в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 05.08.97 N 17 "О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ" (вместе с "ПРАВИЛАМИ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ И УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")
не действует Редакция от 05.08.1997 Подробная информация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 05.08.97 N 17 "О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ" (вместе с "ПРАВИЛАМИ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ И УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 апреля 1998 г. N 1502


Постановление

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации постановляет:

1. Принять "Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации".

2. Направить Правила на Государственную регистрацию в Минюст России.

3. Правила ввести в действие в установленном порядке.

Председатель Госстандарта России
Г.П.ВОРОНИН

Первый заместитель Председателя
Госстандарта России
А.К.ДЖИНЧАРАДЗЕ

Зам. начальника
Управления сертификации
А.А.ЛЮЛИЧКИН

За начальника
Научно - технического управления
И.А.КОРОВКИН

Начальник юридического отдела
В.Б.ЯРОЦКИЙ

Утверждены
Постановлением
Госстандарта России
от 5 августа 1997 г. N 17

ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ И УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящие правила применяют при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации. На основе настоящих правил федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции могут разрабатывать и принимать правила сертификации однородных работ и услуг.

Основные термины и определения, цели и принципы, состав и функции участников, общие правила сертификации работ и услуг соответствуют Закону "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета, 1993, N 26, ст. 966 и в Собрании законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4) и "Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации" (утверждены Постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N 3. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 г., регистрационный номер 521, опубликованы в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1994, N 6, стр. 5).

I. Общие положения

1.1. Объекты обязательной сертификации работ и услуг устанавливаются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Объектами добровольной сертификации являются работы и услуги, не подлежащие обязательной сертификации, а также работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не подтверждаемым при обязательной сертификации.

1.2. Сертификацию работ и услуг проводят органы по сертификации.

1.3. При обязательной сертификации подтверждают соответствие работ и услуг обязательным требованиям (в том числе требованиям безопасности работ и услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также безопасности процесса выполнения работ и оказания услуг).

1.4. Сертификацию работ и услуг проводят по схемам сертификации. Схемы с рекомендациями по их применению приведены в приложении.

Схемы сертификации конкретных видов работ и услуг, а также критерии их выбора устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.

II. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ, НА СООТВЕТСТВИЕ КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

2.1. При сертификации работ и услуг применяют:

законодательные акты Российской Федерации;

правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;

государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам.

2.2. Нормативные документы, применяемые при сертификации, должны содержать требования к качеству и безопасности работ и услуг, а также методы их оценки, проверки, испытаний, контроля.

2.3. При сертификации работ и услуг следует применять официальные издания нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

2.4. Требования в нормативных документах, применяемых при сертификации, должны иметь четкие формулировки, обеспечивающие точное и однозначное их толкование.

III. ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ

3.1. Сертификация работ и услуг включает:

подачу заявки на сертификацию;

рассмотрение и принятие решения по заявке;

оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям;

принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;

выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

3.2. Подача заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие решения по ней

3.2.1. Заявитель направляет заявку на сертификацию в орган по сертификации в соответствии с его областью аккредитации.

При наличии нескольких органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель вправе обратиться в любой из них.

3.2.2. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации.

3.3. Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает:

оценку выполнения работ и оказания услуг;

проверку, испытания результатов работ и услуг.

3.3.1. Оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от схемы сертификации включает:

оценку мастерства исполнителя работ и услуг;

оценку процесса выполнения работ и оказания услуг;

анализ состояния производства;

оценку организации (предприятия) - исполнителя работ и услуг;

оценку системы качества;

рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами.

Порядок оценки процесса выполнения работ и оказания услуг устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. Итоги оценки отражают в актах.

3.3.2. Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации в соответствии с нормативными документами.

Испытания результатов работ и услуг проводят в аккредитованных испытательных лабораториях. Итоги проверки и испытаний отражают в протоколах.

3.4. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата

3.4.1. Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует.

Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие.

При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.

3.4.2. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не более чем на три года.

3.4.3. При внесении изменений в нормативную и техническую документацию на работы и услуги, в организационно - правовую форму юридического лица и других изменений, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации, держатель сертификата должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.

3.5. Применение знака соответствия при обязательной сертификации

3.5.1. Применение знака соответствия при обязательной сертификации осуществляется на основе лицензии. Лицензию выдает орган по сертификации в соответствии с "Правилами выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия". Утверждены Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1994 г. N 12. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный N 825. Опубликованы в газете "Российские вести" 1 июня 1995 года N 100 (773).

Общие требования к применению знака соответствия при обязательной сертификации работ и услуг соответствуют Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138. Опубликованы в газете "Российские вести" 8 августа 1996 года N 147 (1068).

3.5.2. Знак соответствия наносят на квитанцию, наряд - заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и др., а также используют в рекламных и печатных изданиях.

3.5.3. Правила применения знака соответствия и особенности маркирования устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.

3.6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг

3.6.1. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.

3.6.2. Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля.

Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.

3.6.3. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ и услуг, общественных объединений потребителей.

3.6.4. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг содержит следующие виды работ:

анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных работ и услуг;

разработку программы инспекционной проверки;

создание комиссии для проведения инспекционной проверки;

проведение инспекционной проверки;

оформление результатов и принятие решения.

3.6.5. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.

3.6.6. В случае несоответствия работ и услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия.

3.6.7. Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия.

3.6.8. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

приостанавливает действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора;

устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

проверяет выполнение корректирующих мероприятий.

3.6.9. После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.

3.6.10. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности, орган по сертификации отменяет действие сертификата, аннулирует лицензию на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.

IV. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

4.1. Держатель сертификата обязан указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряд - заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении обязательной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).

4.2. Органы по сертификации работ и услуг направляют информацию о деятельности по сертификации в федеральный орган исполнительной власти, организующий и проводящий работы по обязательной сертификации.

4.3. Органы по сертификации представляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

V. РАССМОТРЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИЙ

5.1. При возникновении спорных вопросов участник сертификации может подать апелляцию в центральный орган системы сертификации однородных работ и услуг.

5.2. Если участник сертификации работ и услуг не удовлетворен решением по апелляции, то он может подать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке или Орган, возглавляющий систему добровольной сертификации.

5.3. Спорные вопросы, возникающие между участниками сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации.

Приложение

Приложение

1. Схемы сертификации
Номер схемы Оценка выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
1 Оценка мастерства исполнителя работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль мастерства исполнителя работ и услуг
2 Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг
3 Анализ состояния производства Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль состояния производства
4 Оценка организации (предприятия) Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль соответствия установленным требованиям
5 Оценка системы качества Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль системы качества
6 Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами Контроль качества выполнения работ, оказания услуг
7 Оценка системы качества Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами Контроль системы качества
2. Применение схем сертификации

2.1. По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле.

Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера - ремонтника, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т.д.).

2.2. По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.

В зависимости от сложности процесса оценивают:

полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;

оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;

метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и др. обеспечение;

безопасность и стабильность процесса;

профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.

Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).

2.3. По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг.

Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.

2.4. По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) - исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (класс ресторана, разряд ателье, звезда гостиницы и др.).

2.5. По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Оценку системы качества (по схемам 5, 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами.

Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.).

При наличии сертификата на систему качества его учитывают при сертификации работ и услуг.

2.6. Схемы 6, 7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям.

В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям.

Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном или мировом рынках, как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.

Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества.

Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемым документам проводят обследование организации (предприятия).

Особенности применения схем сертификации на основе декларации о соответствии указывают в правилах сертификации однородных видов работ и услуг.

Схемы сертификации с использованием декларации о соответствии при добровольной сертификации не применяют.

2.7. Во всех схемах сертификации, если это не противоречит правилам сертификации однородных работ и услуг, могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученным вне работ по сертификации, например:

результаты социологических обследований и экспертных оценок;

протоколы испытаний;

договоры исполнителя работ и услуг с потребителем;

акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью работ и услуг (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов);

техническая и др. документация исполнителя работ и услуг.

Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.

На сайте «Zakonbase» представлен ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 05.08.97 N 17 "О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ" (вместе с "ПРАВИЛАМИ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ И УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ") в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 05.08.97 N 17 "О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ" (вместе с "ПРАВИЛАМИ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ И УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ") в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 05.08.97 N 17 "О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ" (вместе с "ПРАВИЛАМИ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ И УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ") можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 05.08.97 N 17 "О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ" (вместе с "ПРАВИЛАМИ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ И УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")