ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.05.94 N 3-ФЗ (ред. от 12.03.96) "О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
8 мая 1994 года N 3-ФЗ
Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее соответственно - депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы), предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими депутатской деятельности.
Глава 1 Общие положенияСтатья 1. Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы
Депутатом Совета Федерации является избранный народом представитель субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 2. Федеральное законодательство о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной ДумыСтатус депутата Совета Федерации и статус депутата Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы при осуществлении их депутатской деятельности обеспечиваются условия для беспрепятственной и эффективной реализации их прав и обязанностей, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, регламентами Совета Федерации и Государственной Думы.
В своей деятельности депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, предвыборной программой и своими убеждениями.
Статья 3. Срок полномочий депутата Совета Федерации и депутата Государственной ДумыСрок полномочий депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы соответственно Совета Федерации, формируемого в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации, и Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.
Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата Совета Федерации и депутата Государственной ДумыПолномочия депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
б) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;
в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
г) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
д) объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу;
е) смерти депутата.
Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно также в случаях:
а) избрания его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (если в течение месяца со дня избрания от него не поступило письменного заявления о сложении полномочий депутата такого органа);
б) поступления депутата на государственную службу, занятия им другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
в) роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
Решение о прекращении полномочий депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы в случаях, указанных в части первой настоящей статьи и в пунктах "а" и "б" части второй настоящей статьи, принимается соответственно Советом Федерации и Государственной Думой и оформляется постановлением палаты. Полномочия депутата в этих случаях прекращаются со дня, определяемого таким постановлением палаты.
Полномочия депутата Государственной Думы в случае, предусмотренном в пункте "в" части второй настоящей статьи, прекращаются со дня роспуска Государственной Думы.
Статья 5. Удостоверения и нагрудные знаки депутата Совета Федерации и депутата Государственной ДумыДепутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеют соответствующие удостоверения, являющиеся их основными документами, подтверждающими личность и полномочия депутата, и нагрудные знаки соответственно "Депутат Совета Федерации" и "Депутат Государственной Думы", которыми они пользуются в течение срока своих полномочий.
Удостоверения депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы являются документами, дающими право беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения.
Положения об удостоверениях и нагрудных знаках депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы, их образцы и описания утверждаются в порядке, определяемом решениями соответственно Совета Федерации и Государственной Думы.
Статья 6. Условия осуществления депутатом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы депутатской деятельностиДепутат Совета Федерации первого созыва осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Депутат Государственной Думы не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Условия и порядок приостановления военной службы и службы в органах внутренних дел и органах прокуратуры для депутата Государственной Думы устанавливаются федеральным законом.".
(в ред. Федерального закона от 12.03.96 N 24-ФЗ)
Депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации.
Статья 7. Формы депутатской деятельности депутата Совета Федерации и депутата Государственной ДумыФормами депутатской деятельности депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы являются:
а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации и Государственной Думы; в совместных собраниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, проводимых в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 100 Конституции Российской Федерации;
б) участие в работе соответствующих комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации; согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации;
в) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации и Государственной Думы и их органов;
г) участие в парламентских слушаниях;
д) обращение с депутатским запросом;
е) работа с избирателями.
Формами депутатской деятельности депутата Государственной Думы также являются:
а) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе;
б) обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы.
Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 8. Взаимоотношения депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы с избирателямиДепутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы поддерживают связь с избирателями. При этом депутаты Совета Федерации и избранные по одномандатным избирательным округам депутаты Государственной Думы поддерживают связь с избирателями своих округов, а депутаты Государственной Думы, избранные по общефедеральному избирательному округу, поддерживают связь с избирателями в регионе, определенном соответствующим депутатским объединением.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы принимают меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей: рассматривают поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствуют в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведут прием граждан; изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
Депутаты информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Принимая меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей, депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, с политическими партиями и иными общественными объединениями.
Депутату Государственной Думы для работы с избирателями ежемесячно предоставляются соответствующие дни в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы.
Депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы в его избирательном округе или на территории субъекта Российской Федерации, в границах которого находится этот округ, либо в определенном соответствующим депутатским объединением регионе руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления для осуществления полномочий депутата предоставляются транспорт, отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, а также обеспечивается извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями и выделяется для этого помещение.
Главы администраций в пределах своих полномочий несут персональную ответственность за создание условий для нормальной деятельности депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы и их помощников.
Статья 9. Депутатская этикаДепутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы обязаны соблюдать правила депутатской этики, утверждаемые соответственно в Совете Федерации и Государственной Думе. Ответственность за нарушение депутатами указанных правил устанавливается регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 10. Сведения о доходах и об изменении имущественного положения депутата Совета Федерации и депутата Государственной ДумыДепутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы в установленном порядке представляют в налоговые органы Российской Федерации декларацию о доходах и сведения об изменении своего имущественного положения одновременно с представлением их соответственно в Совет Федерации и Государственную Думу. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами Российской Федерации, подлежит опубликованию в "Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации".
Глава 2 ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСтатья 11. Право законодательной инициативы депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеют право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
а) законопроектов и поправок к ним;
б) законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;
в) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.
Группа численностью не менее одной пятой депутатов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Перечисленные в частях первой и второй настоящей статьи законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению в Государственной Думе в установленном порядке.
Порядок осуществления права законодательной инициативы депутатом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 12. Участие депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседании соответствующих комитета, комиссии палатыДепутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами которой они являются, а также комитетом, комиссией данной палаты, членами которых они являются.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы реализуют на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, соответствующих комитета, комиссии данной палаты предоставленные им права в соответствии с регламентами Совета Федерации и Государственной Думы.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы принимают личное участие в заседании палаты Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами которой они являются, комитета, комиссии, членами которых они являются.
При невозможности присутствовать на заседании соответствующих палаты, комитета, комиссии по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом соответственно Председателя палаты, председателя комитета, комиссии.
Депутат Совета Федерации вправе присутствовать на всех заседаниях Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы вправе присутствовать на всех заседаниях Совета Федерации.
Статья 13. Депутатский запросДепутат, группа депутатов Совета Федерации и депутат, группа депутатов Государственной Думы вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.
Запрос вносится на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации в письменной форме.
Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, установленный палатой срок.
Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на запрос оглашаются председательствующим на заседании палаты или доводятся до сведения депутатов данной палаты иным путем.
Статья 14. Обращение депутата Государственной Думы с вопросом к члену Правительства Российской Федерации на заседании Государственной ДумыДепутат, группа депутатов Государственной Думы вправе обращаться с вопросом к любому члену Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы.
В порядке работы Государственной Думы предусматривается время для обращения депутатов Государственной Думы с вопросами к членам Правительства Российской Федерации и ответов на них.
Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депутатом, группой депутатов в соответствующий орган палаты, что является основанием для приглашения соответствующего члена Правительства Российской Федерации.
В случае, если приглашенный член Правительства Российской Федерации не имеет возможности прибыть на заседание Государственной Думы, он в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ члена Правительства Российской Федерации доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании палаты.
Статья 15. Право депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы на безотлагательный прием должностными лицамиПо вопросам своей депутатской деятельности депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Статья 16. Право депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы на получение и распространение информацииДепутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы в установленном порядке обеспечиваются документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, а также документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.
При обращении депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации должностные лица обеспечивают депутатов по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют им необходимую информацию и документацию независимо от степени их секретности в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеют преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом материалы, представляемые депутатом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы по поручению соответствующих палат, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатских объединений в Государственной Думе, подлежат обязательному опубликованию или распространению через государственные средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.
Статья 17. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Недопустимость вмешательства депутата в деятельность органов дознания, следователей и судовВсе органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также предприятия, учреждения и организации, должностные лица, к которым обратился депутат Совета Федерации или депутат Государственной Думы по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны дать депутату ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы или сведения безотлагательно.
В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов руководители органов и должностные лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 20 дней со дня получения обращения депутата.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеют право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных ими в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.
Вмешательство депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов не допускается.
Статья 18. Неприкосновенность депутата Совета Федерации и депутата Государственной ДумыДепутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.
Положения части первой и части второй настоящей статьи не распространяются на депутатов Государственной Думы - членов Правительства Российской Федерации в части ответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей.
Статья 19. Право депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы на отказ от дачи свидетельских показанийДепутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением им депутатских обязанностей.
Статья 20. Порядок получения согласия на лишение депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы неприкосновенности и информирование палат о результатах производства по уголовному делуВопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации.
Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Генеральный прокурор Российской Федерации вносит в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление.
Совет Федерации или Государственная Дума не позднее чем в недельный срок со дня внесения представления Генерального прокурора Российской Федерации рассматривает это представление в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора Российской Федерации. При необходимости от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса в Совете Федерации или в Государственной Думе вправе участвовать соответственно депутат Совета Федерации или депутат Государственной Думы, в отношении которого внесено представление.
О прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата Совета Федерации или депутата Государственной Думы орган дознания, следователь либо суд в трехдневный срок сообщают соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 21. Государственное страхование депутата Совета Федерации и депутата Государственной ДумыЖизнь и здоровье депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения соответствующего депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы.
Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:
а) гибели (смерти) депутата, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровья в связи с осуществлением им депутатских полномочий;
б) причинения депутату в связи с осуществлением им депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, как не повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Статья 22. Компенсация за причиненное депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы увечье или иное повреждение здоровья, повлекшее стойкую утрату трудоспособностиВ случае причинения депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, им ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата Государственной Думы на момент выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.
Статья 23. Освобождение депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы от призыва на военную службу и на военные сборыДепутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы.
Статья 24. Гарантии трудовых прав депутата Совета Федерации и депутата Государственной ДумыОсвобождение от занимаемой должности депутата Совета Федерации, находящегося на государственной службе, производится только с согласия Совета Федерации.
Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.
Депутату Государственной Думы по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.
Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока депутатских полномочий вправе продолжить военную службу (службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры) или досрочно уволиться с военной службы (службы в органах внутренних дел, органах прокуратуры). По окончании депутатских полномочий им предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по прежнему либо с их согласия по иному месту службы.
Супруге (супругу) депутата Государственной Думы, уволенной (уволенному) в связи с переездом депутата для выполнения депутатских полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: место работы (службы); стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если это лицо на момент переезда занимало должность, работало по профессии либо работало (служило) в местности, которые предусматривают предоставление данной льготы.
Статья 25. Освобождение депутата Совета Федерации от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельностиОсвобождение депутата Совета Федерации от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы (для депутата Совета Федерации, являющегося одновременно депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, - откомандирование) на время осуществления депутатской деятельности производится на основании официального уведомления о вызове в Совет Федерации. При этом требование каких-либо других документов не допускается.
На депутатов Совета Федерации, освобожденных от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности, распространяются гарантии трудовых прав депутата Государственной Думы, установленные статьей 24 настоящего Федерального закона.
Статья 26. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом Совета Федерации его полномочийДепутату Совета Федерации, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы или обязанностей депутата иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на время осуществления депутатской деятельности в Совете Федерации или в его органах, а также на время его работы с избирателями, за это время выплачивается по его выбору средний заработок по основному месту работы либо денежное вознаграждение депутата Совета Федерации, размер которого определяется исходя из денежного вознаграждения депутата Государственной Думы; размер денежного вознаграждения Председателя Совета Федерации определяется исходя из должностного оклада Председателя Правительства Российской Федерации и надбавок к нему.
Депутату Совета Федерации ежемесячно со дня избрания возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда.
При этом выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, не облагаются подоходным налогом.
Депутату Совета Федерации возмещаются связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им депутатской деятельности расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения и суточные (кроме случаев проживания на служебной или нанимаемой жилой площади).
Депутату Совета Федерации, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатских полномочий, а также членам его семьи возмещаются расходы, связанные с переездом в город Москву, предусмотренные частями восьмой и девятой статьи 28 настоящего Федерального закона.
Статья 27. Права депутата Государственной Думы в случае роспуска Государственной ДумыВ случае роспуска Государственной Думы в соответствии со статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации депутаты Государственной Думы, кроме депутатов, являющихся членами Правительства Российской Федерации, получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока полномочий депутатов первого созыва, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий; в этом случае на депутатов Государственной Думы распространяются гарантии трудовых прав, изложенные в частях второй, третьей и четвертой статьи 24 настоящего Федерального закона.
Депутату Государственной Думы и проживающим совместно с ним членам его семьи, находящимся на день роспуска Государственной Думы вне своего постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатный проезд и бесплатный провоз принадлежащего им имущества (в контейнерах общим весом до 10 тонн) к постоянному месту жительства депутата.
Депутату Государственной Думы, имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации пенсионного возраста. При этом размер пенсии не может составлять менее 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения данного депутата. Выплата государственной пенсии в этом случае производится за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статья 28. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом Государственной Думы его полномочийВсе депутаты Государственной Думы независимо от занимаемой в Государственной Думе должности, за исключением Председателя Государственной Думы, получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада и надбавок к нему.
Депутату Государственной Думы устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу.
Председателю Государственной Думы устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Председателя Правительства Российской Федерации и надбавок к этому окладу.
Депутату Государственной Думы ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда.
При этом выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, не облагаются подоходным налогом.
Ежемесячное денежное вознаграждение депутата Государственной Думы выплачивается ему со дня избрания, но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы или временного приостановления его службы, а средства по возмещению расходов, связанных с депутатской деятельностью, - со дня его избрания.
Депутату Государственной Думы возмещаются связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им депутатской деятельности расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения, а также суточные (кроме случаев проживания на служебной или нанимаемой жилой площади).
Депутату Государственной Думы и членам его семьи оплачиваются расходы, связанные с переездом в город Москву для выполнения депутатом его полномочий, а также расходы, связанные с их переездом к постоянному месту жительства депутата по прекращении его депутатских полномочий.
При переезде в город Москву депутату и членам его семьи выплачивается единовременное денежное пособие: депутату - в размере одного ежемесячного должностного оклада, каждому члену его семьи - по 0,5 указанного оклада.
Депутатам Государственной Думы, одновременно являющимся членами Правительства Российской Федерации, денежное вознаграждение в связи с осуществлением депутатских полномочий в Государственной Думе не выплачивается.
Статья 29. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата Совета Федерации и депутата Государственной ДумыДепутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения.
В случаях, предусмотренных действующим законодательством, депутату Совета Федерации предоставляется отпуск продолжительностью, превышающей продолжительность, установленную в части первой настоящей статьи.
Статья 30. Медицинское и бытовое обеспечение депутата Совета Федерации и депутата Государственной ДумыДепутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы медицинское и бытовое обеспечение предоставляется на условиях, установленных для членов Правительства Российской Федерации.
Статья 31. Предоставление депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы служебного помещенияДепутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы для осуществления депутатской деятельности в здании соответствующей палаты предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, в том числе правительственной.
Статья 32. Использование средств связи депутатом Совета Федерации и депутатом Государственной ДумыДепутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатских полномочий имеют право пользоваться правительственной и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия (в том числе гостиницы), учреждения, организации на территории Российской Федерации.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы пользуются правом внеочередного получения услуг связи.
Все виды почтовых и телеграфных отправлений депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатских полномочий пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.
Расходы депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы по использованию средств связи предприятий, учреждений, организаций в связи с осуществлением депутатской деятельности возмещаются указанным организациям за счет федерального бюджета в порядке, определенном статьей 36 настоящего Федерального закона.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатских полномочий пользуются правом бесплатных телефонных переговоров.
Статья 33. Право депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы на бесплатный проездДепутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы на территории Российской Федерации имеют право бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, а также право внеочередного приобретения проездных документов. Это право распространяется также на лицо, которое сопровождает депутата - инвалида I группы.
По предъявлении удостоверения депутата Совета Федерации или депутата Государственной Думы агентства гражданской авиации или аэропорты, билетные кассы (как суточной, так и предварительной продажи) железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов), речных вокзалов и пристаней обязаны вне очереди предоставить депутату бесплатный билет на одно место в салоне самолета или вертолета, спальном или купейном вагоне поезда, в каюте первого или второго класса судов всех категорий.
Проезд депутата в автобусах междугородных, а также пригородных сообщений, в случае если продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому вне очереди в кассах автовокзалов, автостанций, транспортно - экспедиционных агентств или непосредственно при посадке в автобус.
Бесплатный проезд депутата на всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, и в пригородных поездах осуществляется по предъявлении удостоверения депутата Совета Федерации или депутата Государственной Думы.
Депутат имеет право бесплатного пользования залами официальных делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов.
Депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы для поездок при осуществлении депутатских полномочий на территории Российской Федерации автотранспорт предоставляется соответствующими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а для поездок по городу Москве и Московской области предоставляется по вызову депутата служебный автотранспорт.
Статья 34. Право депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы на внеочередное поселение в гостиницеАдминистрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в течение часа предоставлять депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы отдельный номер с телефоном. Право на внеочередное поселение в гостинице распространяется на лицо, сопровождающее депутата - инвалида I группы.
Статья 35. Предоставление депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы жилого помещенияДепутату Государственной Думы, не имеющему в городе Москве жилой площади, по его заявлению в течение трех месяцев со дня начала работы Государственной Думы данного созыва предоставляется служебная жилая площадь (квартира с мебелью и телефоном) для проживания, в том числе с членами семьи, которую он обязан освободить не позднее одного месяца со дня прекращения его депутатских полномочий.
На период до получения служебной жилой площади депутату Государственной Думы предоставляется двухместный гостиничный номер либо по его желанию возмещаются расходы по найму жилого помещения в размере стоимости проживания в двухместном гостиничном номере в гостинице разряда "Высший-А".
В случае непредоставления в установленные частью первой настоящей статьи сроки депутату Государственной Думы служебной жилой площади депутат вправе для приобретения в собственность жилья получить единовременную компенсацию за целое число месяцев, прошедших со дня подачи им заявления до окончания срока депутатских полномочий, в размере стоимости проживания в двухместном гостиничном номере гостиницы разряда "Высший-А" на день подачи заявления.
Получение единовременной компенсации лишает депутата Государственной Думы права на получение служебной жилой площади и права на бесплатное проживание в гостинице, за исключением случаев выезда в командировки.
Занимаемая депутатом и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства бронируется на время его отсутствия в связи с осуществлением депутатских полномочий.
Депутату Совета Федерации, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности, служебная жилая площадь предоставляется в порядке, установленном частями первой и пятой настоящей статьи.
Статья 36. Возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности депутата Совета Федерации и депутата Государственной ДумыРасходы органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы, оплачиваются за счет федерального бюджета путем перечисления средств на счета соответствующих организаций с последующим их отнесением через Министерство финансов Российской Федерации на смету расходов соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.
Статья 37. Дипломатический и общегражданский заграничный паспорта депутата Совета Федерации и депутата Государственной ДумыНа весь срок полномочий депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы выдается дипломатический паспорт и оформляется общегражданский заграничный паспорт.
Статья 38. Помощники депутата Совета Федерации и помощники депутата Государственной ДумыДепутат Совета Федерации вправе иметь до пяти помощников: по работе в данной палате (одного помощника) и по работе в своем избирательном округе.
Депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников: по работе в данной палате (одного помощника), а также по работе в своем избирательном округе (для депутатов, избранных по одномандатным округам) или по работе в регионе, определяемом соответствующим депутатским объединением (для депутатов, избранных по общефедеральному избирательному округу).
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы самостоятельно определяют общее число своих помощников и распределяют обязанности между ними.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы вправе также иметь помощников, работающих на общественных началах.
Помощникам депутата, работающим как на общественных началах, так и по трудовому договору (контракту), выдается удостоверение единого образца.
Постоянным рабочим местом помощника депутата по работе в Совете Федерации и помощника депутата по работе в Государственной Думе является надлежаще оборудованное помещение, предоставленное депутату соответственно в здании Совета Федерации или в здании Государственной Думы в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
Постоянным рабочим местом помощника депутата Совета Федерации по работе в избирательном округе и постоянным рабочим местом помощника депутата Государственной Думы в избирательном округе или в регионе является надлежаще оборудованное помещение, предоставляемое соответствующим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления соответственно депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы.
Статья 39. Прием на работу и увольнение с работы помощника депутата Совета Федерации и помощника депутата Государственной ДумыПрием на работу и увольнение с работы помощника депутата (кроме случая досрочного прекращения полномочий депутата) производятся по представлению депутата в указанный в представлении срок. При этом прием на работу помощника депутата может быть оформлен со дня фактического начала исполнения им своих обязанностей, указанного в представлении депутата, но не ранее 11 января 1994 года.
Администрация предприятия, учреждения, организации обязана уволить работника, изъявившего желание перейти на работу помощником депутата, в указанный в его заявлении и в представлении депутата срок.
Помощник депутата по работе в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации по представлению депутата принимается на работу на постоянной основе или по совместительству распоряжением руководителя аппарата данной палаты и пользуется всеми правами и льготами работников аппарата этой палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Помощник депутата по работе в избирательном округе или в регионе по представлению депутата принимается на работу на постоянной основе или по совместительству распоряжением руководителя соответствующего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления.
Помощник депутата принимается на работу на период, не превышающий срок полномочий депутата. Срок работы помощника определяется депутатом и указывается в представлении, направляемом руководителю соответствующего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления.
Увольнение с работы помощника депутата до окончания срока его работы производится:
а) на основании представления депутата по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
б) в случае досрочного прекращения полномочий депутата, независимо от срока действия заключенного трудового договора (контракта).
Помощник депутата по работе в Совете Федерации или в Государственной Думе и помощники депутата по работе в избирательном округе или регионе получают удостоверение единого образца, установленного для работника аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 40. Права и обязанности помощника депутата Совета Федерации и помощника депутата Государственной ДумыВ связи с выполнением должностных обязанностей помощник депутата:
а) проводит предварительный прием избирателей и иных лиц, а также ведет запись на прием к депутату;
б) получает по поручению депутата в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, на предприятиях, в учреждениях, организациях документы, в том числе получает вне очереди проездные документы, а также информационные и справочные материалы, необходимые депутату для осуществления депутатской деятельности;
в) выезжает по поручению депутата в служебные командировки в пределах Российской Федерации.
Помощник депутата имеет право:
а) по письменной заявке депутата пользоваться копировально - множительной и вычислительной техникой, имеющейся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории соответствующего избирательного округа или региона;
б) получать адресованные депутату почтовые и телеграфные отправления;
в) на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси, на территории Российской Федерации; в поездах и автобусах междугородных и пригородных сообщений в пределах соответствующего избирательного округа или региона, определенного депутатским объединением (помощники депутата по работе в Совете Федерации и в Государственной Думе - в пределах Московской области). Проезд в поездах и автобусах междугородных, а также пригородных сообщений, в случае если продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому по предъявлении удостоверения помощника депутата в кассах железнодорожных вокзалов, автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных агентств или непосредственно при посадке в поезд или автобус.
Статья 41. Условия и порядок оплаты труда помощника депутата Совета Федерации и помощника депутата Государственной ДумыДепутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы устанавливается общий месячный фонд оплаты труда помощников в размере двойного ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы. В пределах указанного фонда оплаты труда депутат самостоятельно определяет должностные оклады своих помощников, порядок и размеры их премирования.
Для помощников депутатов, работающих в местностях, в которых работникам бюджетных организаций установлены доплаты в виде районных коэффициентов и процентных надбавок, устанавливается такой же порядок начисления доплат к установленному депутатом окладу помощника.
Командировка помощнику депутата оформляется распоряжением руководителя соответствующего исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления по представлению депутата.
За время командировки помощнику депутата выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы по найму жилого помещения и транспортные расходы (при командировке за пределы соответствующего избирательного округа или региона) в порядке и размерах, установленных законодательством о служебных командировках в пределах Российской Федерации.
Расходы на оплату труда помощников и их содержание возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, определенном статьей 36 настоящего Федерального закона.
Глава 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНАСтатья 42. Ответственность за невыполнение законных требований депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы
Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений законных требований депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы либо создание им препятствий в осуществлении депутатской деятельности, а равно предоставление им заведомо ложной информации или несоблюдение установленных настоящим Федеральным законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Статья 43. Ответственность за неправомерное воздействие на депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы, членов их семей и других их родственниковНеправомерное воздействие на депутата Совета Федерации, членов его семьи и других его родственников и депутата Государственной Думы, членов его семьи и других его родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения депутатской деятельности или изменения ее характера, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Статья 44. Ответственность за посягательство на честь и достоинство депутата Совета Федерации и депутата Государственной ДумыОскорбление депутата Совета Федерации или депутата Государственной Думы, в том числе при исполнении ими депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Статья 45. Ответственность за нарушение неприкосновенности депутата Совета Федерации и депутата Государственной ДумыНарушение положений настоящего Федерального закона, регулирующих вопросы депутатской неприкосновенности, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Глава 4 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 46. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Действие части третьей статьи 6, статьи 22 и части четвертой статьи 24 настоящего Федерального закона распространяется на депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы со дня избрания депутата.
Статья 47. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным закономНормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок вносит в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении федерального законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
8 мая 1994 года.
N 3-ФЗ