в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 27.09.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ПИСЬМО ФУДН при Госкомимуществе РФ от 19.10.94 N ВГ-03/2426 "О ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) ПРЕДПРИЯТИЙ"
действует Редакция от 19.10.1994 Подробная информация

ПИСЬМО ФУДН при Госкомимуществе РФ от 19.10.94 N ВГ-03/2426 "О ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) ПРЕДПРИЯТИЙ"

Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) направляет разъяснения по некоторым вопросам, поступившим из территориальных агентств, возникающим в процессе реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

Заместитель
Генерального директора
Федерального управления
по делам о несостоятельности
(банкротстве)
В.ГОЛУБЕВ

Приложение

1. Вправе ли налоговые органы продолжать безакцептное списание денежных средств, поступающих в результате взимания дебиторской задолженности и продажи имущества, на счета предприятия - должника, находящегося в процессе добровольной ликвидации?

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона), осуществляемая в процессе конкурсного производства ликвидация предприятия - должника проводится как в форме принудительной ликвидации по решению арбитражного суда, так и в форме добровольной ликвидации на основании совместного решения руководителя предприятия - должника и кредиторов, утвержденного собственником (собственниками) предприятия - должника. Открытие конкурсного производства для предприятия - должника влечет за собой последствия, предусмотренные статьей 18 Закона. С момента открытия конкурсного производства все претензии имущественного характера к предприятию - должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Требования кредиторов удовлетворяются в соответствии с порядком и очередностью, установленной статьей 30 Закона.

По смыслу Закона перечень и содержание указанных последствий как для предприятий - должников, ликвидируемых принудительно, так и для предприятий - должников, ликвидируемых добровольно, различий не имеет. Однако из п. 3 статьи 51 Закона следует, что требования привилегированных кредиторов, а к их числу относится и налоговая инспекция, могут быть удовлетворены за счет имущества предприятия - должника после назначения конкурсного управляющего. Отсюда налоговые органы, как правило, делают вывод якобы о правах внеконкурсного погашения задолженности по платежам в бюджет и, следовательно, правомерности продолжения безакцептного списания ими денежных средств со счетов предприятия - должника, находящегося в процессе добровольной ликвидации.

По мнению Федерального управления подобные действия налоговых органов противоречат нормам гражданского законодательства и законодательства о банкротстве. В соответствии со статьей 30 Закона требования налоговых органов по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды удовлетворяются в третью очередь после покрытия расходов, указанных в п. 1 этой статьи, и полного погашения требований кредиторов первой и второй очередей. Из п. 2 статьи 1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик также следует, что при ликвидации юридического лица требования по внесению платежей в бюджеты не могут быть удовлетворены раньше расчетов кредиторами предшествующей очереди.

Таким образом, с момента утверждения собственником (собственниками) совместного решения руководителя предприятия - должника и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия - должника безакцептное списание денежных средств с его счетов должно быть прекращено.

2. Обязательна ли публикация официального объявления о добровольной ликвидации предприятия - должника, находящегося в областной и муниципальной собственности, в " Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации"?

В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона) публикация официального объявления о добровольной ликвидации предприятия - должника в " Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации" обязательна. По смыслу Закона данная публикация преследует цель уведомить о ликвидации предприятия - должника всех его возможных кредиторов, местонахождение которых может быть самым обширным, и тем самым предоставить возможность предъявления ими своих претензий. Поэтому Закон не предусматривает каких-либо исключений из этого правила зависимости от формы собственности предприятия - должника.

Важно также отметить, что Закон связывает с фактом публикации наступление ряда правовых последствий, например, начало отсчета двухмесячного срока для предъявления претензий кредиторов к должнику.

Невыполнение требований Закона об опубликовании объявления о добровольной ликвидации предприятия - должника может стать основанием для признания действий, связанных с его ликвидацией, недействительными.

3. Решением арбитражного суда предприятие было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Собрание кредиторов приняло решение о продаже имущества (активов) этого предприятия целиком (единым имущественным лотом) по конкурсу с последующей ликвидацией его статуса юридического лица. При этом хозяйственную деятельность предприятия в процессе конкурсного производства прекращать не предполагается.

Правомерны ли требования налоговых органов о внесении предприятием в порядке, установленном для нормально функционирующих предприятий, обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, поскольку предприятие не прекратило своей хозяйственной деятельности?

Указанное требование налоговых органов не может быть признано правомерным по следующим основаниям:

Решение арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства в соответствии со статьями 10 и 16 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона) является решением о его принудительной ликвидации. С момента вступления указанного решения в законную силу предприятие считается находящимся в процессе ликвидации.

Законодательством Российской Федерации не установлена обязательность прекращения хозяйственной деятельности предприятия, в отношении которого принято решение о признании его несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства. Напротив, в соответствии со статьей 21 Закона конкурсный управляющий выполняет функции управления предприятием - должником (т.е. обязан по возможности обеспечить нормальное функционирование предприятия - должника). Данное требование к управляющему подтверждено также статьей 30 Закона, которая предусматривает внеочередной порядок погашения расходов, связанных с продолжением функционирования предприятия - должника в процессе конкурсного производства.

Таким образом, фактическое продолжение хозяйственной деятельности предприятия после открытия конкурсного производства не дает юридических оснований для изменения особого правового режима исполнения любых его обязательств, в том числе и налоговых.

В соответствии со статьей 18 Закона с момента признания предприятия несостоятельным (банкротом) все претензии имущественного характера могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства. Передача либо иное отчуждение имущества должника (кроме случаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов), а также погашение его обязательств запрещается. Требования кредиторов, предъявленные в рамках конкурсного производства и признанные в установленном порядке, удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 30 Закона.

В соответствии со статьей 21 Закона конкурсный управляющий формирует конкурсную массу и согласно статьям 32, 34 Закона осуществляет продажу имущества предприятия - должника. После продажи имущества предприятия - должника конкурсный управляющий осуществляет расчеты с кредиторами в соответствии со статьями 30, 35 Закона. Иной порядок распределения имущества предприятия, признанного арбитражным судом несостоятельным (банкротом), и средств, вырученных от продажи указанного имущества, не только не предусмотрен, но прямо запрещен статьей 47 Закона, в соответствии с которой кредитор, соглашающийся на предпочтительное удовлетворение его требований в ущерб другим кредиторам, совершает действия, квалифицируемые как неправомерные действия кредитора.

Также необходимо учесть, что согласно статье 18 Закона с момента признания должника несостоятельным (банкротом) и принятия решения об открытии конкурсного производства прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия - должника (в т.ч. и задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды).

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО ФУДН при Госкомимуществе РФ от 19.10.94 N ВГ-03/2426 "О ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) ПРЕДПРИЯТИЙ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО ФУДН при Госкомимуществе РФ от 19.10.94 N ВГ-03/2426 "О ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) ПРЕДПРИЯТИЙ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПИСЬМО ФУДН при Госкомимуществе РФ от 19.10.94 N ВГ-03/2426 "О ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) ПРЕДПРИЯТИЙ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПИСЬМО ФУДН при Госкомимуществе РФ от 19.10.94 N ВГ-03/2426 "О ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) ПРЕДПРИЯТИЙ"