в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 04.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.03.92 N 10 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
отменен/утратил силу Редакция от 20.03.1992 Подробная информация
ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.03.92 N 10 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

КОММЕНТАРИЙ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принятое Министерством финансов Российской Федерации приказом от 20 марта 1992 года N 10 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 1992 года N 89 Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации устанавливает единые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для всех предприятий, учреждений и организаций независимо от видов деятельности и форм собственности.

Основным моментом, отличающим Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации от Положения о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 года N 633, является то, что предприятия и организации самостоятельно устанавливают форму бухгалтерской работы, определяют методы бухгалтерского учета, разрабатывают систему учета в производствах, цехах и подразделениях. Главное требование при этом - соответствие Положению и Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, утвержденных письмом Министерства экономики и финансов РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 18-05.

При выделении предприятиями и организациями на отдельный баланс производств и хозяйств ( подсобное сельское хозяйство , лесозаготовки, жилищно-коммунальное, транспортное хозяйства и другие аналогичные) уже не требуется разрешения вышестоящих органов. Особенно положительно это скажется при проведении приватизации.

При самостоятельности в определении выбора ведения учета не следует предприятиям забывать, что основой ведения бухгалтерского учета является соблюдение в течение отчетного года принятой методики отражения хозяйственных операций и оценки имущества.

Так как Положение о бухгалтерском учете и отчетности включает существовавшие до 1 января 1992 года нормативные документы о бухгалтерских отчетах и балансах, о главных бухгалтерах (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 года N 59 "О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов") и другие по ведению учета и составлению отчетности, то в нем заложены все основные моменты как в части ведения учета, так и ответственности.

В связи с тем, что в соответствии с Законом РСФСР " О предприятиях и предпринимательской деятельности" руководитель предприятия и организации производит найм и увольнение главного бухгалтера по аналогии с другими руководителями отделов и цехов, у главного бухгалтера снижены права по своей собственной защите.

По указанной причине и в соответствии с мировой практикой ответственность за состояние бухгалтерского учета несет в первую очередь руководитель предприятия, учреждения, организации. Это должно оказать положительное влияние на назначение главного бухгалтера имеющего опыт работы и необходимую квалификацию.

При этом руководитель принимает решение в части организации учетной работы - иметь бухгалтерию во главе с главным бухгалтером, заключить договор с центральной бухгалтерией, специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах.

Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению документы по операциям финансово-хозяйственной деятельности, противоречащим законодательству и нарушающим финансовую дисциплину, но при наличии письменного распоряжения руководителя предприятия главный бухгалтер не несет ответственности за незаконность совершенной операции в учете.

Предоставлена полная самостоятельность предприятиям и учреждениям в части проведения инвентаризаций, кроме случаев, когда они обязательны:

при передаче имущества в аренду с правом выкупа и без выкупа, продаже, акционировании;

перед составлением годовых бухгалтерских отчетов и балансов;

при смене материально-ответственных лиц;

при установлении фактов хищения и порчи, в случае пожаров и стихийных бедствий.

В проведении таких инвентаризаций заинтересованы сами предприятия. При этом инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться раз в два-три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.

Изменен порядок списания недостачи потерь материальных ценностей сверх норм естественно убыли при отсутствии конкретных виновников независимо от суммы. С 1 января 1992 года списание их производится с отнесением на издержки производства (обращения) или уменьшения финансирования (фондов), в то время как в 1991 году они списывались на расходы и потери, относимые на счет прибылей и убытков.

Несмотря на это в условиях рыночных отношений и предпринимательской деятельности списание с балансов долгов, недостач и потерь предприятия и организации производят после тщательной проверки причин, оказавших влияние на на эти факты, выявить виновников и принять необходимые меры к возмещению причиненного ущерба.

Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 " О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" определено, что с 1 января 1991 года средства труда до 300 рублей учитываются в составе оборотных средств.

Однако изменение цен в 1992 году явилось основанием для пересмотра стоимости предметов труда, учитываемых в составе оборотных средств, и увеличением ее до 3000 рублей за единицу по цене приобретения. Дано право руководителю принимать решение меньшего предела стоимости предметов труда для учета в составе оборотных средств. Это вызванно тем, что определенные предметы труда являются дефицитными и их следует учитывать в составе основных средств, где сохранность находится на уроне выше оборотных.

Увеличен предел до 50 рублей за единицу по цене приобретения ( ранее определен до 2 рублей ) предметов, подлежащих списанию в расход по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Вводимое Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации определяет понятие нематериальных активов, учитываемых отдельно от основных средств на счете 04 "Нематериальные активы".

На указанном счете отражаются права предприятий пользования землей, водой, другими природными ресурсами, объектами промышленной и интеллектуальной собственности (авторское право в области производства, науки, литературы и искусства, других видов творческой деятельности, изобретения, рацпредложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания).

К нематериальным активам относится также приобретение места на товарной бирже, в стоимость которого включаются все расходы, связанные с доведением его до состояния, когда его можно использовать с выгодной для предприятия пользой.

Нематериальные активы отражаются в балансе в сумме затрат на их приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Ежемесячно нематериальные активы переносят часть своей стоимости на затраты производства (издержки обращения) по нормам, которые определяются предприятием исходя из установленного срока их использования.

По нематериальным активам, по которым не определен срок полезного использования, нормы износа устанавливаются в расчете на 10 лет (но не выше срока деятельности предприятия).

То есть нематериальные активы у предприятий и организаций при полном их использовании в установленный срок полностью в виде начисленного износа, учитываемого на счете 05 "Износ нематериальных активов", переносят свою первоначальную стоимость на стоимость продукции (работ, услуг). При праве пользования на 5 лет сумма начисленного износа составляет ежемесячно 1/60 часть первоначальной стоимости, на 10 лет - 1/120 часть.

Руководствуясь новым Положением, предприятия и организации сами определяют метод учета материальных ценностей - по средней фактической стоимости приобретения у поставщиков, а также с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонения в стоимости материалов". В этом случае более упрощенный способ учета - по фактической стоимости, что снижает наличие имеющихся недостатков в списании транспортно - заготовительных расходов и затраты на ведение учета.

В условии рыночных отношений, конкуренции предприятия и организации, определяя формы учета, должны обращать серьезное внимание на снижение затрат по ведению учетных операций, не снижая достоверности их. Начиная с 1992 года руководители предприятий и организаций должны принять четкое решение по учету реализованной продукции (работ, услуг) по мере отгрузки ( выполнения работ) и предъявления счетов к оплате. Ни одна страна мира не считает реализации продукции по мере оплаты, т.к. мировыми стандартами по учету предусмотрено, что доходы и издержки накапливаются ( принимаются на учет) по мере поступления ( доходов) или возникновения (издержек), а не по мере получения денег или совершения платежа. Данные по реализации и финансовым результатам по мере оплаты по счетам нарушают основной принцип учета - сопоставимость объема в денежном выражении и затрат на ее их изготовление. Регулирование финансовых результатов путем расчета прибыли на остатках товаров (работ, услуг) способствует получению недостоверных финансовых результатов.

В целях получения фактических данных для правильного расчета платежей в бюджет от фактически полученной прибыли с учетом данных по счетам за продукцию, предъявленных к оплате, но неоплаченных, введен новый счет 82 "Резерв сомнительных долгов". В Положении определено, что сомнительным долгом признается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резерв сомнительных долгов, созданный на основе результатов произведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности, относится на результаты хозяйственной деятельности. Оплаченные суммы в следующем за отчетным году восстанавливают финансовые результаты. Если до конца года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы необходимо присоединить ( увеличить прибыль) к прибыли соответствующего года.

Предприятия и организации создают и другие резервы, учитываемые на счете 86 "Резервный фонд". Этот фонд создается за счет прибыли до налогообложения (если предусмотрено законодательством для покрытия непредвиденных потерь и убытков) или за счет оставшейся прибыли после налогообложения. Разница между ними в том, что резерв, созданный за счет прибыли до налогообложения, используется по целевому назначению.

Положения о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 года N 633, было предусмотрено ежемесячное резервирование и включение в издержки производства или обращения сумм заработанной платы за время отпуска рабочим ( в проектно-изыскательских организациях - производственному персоналу, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - всем категориям работникам) и ежегодного вознаграждения рабочим и служащим за выслугу лет.

Однако с 1 января 1991 года оплата в соответствии с действующим законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков ( компенсация за неиспользованный отпуск), единовременные вознаграждения за выслугу лет в суммах, фактически начисленных, включаются по статье "Расходы на оплату труда" в состав затрат на производство. Иначе говоря, предприятию нет необходимости (а это предусмотрено мировой практикой) создавать резерв предстоящих расходов по оплате отпусков, кроме тех, у кого сезонный характер работы, необходимость предоставления отпусков всем работникам в летний период, период останова.

Аналогичное положение с образованием резерва на ремонт основных средств (ремонтный фонд).

Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 года N 1072 предусмотрено с 1 января 1991 года включать расходы на все виды ремонта основных производственных фондов в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Ремонтный фонд создается при необходимости.

Более целесообразнее при возникновении непредвиденных расходов на ремонт основных средств относить на расходы будущих периодов и ежемесячно по составленному расчету относить на затраты производства. При рыночных отношениях предприятиям не следует завышать себестоимость продукции.

Применительно к мировым стандартам внесены изменения в порядок отражения выручки от реализации основных средств, иного имущества предприятия. Новым Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению определен четкий порядок отражения в учете реализации и выбытия основных средств и прочих активов.

Это связано с тем, что с 1991 года в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" изменен порядок формирования источников финансирования капитальных вложений. Не создается по установленным нормативам фонд развития производства, одним из источников формирования которого была выручка от реализации основных средств.

По этой причине доход, полученный от продажи основных средств, является источником формирования прибыли в общеустановленном порядке. При этом учитывается недоначисленный износ по проданным основным средствам.

Передавая с баланса на баланс основные фонды, руководители и главные бухгалтеры учитывают то, что остаточная стоимость ( разница между первоначальной и начисленным износом ) подлежат отнесению на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий и организаций, или фонды специального назначения, т.к. новым порядком учета основных средств предусмотрено безвозмездное получение основных средств как источника формирования фондов специального назначения у получателей.

Аналогично действующему порядку у кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями установлен общий для всех предприятий, независимо от вида деятельности и форм собственности, порядок отражения на финансовых результатах сумм кредиторской и депонентской задолженности с истекшим сроком давности. Внесение этих сумм в бюджет приводило к их сокрытию потому, что в определенной степени это не всегда было по вине предприятий и в большинстве случаев не устанавливались причины.

Внесены существенные изменения в порядок проведения реформации баланса. В 1991 году предприятиям и организациям пришлось дважды проводить реформацию - в первом квартале и при составлении отчета за 1991 год.

В настоящее время балансовая прибыль (убыток) в течение года отражается в балансе отдельными статьями развернуто: в пассиве - полученная прибыль, а в активе - ее авансовое использование или фактически полученный убыток.

По завершении года на суммы использованной прибыли производится уменьшение прибыли (делается запись с кредита счета 81 "Использование прибыли" с дебетом счета 80 "Прибыли и убытки" ) и в балансе по состоянию на конец года данных по статье "Использование прибыли" не должно быть.

Сумма нераспределенной прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 80 "Прибыли и убытки" в кредит счета (дебет) 87 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Меняет свою сущность и назначение Уставный фонд предприятия, который представляет сумму вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при создании его деятельности, размер которого определен учредительными документами.

Но собрание коллектива, учредителей, акционеров при изменении производственной программы или других причинах может принять решение об изменении Уставного фонда. После регистрации нового размера Уставного фонда по решению должна быть сделана проводка: кредит счета 85 "Уставной фонд" с дебетом счетов 75 "Расчеты с учредителями", 78 "Расчетами с дочерними предприятиями", 81 "Использование прибыли", 86 "Резервный фонд", 87 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Учитывая роль налоговых инспекций при проверке представленных предприятиями и организациями отчетов и балансов, принятие экономических санкций при несвоевременном и некачественном их представлении Управлением методологии бухгалтерского учета и отчетности пересмотрены сроки представления годовых и квартальных отчетов и балансов соответственно 1 марта следующего за отчетным периодом года и 20 числа следующего за отчетным периодом месяца.

В то же время учредителям и собственникам отчетность может быть представлена раньше указанного срока.

Сложнее обстоит дело с концернами, союзами и ассоциациями, которые до 1992 года были на правах министерств и ведомств.

Например, в Министерство топлива и энергетики Российской Федерации вошли отдельные концерны и департаменты (бывшие министерства и ведомства), срок представления годовых и квартальных отчетов и балансов у них был как у министерств и ведомств.

В этом случае сводная отчетность по Министерству топлива и энергетике Российской Федерации может не составляться, а представляется по концернам и департаментам.

Министерства, ведомства, концерны, союзы, ассоциации Российской Федерации, предприятия и организации республики должны обращать серьезное внимание на достоверность составляемой отчетности, которая является в настоящее время открытой к публикации для использования заинтересованных организаций (бирж, покупателей, поставщиков и др.).

Необходимо при этом отметить, что Положение о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации не является документом по учету в перспективном развитии.

В связи с этим согласно распоряжению Верховного Совета РСФСР от 14 января 1992 года "О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики" разработана Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики.

Выполнение данной программы обеспечит переход республики к системе показателей учета и статистики в соответствии с международными стандартами, создаст условия для повышения государственного регулирования развития народного хозяйства за счет повышения эффективности и достоверности информации, расширения сферы учета, внедрения более эффективных методов организации статистической и учетной работы.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.03.92 N 10 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"