в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 03.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 05.07.2002 N 39 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА"
отменен/утратил силу Редакция от 05.07.2002 Подробная информация

ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 05.07.2002 N 39 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА"

В связи с переходом к работе в новых условиях уголовного судопроизводства и в целях обеспечения прокурорского надзора за единообразным применением в ходе досудебного производства требований Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов, районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам организовать работу таким образом, чтобы деятельность прокуратуры максимально обеспечивала конечную цель уголовного преследования - изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и привлечение их к уголовной ответственности.

В полной мере использовать предусмотренные статьей 37 УПК Российской Федерации полномочия для надзора за законностью деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в первую очередь потерпевших от преступлений.

2. Исходить из того, что в досудебном производстве прокурор является руководителем уголовного преследования. В этой связи для выполнения возложенной задачи надлежит:

2.1. Ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений и иных источников.

Обращать особое внимание на соблюдение порядка регистрации сообщений о преступлениях, их процессуального оформления, обязательное уведомление заявителей о принятии заявлений, соблюдение сроков их рассмотрения.

2.2. Тщательно изучать материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях. Не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступления.

Возбуждать уголовное дело в строгом соответствии с УПК Российской Федерации при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

2.3. При поступлении от следователя, дознавателя постановления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий - соответствующих протоколов и постановлений незамедлительно проверять их обоснованность и достаточность для вынесения процессуального решения, устанавливать обстоятельства, исключающие необходимость возбуждения уголовного дела, выяснять своевременность и законность проведения следственных действий.

2.4. В случаях, когда в собранных материалах не содержится данных, необходимых для возбуждения дела, но не исчерпаны возможности для их сбора, в тот же день выносить постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки с указанием о необходимости выполнения конкретных процессуальных действий.

2.5. По сообщениям об убийстве, террористическом акте, бандитизме и иных особо тяжких преступлениях лично выезжать на место происшествия, непосредственно изучать обстоятельства происшедшего и собранные материалы и при наличии достаточных оснований на месте возбуждать уголовное дело либо давать согласие на его возбуждение, если постановление о возбуждении дела вынесено следователем.

2.6. В случае решения о согласии на возбуждение уголовного дела, но невозможности оперативного возвращения следователю или дознавателю материалов дела для производства расследования или дознания о принятом решении уведомлять их по телефону, телеграфу, телетайпу, средствами факсимильной связи или электронной почтой, а постановления о возбуждении уголовного дела с материалами незамедлительно направлять следователю или дознавателю. Уведомление, полученное по телефону, оформлять телефонограммой.

Следить, чтобы поступившие сообщения органами предварительного расследования приобщались к материалам дела с указанием времени их фактической отправки и получения.

2.7. Для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с дачей согласия на возбуждение уголовного дела, установить в нерабочее время (включая выходные и праздничные дни) дежурство прокурорских работников, правомочных принимать процессуальные решения.

3. Строго руководствоваться требованиями главы 52 УПК Российской Федерации о порядке производства по уголовным делам в отношении лиц, перечисленных в части первой статьи 447 Уголовно - процессуального кодекса.

Средствами прокурорского надзора обеспечивать немедленное освобождение лиц, перечисленных в статье 449 УПК Российской Федерации, задержанных в порядке, предусмотренном статьей 91 Уголовно - процессуального кодекса (за исключением случаев задержания на месте преступления), по подозрению в совершении преступлений.

4. Определять подследственность уголовного дела, исходя из того, что возбуждение уголовного дела о преступлении, место совершения которого неизвестно, является прерогативой того прокурора города, района, на территории (либо объекте) которого обнаружены достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

5. Имеющимися полномочиями своевременно пресекать факты необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В этих целях:

5.1. Ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах. Остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего.

Следить за тем, чтобы процессуальное оформление задержания следователем и дознавателем осуществлялось не позднее 3 часов после фактического доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору.

5.2. Пресекать случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях. Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также содержащихся под стражей без продления сроков.

6. Избирая меру пресечения и определяя ее вид, исходить из оснований, указанных в статье 97 УПК Российской Федерации, учитывая при этом тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства. При отсутствии оснований для избрания меры пресечения и с учетом конкретных обстоятельств отбирать обязательство о явке.

6.1. При рассмотрении вопросов о согласии на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу иметь в виду, что в статье 108 Уголовно - процессуального кодекса содержится исчерпывающий перечень условий для заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого.

Тщательно проверять доводы подозреваемого и обвиняемого об их невиновности, оказании давления, нарушении права на защиту и другие. В необходимых случаях лично допрашивать лицо, подлежащее аресту, а несовершеннолетнего - в обязательном порядке.

6.2. Давать согласие на применение к подозреваемому или обвиняемому в качестве меры пресечения домашнего ареста только при наличии условий для реального исполнения этой меры.

7. При невозможности окончания предварительного следствия в двухмесячный срок и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу обеспечить продление сроков содержания под стражей в строгом соответствии со статьей 109 УПК Российской Федерации.

7.1. Принимая решение о даче согласия на продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев, следить за тем, чтобы ходатайство о продлении возбуждалось в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для избрания этой меры пресечения.

7.2. Для получения согласия Генерального прокурора Российской Федерации на представление суду ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев готовить и не позднее 30 суток до истечения годичного срока представлять в Генеральную прокуратуру соответствующие материалы с заключением об обоснованности и законности его продления.

Также не позднее 30 суток представлять в Генеральную прокуратуру постановление следователя для продления Генеральным прокурором или его заместителем срока следствия свыше 12 месяцев.

7.3. Учитывая, что предоставление для согласия Генерального прокурора Российской Федерации ходатайств следователя о продлении судом срока содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев носит исключительный характер, вопросы о содержании обвиняемого под стражей и продлении срока следствия предварительно рассматривать на коллегии прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и другой специализированной прокуратуры.

В препроводительных документах обязательно указывать, изучалось ли уголовное дело, какие нарушения и недостатки выявлены в организации расследования, какие меры приняты для устранения обнаруженных просчетов.

7.4. Обеспечить по оконченному расследованием делу предъявление обвиняемому и его защитнику материалов за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного частями второй и третьей статьи 109 УПК Российской Федерации.

В случаях, когда 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела оказалось недостаточно, обеспечить получение согласия на продление срока содержания под стражей не позднее чем за 10 суток до истечения предельного срока содержания под стражей и представление в суд соответствующего ходатайства не позднее чем за 5 суток до его истечения.

8. Осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на пресечение и раскрытие преступлений, добиваться соблюдения требований части третьей статьи 7 Уголовно - процессуального кодекса о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.

Акцентировать внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно - розыскных мероприятий, давать письменные указания о производстве отдельных следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий.

Принимать меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК Российской Федерации.

9. Обеспечить немедленную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу либо изъятых из оборота.

10. Установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствоваться требованиями уголовно - процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения виновных.

10.1. Систематически проверять законность и обоснованность решений о приостановлении производства по уголовным делам на основании п. п. 1 и 2 части первой статьи 208 УПК Российской Федерации, а также своевременность и эффективность мер по розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

10.2. Давать согласие на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, изменением обстановки, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения мер принудительного воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно - наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных Уголовно - процессуальным кодексом.

Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела или уголовного преследования результатом незаконного воздействия на него со стороны каких-либо лиц или участников уголовного судопроизводства.

11. При утверждении обвинительного заключения (обвинительного акта) с особой тщательностью изучить соответствие выводов органов предварительного расследования фактическим обстоятельствам дела, соблюдение уголовно - процессуальных норм при выполнении следственных действий, соответствие составленных в ходе расследования документов требованиям УПК Российской Федерации.

12. Прокурорам субъектов Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам наиболее сложные вопросы, возникающие в деятельности правоохранительных органов по применению нового Уголовно - процессуального кодекса, выносить на рассмотрение коллегий, координационных и оперативных совещаний.

О спорных или вызывающих затруднения вопросах применения положений Кодекса, требующих решения на федеральном уровне, информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

13. Управлениям и отделам Генеральной прокуратуры глубоко анализировать деятельность прокуроров на местах, своевременно подмечать складывающиеся процессы и тенденции, оказывать прокурорам и следователям необходимую помощь.

14. Управлению методического обеспечения вместе с заинтересованными подразделениями аппарата Генеральной прокуратуры обобщить практику применения положений нового Уголовно - процессуального кодекса и к 1 декабря 2002 года представить предложения, направленные на совершенствование прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в ходе досудебного производства.

15. В связи с изданием настоящего Приказа Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2001 года N 5 "О мерах по усилению прокурорского надзора за законностью производства выемки и обыска", а также указания Генерального прокурора Российской Федерации от 18 июня 1998 года N 38/36 " Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при продлении сроков предварительного следствия, дознания и содержания обвиняемых под стражей" и от 20 сентября 2001 года N 55/36 " Об усилении надзора за исполнением требований закона о сроках содержания обвиняемых под стражей" считать утратившими силу.

Положения Приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 18 июня 1997 года N 31 " Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием" и от 10 января 1999 года N 3 " Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершаемых и подготавливаемых преступлениях" сохраняют силу в части, не противоречащей настоящему Приказу.

16. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным прокурорам, прокурорам городов и районов и иным прокурорам, а также руководителям федеральных правоохранительных органов.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
В.В.УСТИНОВ

\r\n

На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 05.07.2002 N 39 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 05.07.2002 N 39 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 05.07.2002 N 39 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 05.07.2002 N 39 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА"