Последнее обновление: 14.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 03.06.99 N КАС 99-87
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 03.06.99 N КАС 99-87
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
| председательствующего | Федина А.И. |
| членов коллегии | Кебы Ю.Г. и Пелевина Н.П. |
| с участием прокурора | Белан М.Г. |
рассмотрела в судебном заседании от 3 июня 1999 года дело по жалобе Т. на приказ Министерства иностранных дел РФ от 26 ноября 1998 года N 14383 " Об утверждении тарифа сборов за фактические расходы, связанные с оказанием паспортно-визовых услуг при оформлении выезда из Российской Федерации граждан РФ и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию" по кассационной жалобе Т. на решение Верховного Суда РФ от 6 апреля 1999 года, которым жалоба Т. оставлена без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей Министерства иностранных дел России Б., Г. и Ж., возражавших против удовлетворения жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Белан М.Г., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия,
Т. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на указанный нормативный акт Министерства иностранных дел, сославшись на то, что налоговым законодательством не предусмотрен сбор за паспортно-визовые услуги, а в соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Т. ставит вопрос об отмене судебного решения, оспаривая сделанные судом выводы по существу спора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд первой инстанции сослался на то, что установленные оспоренным нормативным актом тарифы не относятся к налоговым платежам и сборам, а являются платой для зарегистрированных в Министерстве иностранных дел РФ организаций, командирующих своих сотрудников за границу и преследует лишь цель возмещения фактических расходов, которые несет МИД России при оказании таким организациям консульских услуг.
Данный вывод Верховного Суда РФ подтверждается объяснениями представителей Министерства иностранных дел РФ в судебном заседании, пояснивших суду, что оспоренное заявителем положения приказа распространяются лишь на организации, зарегистрированные в МИ Де России и находящиеся на консульском обслуживании; на граждан, пользующихся консульскими услугами непосредственно, данное положение приказа (п. 1 раздел I Тарифа сборов) не распространяется.
То обстоятельство, что оспоренное положение нормативного правового акта МИД РФ применимо лишь в отношении организаций, зарегистрированных в Министерстве иностранных дел РФ и находящихся на консульском обслуживании, подтверждается наличием в данном приказе указания на то, что от оплаты услуг по оформлению выездных документов для работников, командируемых за границу, освобождаются бюджетные организации, входящие в перечень федеральных органов государственной власти, государственные органы и организации, которые финансируются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в разделе III этого приказа установлены тарифы за регистрацию организаций на консульское обслуживание.
Приведенный выше порядок консульского обслуживания граждан через командирующие их организации, зарегистрированные в МИ Де России предусмотрен ч. 4 ст. 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
В первоначальной жалобе заявитель Т. утверждая, что без уплаты установленного оспоренным приказом тарифа консульского сбора ему отказывают в оформлении заграничного паспорта, вместе с тем не представил суду каких-либо доказательств, которые бы свидетельствовали о нарушении его прав и законных интересов как гражданина.
Согласно же ст. 6 Закона РФ " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" именно на гражданина, обжалующего в суде решения (в том числе и нормативные акты) возложена обязанность доказать факт нарушения своих прав и свобод оспоренным актом (либо, при обжаловании нормативного акта - факт реальной угрозы нарушения таких прав и свобод в будущем).
Кроме того, в письменных возражениях на жалобу Заместитель Министра иностранных дел РФ и представители министерства - в судебном заседании действие оспоренного акта связывают исключительно в отношении организаций, состоящих на консульском обслуживании в МИД РФ и командирующих своих работников за границу, и именно при этом условии действия приказа суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении жалобы, Кассационная коллегия полагает, что в случае применения на практике оспоренного положения нормативного акта в отношении заявителя (или любых других граждан), он (они) вправе будут обратиться в суд за защитой своего конкретного права, если оно будет поставлено под угрозу фактическим применением этого акта.
При этом заявитель (либо иные граждане) в таком случае вправе будет в обоснование своих требований ссылаться на настоящее решение Верховного Суда РФ и учтенные судом при разрешении спора мнение представителей МИ Да РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 апреля 1999 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
На сайте «Zakonbase» представлен ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 03.06.99 N КАС 99-87 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 03.06.99 N КАС 99-87 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 03.06.99 N КАС 99-87 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 03.06.99 N КАС 99-87
