в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.03.92 N 10 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
отменен/утратил силу Редакция от 20.03.1992 Подробная информация

ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.03.92 N 10 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Приказ

Правительство Российской Федерации постановлением от 16 февраля 1992 г. N 89 " О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации " в целях обеспечения единых методологических основ организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации в условиях многообразия форм собственности и развития рыночных отношений поручило:

Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике в кратчайший срок утвердить Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и ввести его в действие с 1 января 1992 г. для всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от их форм собственности и подчиненности;

Министерству финансов Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации представить предложения о внесении изменений в решения Правительства в связи с настоящим постановлением.

Во исполнение указанного постановления:

1. Утвердить Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации согласно приложению и ввести его в действие с 1 января 1992 г. для всех предприятий, учреждений и организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

2. Министерствам финансов республик в составе Российской Федерации, финансовым управлениям администрации краев, областей, автономной области и автономных округов, главным финансовым управлениям администраций Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области поручается давать, в пределах своей компетенции, разъяснения по вопросам, касающимся применения Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.

3. Управлению методологии бухгалтерского учета и отчетности и Управлению исполнения бюджета в течение 1992 года внести уточнения в нормативные документы по организации бухгалтерского учета, вытекающие из указанного Положения, и совместно с Отделом финансового законодательства подготовить предложения о внесении изменений в нормативные акты Правительства Российской Федерации.

Министр финансов
Российской Федерации
Е.Т.ГАЙДАР

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 20 марта 1992 г. N 10

ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящее Положение устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации для предприятий, организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации независимо от подчиненности и форм собственности ( включая предприятия с иностранными инвестициями - в дальнейшем именуется "предприятие" ), учреждений и организаций, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета (в дальнейшем именуется "учреждение").

Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам предприятий и учреждений с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации, включая органы государственного управления.

В соответствии с настоящим Положением Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные к исполнению всеми предприятиями, учреждениями на территории Российской Федерации.

I. Общие положения.

1. Предприятие, учреждение обязано вести бухгалтерский учет своего имущества,обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.

2. Главными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, учреждения, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными заинтересованными организациями и лицами.

обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

3. Предприятие, учреждение, осуществляя организацию бухгалтерского учета:

самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида предприятия и конкретных условий хозяйствования;

определяет форму и методы бухгалтерского учета, основываясь на действующих в Российской Федерации или вновь разработанных Министерством финансов Российской Федерации или министерствами и ведомствами формах и методах, при соблюдении общих методологических принципов, установленных настоящим Положением, а также технологию обработки учетной информации;

разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.

4. Предприятие, учреждение может выделять на отдельный баланс свои производства и хозяйства ( подсобное сельское хозяйство, лесозаготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортное хозяйство и другие ), а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятий.

II. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

5. Предприятие, учреждение ведет бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета.

6. При ведении бухгалтерского учета предприятием, учреждением должны быть обеспечены:

соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, определенной исходя из правил, приведенных в настоящем Положении, и условий хозяйствования. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в годовой бухгалтерской отчетности;

полнота отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этом периоде, и результатов инвентаризаций имущества и обязательств;

правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам. Доходы и расходы признаются в отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени поступления и их оплаты, если иное не установлено настоящим Положением;

разграничение в учете текущих затрат на производство (издержек обращения) и капитальных вложений;

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ОТРАЖЕНИЕ ИХВ БУХГАЛТЕРСКИХ РЕГИСТРАХ

7. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.

Первичные документы, в том числе на бумажных и машиночитаемых носителях информации, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дату составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

В зависимости от характера операции и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

Ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

8. Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах, рекомендуемых Министерством финансов Российской Федерации или разработанных министерствами и ведомствами при соблюдении общих методологических принципов.

Информация о хозяйственных операциях, произведенных предприятием, учреждением за определенный период времени, из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.

9. В первичных документах и учетных регистрах неоговоренные исправления не допускаются. Исправление ошибки должно быть подтверждено подписью лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. В кассовых и банковских документах исправления не допускаются.

10. Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с установленным порядком. Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с ними и своевременную передачу их в архив несет главный бухгалтер.

ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВА И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

11. Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке. Оценка осуществляется в денежном выражении путем суммирования произведенных расходов.

12. Предприятие, учреждение осуществляют оценку имущества и хозяйственных операций в валюте, действующей на территории Российской Федерации в рублях.

13. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам предприятия, учреждения, а также по их операциям в иностранной валюте производятся в валюте, действующей на территории Российской Федерации, в суммах, определяемых путем перерасчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операций. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

14. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятие, учреждение проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.

15. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются предприятием, учреждением, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

16. Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в два - три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров , сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

при смене материально ответственных лиц ( на день приемки-передачи дел);

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случае пожара или стихийных бедствий.

17. Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке , подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты или увеличение финансирования ( фондов) с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя предприятия, учреждения соответственно на издержки производства, обращения или на уменьшение финансирования ( фондов). Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства, обращения или уменьшения финансирования (фондов).

III. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

18. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия, учреждения.

Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, учреждения, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

19. Бухгалтерский учет на предприятии, в учреждении осуществляется бухгалтерией предприятия, учреждения, являющейся его самостоятельным структурным подразделением (службой), или централизованной бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

На предприятии, в учреждении, не имеющем бухгалтерской службы, бухгалтерский учет и отчетность может осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах.

20. Главный бухгалтер предприятия, учреждения, централизованной бухгалтерии назначается или освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно руководителю предприятия, учреждения.

21. Главный бухгалтер предприятия, учреждения, централизованной бухгалтерии руководствуется настоящим Положением, нормативными документами, утверждаемыми в установленном порядке, и несет ответственность за соблюдение содержащихся в них общих методологических принципов бухгалтерского учета.

22. Главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием, учреждением хозяйственных операций, предоставление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов.

23. Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем предприятия, учреждения документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и финансовых обязательств и хозяйственных договоров. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия, учреждения.

24. Главному бухгалтеру предприятия, учреждения запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину.

О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю предприятия, учреждения. При получении от руководителя предприятия, учреждения письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель предприятия, учреждения.

25. С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и других).

26. На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия.

27. При освобождении главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному бухгалтеру (а при отсутствии последнего - работнику, назначенному приказом руководителя предприятия, учреждения), в процессе которой производится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем предприятия, учреждения.

IV. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

28. Бухгалтерская отчетность предприятия, учреждения является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражается нарастающим итогом имущественное и финансовое положение предприятия, учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

29. Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Министерства и ведомства Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации, дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализированные формы бухгалтерской отчетности для предприятий, учреждений системы, по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик, входящих в состав Российской Федерации.

30. Предприятие, учреждение , являющееся юридическим лицом, составляет бухгалтерскую отчетность, отражающую состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств и хозяйств, филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс.

31. Централизованная бухгалтерия, обслуживающая предприятия, учреждения, составляет бухгалтерскую отчетность, в которой отражается состав имущества этих предприятий, учреждений и источники его формирования.

32. Министерства, ведомства и другие органы хозяйственного управления составляют сводную бухгалтерскую отчетность по подведомственным им предприятиям, учреждениям.

33. Отчетным годом для всех предприятий, учреждений считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для создаваемых предприятий , учреждений считается период с даты приобретения прав юридического лица по 31 декабря включительно, а для предприятий, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года включительно.

34. Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета.

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.

35. Изменения бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году ( после их утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.

ПРАВИЛА ОЦЕНКИ СТАТЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИКапитальные и финансовые вложения

36. В состав капитальных вложений включаются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, инвентаря, прочие капитальные работы и затраты ( проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся предприятий и другие). Капитальные вложения отражаются в балансе по фактическим затратам для застройщика (заказчика).

37. Объекты капитального строительства , находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств. В бухгалтерском учете и отчетности затраты по этим объектам отражаются как незавершенные капитальные вложения.

38. Финансовые вложения ( инвестиции в ценные бумаги и уставные фонды других предприятий, облигации, предоставленные займы и т. п. ) предприятия, учреждения на территории Российской Федерации и за ее пределами отражаются в балансе по фактическим затратам. При этом разница между суммой фактических затрат по приобретению облигаций и аналогичных им ценных бумаг и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно относится на результаты хозяйственной деятельности.

Основные средства и нематериальные активы

39. Основные средства предприятия, учреждения представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

40. К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

41. Законченные капитальные затраты в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам, зачисляются арендатором в собственные основные средства в сумме фактических расходов, если иное не предусмотрено договором аренды.

42. Земельные участки, приобретенные предприятием в собственность в соответствии с законодательством, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по фактическим затратам на приобретение.

43. Основные средства предприятия, учреждения отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.

Стоимость основных средств предприятия погашается путем начисления износа (амортизированной стоимости) и списания на издержки производства (обращения) в течение нормативного срока их эксплуатации по нормам, утвержденным в установленном законодательством порядке. Накопленный стоимостной износ (амортизированная стоимость) основных средств отражается в учете и отчетности отдельно.

44. В случае реализации и прочего выбытия основных средств убыток или доход по этим операциям относится на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

45. Учреждения, состоящие на бюджете, начисляют износ по основным средствам и показывают его в отчетности.

46. Не относятся к основным средствам и учитываются на предприятиях в составе средств в обороте, а в учреждениях - в составе малоценных предметов и других ценностей:

а) предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;

б) предметы стоимостью в пределах 3000 рублей за единицу по цене приобретения, независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам, независимо от их стоимости. Руководитель предприятия имеет право установить на отчетный год меньший предел стоимости предметов для их учета в составе средств в обороте;

в) орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и другие) независимо от их стоимости и срока службы;

г) бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и т. д. );

д) специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа), независимо от стоимости;

е) специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;

ж) форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;

з) временные ( нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;

и) тара для хранения товарно-материальных ценностей на складах или осуществления технологических процессов стоимостью в пределах лимита, установленного в подпункте "б" по цене приобретения или изготовления;

к) предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от стоимости;

л) молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также подопытные животные;

м) многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

47. Стоимость находящихся в эксплуатации средств труда и предметов, предусмотренных в пункте 46 ( за исключением приводимых в подпунктах "д" и "к", а также по приводимым в подпунктах "л" и "м", износ по которым не начисляется), может погашаться предприятием путем начисления износа в размере 50 процентов стоимости при передаче их со склада в эксплуатацию и в размере остальных 50 процентов ( за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) при выбытии за непригодностью или путем начисления износа в размере 100 процентов при передаче указанных выше средств труда и предметов в эксплуатацию.

Предметы стоимостью в пределах 100 руб. за единицу могут списываться в расход по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих предметов при эксплуатации на предприятии, в учреждении должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений погашается в соответствии с установленной нормой или сметной ставкой, рассчитанной исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и запланированного выпуска продукции. Стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов или используемых в массовом производстве, разрешается полностью погашать в момент передачи в производство соответствующих инструментов и приспособлений.

Стоимость предметов проката погашается путем начисления износа исходя из срока службы.

48. Предметы и ценности, предусмотренные пунктом 46, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения или изготовления. Сумма износа этих предметов и ценностей на предприятии отражается в учете и отчетности отдельно.

49. В составе нематериальных активов предприятия, учреждения отражаются права пользования землей, водой, другими природными ресурсами, объектами промышленной и интеллектуальной собственности и иные аналогичные права.

Нематериальные активы отражаются в учете и отчетности в сумме затрат на приобретение и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, и переносят свою первоначальную стоимость на издержки производства или обращения по нормам, определяемым на предприятии исходя из установленного срока их использования. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы износа устанавливаются в расчете на десять лет ( но не более срока деятельности предприятия). Износ нематериальных активов учитывается и отражается в отчетности отдельно.

Сырье, материалы, готовая продукция и товары

50. Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции ( товаров ), и другие материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат их приобретения, ( включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки ( надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим , внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

51. Готовая продукция отражается в балансе по фактической производственной себестоимости, включающей затраты , связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции.

52. Товары на предприятии розничной торговли отражаются в балансе по розничным ( продажным) ценам, а на оптовых складах и базах торгующего и снабженческо-сбытового предприятия по розничным (продажным) ценам или покупной стоимости. Разница между покупной стоимостью и розничной ( продажной ) ценой выделяется в отчетности отдельной статьей.

53. Предусмотренные в пунктах 50, 51, и 52 ценности, на которые цена в течение года снизилась, либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, когда она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.

Незавершенное производство и расходы будущих периодов

54. Продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом , а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.

55. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в балансе по нормативной (плановой ) производственной себестоимости или по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в балансе по фактическим производственным затратам.

56. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам , отражаются в отчетности отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на издержки производства или обращения в течение срока, к которому они относятся.

Фонды и резервы

57. Уставный фонд представляет собой совокупность вкладов ( в денежном выражении) участников ( собственников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Уставный фонд и фактическая задолженность участников ( собственников) по вкладам в уставный фонд учитывается и отражается в отчетности отдельно.

58. Предприятие в соответствии с законодательством создает за счет прибыли резервный фонд для покрытия непредвиденных потерь и убытков. Остатки неиспользованных средств этого фонда переходят на следующий год.

59. Предприятие может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, учреждениями, а также отдельными лицами с отнесением сумм резервов на результаты хозяйственной деятельности.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

60. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности предприятия.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния ( платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли соответствующего года.

61. В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода предприятие может создавать резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в сезонных отраслях промышленности; предстоящих затрат по ремонту предметов проката.

Расчеты с дебиторами и кредиторами, другие статьи

62. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать необходимые материалы на рассмотрение органам, уполномоченным разрешать соответствующие споры.

63. Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

64. Остатки средств предприятия, учреждения по валютным счетам, другие денежные средства ( включая денежные документы), ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в отчетности в валюте, действующей на территории Российской Федерации, в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на последнее число отчетного периода.

65. Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда, арбитража об их взыскании, относятся на результаты хозяйственной деятельности ( финансирования) и до их получения или уплаты отражаются в отчетности получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

66. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя предприятия, учреждения и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на результаты хозяйственной деятельности, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 60 настоящего Положения, или на уменьшение финансирования (фондов).

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

67. Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым исковая давность истекла, подлежат отнесению на результаты хозяйственной деятельности или на увеличение финансирования (фондов).

68. Невозмещенные потери от стихийных бедствий списываются по решению руководителя предприятия, учреждения за счет средств резервного фонда или на результаты хозяйственной деятельности отчетного года ( если на предприятии не образуется резервный фонд либо средств фонда не достаточно), или на уменьшение финансирования (фондов).

Прибыль ( убыток ) предприятия

69. Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

70. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг ) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по поступлении средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по отгрузке товаров ( выполнению работ, услуг) и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.

Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием при принятии учетной политики на отчетный год, исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров.

71. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в результаты хозяйственной деятельности отчетного года.

72. Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете и отчетности отдельной статьей как доходы будущих периодов. Эти доходы подлежат включению в результаты хозяйственной деятельности при наступлении отчетного периода, к которому они относятся.

73. Балансовая прибыль ( убыток ) в течение года отражается в балансе отдельными статьями развернуто: в пассиве баланса - полученная прибыль, а в активе баланса - ее авансовое использование или фактически полученный убыток. В годовой отчетности в валюту баланса включаются лишь непокрытый убыток или нераспределенная прибыль отчетного года.

Порядок представления бухгалтерской отчетности

74. Предприятие ( за исключением предприятий с иностранными инвестициями) представляет в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность:

собственникам (органам, уполномоченным управлять государственным имуществом; участникам, учредителям - в соответствии с учредительными документами);

органу государственной налоговой инспекции;

органу государственной статистики;

другим государственным органам, на которые в соответствии с действующим законодательством возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности.

75. Предприятие ( за исключением предприятий с иностранными инвестициями) представляет квартальную бухгалтерскую отчетность 20-го числа следующего за отчетным периодом месяца, а годовую бухгалтерскую отчетность - 1 марта следующего за отчетным года.

76. Предприятие с иностранными инвестициями представляет годовую бухгалтерскую отчетность 15-го марта следующего за отчетным года каждому участнику (собственнику) предприятия в порядке, предусмотренном учредительными документами, органу государственной налоговой инспекции и органу государственной статистики.

77. Учреждение, состоящее на бюджете, представляет месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет расходов вышестоящему органу в установленные им сроки.

Министерства, ведомства и другие органы управления представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет расходов учреждений, состоящих на бюджете, соответственно Министерству финансов Российской Федерации и финансовым органам в установленные ими сроки.

78. Датой представления бухгалтерской отчетности для одногороднего предприятия, учреждения считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногороднего - дата ее отправления, обозначенная в штемпеле почтового предприятия.

В тех случаях, когда дата представления отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, срок представления отчетности переносится на следующий за ним первый рабочий день.

79. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия, учреждения.

На предприятии, учреждении, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем предприятия учреждения и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

80. Годовая бухгалтерская отчетность предприятия, учреждения до представления в адреса, предусмотренные настоящим Положением, рассматривается и утверждается в порядке, устанавливаемом учредительными документами.

81. Годовая бухгалтерская отчетность предприятий и учреждений о результатах хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом положении является открытой к публикации для заинтересованных пользователей (бирж, покупателей, поставщиков и других).

Достоверность публикуемой отчетности подтверждается независимой аудиторской организацией.

82. Министерства и ведомства Российской Федерации представляют сводную квартальную бухгалтерскую отчетность по подведомственным им предприятиям не позднее 35 дней по истечении отчетного периода, а годовую - не позднее 25-го марта следующего за отчетным года Министерству экономики Российской федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по статистике.

83. Органы хозяйственного управления, созданные на добровольных началах предприятиями, составляют и представляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке и адреса, установленные в учредительных документах.

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель Председателя
Государственного комитета
Российской Федерации по статистике
А.П.ЗАХАРОВ

КОММЕНТАРИЙ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принятое Министерством финансов Российской Федерации приказом от 20 марта 1992 года N 10 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 1992 года N 89 Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации устанавливает единые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для всех предприятий, учреждений и организаций независимо от видов деятельности и форм собственности.

Основным моментом, отличающим Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации от Положения о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 года N 633, является то, что предприятия и организации самостоятельно устанавливают форму бухгалтерской работы, определяют методы бухгалтерского учета, разрабатывают систему учета в производствах, цехах и подразделениях. Главное требование при этом - соответствие Положению и Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, утвержденных письмом Министерства экономики и финансов РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 18-05.

При выделении предприятиями и организациями на отдельный баланс производств и хозяйств ( подсобное сельское хозяйство , лесозаготовки, жилищно-коммунальное, транспортное хозяйства и другие аналогичные) уже не требуется разрешения вышестоящих органов. Особенно положительно это скажется при проведении приватизации.

При самостоятельности в определении выбора ведения учета не следует предприятиям забывать, что основой ведения бухгалтерского учета является соблюдение в течение отчетного года принятой методики отражения хозяйственных операций и оценки имущества.

Так как Положение о бухгалтерском учете и отчетности включает существовавшие до 1 января 1992 года нормативные документы о бухгалтерских отчетах и балансах, о главных бухгалтерах (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 года N 59 "О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов") и другие по ведению учета и составлению отчетности, то в нем заложены все основные моменты как в части ведения учета, так и ответственности.

В связи с тем, что в соответствии с Законом РСФСР " О предприятиях и предпринимательской деятельности" руководитель предприятия и организации производит найм и увольнение главного бухгалтера по аналогии с другими руководителями отделов и цехов, у главного бухгалтера снижены права по своей собственной защите.

По указанной причине и в соответствии с мировой практикой ответственность за состояние бухгалтерского учета несет в первую очередь руководитель предприятия, учреждения, организации. Это должно оказать положительное влияние на назначение главного бухгалтера имеющего опыт работы и необходимую квалификацию.

При этом руководитель принимает решение в части организации учетной работы - иметь бухгалтерию во главе с главным бухгалтером, заключить договор с центральной бухгалтерией, специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах.

Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению документы по операциям финансово-хозяйственной деятельности, противоречащим законодательству и нарушающим финансовую дисциплину, но при наличии письменного распоряжения руководителя предприятия главный бухгалтер не несет ответственности за незаконность совершенной операции в учете.

Предоставлена полная самостоятельность предприятиям и учреждениям в части проведения инвентаризаций, кроме случаев, когда они обязательны:

при передаче имущества в аренду с правом выкупа и без выкупа, продаже, акционировании;

перед составлением годовых бухгалтерских отчетов и балансов;

при смене материально-ответственных лиц;

при установлении фактов хищения и порчи, в случае пожаров и стихийных бедствий.

В проведении таких инвентаризаций заинтересованы сами предприятия. При этом инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться раз в два-три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.

Изменен порядок списания недостачи потерь материальных ценностей сверх норм естественно убыли при отсутствии конкретных виновников независимо от суммы. С 1 января 1992 года списание их производится с отнесением на издержки производства (обращения) или уменьшения финансирования (фондов), в то время как в 1991 году они списывались на расходы и потери, относимые на счет прибылей и убытков.

Несмотря на это в условиях рыночных отношений и предпринимательской деятельности списание с балансов долгов, недостач и потерь предприятия и организации производят после тщательной проверки причин, оказавших влияние на на эти факты, выявить виновников и принять необходимые меры к возмещению причиненного ущерба.

Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 " О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" определено, что с 1 января 1991 года средства труда до 300 рублей учитываются в составе оборотных средств.

Однако изменение цен в 1992 году явилось основанием для пересмотра стоимости предметов труда, учитываемых в составе оборотных средств, и увеличением ее до 3000 рублей за единицу по цене приобретения. Дано право руководителю принимать решение меньшего предела стоимости предметов труда для учета в составе оборотных средств. Это вызванно тем, что определенные предметы труда являются дефицитными и их следует учитывать в составе основных средств, где сохранность находится на уроне выше оборотных.

Увеличен предел до 50 рублей за единицу по цене приобретения ( ранее определен до 2 рублей ) предметов, подлежащих списанию в расход по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Вводимое Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации определяет понятие нематериальных активов, учитываемых отдельно от основных средств на счете 04 "Нематериальные активы".

На указанном счете отражаются права предприятий пользования землей, водой, другими природными ресурсами, объектами промышленной и интеллектуальной собственности (авторское право в области производства, науки, литературы и искусства, других видов творческой деятельности, изобретения, рацпредложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания).

К нематериальным активам относится также приобретение места на товарной бирже, в стоимость которого включаются все расходы, связанные с доведением его до состояния, когда его можно использовать с выгодной для предприятия пользой.

Нематериальные активы отражаются в балансе в сумме затрат на их приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Ежемесячно нематериальные активы переносят часть своей стоимости на затраты производства (издержки обращения) по нормам, которые определяются предприятием исходя из установленного срока их использования.

По нематериальным активам, по которым не определен срок полезного использования, нормы износа устанавливаются в расчете на 10 лет (но не выше срока деятельности предприятия).

То есть нематериальные активы у предприятий и организаций при полном их использовании в установленный срок полностью в виде начисленного износа, учитываемого на счете 05 "Износ нематериальных активов", переносят свою первоначальную стоимость на стоимость продукции (работ, услуг). При праве пользования на 5 лет сумма начисленного износа составляет ежемесячно 1/60 часть первоначальной стоимости, на 10 лет - 1/120 часть.

Руководствуясь новым Положением, предприятия и организации сами определяют метод учета материальных ценностей - по средней фактической стоимости приобретения у поставщиков, а также с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонения в стоимости материалов". В этом случае более упрощенный способ учета - по фактической стоимости, что снижает наличие имеющихся недостатков в списании транспортно - заготовительных расходов и затраты на ведение учета.

В условии рыночных отношений, конкуренции предприятия и организации, определяя формы учета, должны обращать серьезное внимание на снижение затрат по ведению учетных операций, не снижая достоверности их. Начиная с 1992 года руководители предприятий и организаций должны принять четкое решение по учету реализованной продукции (работ, услуг) по мере отгрузки ( выполнения работ) и предъявления счетов к оплате. Ни одна страна мира не считает реализации продукции по мере оплаты, т.к. мировыми стандартами по учету предусмотрено, что доходы и издержки накапливаются ( принимаются на учет) по мере поступления ( доходов) или возникновения (издержек), а не по мере получения денег или совершения платежа. Данные по реализации и финансовым результатам по мере оплаты по счетам нарушают основной принцип учета - сопоставимость объема в денежном выражении и затрат на ее их изготовление. Регулирование финансовых результатов путем расчета прибыли на остатках товаров (работ, услуг) способствует получению недостоверных финансовых результатов.

В целях получения фактических данных для правильного расчета платежей в бюджет от фактически полученной прибыли с учетом данных по счетам за продукцию, предъявленных к оплате, но неоплаченных, введен новый счет 82 "Резерв сомнительных долгов". В Положении определено, что сомнительным долгом признается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резерв сомнительных долгов, созданный на основе результатов произведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности, относится на результаты хозяйственной деятельности. Оплаченные суммы в следующем за отчетным году восстанавливают финансовые результаты. Если до конца года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы необходимо присоединить ( увеличить прибыль) к прибыли соответствующего года.

Предприятия и организации создают и другие резервы, учитываемые на счете 86 "Резервный фонд". Этот фонд создается за счет прибыли до налогообложения (если предусмотрено законодательством для покрытия непредвиденных потерь и убытков) или за счет оставшейся прибыли после налогообложения. Разница между ними в том, что резерв, созданный за счет прибыли до налогообложения, используется по целевому назначению.

Положения о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 года N 633, было предусмотрено ежемесячное резервирование и включение в издержки производства или обращения сумм заработанной платы за время отпуска рабочим ( в проектно-изыскательских организациях - производственному персоналу, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - всем категориям работникам) и ежегодного вознаграждения рабочим и служащим за выслугу лет.

Однако с 1 января 1991 года оплата в соответствии с действующим законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков ( компенсация за неиспользованный отпуск), единовременные вознаграждения за выслугу лет в суммах, фактически начисленных, включаются по статье "Расходы на оплату труда" в состав затрат на производство. Иначе говоря, предприятию нет необходимости (а это предусмотрено мировой практикой) создавать резерв предстоящих расходов по оплате отпусков, кроме тех, у кого сезонный характер работы, необходимость предоставления отпусков всем работникам в летний период, период останова.

Аналогичное положение с образованием резерва на ремонт основных средств (ремонтный фонд).

Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 года N 1072 предусмотрено с 1 января 1991 года включать расходы на все виды ремонта основных производственных фондов в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Ремонтный фонд создается при необходимости.

Более целесообразнее при возникновении непредвиденных расходов на ремонт основных средств относить на расходы будущих периодов и ежемесячно по составленному расчету относить на затраты производства. При рыночных отношениях предприятиям не следует завышать себестоимость продукции.

Применительно к мировым стандартам внесены изменения в порядок отражения выручки от реализации основных средств, иного имущества предприятия. Новым Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению определен четкий порядок отражения в учете реализации и выбытия основных средств и прочих активов.

Это связано с тем, что с 1991 года в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" изменен порядок формирования источников финансирования капитальных вложений. Не создается по установленным нормативам фонд развития производства, одним из источников формирования которого была выручка от реализации основных средств.

По этой причине доход, полученный от продажи основных средств, является источником формирования прибыли в общеустановленном порядке. При этом учитывается недоначисленный износ по проданным основным средствам.

Передавая с баланса на баланс основные фонды, руководители и главные бухгалтеры учитывают то, что остаточная стоимость ( разница между первоначальной и начисленным износом ) подлежат отнесению на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий и организаций, или фонды специального назначения, т.к. новым порядком учета основных средств предусмотрено безвозмездное получение основных средств как источника формирования фондов специального назначения у получателей.

Аналогично действующему порядку у кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями установлен общий для всех предприятий, независимо от вида деятельности и форм собственности, порядок отражения на финансовых результатах сумм кредиторской и депонентской задолженности с истекшим сроком давности. Внесение этих сумм в бюджет приводило к их сокрытию потому, что в определенной степени это не всегда было по вине предприятий и в большинстве случаев не устанавливались причины.

Внесены существенные изменения в порядок проведения реформации баланса. В 1991 году предприятиям и организациям пришлось дважды проводить реформацию - в первом квартале и при составлении отчета за 1991 год.

В настоящее время балансовая прибыль (убыток) в течение года отражается в балансе отдельными статьями развернуто: в пассиве - полученная прибыль, а в активе - ее авансовое использование или фактически полученный убыток.

По завершении года на суммы использованной прибыли производится уменьшение прибыли (делается запись с кредита счета 81 "Использование прибыли" с дебетом счета 80 "Прибыли и убытки" ) и в балансе по состоянию на конец года данных по статье "Использование прибыли" не должно быть.

Сумма нераспределенной прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 80 "Прибыли и убытки" в кредит счета (дебет) 87 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Меняет свою сущность и назначение Уставный фонд предприятия, который представляет сумму вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при создании его деятельности, размер которого определен учредительными документами.

Но собрание коллектива, учредителей, акционеров при изменении производственной программы или других причинах может принять решение об изменении Уставного фонда. После регистрации нового размера Уставного фонда по решению должна быть сделана проводка: кредит счета 85 "Уставной фонд" с дебетом счетов 75 "Расчеты с учредителями", 78 "Расчетами с дочерними предприятиями", 81 "Использование прибыли", 86 "Резервный фонд", 87 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Учитывая роль налоговых инспекций при проверке представленных предприятиями и организациями отчетов и балансов, принятие экономических санкций при несвоевременном и некачественном их представлении Управлением методологии бухгалтерского учета и отчетности пересмотрены сроки представления годовых и квартальных отчетов и балансов соответственно 1 марта следующего за отчетным периодом года и 20 числа следующего за отчетным периодом месяца.

В то же время учредителям и собственникам отчетность может быть представлена раньше указанного срока.

Сложнее обстоит дело с концернами, союзами и ассоциациями, которые до 1992 года были на правах министерств и ведомств.

Например, в Министерство топлива и энергетики Российской Федерации вошли отдельные концерны и департаменты (бывшие министерства и ведомства), срок представления годовых и квартальных отчетов и балансов у них был как у министерств и ведомств.

В этом случае сводная отчетность по Министерству топлива и энергетике Российской Федерации может не составляться, а представляется по концернам и департаментам.

Министерства, ведомства, концерны, союзы, ассоциации Российской Федерации, предприятия и организации республики должны обращать серьезное внимание на достоверность составляемой отчетности, которая является в настоящее время открытой к публикации для использования заинтересованных организаций (бирж, покупателей, поставщиков и др.).

Необходимо при этом отметить, что Положение о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации не является документом по учету в перспективном развитии.

В связи с этим согласно распоряжению Верховного Совета РСФСР от 14 января 1992 года "О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики" разработана Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики.

Выполнение данной программы обеспечит переход республики к системе показателей учета и статистики в соответствии с международными стандартами, создаст условия для повышения государственного регулирования развития народного хозяйства за счет повышения эффективности и достоверности информации, расширения сферы учета, внедрения более эффективных методов организации статистической и учетной работы.

На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.03.92 N 10 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.03.92 N 10 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.03.92 N 10 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.03.92 N 10 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"