в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 02.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • "ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ИНИЦИАТИВА "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ" (утв. Президентом РФ 24.04.2007 N Пр-688)
действует Редакция от 24.04.2007 Подробная информация

"ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ИНИЦИАТИВА "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ" (утв. Президентом РФ 24.04.2007 N Пр-688)

УТВЕРЖДАЮ
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
24.04.2007 г. Пр-688

Мир вступает в новую эпоху развития, связанную с разработкой и практическим использованием достижений науки в области нанотехнологий. Наноиндустрия, которая базируется на манипуляции отдельными атомами и молекулами, конструировании из них новых материалов и изделий, будет в XXI веке определять прогресс и состояние дел во всех областях человеческой деятельности. Исходя из этого участие России в создании нанотехнологий и формировании рынка соответствующей продукции определит ее реальное место в современном мире и, соответственно, ее экономические и политические возможности.

Наноиндустрия находится на таком этапе развития, когда получение результатов определяется в первую очередь новыми идеями, а необходимое оборудование только разрабатывается. С одной стороны, уже имеются новые материалы, востребованные промышленностью и способные совершить масштабную революцию в научной и производственной сферах, с другой - нет конкурентных технологий их массового производства. В этих условиях Россия может и должна сыграть значимую роль в осуществлении и продвижении соответствующих разработок и основанных на них инновационных проектов для мировых рынков. Интеллектуальный, организационный и финансовый потенциал страны позволяет нам войти в число лидеров на международном рынке нанопродукции и наноуслуг.

Наномир бросает вызов большинству привычных представлений о характере физико-химических превращений вещества, о возможностях их использования. В ближайшие несколько лет применение нанотехнологий в промышленных масштабах качественно изменит многие сферы человеческой деятельности, повседневную жизнь людей.

Станут доступными и востребованными солнечные батареи, гибкие цветные дисплеи, на порядки более быстрая и емкая электроника, методы диагностики и лечения смертельных заболеваний. Изменятся технологии строительства и архитектурные решения. Будут созданы автомобили, работающие на водородных топливных элементах. Новые системы управления, легкие и прочные конструкционные материалы значительно увеличат надежность и снизят стоимость летательных аппаратов всех типов, прежде всего самолетов и космических кораблей. Высококачественная посуда, телевизионная аппаратура высочайшего класса, практически вечные батарейки или лампочки будут доступны каждому. Устройства для фильтрования воздуха и воды существенно улучшат экологическую ситуацию. Еда будет храниться в специальных упаковках, которые смогут обеспечить сохранность продуктов, определить начинающуюся порчу и просигнализировать об этом потребителю. Одежда будет несминаемой, стойкой к воздействию воды и грязи и невосприимчивой к запахам. Цветной асфальт, контролирующий скорость движения, стены, впитывающие и перерабатывающие ядовитые выхлопы, из области сказок перейдут в реальность.

С помощью достижений в области нанотехнологий могут быть в перспективе решены ключевые проблемы цивилизации: энергетическая, экологическая и продовольственная безопасность, качество жизни, образования и общественного управления, борьба с бедностью, болезнями и терроризмом. В то же время потребуются беспрецедентные усилия мирового сообщества по ограничению развития военной нанотехники, введению режимов ограничения доступа к ней, установлению действенных процедур международного контроля, от которых будет прямо зависеть выживаемость человечества в XXI веке.

Наномир потребует от всех нас новых знаний и навыков, фантазии и точного расчета, чувства меры. Активное вмешательство человека в преобразование материального мира на молекулярном и квантовом уровне уже сегодня требует и соответствующего духовного осмысления. Гуманистическая направленность работ в области нанотехнологий заключается в том, чтобы формировать представления о человеке как о творце и о целях прогресса, тщательно анализировать и учитывать последствия научных и хозяйственных стратегий, их влияние на общество и экологию.

Революционные изменения, связанные с внедрением нанотехнологий, приведут к резкому уменьшению потребности в неквалифицированных видах труда, предъявят новые требования к системе образования. Образование в XXI веке должно стать по-настоящему доступным и непрерывным. Междисциплинарный подход будет постепенно приходить на смену отраслевому, что сформирует условия для подготовки специалистов с системным мышлением - лидеров, способных воспринимать нанотехнику как сплав индустрии, науки, экономики и духовной организации общества.

Идеология продвижения в России новых проектов развития высоких технологий требует формирования соответствующей революционной по сути парадигмы мышления, разработки организационных и экономических механизмов, адекватных поставленным задачам.

Перспективные задачи развития наноиндустрии

Исходя из современного уровня разработок в области нанотехнологий, перспектив фундаментальных научных исследований, можно сформулировать три основные задачи развития наноиндустрии.

На первом этапе стоит задача кардинального увеличения объемов производства уже выпускаемой и востребованной продукции нанотехнологий, насыщения соответствующих рынков в ближайшие три-четыре года.

В результате в течение указанного периода будет реализован комплекс социально-экономических целей:

создано значимое в масштабах экономики страны количество новых высокотехнологичных рабочих мест и увеличена капиталоемкость производства;

повышено качество медицинского обслуживания населения за счет широкого внедрения принципиально новых диагностических средств (биочипы);

улучшена экологическая ситуация (повышено качество очистки и переработки отходов производства и снижено их количество, повышено качество питьевой воды за счет массового использования новых высокоэффективных мембран и мембранно-каталитических систем);

достигнуто значимое в масштабах экономики страны снижение материале- и энергоемкости продукции отечественной промышленности (массовое использование новых

наноструктурированных материалов, светодиодов).

Задача второго этапа - разработка и доведение до промышленного производства новых видов продукции нанотехнологий, которые должны появиться на рынке через три -пять лет.

Результатами реализации данной задачи наряду с расширением масштабов уже достигнутых социально-экономических целей, в частности, станут:

увеличение продолжительности и повышение качества жизни за счет внедрения принципиально новых видов медицинского обслуживания (системы адресной доставки лекарств, медицинские микроробототехнические системы, медицинские нано- и микросенсорные системы для телемедицины);

повышение уровня индивидуальной безопасности, безопасности объектов транспорта, объектов промышленного, общественного и бытового назначения за счет широкого использования принципиально новых нано- и микросенсорных систем дистанционного контроля и управления.

Задача третьего этапа - опережающее развитие принципиально новых направлений в области нанотехнологий, обеспечивающих создание в стране надотраслевой научно-образовательной и производственной среды в перспективе на ближайшие 10-20 лет. Главным содержанием этого этапа станут разработка и создание:

продукции нанобиотехнологий;

гибридных устройств и приборов бионического типа;

нанобиосистем и устройств, включая принципиально новые гибридные системы очувствления бионического типа;

биоробототехнических систем.

Реализация задачи третьего этапа приведет к созданию принципиально нового технологического базиса экономики в Российской Федерации.

Нанотехнологии: от идеи к практическому применению

Всеобъемлющий характер применения нанотехнологий свидетельствует о том, что масштабные нанопроекты носят межотраслевой характер и требуют применения новых организационных подходов для их реализации. Это обусловлено беспрецедентным разнообразием развиваемых направлений работ в рамках нанотехнологических программ, сложностью их эффективной координации, большим объемом выделяемых финансовых средств, а также ожидаемыми глобальными последствиями осуществления этих работ.

Основной проблемой является разрыв между высоким качеством осуществляемых исследований, созданных научно-технологических заделов в сфере нанотехнологий и критически низким уровнем инфраструктуры наноиндустрии в стране.

Для развития наноиндустрии необходимо создать современные кадровую, приборно-инструментальную, технологическую и информационную базы, добиться эффективной координации работ в этой области, ликвидировать избыточные экономические, институциональные и правовые барьеры, препятствующие развитию рынка нанопродукции и наноуслуг.

Основными инструментами государственной политики в сфере нанотехнологий должны стать:

программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года;

федеральная целевая программа " Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы";

иные федеральные целевые, региональные, отраслевые и ведомственные программы, предусматривающие финансирование разработок в сфере нанотехнологий и доведение их результатов до стадии промышленного производства.

Должна быть сформирована инфраструктура национальной нанотехнологической сети, обеспечивающей концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях исследований и разработок, повышение эффективности работ и уровня их координации, создание благоприятных условий для ускоренного введения в хозяйственный оборот новой конкурентоспособной продукции нанотехнологий.

В состав национальной нанотехнологической сети войдут:

национальный исследовательский центр нанотехнологий, наносистем и наноматериалов на базе федерального государственного учреждения " Российский научный центр " Курчатовский институт", осуществляющий научную координацию деятельности по реализации президентской инициативы " Стратегия развития наноиндустрии";

российская корпорация нанотехнологий, решающая задачи организационной и финансовой поддержки инновационной деятельности в сфере нанотехнологий;

организации, осуществляющие финансирование проектов развития нанотехнологий, включая венчурные фонды;

научные, образовательные, проектные и промышленные центры и лаборатории, созданные на базе вузов, Российской академии наук и других научных организаций, предприятий и учреждений различных форм собственности, осуществляющие исследования, разработки в сфере нанотехнологий и выпуск нанопродукции.

Особое внимание должно быть уделено созданию необходимых условий для организации эффективной деятельности национальной нанотехнологической сети, включающих в себя:

оснащение вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием, создание приборно-инструментальной базы передового уровня;

создание национальной информационно-аналитической системы, обеспечивающей подготовку и принятие управленческих решений в сфере нанотехнологий; эффективность определения и согласования приоритетов и областей ответственности исполнительных органов; согласование направлений международного научно-технического сотрудничества, тематики НИОКР; формирование единого реестра заказов, единого перечня квалифицированных исполнителей и областей их компетенции; обмен достигнутыми результатами; формирование высокоскоростной вычислительной сети;

совершенствование системы управления интеллектуальной собственностью (создание нормативно-правовой базы патентно-лицензионной деятельности, оформление исключительных прав, обеспечение создания организационно-правовых механизмов трансферта нанотехнологий);

разработка национальной системы стандартов и сертификации в сфере нанотехнологии и наноматериалов, гармонизированной с международной системой;

создание системы содействия продвижению продукции наноиндустрии российского производства на внутренний и внешний рынок.

Основными задачами, которые предстоит решить в рамках национальной нанотехнологической системы, являются:

рост объема и результативности государственных и частных инвестиций в исследования, разработки и производственную деятельность, связанные с развитием и внедрением нанотехнологии;

формирование территориальных научно-производственных кластеров, обеспечивающих создание, производство и продвижение на рынок высоких технологий конкурентоспособной продукции наноиндустрии, с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

разработка и внедрение эффективных механизмов коммерциализации результатов исследований и разработок в области наноиндустрии;

информирование общества о возможностях, перспективах и рисках, связанных с применением нанотехнологии;

создание системы оперативного мониторинга научно-технического, производственного и рыночного потенциала Российской Федерации в сфере нанотехнологии;

изучение и анализ ближайших, среднесрочных и стратегических перспектив развития мирового рынка нанотехнологии, исследований и разработок, проводимых за рубежом;

организация эффективного международного сотрудничества, реализация совместных с иностранными государствами и частными корпорациями, финансирующими проведение работ, проектов в области развития и внедрения нанотехнологии, привлечение иностранных специалистов высокой квалификации к научной, педагогической и производственной деятельности, осуществляемой в рамках национальной нанотехнологической сети.

Формирование национальной нанотехнологической сети осуществляется в два этапа:

первый этап - 2007 - 2010 годы;

второй этап - 2011 - 2015 годы.

На первом этапе должны быть сформированы конкурентоспособный сектор исследований и разработок в области наноиндустрии и эффективная система коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере нанотехнологий.

На втором этапе должны быть созданы условия для масштабного наращивания объема производства продукции наноиндустрии и выхода профильных российских организаций на мировой рынок высоких технологий.

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен "ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ИНИЦИАТИВА "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ" (утв. Президентом РФ 24.04.2007 N Пр-688) в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете "ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ИНИЦИАТИВА "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ" (утв. Президентом РФ 24.04.2007 N Пр-688) в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать "ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ИНИЦИАТИВА "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ" (утв. Президентом РФ 24.04.2007 N Пр-688) можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • "ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ИНИЦИАТИВА "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ" (утв. Президентом РФ 24.04.2007 N Пр-688)