в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • "РАЗЪЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Приняты на заседании Высшей квалификационной коллегии судей 23 января 2004 г.)
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация

"РАЗЪЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Приняты на заседании Высшей квалификационной коллегии судей 23 января 2004 г.)

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, обсудив на своем заседании 23 января 2004 г. поступившие вопросы, полагает возможным дать следующие разъяснения и рекомендации.

Необходимо ли сдавать квалификационный экзамен судье конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, желающему работать судьей суда общей юрисдикции?

Согласно пункту 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Поскольку Закон не содержит изъятий в отношении судей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, указанные судьи квалификационный экзамен не сдают. Это, однако, не исключает возможности квалификационной коллегии судей при даче заключения выяснить, насколько судья субъекта Российской Федерации готов исполнять обязанности судьи суда общей юрисдикции, и наоборот.

На какой срок судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации может быть назначен судьей федерального суда: на три года или пожизненно?

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Поскольку судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации не является федеральным судьей, первый раз он может быть назначен на должность федерального судьи сроком на три года.

Засчитывается ли в стаж работы в качестве судьи работа судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации при уходе (удалении) федерального судьи в отставку и назначении ему ежемесячного пожизненного содержания?

Согласно пункту 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание.

Поскольку Закон не содержит изъятий в отношении судей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, в стаж работы в должности судьи при уходе (удалении) в отставку федерального судьи засчитывается время его работы в должности судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

В какой срок судья, желающий перейти на работу в другой суд того же уровня на должность, аналогичную занимаемой им, вправе подать заявление об этом: до даты, указанной в средствах массовой информации о приеме заявлений, либо до даты рассмотрения заявлений на заседании квалификационной коллегии судей?

Заявление судьи федерального суда о назначении на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня или нижестоящий суд адресуется Президенту Российской Федерации и направляется председателю соответствующего суда, обладающему правом внесения представления Президенту Российской Федерации о назначении судей, то есть Председателю Верховного Суда Российской Федерации или Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Законодательством срок направления указанного заявления названным должностным лицам не установлен.

Должны ли представители Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иного суда при проведении конкурса на замещение вакантной должности судьи сообщить квалификационной коллегии судей о наличии заявления судьи федерального суда, желающего перейти на должность, аналогичную занимаемой им?

Поскольку в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" судья федерального суда может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня или нижестоящий суд без получения положительного заключения квалификационной коллегии судей, ее извещение о наличии такого заявления не является обязательным.

На чье имя направляется заявление судьи о переводе его на работу в другой суд на должность, аналогичную занимаемой им, - на имя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или председателя суда субъекта Российской Федерации?

Заявление судьи федерального суда о назначении на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня или нижестоящий суд адресуется Президенту Российской Федерации и направляется председателю соответствующего суда, обладающему правом внесения представления Президенту Российской Федерации о назначении судей, то есть Председателю Верховного Суда Российской Федерации или Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (см. разъяснения и рекомендации Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 17-21 марта 2003 г. <*>).


<*> Вестник ВАС РФ, N 7, 2003, с. 118-122

Судья, чьи полномочия прекращены в связи с истечением их срока, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи. Какие меры воздействия могут быть применены к нему в случае совершения в период осуществления указанных полномочий проступка, умаляющего авторитет судебной власти?

Согласно пункту 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 3 настоящего Закона, сохраняет гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

В соответствии с пунктом 7 статьи 15 названного Закона квалификационная коллегия судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи, установив, что он более не отвечает требованиям, предъявляемым к судьям настоящим Законом, прекращает отставку судьи. Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это решение в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 14 названного Закона.

Должна ли прекращаться отставка федерального судьи в случае избрания (назначения) его судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации?

В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" отставка судьи прекращается в случае повторного избрания на должность судьи. Поскольку исключений в отношении судей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации Закон не содержит, при избрании (назначении) судьи, пребывающего в отставке, на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации его отставка прекращается.

Вправе ли квалификационная коллегия судей по собственной инициативе прекратить отставку судьи, или она может это сделать на основании представления председателя соответствующего суда?

Применительно к статье 4 Положения о квалификационных коллегиях судей отставка судьи может быть прекращена на основании представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества, в котором содержится просьба о прекращении отставки судьи.

При этом учитываются также разъяснения и рекомендации Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 13-17 января 2003 г. <*>


<*> " Вестник ВАС РФ", N 5, с. 143-151

Полномочия заместителя председателя суда прекращены в связи с истечением срока, на который он был назначен, и в силу пункта 11 статьи 6.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" он продолжает осуществлять полномочия судьи в том же суде.

Вправе ли председатель суда на основании пункта 4 статьи 6.2 названного Закона поручить этому судье осуществление полномочий председателя суда при условии, что в суде имеется другой заместитель председателя суда?

Согласно пункту 4 статьи 6.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя - по поручению председателя суда один из судей этого суда (см. также разъяснения и рекомендации Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 17-21 марта 2003 г.).

Возможен ли переход мирового судьи на работу мировым судьей другого судебного участка одной области без положительного заключения квалификационной коллегии судей?

Согласно пункту 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Без такого заключения лишь судья федерального суда может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня или в нижестоящий суд. Поскольку мировой судья федеральным судьей не является, то для назначения (избрания) его мировым судьей другого судебного участка одной области требуется рекомендация квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации.

Через какое время мировой судья вправе повторно обратиться за рекомендацией на должность мирового судьи после того, как квалификационная коллегия судей не рекомендовала его на должность мирового судьи?

В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, предъявляемым законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

В случае отказа квалификационной коллегии судей в рекомендации на должность судьи, а также если кандидат не был рекомендован на должность судьи, он имеет право при объявлении конкурса на ту же или иную должность судьи обратиться с заявлением о рекомендации, поскольку в федеральном законодательстве запрет на подачу такого заявления не содержится. Отсутствует в законе и указание о сроке, по истечении которого кандидат вправе повторно обратиться с заявлением о рекомендации его на должность судьи (см. разъяснения и рекомендации Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 17-21 марта 2003 г.).

Вправе ли судья, пребывающий в отставке, работать адвокатом?

Поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать, в частности, в общественных объединениях, судебная практика исходит из того, что такой судья вправе работать адвокатом. На этот период членство указанного судьи в судейском сообществе приостанавливается. Отставка судьи, не имеющего стажа работы в должности судьи 20 лет или не достигшего возраста 55 (для женщин - 50) лет, который приступил к работе адвокатом, подлежит прекращению в соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Лицо было назначено на должность мирового судьи на три года. Необходима ли рекомендация квалификационной коллегии судей для повторного назначения мирового судьи на срок восемь лет, если у него имеется стаж работы в должности федерального судьи не менее пяти лет?

Как указано в пункте 2 статьи 5 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", от сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Из содержания названного Закона следует, что лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии как при назначении (избрании) на должность мирового судьи впервые, так и при повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи.

Полномочия федерального судьи (члена квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации) прекращены в связи с отставкой, но он продолжает осуществлять полномочия судьи на основании статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" до назначения на должность нового судьи.

Прекращаются ли в этом случае у судьи, пребывающего в отставке, полномочия члена квалификационной коллегии судей, и если да, то с какого момента?

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

Упомянутый Закон не запрещает судье, избранному от судейского сообщества членом квалификационной коллегии и ушедшему или удаленному после этого в отставку, продолжать осуществлять полномочия члена квалификационной коллегии до переизбрания ее членов в установленном порядке.

Могут ли быть избранными в состав квалификационной коллегии судей в качестве представителей общественности судьи, пребывающие в отставке?

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

Судья, пребывающий в отставке, с его согласия может быть назначен в состав квалификационной коллегии судей представителем общественности (см. пункт 15 разъяснений и рекомендаций Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 15-18 июля 2002 г. <*>).


<*> Вестник ВАС РФ, N 10, 2002, с. 130

Распространяются ли разъяснения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 17-21 марта 2003 г., изложенные в пунктах 1 и 4, на судей конституционных (уставных) судов?

Выводы, изложенные в пунктах 1 и 4 разъяснений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 17-21 марта 2003 г., распространяются только на порядок назначения федеральных судей на должность, аналогичную занимаемой ими, что вытекает из содержания вопросов и ответов. Правила, изложенные в пункте 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", на судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации не распространяются.

Вправе ли конференция судей избрать судей в состав новой квалификационной коллегии до истечения срока действующей квалификационной коллегии судей?

Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" по истечении указанного в Законе двухлетнего срока полномочия квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации сохраняются до проведения очередных съезда, конференции и общих собраний судей, формирование квалификационных коллегий должно происходить после истечения этого установленного Законом срока.

Вправе ли судья военного суда, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на продление срока военной службы?

Да, вправе. Квалификационная коллегия судей может дать заключение о возможности продления срока военной службы судье военного суда, рассмотрев как представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации, так и соответствующее заявление судьи. В этом случае к заявлению судьи прилагаются документы, подтверждающие присвоение ему воинского звания; документы, свидетельствующие о годности судьи по состоянию здоровья к военной службе; служебная характеристика, отражающая оценку профессиональной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи; сведения за последние три года о количестве рассмотренных судебных дел, качестве принятых решений, а при отмене или изменении судебных решений, при рассмотрении судебных дел с нарушением процессуального закона - с указанием причин нарушения процессуальных сроков и причин отмены или изменения судебных решений, а в отношении председателя, заместителя председателя суда - также о результатах работы суда или возглавляемого участка работы.

Вправе ли квалификационная коллегия судей рассмотреть заявление претендента о рекомендации его на должность судьи федерального суда, если до этого указанный претендент получил положительное заключение квалификационной коллегии судей о рекомендации его на должность мирового судьи?

Поскольку в соответствии с пунктом 8 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" квалификационная коллегия судей вправе принять решение о рекомендации лишь одного из претендентов на должность судьи, то квалификационная коллегия судей вправе дать положительное заключение о рекомендации претендента на должность судьи федерального суда в случае его отказа от назначения на должность мирового судьи.

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен "РАЗЪЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Приняты на заседании Высшей квалификационной коллегии судей 23 января 2004 г.) в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете "РАЗЪЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Приняты на заседании Высшей квалификационной коллегии судей 23 января 2004 г.) в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать "РАЗЪЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Приняты на заседании Высшей квалификационной коллегии судей 23 января 2004 г.) можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • "РАЗЪЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Приняты на заседании Высшей квалификационной коллегии судей 23 января 2004 г.)