марта 2007 г. N 03-05-05-02/17.

Директор Департамента
И.В.ТРУНИН

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО ФНС РФ от 29.10.2008 N ШС-6-3/783@ "О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ" (вместе с ПИСЬМАМИ Минфина РФ от 26.08.2008 N 03-05-04-02/49, от 02.06.2008 N 03-05-04-02/36) в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО ФНС РФ от 29.10.2008 N ШС-6-3/783@ "О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ" (вместе с ПИСЬМАМИ Минфина РФ от 26.08.2008 N 03-05-04-02/49, от 02.06.2008 N 03-05-04-02/36) в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПИСЬМО ФНС РФ от 29.10.2008 N ШС-6-3/783@ "О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ" (вместе с ПИСЬМАМИ Минфина РФ от 26.08.2008 N 03-05-04-02/49, от 02.06.2008 N 03-05-04-02/36) можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПИСЬМО ФНС РФ от 29.10.2008 N ШС-6-3/783@ "О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ" (вместе с ПИСЬМАМИ Минфина РФ от 26.08.2008 N 03-05-04-02/49, от 02.06.2008 N 03-05-04-02/36)