в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 18.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПИСЬМО ГТК РФ от 08.12.2000 N 01-06/35982 "О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ"
отменен/утратил силу Редакция от 08.12.2000 Подробная информация

ПИСЬМО ГТК РФ от 08.12.2000 N 01-06/35982 "О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ"

ПИСЬМО

ГТК России обобщена практика применения таможенными органами Российской Федерации положений Таможенного кодекса Российской Федерации, касающихся производства по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрения.

По результатам проведенной работы и анализа запросов, поступающих из таможенных органов, подготовлены рекомендации по применению неоднозначно трактуемых таможенными органами положений указанного Кодекса.

Содержание настоящего письма довести до сведения подчиненных таможенных органов.

Заместитель председателя Комитета
генерал - лейтенант
таможенной службы
Б.М.ГУТИН

Приложение

Приложение
к письму ГТК России
от 08.12.2000 N 01-06/35982

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НЕОДНОЗНАЧНО ТРАКТУЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПОЛОЖЕНИЙ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА

1. При привлечении военнослужащих к ответственности за нарушение таможенных правил и решении вопроса о возможности наложения на них взыскания в виде штрафа необходимо руководствоваться следующим.

Пункт третий статьи 26 Закона Российской Федерации от 22.01.93 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" содержал норму права, согласно которой военнослужащие несли административную ответственность на общих основаниях, но к ним не могли быть применены такие виды взыскания, как: исправительные работы, административный арест, штраф и лишение права управления транспортными средствами.

: В связи с утратой силы Закона РФ от 22.01.93 N 4338-I, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 27.05.98 N 76-ФЗ

18 июня 1993 года был принят Таможенный кодекс Российской Федерации (далее ТК России), который в статье 232 установил, что военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничных и внутренних войск, иных воинских формирований, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации, федеральных органов государственной безопасности, а также призванные на военные сборы граждане несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях, при этом исключений о наложении на указанных лиц каких-либо видов взысканий сделано не было. В соответствии с пунктом шестым Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации" в месячный срок со дня принятия ТК России все нормативно - правовые акты должны были быть приведены в соответствие с указанным Кодексом. А пункт пятый этого же Постановления гласил: "Впредь, до приведения законодательных и иных правовых актов Российской Федерации в соответствие с Таможенным кодексом Российской Федерации действующие правовые акты Российской Федерации применять в части, не противоречащей указанному Кодексу".

Однако 27 января 1995 года Федеральным законом N 10-ФЗ были внесены изменения в статью 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП), согласно которым военнослужащие также подлежали ответственности за совершение ими административных правонарушений на общих основаниях, но к ним не могли быть применены отдельные виды взысканий (в том числе штраф).

Подобная норма содержится и в Федеральном законе от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Так, в соответствии с частью 3 статьи 28 указанного Закона за административные правонарушения (в том числе за нарушения таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортным средством, исправительных работ и административного ареста. При этом следует иметь в виду, что правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, предусмотренные данным Законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 27.05.98 N 76-ФЗ (часть 2 статьи 4 Закона).

Таким образом, на военнослужащих, признанных виновными в совершении нарушения таможенных правил, не может быть наложено взыскание в виде штрафа.

В случае, если санкцией статьи ТК России, по которой военнослужащий привлекается к ответственности за нарушение таможенных правил, предусмотрен только один вид взыскания - штраф, то, по нашему мнению, производство и рассмотрение дела о нарушении таможенных правил должно проводиться по общим правилам в соответствии с ТК России. Однако при признании такого лица виновным в совершении таможенного правонарушения в резолютивной части постановления необходимо сделать ссылку на часть 3 статьи 28 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и взыскание в виде штрафа не налагать.

2. В практике работы таможенных органов имеют место случаи привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил филиалов и представительств юридических лиц. В этой связи сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом шестым статьи 18 ТК России под лицами понимаются предприятия, учреждения, организации, а также физические лица. Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения, представляющими интересы юридического лица и осуществляющими их защиту (представительства), а также осуществляющими все функции лица или их часть, в том числе функции представительства (филиалы).

Таким образом, подразделения юридических лиц не входят в круг субъектов, перечисленных в пункте шестом статьи 18 ТК России, и, следовательно, субъектами ответственности за нарушения таможенных правил не являются.

В практике работы таможенных органов возникают ситуации, когда филиал образован в установленном порядке в качестве юридического лица, а его наименование как филиала не соответствует его правовому положению. В подобной ситуации филиал должен рассматриваться как юридическое лицо и, соответственно, при совершении им нарушения таможенных правил нести ответственность согласно действующему таможенному законодательству. Аналогичная позиция по этому вопросу отражена и в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.92 N С-13/ОПИ-122.

3. При исчислении сроков наложения взыскания в случаях принятия отделом дознания таможенного органа решения об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела, но при наличии признаков нарушения таможенных правил таможенным органам необходимо руководствоваться следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 247 ТК России в случаях отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела, но при наличии признаков нарушения таможенных правил срок наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом Российской Федерации решения об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. Обращаем внимание, что такое решение должно быть получено извне, то есть от органов предварительного следствия, других органов дознания, прокуратуры или суда. В таких случаях, в соответствии со статьей 302 ТК России производство по делу о НТП и его рассмотрение по материалам, полученным из вышеуказанных органов, осуществляется в общем порядке, срок наложения взыскания исчисляется с момента получения решения.

Ни отдел дознания, ни отдел таможенных расследований не являются таможенными органами Российской Федерации (статья 8 ТК России), а выступают лишь в качестве структурных подразделений таможенных органов.

В связи с этим положения части третьей статьи 247 ТК России не могут быть применены в случаях, когда постановление о прекращении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено таможенным органом как органом дознания, а материалы, содержащие достаточные данные, указывающие на признаки административных правонарушений, переданы в отдел таможенных расследований. В этом случае такие материалы в таможенный орган Российской Федерации не поступали, а находились в нем с момента обнаружения правонарушения.

4. В соответствии со статьей 290 ТК России производство по делу о нарушении таможенных правил ведется должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, непосредственно обнаружившим нарушение таможенных правил. Однако в ТК России предусмотрена возможность передачи дела о НТП для дальнейшего производства и другому должностному лицу таможенного органа, являющемуся сотрудником структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (в настоящее время - отдела таможенных расследований). Такая передача осуществляется по решению начальника таможенного органа или его заместителя. При этом в соответствии с Приказом ГТК России от 28.07.98 N 517 "Об усилении контроля за ходом производства по делам о нарушении таможенных правил" до передачи дела о НТП должностное лицо таможенного органа, непосредственно обнаружившее таможенное правонарушение и составившее протокол о НТП, если это возможно, должно выполнить первичные процессуальные действия (опрос лица, привлекаемого к ответственности, или его представителя, изъятие товаров и транспортных средств, документов и иных предметов, разместить изъятый товар на хранение и др.).

Порядок передачи дела о НТП от одного должностного лица таможенного органа другому был разъяснен письмом ГТК России от 18.07.95 N 03-43/10147 "О некоторых вопросах ведения производства и рассмотрения дел о нарушении таможенных правил".

В случае, если начальником таможенного органа Российской Федерации или его заместителем было принято решение о передаче дела о НТП сотруднику отдела таможенных расследований, последний не вправе отказаться от принятия дела к своему производству по основаниям невыполнения первичных процессуальных действий, даже если их возможно и необходимо было осуществить. Данный факт, по нашему мнению, может послужить основанием для проведения служебной проверки, но он не должен влиять на принятие к своему производству дела о НТП.

5. При разрешении вопроса о судьбе дела о НТП в случае ликвидации юридического лица - субъекта ответственности - хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в соответствии с пунктом вторым статьи 51 и пунктом восьмым статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, а прекратившим свое существование (завершившим ликвидацию) после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Начало процедуры ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, или открытие конкурсного производства (для юридического лица, признанного в установленном законом порядке банкротом) не означает необходимости "автоматического" прекращения дела о нарушении таможенных правил. Прекращение дела по пункту 2 статьи 291 ТК России (в связи с отсутствием субъекта правонарушения, а потому и отсутствием состава правонарушения) возможно только после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о завершении ликвидации лица.

6. В соответствии с пунктом 10 статьи 291 ТК России производство по делу о нарушении таможенных правил не может быть начато при наличии по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к ответственности, не отмененного в установленном порядке постановления о прекращении дела о нарушении таможенных правил. Согласно статье 302 ТК России при получении материалов о прекращении уголовного дела и наличии признаков нарушения таможенных правил, производство по делу о НТП должно быть по существу возобновлено. Учитывая, что в связи с возбуждением уголовного дела в отношении того же лица и по тому же факту правонарушения производство по делу о нарушении таможенных правил было прекращено по пункту 11 статьи 291 ТК России, при возобновлении административного расследования постановление о прекращении производства по делу о НТП подлежит отмене.

Постановление о прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил, вынесенное в соответствии с пунктом 11 статьи 291 и статьей 357 ТК России должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, в производстве которого находилось данное дело, и утвержденное заместителем начальника этого таможенного органа, подлежит отмене вышестоящим, по отношению к лицу, утвердившему постановление, должностным лицом.

В случае, если постановление о прекращении производства по делу о НТП вынесено должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, в производстве которого дело находилось и было утверждено начальником этого таможенного органа в порядке статьей 357 ТК России, такое постановление подлежит отмене вышестоящим таможенным органом.

И в первом, и во втором случаях при отмене постановлений о прекращении производства по делам о нарушениях таможенных правил необходимо руководствоваться положениями статьи 419 ТК России.

7. При применении положений статьи 298 ТК России необходимо обратить внимание на то, что соединение дел о НТП в одном производстве не является обязательным. При привлечении одного и того же лица к ответственности за совершение нескольких правонарушений соединение дел целесообразно в тех случаях, когда это не повлечет за собой затягивания производства по делу и, как следствие, невозможность наложения взыскания ввиду истечения установленных частью первой статьи 247 ТК России сроков.

Выделение дела о НТП допускается в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела. При этом необходимо руководствоваться следующим: в случае, когда по одному делу подлежат доказыванию несколько фактов нарушений таможенных правил, а собранных доказательств достаточно для принятия решения по одному или нескольким из них, лицо, ведущее производство, выделяет такие дела и направляет их на рассмотрение согласно установленному порядку. Выполнение указанной процедуры позволит избежать необоснованного затягивания производства и прекращения дела в связи с истечением сроков наложения взысканий.

8. Статус товаров и транспортных средств, изымаемых по делу о нарушении таможенных правил, определяется в соответствии со статьей 337 ТК России, исходя из конкретных обстоятельств дела (изъятые: в качестве непосредственного объекта нарушения таможенных правил; для обеспечения взыскания возможных штрафов и стоимости товаров и транспортных средств; в качестве транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственным объектом нарушения таможенных правил; в качестве товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием товаров, являющихся непосредственным объектом нарушения таможенных правил). Он должен быть правильно определен еще до фактического изъятия и оставаться неизменным, по крайней мере, до выяснения обстоятельств, которые коренным образом влияют на определение статуса таких товаров и транспортных средств.

Для изменения статуса товаров и транспортных средств, при наличии достаточных к тому оснований, вышестоящее должностное лицо таможенного органа, руководствуясь статьей 419 ТК России, изменяет первоначальное решение об изъятии путем вынесения соответствующего постановления.

Изменение статуса изъятых товаров и транспортных средств, руководствуясь при этом только соображениями целесообразности, не основано на законе и, следовательно, недопустимо.

9. Отмена решения об изъятии товаров и транспортных средств в ходе производства по делу о НТП таможенным законодательством и нормативными правовыми актами ГТК России прямо не предусмотрена, но возможность ее применения вытекает из положений статьей 419 ТК России.

Так, если в ходе производства по делу о НТП будет установлено, что товары и транспортные средства были необоснованно изъяты по решению лица, в производстве которого находилось данное дело, представляется, что в этом случае вышестоящее должностное лицо в порядке контроля, руководствуясь статьей 419 ТК России, должно отменить решение нижестоящего должностного лица. При этом данное решение должно быть формализовано в виде постановления, вынесенного вышестоящим должностным лицом таможенного органа.

10. В соответствии с частью третьей статьи 363 ТК России дело о НТП может быть рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, руководителя или заместителя руководителя предприятия, учреждения или организации, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, их адвокатов или представителей только в случаях, когда имеются данные о своевременном извещении такого лица о месте и времени рассмотрения дела, но от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Критерий определения своевременности уведомления законодательно не определен, в связи с чем должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, оценивает обстоятельства, указанные в статье 359 ТК России, исходя из имеющихся в деле материалов, и при этом несет персональную ответственность за выполнение требований данной статьи.

В связи с изложенным необходимо также отметить, что предварительный отказ лица, привлекаемого к ответственности, от участия в рассмотрении дела о нарушении таможенных правил не освобождает таможенный орган от обязанности уведомить его о месте и времени рассмотрения, поскольку в соответствии со статьей 363 ТК России подобный отказ не является основанием для рассмотрения дела в отсутствие субъекта ответственности. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, может явиться основанием для такого рассмотрения только в случаях, когда правонарушитель был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, однако уже после этого отказался присутствовать при принятии решения по делу.

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО ГТК РФ от 08.12.2000 N 01-06/35982 "О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО ГТК РФ от 08.12.2000 N 01-06/35982 "О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПИСЬМО ГТК РФ от 08.12.2000 N 01-06/35982 "О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПИСЬМО ГТК РФ от 08.12.2000 N 01-06/35982 "О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ"