в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 16.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 11.10.2000 N ВКПИ 00-33
действует Редакция от 11.10.2000 Подробная информация

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 11.10.2000 N ВКПИ 00-33

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В.,
при секретаре старшем лейтенанте юстиции Нечаеве С.В.,
с участием военного прокурора управления Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Грибова О.В.,
представителей Председателя Общероссийского политического движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" - И.,
граждан П. и Д.,
представителя Правительства РФ подполковника юстиции Ткаченко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе председателя указанного выше Общероссийского политического движения о признании незаконным п. 10 Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей", а также дополнения к жалобе представителей заявителя П. и Д. о признании незаконным пункта 3 и п. 6б названного Постановления Правительства РФ,

И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанными требованиями, поскольку считает, что п. 10 названного Постановления Правительства, которым оно введено в действие с 1 января 1994 года, противоречит Постановлению Верховного Совета РФ от 22 января 1993 года N 4339-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О статусе военнослужащих", которым данный Закон введен в действие с 1 января 1993 г.

: В связи с утратой силы Закона РФ от 22.01.93 N 4338-I, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 27.05.98 N 76-ФЗ

В дополнениях к жалобе представители заявителя просят признать, что п. 3 Постановления Правительства РФ противоречит п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76 от 27 мая 1998 г., поскольку этим пунктом предусмотрено, что военнослужащие и члены их семей во время отпуска обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом за плату, тогда как в приведенном пункте ст. 16 нового Закона установлено, что военнослужащие в таких случаях оплачивают 25 процентов, а члены их семей 50 процентов стоимости путевки.

Кроме того, в ст. 16 Закона предусматривается, что военнослужащие и члены их семей обеспечиваются, помимо санаторно-курортного и других видов лечения, также отдыхом в пансионатах и детских оздоровительных лагерях, тогда как п. 3 названного Постановления Правительства РФ это не предусмотрено.

Пункт 6б Постановления Правительства РФ противоречит п. 5 ст. 16 этого же Закона, которым права и льготы военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 данной статьи, распространены также на военнослужащих при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по перечисленным в Законе основаниям, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

В судебном заседании представители И., действовавшие по доверенности от 12 августа 1998 г., П. и Д. поддержали жалобу и пояснили, что они настаивают на признании незаконным п. 10 Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1093 со дня его принятия, поскольку полагают, что несвоевременное введение в действие Постановления Правительства РФ грубо нарушило права военнослужащих и членов их семей на получение денежной компенсации к отпуску, установленной Законом "О статусе военнослужащих" 1993 г. Это привело к тому, что указанные лица были лишены права на получение такой компенсации в течение года.

Обосновывая дополнительные требования, представители заявителя ссылались на то, что в Постановлении предусмотрено приобретение военнослужащими и членами их семей путевок в санатории, дома отдыха и на туристические базы Министерства обороны РФ за плату, тогда как в Законе "О статусе военнослужащих" 1998 года путевки должны оплачиваться частично - в размере 25 и 50 процентов. Кроме того, в новом Законе расширен круг мест организованного отдыха военнослужащих и членов их семей - пансионатами и детскими оздоровительными лагерями, а предусмотренные п. 2 - 4 ст. 16 Закона льготы для военнослужащих и членов их семей расширены на военнослужащих и их семьи при общей продолжительности военной службы военнослужащего 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения. Кроме того, эти льготы распространены также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по указанным в Законе основаниям, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. В связи с приведенными данными Постановление Правительства РФ в указанных его пунктах не соответствует Закону.

Представитель Правительства РФ подполковник юстиции Ткаченко И.В., осуществляющий свои полномочия по поручению Правительства РФ N ВМ-П4-19482 (письмо Аппарата Правительства РФ от 22 июля 2000 г. N П4-2104), в порядке передоверия, по доверенности, выданной первым заместителем Министра обороны РФ, N 332 от 25 июля 2000 г., предложил отказать в удовлетворении жалобы И. и дополнений к ней. При этом он сослался на то, что срок, в течение которого Правительству РФ необходимо было определить порядок выплаты денежной компенсации военнослужащим и их семьям, предусмотренный п. 4 ст. 16 Закона, определен не был. Названным Постановлением военнослужащие права на получение такой компенсации не лишались, и эти свои права они могли защищать вплоть до обращения в судебные инстанции.

Что касается оплаты военнослужащими стоимости путевок, то Правительству РФ в Законе не поручалось определить размер этой оплаты. В реальной действительности, как до принятия Законастатусе военнослужащих" 1993 г., так в период его действия и в настоящее время, военнослужащие и члены их семей оплачивают стоимость путевки на льготных условиях: военнослужащие 25%, а члены их семей 50% стоимости.

Такие льготы для военнослужащих были предусмотрены ранее действовавшими в Вооруженных Силах нормативными документами, а в настоящее время они содержатся в Приказе Министра обороны РФ N 360 от 20 августа 1999 г. "О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах РФ" (с изменениями, внесенными 6 февраля 2000 г.).

Кроме того, в 1999 году разработан и направлен для согласования в соответствующие государственные органы проект нового Постановления Правительства РФ по обсуждаемым вопросам, в котором финансирование расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, обеспечением санаторно-курортным лечением и отдыхом на льготных условиях военнослужащих и членов их семей, выплатой им компенсации и др. вопросам, приведено в полное соответствие с Законом "О статусе военнослужащих" 1998 года. Однако до настоящего времени Постановление еще не принято.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, а также выслушав заключение военного прокурора управления Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Грибова О.В., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении жалобы И. в части признания незаконным п. 10 Постановления Правительства РФ N 1093 от 26 сентября 1999 года, поскольку предусмотренная Законом норма о выплате военнослужащим денежной компенсации к отпуску Постановлением Правительства не отменялась и не устанавливалась отсрочка ее применения, а в части поставленных вопросов в дополнениях к жалобе признать их обоснованными, в том числе касающихся размеров оплаты стоимости путевок; расширения круга мест отдыха военнослужащих и их семей по льготным путевкам; распространения льгот, предусмотренных п. 2 - 4 ст. 16 Закона, на военнослужащих и их семей, при общей продолжительности военной службы военнослужащих 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также распространения этих льгот на прапорщиков и мичманов при перечисленных в Законе условиях, поскольку в новом Законе "О статусе военнослужащих" они содержатся, а в рассматриваемом Постановлении отсутствуют, - Верховный Суд Российской Федерации находит, что требования И., изложенные в жалобе, а также в дополнениях к ней, подлежат лишь частичному удовлетворению.

Из исследованного в судебном заседании содержания п. 10 Постановления видно, что в нем содержится лишь дата введения в действие Постановления.

Ни этим, ни другими пунктами Постановления не отменено и не отсрочено право военнослужащих и членов их семей на получение денежной компенсации к отпуску, предусмотренной п. 4 ст. 16 Закона "О статусе военнослужащих" 1993 года.

: В связи с утратой силы Закона РФ от 22.01.93 N 4338-I, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 27.05.98 N 76-ФЗ

То обстоятельство, что Постановление Правительства РФ введено в действие с 1 января 1994 года, не лишало военнослужащих и членов их семей льготы на получение указанной компенсации в сроки, установленные названным Законом, который вступил в силу с 1 января 1993 года.

В случае нарушения этого права указанных лиц, в соответствии с Законом " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" N 4866-1 от 27 апреля 1993 года, они вправе были обжаловать неправомерные действия должностных лиц в суд в порядке, установленном этим Законом.

Кроме того, прежний Закон "О статусе военнослужащих" 1993 года задолго до направления в Верховный Суд РФ данной жалобы утратил силу и отменен. Новому Закону "О статусе военнослужащих" 1998 года данное Постановление в вопросах выплаты военнослужащим денежной компенсации к отпуску не противоречит. По изложенным основаниям жалоба И. в этой части удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем в дополнениях к жалобе обоснованно подчеркивается, что содержащиеся в п. 3 Постановления указания о том, что военнослужащие и члены их семей обеспечиваются путевками в санатории, дома отдыха и на туристические базы Министерства обороны за плату, не соответствуют п. 4 ст. 16 Закона "О статусе военнослужащих" 1998 года, которым установлено, что военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей 50 процентов стоимости путевок. Кроме того, этим пунктом ст. 16 Закона расширен круг мест организованного отдыха военнослужащих и членов их семей пансионатами и детскими оздоровительными лагерями.

Наряду с этим п. 5 ст. 16 Закона предусмотрено, что права и льготы военнослужащим и членам их семей, указанные в пунктах 2 - 4 этой статьи Закона, в отличие от оспариваемого Постановления, распространяются также на офицеров при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

При таких данных суд приходит к выводу, что данная часть требований заявителя является обоснованной и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 193 - 196, 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

жалобу Председателя Общероссийского политического движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" И. удовлетворить частично.

Признать, что п. 3 Постановления Правительства РФ N 1093 от 26 сентября 1994 года противоречит п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, который предусматривает, что военнослужащие и члены их семей обеспечиваются помимо санаторно-курортного и других видов лечения также отдыхом в пансионатах и детских оздоровительных лагерях. При этом военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевок.

Пункт 6б названного Постановления Правительства РФ противоречит п. 5 ст. 16 этого же Закона, которым права и льготы военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 данной статьи, распространены также на военнослужащих при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от оснований увольнения и членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по состоянию здоровья, достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Правительству РФ в соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих" 1998 года привести указанные пункты Постановления N 1093 от 26 сентября 1994 года в соответствие с Федеральным законом.

В части требований И. о признании п. 10 названного Постановления Правительства N 1093 от 26 сентября 1994 года незаконным и не действующим со дня принятия данного Постановления - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий по делу -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
генерал-лейтенант юстиции
Ю.В.ПАРХОМЧУК

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 11.10.2000 N ВКПИ 00-33 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 11.10.2000 N ВКПИ 00-33 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 11.10.2000 N ВКПИ 00-33 можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 11.10.2000 N ВКПИ 00-33