Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 08.11.2007 N 10079/07
РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 08.11.2007 N 10079/07
Резолютивная часть решения оглашена 1 ноября 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 8 ноября 2007 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Осиповой Н.В., судей Козловой А.С., Локтенко Н.И., при ведении протокола помощником судьи Лавриковой Е.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Государственного научного учреждения " Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности" РАСХН и Российской академии сельскохозяйственных наук о признании частично недействительным ненормативного акта.
В судебном заседании приняли участие представители:
от ГНУ ВНИИ молочной промышленности - Харитонов В.Д. - директор; Райдн Е.И.-С. - заместитель директора (на основании доверенности от 21.08.2007 N 1-34/405);
от Россельхозакадемии - Айдиев Р.А. - представитель (на основании доверенности от 22.08.2007 N 36-09/798); Иванов Д.А. - представитель (на основании доверенности от 22.08.2007 N 36-09/794);
от Правительства РФ - Григорьянц К.А. - представитель (на основании поручения от 21.08.2007 N ДМ-П13-4153 и доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);
от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - Григорьянц К.А. - представитель (на основании доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);
от Территориального управления ФАУФИ по г. Москве - Демина Е.С. - представитель (на основании доверенности от 13.06.2007 N 30-17/7060).
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд
Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности РАСХН (далее - институт) и Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия) обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением к Правительству Российской Федерации о признании недействительным распоряжения от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, в части включения в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году, производственно-экспериментального завода Россельхозакадемии.
В обоснование требования заявители указали на то, что названное распоряжение Правительства РФ (N 543-р) в оспариваемой части принято с нарушением норм статей 5 и 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", и порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации.
Кроме того, заявители ссылаются на то, что названное предприятие к моменту издания оспариваемого акта ликвидировано и исключено из реестра юридических лиц, а имущество завода закреплено за институтом на праве оперативного управления и является его опытно-экспериментальной базой. Поэтому приватизация опытно-экспериментального завода как имущественного комплекса приведет к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности института, а также к прекращению имущественных прав института и академии на имущество, используемое в научно-производственной деятельности.
Правительство РФ возражает против удовлетворения заявленного требования, указывая на то, что оспариваемое распоряжение не нарушает права заявителей, поскольку приватизация указанного имущественного комплекса предполагается путем его преобразования в открытое акционерное общество с сохранением характера его деятельности. Включение его в прогнозный план приватизации произведено с соблюдением норм законодательства о приватизации и с согласия Россельхозакадемии, выраженного в письме РАСХН от 05.03.2007 N 01-29-10/32.
ФАУФИ и ТУ ФАУФИ поддержали доводы Правительства РФ.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, изложенные в заявлениях и отзывах на них.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.6, 2.2 устава институт входит в состав Российской академии сельскохозяйственных наук и находится в непосредственном организационно-методическом подчинении академии; является организацией, созданной с целью выполнения научно-исследовательских работ в сфере цельномолочной и молочно-консервной промышленности, разработки автоматизированных систем, средств автоматизации и приборов. Реорганизация и ликвидация института может быть произведена только по решению Россельхозакадемии или суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 6.2 устава).
В состав института в качестве базы для проведения экспериментальных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ входит " Производственно-экспериментальный завод", который с 2003 года является структурным подразделением института. Институтом представлены в дело дополнительные документы, подтверждающие, что территориальное управление ФАУФИ было неоднократно информировано о реорганизации производственно-экспериментального завода путем присоединения к институту.
Имущество института, в том числе и имущественный комплекс структурного подразделения, закреплено за институтом на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от 02.06.2006 N 77 АГ 588011, N 77 АГ 588284, N 77 АГ 588283, от 09.02.2006 N 77 АГ 0177004 и приказом Россельхозакадемии от 08.04.2003 N 44.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон "О науке..."), Россельхозакадемия наделена правом на создание, реорганизацию, ликвидацию и переподчинение учреждений, организаций и предприятий Россельхозакадемии, а также правомочиями собственника в отношении закрепленного за подчиненными организациями государственного имущества. Пунктами 35, 46 устава Россельхозакадемии осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции Президиума Россельхозакадемии.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон "О приватизации...") предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.
Между тем, материалами дела не подтверждается, что институт или Россельхозакадемия обращались в Правительство Российской Федерации или в ФАУФИ с предложениями о приватизации производственно-экспериментального завода.
Согласно пункту 35 устава Россельхозакадемии решение о создании, реорганизации, ликвидации учреждений, предприятий и организаций академии относится к исключительной компетенции Президиума Россельхозакадемии. Президиум Россельхозакадемии решения о приватизации производственно-экспериментального завода не принимал, о чем свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного Президиумом по факту направления в ФАУФИ списка научных организаций для включения в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного суду не представлено.
Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на которое ссылается Правительство РФ в подтверждение правомерности издания оспариваемого акта, не содержит ссылки на соответствующее решение Президиума Россельхозакадемии, поэтому оно не может быть принято судом в качестве надлежащего доказательства согласования вопроса о приватизации названной организации.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона "О науке..." при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год не содержит указания на способ приватизации включенных в него предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13 Федерального закона "О приватизации...", предполагает реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного предприятия.
Следовательно, в результате приватизации производственно-экспериментального завода утрачивается гарантия сохранения одного из основных направлений деятельности Россельхозакадемии и подчиненных ей организаций, а также сохранения единства научно-производственного комплекса института в сфере молочного перерабатывающего производства.
Включение завода в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без согласия института и Россельхозакадемии нарушает их имущественные права и законные интересы, противоречит названным нормам права, а также требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 806.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, в части включения в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году, производственно-экспериментального завода Россельхозакадемии (пункт 2.146) как не соответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Председательствующий судья
Н.В.ОСИПОВА
Судья
А.С.КОЗЛОВА
Судья
Н.И.ЛОКТЕНКО
На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 08.11.2007 N 10079/07 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 08.11.2007 N 10079/07 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 08.11.2007 N 10079/07 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 08.11.2007 N 10079/07