Последнее обновление: 16.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРОТОКОЛ заседания ГМЭК от 25.06.2002 N 4/69-2002 (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ЛЕНТ ЗАЩИЩЕННЫХ В КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИНАХ", утв. Решением ГМЭК от 25.06.2002, протокол N 4/69-2002) (извлечение)
ПРОТОКОЛ заседания ГМЭК от 25.06.2002 N 4/69-2002 (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ЛЕНТ ЗАЩИЩЕННЫХ В КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИНАХ", утв. Решением ГМЭК от 25.06.2002, протокол N 4/69-2002) (извлечение)
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13 декабря 2001 года N Пр-2184 Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно - кассовым машинам решает:
1. С 1 января 2003 года начать внедрение электронных контрольных лент защищенных (ЭКЛЗ). В этих целях с учетом решения Государственной комиссии о прекращении внесения в Государственный реестр с 1 июля 2002 года контрольно - кассовых машин, в которых не реализована возможность функционирования ЭКЛЗ (протокол Государственной комиссии от 28 мая 2002 года N 3/68-2002), с 1 января 2003 года не продлевать сроки нахождения в Государственном реестре моделей контрольно - кассовых машин, в которых не реализована возможность функционирования ЭКЛЗ.
Просить МНС России рекомендовать налоговым органам с 1 января 2003 года не принимать к регистрации контрольно - кассовые машины, в которых не реализована возможность функционирования ЭКЛЗ.
2. Утвердить в качестве экспертных организаций Государственной комиссии, которые могут проводить техническую экспертизу контрольно - кассовых машин с реализованной в них возможностью функционирования ЭКЛЗ на соответствие техническим требованиям к электронным контрольно - кассовым машинам: ОАО СКБ ВТ "ИСКРА" (195265, г. Санкт - Петербург, Гражданский пр., 111, телефон: (812) 532-04-39, факс: (812) 532-48-07), ООО "ИНКОТЕКС" (105484, г. Москва, 16-я Парковая ул., 26, телефон / факс: (095) 742-01-19, (095) 468-74-34) и РАПКаТ - Центр при Российской ассоциации производителей кассовой техники (129090, г. Москва, ул. Гиляровского, 5, телефон / факс: (095) 208-18-07).
Рабочей группе Государственной комиссии по вопросам Государственного реестра совместно с ФАПСИ подготовить предложения по расширению указанного перечня экспертных организаций.
3. Принять к сведению информацию ФАПСИ об организации изготовления ЭКЛЗ для контрольно - кассовых машин на предприятиях, имеющих соответствующую лицензию ФАПСИ, в количествах, необходимых для удовлетворения заявок генеральных поставщиков и центров технического обслуживания контрольно - кассовых машин.
По результатам использования ЭКЛЗ в контрольно - кассовых машинах провести не позднее 2004 года конкурс по размещению заказа на производство и поставку ЭКЛЗ. Просить ФАПСИ совместно с Государственной комиссией разработать условия конкурса.
4. Контрольно - кассовые машины, зарегистрированные в налоговых органах до 1 января 2003 года, могут применяться пользователями в течение нормативного срока амортизации этих машин, если по ним не будут приняты иные решения.
Указанные в настоящем пункте контрольно - кассовые машины по желанию пользователя могут быть доработаны до соответствия эталонным версиям моделей, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ и которые включены в Государственный реестр контрольно - кассовых машин.
5. Утвердить представленный ФАПСИ Типовой порядок встраивания электронных контрольных лент защищенных в контрольно - кассовые машины согласно приложению N 1 к настоящему протоколу (не приводится).
Генеральным поставщикам контрольно - кассовых машин в соответствии с указанным Типовым порядком разработать и представить до 1 декабря 2002 года в Государственную комиссию инструкции по переоборудованию контрольно - кассовых машин, находящихся у пользователей, для реализации в них возможности функционирования ЭКЛЗ.
6. Контрольно - кассовые машины, внесенные в Государственный реестр до 1 июля 2002 года и находящиеся у пользователей, подлежат обязательному переоборудованию в целях обеспечения возможности функционирования в них ЭКЛЗ в следующих случаях:
а) если их перерегистрация в налоговых органах производится после 1 января 2003 года вследствие продажи контрольно - кассовых машин другим пользователям, изменения организационно - правовой формы предприятия и по другим причинам;
б) по решению Государственной комиссии, если выявлены заложенные в соответствующей модели (версии модели) контрольно - кассовой машины технические возможности искажения фискальных данных;
в) по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласованному с Государственной комиссией, по отдельным моделям (версиям моделей) контрольно - кассовых машин в целях получения положительного социально - экономического эффекта в регионе.
7. В наименования моделей контрольно - кассовых машин, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, вносится специальное буквенное обозначение "К". Не допускается использование таких машин без ЭКЛЗ. Специальное буквенное обозначение "Ф" или "F" для указанных машин не применяется.
Образцы моделей контрольно - кассовых машин, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, подлежат передаче на ответственное хранение в Лабораторию эталонных образцов контрольно - кассовых машин в установленном порядке.
8. Контрольно - кассовые машины, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, оснащаются средствами визуального контроля "Государственный реестр" года их выпуска или года их переоборудования для использования с ЭКЛЗ.
Генеральным поставщикам контрольно - кассовых машин принять меры к оснащению всех контрольно - кассовых машин, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, средствами визуального контроля "Государственный реестр" с датой 2003 года и последующих годов. Контрольно - кассовые машины, в которых не реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, должны быть оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр" с датой до 2003 года.
9. Каждая ЭКЛЗ имеет свой регистрационный номер, который при ее активизации вносится в паспорт версии модели соответствующей контрольно - кассовой машины.
На новые контрольно - кассовые машины, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, выдаются паспорта соответствующих версий моделей контрольно - кассовых машин. На переоборудованные контрольно - кассовые машины, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, выдаются новые паспорта версий моделей, и на эти машины распространяются новые сроки их использования, установленные согласно Государственному реестру.
Паспорт версии модели контрольно - кассовой машины, в которой реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, должен иметь буквенное обозначение "ЭКЛЗ", которое располагается в поле дисплея, изображенного на паспорте версии модели.
Утвердить формы бланков дополнительных листов к Паспорту версии модели контрольно - кассовой машины согласно приложениям N 2 и N 3 к настоящему протоколу (приложение N 3 не приводится).
Лаборатории эталонных образцов контрольно - кассовых машин принять меры по обеспечению выполнения заявок генеральных поставщиков и центров технического обслуживания контрольно - кассовых машин с ЭКЛЗ паспортами версий моделей соответствующей формы.
Дополнить п. 5 "Порядка заполнения Ведомости версий модели контрольно - кассовой машины (ККМ)" (п. 2 раздела IV протокола Государственной комиссии от 4 декабря 2000 года N 5/59-2000) следующими словами: "Если в ККМ реализована возможность функционирования электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ), в этой подграфе делается отметка "из ЭКЛЗ".
10. Принять за основу следующую схему распространения ЭКЛЗ:
ЭКЛЗ поставляются генеральным поставщикам и центрам технического обслуживания контрольно - кассовых машин предприятием - изготовителем ЭКЛЗ при содействии Российской ассоциации производителей кассовой техники.
ЭКЛЗ для их использования в новых контрольно - кассовых машинах поставляются генеральным поставщикам. Генеральные поставщики обеспечивают установку ЭКЛЗ во все вновь выпускаемые контрольно - кассовые машины.
Поставка ЭКЛЗ для установки их в контрольно - кассовые машины у пользователей, а также для последующей замены ЭКЛЗ у пользователей может производиться генеральным поставщикам контрольно - кассовых машин или непосредственно центрам технического обслуживания контрольно - кассовых машин. Центры технического обслуживания контрольно - кассовых машин обеспечивают правильность и своевременность установки и замены ЭКЛЗ у пользователей, а также активизацию ЭКЛЗ у пользователей, в том числе в новых контрольно - кассовых машинах.
Производство и распространение ЭКЛЗ осуществляется без привлечения средств федерального бюджета.
Обязать генеральных поставщиков контрольно - кассовых машин довести до центров технического обслуживания контрольно - кассовых машин информацию о невозможности регистрации с 1 января 2003 года в налоговых органах контрольно - кассовых машин, в которых не реализована возможность функционирования ЭКЛЗ.
11. Утвердить представленные ФАПСИ Методические указания по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно - кассовых машинах согласно приложению N 4 к настоящему протоколу.
12. Установка, замена и активизация ЭКЛЗ производятся на основании инструкции генерального поставщика контрольно - кассовых машин, разработанной в соответствии с Методическими указаниями по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно - кассовых машинах и представляемой в ФАПСИ при прохождении экспертизы.
Просить МНС России при подготовке рекомендаций по осуществлению контроля за применением контрольно - кассовых машин в части ЭКЛЗ использовать Методические указания по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно - кассовых машинах.
Просить ФАПСИ организовать консультации персонала налоговых органов для контроля за работой контрольно - кассовых машин с ЭКЛЗ.
Генеральным поставщикам контрольно - кассовых машин обеспечить подготовку работников центров технического обслуживания к работам по установке и замене ЭКЛЗ в контрольно - кассовых машинах.
13. Установить, что центры технического обслуживания проводят замену ЭКЛЗ у пользователей в следующих случаях:
при заполнении ЭКЛЗ;
по завершении установленного срока эксплуатации ЭКЛЗ;
при перерегистрации ККМ в налоговом органе;
при неисправности ЭКЛЗ.
Поручить Лаборатории эталонных образцов контрольно - кассовых машин совместно с разработчиками и производителем ЭКЛЗ подготовить Порядок считывания информации с неисправной ЭКЛЗ.
14. Принять к сведению сообщение ФАПСИ о возможности оказания им методической помощи МНС России в обеспечении налоговых органов необходимыми программными и техническими средствами для использования информации, зарегистрированной в ЭКЛЗ, в целях обеспечения контроля за полнотой сбора налогов.
15. Установить, что пользователи контрольно - кассовых машин обязаны обеспечить сохранность ЭКЛЗ с зарегистрированной в ней информацией в течение 5 лет с момента снятия ЭКЛЗ с контрольно - кассовой машины.
Просить ФАПСИ поручить разработчикам ЭКЛЗ рассмотреть вопрос о технической возможности повторного использования ЭКЛЗ по истечении установленного срока ее хранения.
Рабочей группе Государственной комиссии по вопросам ведения технических требований совместно с генеральными поставщиками контрольно - кассовых машин рассмотреть возможности технического упрощения и удешевления вновь изготавливаемых контрольно - кассовых машин, имея в виду, что основную фискальную функцию в них будет выполнять ЭКЛЗ.
II. О моделях контрольно - кассовых машин1. Включить в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, до 1 января 2003 года контрольно - кассовую машину модели ТАКМА-01Ф (заявитель: ОАО "Монолит", 242220, Брянская обл., г. Трубчевск, ул. Фрунзе, 2, телефон: (08352) 2-49-04, факс: (08352) 2-47-58) с версией 01, разрешив ее применение для версии 01 в соответствии с п. 2.1 Классификатора контрольно - кассовых машин для сферы услуг на автомобильном транспорте (в такси).
2. В дополнение к решению Государственной комиссии от 27 ноября 2001 года (п. 9 раздела II протокола N 6/65-2001) о продлении до 1 января 2003 года срока включения в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, контрольно - кассовой машины модели ДОН-003Ф (заявитель ЗАО "ТТЦ "Процессор", 394042, г. Воронеж, ул. Минская, 16, телефон: (0732) 23-42-31, 23-79-16, факс: (0732) 23-62-69) разрешить также ее применение:
для версии 07 с комплектом пакетов прикладных программ "СПОС-4" (разработчик: ИПФ "Сервер", г. Воронеж), "ЗПКТ" (разработчик: ЦО АТУС, г. Москва) и "СКЗИ "Верба" (разработчик: МО Пензенского НИЭИ, г. Москва) в соответствии с п. 2.3 Классификатора контрольно - кассовых машин - для сферы услуг на предприятиях почтовой связи;
для версии 08 с комплектом пакетов прикладных программ "АКС Казань" (разработчик: ГУП "УПС и РИЦ Министерства связи Республики Татарстан", г. Казань), "ЗПКТ" (разработчик: ЦО АТУС, г. Москва) и "СКЗИ "Верба" (разработчик: МО Пензенского НИЭИ, г. Москва) в соответствии с п. 2.3 Классификатора контрольно - кассовых машин - для сферы услуг на предприятиях почтовой связи.
3. В дополнение к решению Государственной комиссии от 27 ноября 2001 года (п. 9 раздела II протокола N 6/65-2001) о продлении до 1 января 2003 года срока включения в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, контрольно - кассовой машины модели ОРИОН-100Ф (заявитель: ООО "НТЦ ОРИОН", юридический адрес: 109386, г. Москва, ул. Краснодонская, 7/1, стр. 2, почтовый адрес: 123481, г. Москва, ул. Фомичевой, 13, корпус 2, телефон: (095) 492-53-11, 492-85-36, факс: (095) 492-54-06) разрешить также ее применение для версии 02 в соответствии с п. п. 1.1, 2.1 Классификатора контрольно - кассовых машин для торговли, сферы услуг (кроме предприятий транспорта, электросвязи и почтовой связи).
4. В дополнение к решениям Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам от 27 ноября 2001 года (п. 1 раздела II протокола N 6/65-2001) и от 28 мая 2002 года (п. 3 раздела I протокола N 3/68-2002) о включении до 1 января 2003 года в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, контрольно - кассовой машины модели BEETLE-F (заявитель: ООО "Цветочное", почтовый адрес: 121552, г. Москва, ул. 3-я Черепковская, 15а, телефон: (095) 414-69-32, факс: (095) 414-65-47) разрешить также ее применение для версий 07, 08 с пакетом прикладных программ "СОЛО" (разработчик: ООО "ИСТКом", г. Санкт - Петербург) в соответствии с п. 1.3 Классификатора контрольно - кассовых машин - для торговли.
5. Внести изменения и дополнения в версии модели контрольно - кассовой машины БПМ-3Ф, утвержденные протоколами от 27 ноября 2001 года N 6/65-2001, от 19 февраля 2002 года N 1/66-2002 и от 18 апреля 2002 года N 2/67-2002, изложив их в редакции согласно приложению N 5 к настоящему протоколу.
6. Внести изменения и дополнения в версию модели контрольно - кассовой машины ЭЛЕКТРОНИКА 503Ф, утвержденную протоколом от 27 ноября 2001 года N 6/65-2001, изложив ее в редакции согласно приложению N 5 к настоящему протоколу.
7. Разрешить применение указанных в пунктах 1 - 6 настоящего раздела версий моделей контрольно - кассовых машин согласно приложению N 5 к настоящему протоколу.
8. Провести техническую экспертизу на соответствие техническим требованиям к электронным контрольно - кассовым машинам для осуществления денежных расчетов с населением следующих моделей контрольно - кассовых машин с ЭКЛЗ:
ПРИМ-09ТК (заявитель: ОАО СКБ ВТ "ИСКРА", 195265, г. Санкт - Петербург, Гражданский пр., 111, телефон: (812) 532-04-39, факс: (812) 532-48-07);
ПРИМ-21К (заявитель: ОАО СКБ ВТ "ИСКРА", 195265, г. Санкт - Петербург, Гражданский пр., 111, телефон: (812) 532-04-39, факс: (812) 532-48-07);
ПРИМ-60К (заявитель: ОАО СКБ ВТ "ИСКРА", 195265, г. Санкт - Петербург, Гражданский пр., 111, телефон: (812) 532-04-39, факс: (812) 532-48-07).
Техническую экспертизу указанных моделей провести в соответствии с утвержденным решением Государственной комиссии от 18 апреля 2002 года (протокол N 2/67-2002) Порядком проведения экспертизы ККМ с ЭКЛЗ.
Поручить проведение технической экспертизы контрольно - кассовых машин моделей ПРИМ-09ТК, ПРИМ-21К, ПРИМ-60К ООО "ИНКОТЕКС" (105484, г. Москва, 16-я Парковая ул., 26, телефон / факс: (095) 742-01-19, (095) 468-74-34).
При проведении технической экспертизы указанных моделей обратить внимание на реализацию фискальной функции и функционирование ЭКЛЗ.
По моделям контрольно - кассовых машин, указанным в настоящем пункте, должны быть выполнены работы, относящиеся к созданию и ведению банка эталонных версий моделей контрольно - кассовых машин и замене фискальной памяти контрольно - кассовых машин, предусмотренные соответствующими решениями Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам.
При условии положительных результатов технической экспертизы и экспертизы ФАПСИ провести сертификацию контрольно - кассовых машин моделей ПРИМ-09ТК, ПРИМ-21К, ПРИМ-60К в Госстандарте России.
9. Заявителям контрольно - кассовых машин с ЭКЛЗ, направленных на техническую экспертизу на соответствие техническим требованиям к электронным контрольно - кассовым машинам для осуществления денежных расчетов с населением (п. 11 раздела I протокола Государственной комиссии от 19 февраля 2002 года N 1/66-2002 и п. 16 раздела I протокола Государственной комиссии от 28 мая 2002 года N 3/68-2002), привести наименования моделей и соответствующие материалы по моделям в соответствие с решением пункта 7 раздела I настоящего протокола.
III. Об усилении ответственности за нарушение законодательства о применении контрольно - кассовых машинПодготовить и направить за подписью заместителя председателя Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам К.Н. Пармененкова в МНС России предложения по:
внесению изменений и дополнений в проект Федерального закона "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами", поступивший на рассмотрение согласительной комиссии Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, направленные на внедрение средств криптографической защиты фискальных данных контрольно - кассовых машин;
устранению пробелов в вопросах применения административной ответственности к нарушителям законодательства о применении контрольно - кассовых машин;
введению уголовной ответственности лиц, допускающих несанкционированное вмешательство в работу контрольно - кассовых машин и порчу их программ в целях занижения данных о реальной выручке.
IV. Разное1. Продлить до 1 сентября 2002 года срок действия абзаца первого пункта первого раздела VI протокола заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам от 18 апреля 2002 года N 2/67-2002.
2. По представлению Департамента организации налогового контроля МНС России (письмо от 18 июня 2002 года N 06-05-01/68) включить от МНС России в состав рабочей группы по проведению анализа результатов эксперимента по использованию билетов (бланков строгой отчетности) на предприятиях группы "Автолайн" А.С. Кленовского, И.В. Друско, В.А. Чернышова, Т.И. Журавлеву.
Заместитель председателя
Государственной комиссии
К.Н.ПАРМЕНЕНКОВ
Приложение N 2
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ К ПАСПОРТУ ВЕРСИИ NДополнительный лист действителен
при соответствии номера Паспорта версии, наименования
модели и заводского номера ККМ номеру Паспорта версии,
наименованию модели и заводскому номеру ККМ,
указанным на первом листе Паспорта версии.
Приложение N 4
УТВЕРЖДЕНЫ
решением Государственной
межведомственной экспертной комиссии
по контрольно - кассовым машинам
Протокол
от 25 июня 2002 г. N 4/69-2002
Настоящие Методические указания определяют порядок применения электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) в контрольно - кассовых машинах (ККМ). Методические указания предназначены для генеральных поставщиков, центров технического обслуживания (ЦТО) и пользователей ККМ, экспертных организаций по ККМ, а также организаций, осуществляющих контроль за применением ККМ.
1. Основные понятия1.1. Электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ) - техническое устройство (комплекс программно - аппаратных средств в составе ККМ), обеспечивающее защищенную от не обнаруживаемой коррекции регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о каждом из проведенных с использованием ККМ денежных расчетов с физическими лицами, необходимой для полного учета доходов в целях правильного исчисления налогов.
1.2. Криптографический проверочный код (КПК) - совокупность параметров: значение КПК и номер КПК.
1.3. Значение КПК - контрольная сумма документа, рассчитываемая из его параметров с использованием криптографических алгоритмов.
1.4. Номер КПК - непрерывно нарастающий порядковый номер операции формирования значения КПК.
1.5. Регистрационный номер ЭКЛЗ - номер, присвоенный данной ЭКЛЗ в процессе ее изготовления.
1.6. Активизация ЭКЛЗ - процедура, определяющая начало функционирования ЭКЛЗ в составе ККМ.
1.7. Закрытие архива - процедура, завершающая функционирование ЭКЛЗ в составе ККМ.
1.8. Встраивание ЭКЛЗ - процедура, включающая переоборудование ККМ, в которой не реализована возможность функционирования ЭКЛЗ до соответствия эталонной версии ККМ, в которой эта возможность реализована, и установку ЭКЛЗ.
1.9. Установка ЭКЛЗ - процедура подключения неактивизированной ЭКЛЗ к ККМ, в которой реализована возможность функционирования ЭКЛЗ.
1.10. Снятие ЭКЛЗ - процедура отключения от ККМ ЭКЛЗ, завершившей функционирование в ее составе.
1.11. Замена ЭКЛЗ - последовательное выполнение процедур снятия и установки ЭКЛЗ.
1.12. Ключ ЭКЛЗ - индивидуальное для каждой ЭКЛЗ число, на основе которого производится формирование значения КПК.
1.13. Фискальный документ - документ, оформленный ККМ при проведении денежного расчета за продажу, покупку, возврат продажи, возврат покупки.
2. Цели и способы криптографической защиты фискальных данных в ККМКриптографическая защита фискальных данных в ККМ осуществляется в целях обнаружения несанкционированной корректировки фискальных данных при их формировании и хранении в ККМ. Она основывается на принципе расчета КПК для каждого фискального документа, оформляемого на ККМ.
Для реализации этого принципа в ККМ устанавливается специальное устройство - ЭКЛЗ, обеспечивающее не только защиту фискальных данных ККМ с помощью КПК для каждого фискального документа, но и долговременное хранение в электронном виде информации обо всех проведенных кассовых операциях.
Для того чтобы ЭКЛЗ могла выполнять свои функции, в нее загружается ключ ЭКЛЗ. На основе ключа ЭКЛЗ и ряда реквизитов фискального документа (итог, дата, время и т.п.) с помощью реализованного в ЭКЛЗ криптографического алгоритма формируется КПК документа. Этот КПК распечатывается на документе, а реквизиты документа и КПК регистрируются в ЭКЛЗ.
Представитель контролирующей организации, обладающий соответствующим ключом, может определить корректность фискального документа, оформленного на ККМ. При закрытии смены на ККМ в фискальную память записывается информация, соответствующая данным, зарегистрированным в ЭКЛЗ. Отчет закрытия смены также защищается от несанкционированной корректировки с помощью КПК.
В ЭКЛЗ обеспечивается долговременное хранение информации о кассовых операциях, проведенных на ККМ. С помощью запросов из ЭКЛЗ по номеру документа могут быть получены его данные, по номеру смены - контрольные ленты, по заданному периоду - обобщенные отчеты. Информация из ЭКЛЗ может быть распечатана на ККМ или сохранена в электронном виде на ином носителе с целью последующей обработки.
3. Порядок поставки, установки, замены и хранения ЭКЛЗ3.1. К работам по встраиванию, установке, снятию и замене ЭКЛЗ допускаются генеральные поставщики и ЦТО. При этом генеральные поставщики обеспечивают подготовку ЦТО к указанным работам.
3.2. Поставка ККМ с ЭКЛЗ обеспечивается генеральными поставщиками. В ККМ, находящиеся у пользователей, встраивание ЭКЛЗ производится в соответствии с Документацией генерального поставщика по комплекту доработки ККМ, обеспечивающему встраивание ЭКЛЗ в ККМ (п. 1.3.7 Приложения N 10 к протоколу ГМЭК по ККМ N 2/67-2002 от 18 апреля 2002 года).
3.3. Поставка ЭКЛЗ производится генеральным поставщикам или ЦТО. ЭКЛЗ поставляются предприятием - изготовителем ЭКЛЗ при содействии Российской ассоциации производителей кассовой техники.
3.4. Установка, снятие и замена ЭКЛЗ производятся в соответствии с Инструкцией по установке ЭКЛЗ в ККМ (п. 3 Приложения N 9 к протоколу ГМЭК по ККМ N 2/67-2002 от 18 апреля 2002 года).
3.5. Для встраивания ЭКЛЗ необходим комплект доработки ККМ, поставляемый генеральным поставщиком, и ЭКЛЗ, которая может входить в состав комплекта доработки либо поставляться отдельно, в соответствии с п. 3.3 настоящих Методических указаний.
3.6. Замена ЭКЛЗ производится в следующих случаях:
- при заполнении ЭКЛЗ;
- при истечении установленного срока эксплуатации ЭКЛЗ;
- при перерегистрации ККМ;
- при неисправности ЭКЛЗ.
3.7. Снятые ЭКЛЗ подлежат хранению у пользователя в течение 5 лет с момента снятия. При этом пользователь должен обеспечить сохранность ЭКЛЗ с зарегистрированной в ней информацией в течение указанного срока, соблюдая установленные в паспорте ЭКЛЗ условия хранения.
3.8. Наименование ККМ, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, должно заканчиваться специальным буквенным обозначением "К".
3.9. ККМ, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, должны быть оснащены средством визуального контроля "Государственный реестр" года выпуска ККМ с ЭКЛЗ или года встраивания в них ЭКЛЗ, а также иметь паспорт версии с буквенным обозначением "ЭКЛЗ", расположенным в поле дисплея, изображенного на паспорте версии. К этому паспорту версии прилагается дополнительный лист, выполненный на бланке установленной формы, для учета ЭКЛЗ.
3.10. ККМ, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, могут продаваться и перепродаваться либо с неактивизированной ЭКЛЗ, либо без ЭКЛЗ. Продажа ККМ с активизированной ЭКЛЗ не допускается.
3.11. Неисправная ЭКЛЗ подлежит замене. Любые действия по ремонту ЭКЛЗ, как в составе ККМ, так и вне ККМ, не допускаются.
4. Функционирование ККМ с ЭКЛЗ4.1. Порядок проведения активизации ЭКЛЗ.
4.1.1. Активизация ЭКЛЗ проводится ЦТО в соответствии с эксплуатационной документацией ККМ.
4.1.2. После проведения активизации ЭКЛЗ в ККМ обеспечивается распечатка отчета итогов активизации. Примеры отчета итогов активизации приведены в п. п. 1.1 и 2.1 Приложения к настоящим Методическим указаниям.
4.2. Порядок проведения закрытия архива.
4.2.1. Закрытие архива проводится ЦТО перед снятием ЭКЛЗ.
4.2.2. При снятии ЭКЛЗ с исправной ККМ закрытие архива производится в соответствии с эксплуатационной документацией ККМ.
4.2.3. Закрытие архива для ЭКЛЗ, снятой с неисправной ККМ, проводится вне ККМ с помощью специального программного обеспечения при подсоединении ЭКЛЗ к персональному компьютеру.
4.3. Структура фискальных документов, оформляемых на ККМ, в части ЭКЛЗ.
4.3.1. Все фискальные документы ККМ и отчеты закрытия смены, оформляемые на ККМ после активизации ЭКЛЗ, а также отчет итогов активизации завершаются строкой, содержащей номер КПК - 8-разрядное десятичное число с ведущими нулями и значение КПК - 6-разрядное десятичное число с ведущими нулями, разделенные символом "#".
4.3.2. Все фискальные документы ККМ и отчеты закрытия смены, оформляемые на ККМ после активизации ЭКЛЗ, а также отчет итогов активизации содержат строку с регистрационным номером активизированной ЭКЛЗ в составе ККМ - 10-разрядным десятичным числом с ведущими нулями. Расположение этой строки определено в эксплуатационной документации ККМ.
4.4. Номенклатура отчетных документов, оформляемых на ККМ, в части ЭКЛЗ.
4.4.1. ККМ обеспечивает формирование по запросам следующих отчетов по информации, зарегистрированной в ЭКЛЗ:
- отчет по закрытиям смен в заданном диапазоне дат;
- отчет по закрытиям смен в заданном диапазоне номеров смен;
- итоги смены по номеру смены;
- отчет итогов активизации;
- документ по номеру КПК;
- контрольная лента по номеру смены.
4.4.2. ККМ обеспечивает возможность вывода отчетов двух типов:
- краткий отчет, содержащий только суммарные итоги по запросу;
- полный отчет, содержащий всю информацию по запросу, включая суммарные итоги.
4.4.3. ККМ обеспечивает возможность прекращения печати отчета до его завершения.
4.4.4. Порядок получения отчетов и прекращения печати отчета описан в эксплуатационной документации ККМ.
4.5. Структура и примеры отчетных документов, оформляемых на ККМ, в части ЭКЛЗ.
4.5.1. Отчетные документы, указанные в п. 4.4.1, распечатываются ККМ на чековой ленте или вкладном бланке в стандартном формате, регламентированном техническими требованиями к ККМ.
4.5.2. Если размер строки оформляемого документа меньше 40 символов, ККМ распечатывает 16-символьные информационные строки, полученные из ЭКЛЗ, дополняя их слева пробелами до размера строки, а если размер строки оформляемого документа не меньше 40 символов, ККМ распечатывает 40-символьные информационные строки, полученные из ЭКЛЗ, дополняя их слева пробелами до размера строки.
4.5.3. Примеры отчетных документов, указанных в п. 4.4.1, приведены в Приложении к настоящим Методическим указаниям.
4.6. Особенности функционирования ККМ в части ЭКЛЗ.
4.6.1. При проведении фискализации, перерегистрации и установке неактивизированной ЭКЛЗ в фискализированную ККМ, на ККМ обеспечивается активизация ЭКЛЗ.
4.6.2. Активизация ЭКЛЗ проводится только при условии закрытой смены в ККМ.
4.6.3. При активизации в ЭКЛЗ регистрируется следующая информация:
- дата и время активизации;
- заводской номер ККМ;
- ИНН пользователя;
- регистрационный номер ККМ;
- номер последней закрытой смены;
- ширина форматированной строки для обмена с ККМ (16 или 40 символов);
- наименование модели ККМ;
- номер КПК и значение КПК.
4.6.4. При активизации ЭКЛЗ на ККМ оформляется отчет итогов активизации, содержащий следующие реквизиты:
- наименование модели ККМ;
- заводской номер ККМ;
- ИНН пользователя;
- регистрационный номер ЭКЛЗ;
- наименование отчета;
- дата и время активизации;
- номер последней закрытой смены перед проведением активизации;
- регистрационный номер ККМ;
- номер КПК и значение КПК.
4.6.5. По завершению активизации ЭКЛЗ в фискальной памяти регистрируется следующая информация:
- дата активизации;
- номер последней закрытой смены перед проведением активизации.
4.6.6. При оформлении фискального документа в ЭКЛЗ регистрируется следующая информация:
- тип кассовой операции (продажа, покупка, возврат продажи, возврат покупки, аннулирование, скидка, наценка) - при проведении каждой кассовой операции из перечисленных. При этом информация по другим типам кассовых операций может быть передана в виде произвольного текста, содержащего дополнительную информацию по учетной единице, кассовой операции или документу в целом;
- номер учетной единицы, идентифицирующий отдел, секцию, товар, услугу и т.п. - только для кассовых операций продажи, покупки, возврата продажи, возврата покупки и сторно указанных операций;
- количество для учетной единицы - только для кассовых операций продажи, покупки, возврата продажи, возврата покупки и сторно указанных операций;
- сумма по учетной единице - для кассовых операций продажи, покупки, возврата продажи, возврата покупки и сторно указанных операций, или по кассовой операции - для кассовых операций скидки, наценки и сторно указанных операций;
- дата, время и код кассира - операциониста;
- номер КПК и значение КПК.
4.6.7. ККМ обеспечивает возможность аннулирования незавершенного документа. Порядок аннулирования незавершенного документа описан в эксплуатационной документации ККМ.
4.6.8. При проведении закрытия смены в ЭКЛЗ регистрируются дата, время, код кассира - операциониста и итоги смены, накопленные в ЭКЛЗ.
4.6.9. ККМ обеспечивает вывод на индикацию и / или печать сообщений о неисправности ЭКЛЗ в соответствии с эксплуатационной документацией ККМ.
4.6.10. При включении электропитания, обнаружении сбойных ситуаций, после проведения технологических операций и перед закрытием смены ККМ обеспечивает восстановление значений своих сменных денежных регистров фискальных данных по денежным регистрам ЭКЛЗ.
4.6.11. При отсутствии ЭКЛЗ в составе ККМ или установке в нее ЭКЛЗ, активизированной в составе другой ККМ, ККМ обеспечивает блокировку всех функций. Блокировка снимается установкой в ККМ ЭКЛЗ, активизированной последней в этой ККМ, либо, в соответствии с п. 4.6.13, установкой неактивизированной ЭКЛЗ.
4.6.12. При получении из ЭКЛЗ кода ошибки, свидетельствующей о заполнении ЭКЛЗ, аварии ЭКЛЗ, истечении установленного срока эксплуатации ЭКЛЗ ККМ блокирует выполнение всех функций, исключая следующие:
- прекращение оформления документа,
- завершение оформления документа,
- закрытие смены,
- закрытие архива,
- формирование отчетов.
4.6.13. При установке в фискализированную ККМ неактивизированной ЭКЛЗ ККМ блокирует выполнение всех функций, кроме фискализации, перерегистрации ККМ и активизации ЭКЛЗ.
4.7. Порядок определения ресурса ЭКЛЗ и исправности ЭКЛЗ.
4.7.1. При заполнении поля памяти ЭКЛЗ, предназначенного для регистрации кассовых операций, необходима замена ЭКЛЗ. Время заполнения одной ЭКЛЗ в составе ККМ зависит от интенсивности проведения кассовых операций на ККМ. При одной и той же интенсивности это время может отличаться у ККМ разных моделей, в зависимости от компактности передачи в ЭКЛЗ из ККМ информации для регистрации. Кроме того, устанавливается срок эксплуатации ЭКЛЗ, по истечении которого ЭКЛЗ подлежит замене, даже если она не заполнена.
4.7.2. В эксплуатационной документации ККМ описывается порядок определения исправности ЭКЛЗ и необходимости ее замены. При этом, если ЭКЛЗ близка к заполнению (поле памяти ЭКЛЗ, предназначенное для регистрации кассовых операций, заполнено более чем на 90%) или истекает установленный срок эксплуатации ЭКЛЗ, отчет закрытия смены открывается соответствующим сообщением, описанным в эксплуатационной документации ККМ.
5. Порядок оформления документов при применении ККМ с ЭКЛЗ5.1. Порядок заполнения паспорта ККМ в части ЭКЛЗ.
В паспорте ККМ после ее переоборудования делаются дополнительные записи в графе "особые отметки" о дате переоборудования и новом наименовании ККМ и ее версии. Записи заверяются подписью и печатью организации, проводившей переоборудование ККМ.
5.2. Порядок заполнения паспорта версии ККМ в части ЭКЛЗ.
5.2.1. После первичной установки ЭКЛЗ в паспорте версии должна быть сделана отметка об установке ЭКЛЗ, заверенная подписью и печатью организации, проводившей установку ЭКЛЗ, и содержащая регистрационный номер ЭКЛЗ и дату установки.
5.2.2. После активизации ЭКЛЗ в паспорте версии должна быть сделана отметка об активизации ЭКЛЗ, заверенная подписью и печатью ЦТО, проводившего активизацию ЭКЛЗ, и содержащая регистрационный номер ЭКЛЗ и дату активизации.
5.3. Порядок заполнения форм отчетности ККМ в части ЭКЛЗ.
5.3.1. При выполнении процедур, которые могут привести к изменению зарегистрированной в ККМ информации, - технологического обнуления, ремонта, замены фискальной памяти, замены ЭКЛЗ и других (далее - Технологические процедуры) в установленном порядке составляются Акты по Унифицированным формам N КМ-1 и N КМ-2.
5.3.2. В Акт по Унифицированной форме N КМ-1 информация из ЭКЛЗ не вносится, поэтому его оформление для ККМ, функционирующих с ЭКЛЗ, производится в порядке, установленном для ККМ, функционирующих без ЭКЛЗ.
5.3.3. Акт по Унифицированной форме N КМ-2 оформляется в следующем порядке:
5.3.3.1. В поле Акта "Характер неисправности при отправке в ремонт и заключение специалиста центра технического обслуживания о состоянии блока фискальной памяти" должна быть сделана запись о выполняемой Технологической процедуре, состоянии блока фискальной памяти и состоянии ЭКЛЗ до выполнения Технологической процедуры.
5.3.3.2. Показания счетчиков ККМ до выполнения Технологической процедуры указываются в столбце Акта "Перед отправкой машины в ремонт".
5.3.3.3. Показания счетчиков ККМ после выполнения Технологической процедуры указываются в столбце Акта "При возврате машины из ремонта в организацию".
5.3.3.4. В графе "а)" Акта указываются показания контрольных счетчиков количества закрытых смен в фискальной памяти ККМ (из краткого фискального отчета за период) при:
- выполнении последней перерегистрации (фискализации) ККМ,
- выполнении последней активизации ЭКЛЗ,
- выполнении текущей Технологической процедуры.
5.3.3.5. В графе "б)" Акта указываются показания денежных счетчиков (кратких фискальных отчетов за соответствующий период):
- от фискализации до последней перерегистрации (фискализации),
- от последней перерегистрации (фискализации) до последней активизации ЭКЛЗ,
- от последней активизации ЭКЛЗ до последней закрытой смены.
5.3.3.6. В графе "в)" Акта указываются показания денежных счетчиков (из краткого отчета из ЭКЛЗ по закрытиям смен за период и итогов текущей смены):
- от последней активизации ЭКЛЗ до последней закрытой смены,
- за текущую смену.
5.3.4. ЦТО, проводивший Технологическую процедуру, обеспечивает отправку оформленных при этом Актов по Унифицированным формам N КМ-1 и N КМ-2 в адрес налогового органа. К указанным Актам должны быть приложены оформленные с помощью ККМ отчетные документы, на основании которых производилось заполнение Актов.
6. Контроль за функционированием ККМ по информации, зарегистрированной в ЭКЛЗ6.1. Оперативный контроль за функционированием ККМ.
По месту применения ККМ с ЭКЛЗ возможны следующие виды контроля за функционированием ККМ в части ЭКЛЗ:
6.1.1. Контроль за наличием в ККМ ЭКЛЗ, сверка регистрационного номера ЭКЛЗ с номером, указанным последним в паспорте версии ККМ.
6.1.2. Контрольная закупка с последующей сверкой оформленного фискального документа с его данными, зарегистрированными в ЭКЛЗ. Документ признается корректным, если его итог, дата, время его оформления, код кассира - операциониста, заводской номер ККМ, регистрационный номер ЭКЛЗ, номер КПК и значение КПК совпали на документе и распечатке его из ЭКЛЗ.
6.1.3. Сверка отчета закрытия смены (проводимая аналогично сверке фискального документа), зафиксированного в книге кассира - операциониста с его данными, зарегистрированными в ЭКЛЗ.
6.1.4. Проверка с помощью специального оборудования корректности КПК на любом оформленном на ККМ документе для установления подлинности ЭКЛЗ и корректности функционирования ККМ.
6.2. Стационарный контроль за функционированием ККМ.
6.2.1. Проверки, указанные в п. п. 6.1.3 и 6.1.4 настоящих Методических указаний, могут быть выполнены вне ККМ.
6.2.2. Проверки вне ККМ производятся для ЭКЛЗ, отключенных от ККМ или хранящихся в архиве пользователя.
6.2.3. При подсоединении ЭКЛЗ к персональному компьютеру обеспечивается возможность прочтения с помощью специального программного обеспечения информации любой ЭКЛЗ.
6.2.4. Дополнительно вне ККМ может быть проведена детализированная аналитическая обработка информации, зарегистрированной в ЭКЛЗ, - по видам учетных единиц, кассовых операций, за определенные периоды.
Приложение
к Методическим указаниям
по применению электронных
контрольных лент защищенных
в контрольно - кассовых
машинах
НАИМЕНОВАНИЕ ККМ |
ККМ H1D960300474 |
ИНН 210987654321 |
ЭКЛЗ 2372505720 |
ИТОГ АКТИВИЗАЦИИ |
16/07/01 11:16 |
ЗАКР.СМЕНЫ 0000 |
РЕГ 234567890123 |
00000001 #045279 |
НАИМЕНОВАНИЕ ККМ |
ККМ H1D960300474 ИНН 210987654321 |
ЭКЛЗ 2372505720 |
ИТОГ АКТИВИЗАЦИИ |
16/07/01 11:16 ЗАКРЫТИЕ СМЕНЫ 0000 |
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР 234567890123 |
00000001 #045279 |
2.2. Документ (продажи) по номеру КПК.
2.3. Итоги смены по номеру смены (смена не закрыта).
НАИМЕНОВАНИЕ ККМ | |
ККМ H1D960300474 ИНН 210987654321 | |
ЭКЛЗ 2372505720 | |
ИТОГИ СМЕНЫ 0022 | |
ПРОДАЖА | *58872580.00 |
ПОКУПКА | *0.00 |
ВОЗВР. ПРОДАЖИ | *10000000.00 |
ВОЗВР. ПОКУПКИ | *0.00 |
2.4. Итоги смены по номеру смены (смена закрыта).
2.5. Контрольная лента по номеру смены.
2.6. Полный отчет по закрытиям смен в заданном диапазоне дат.
2.7. Краткий отчет по закрытиям смен в заданном диапазоне номеров смен.
Приложение N 5
УТВЕРЖДЕНЫ
решением Государственной
межведомственной экспертной комиссии
по контрольно - кассовым машинам
Протокол
от 25 июня 2002 г. N 4/69-2002
N версии | Ведомость версий | Группа и сфера применения по Классификатору | Наименование разрешенных контроллеров управления ТРК (для торговли нефтепродуктами) | Особые отметки о сроке применения | Запись в Паспорте версии | Примечание |
01 | от 22.06.2001, от 15.01.2002 изм. "02", от 28.05.2002 изм. "03" | 2.1 (кроме предприятий автомобильного транспорта, электросвязи и почтовой связи) | ЛЭО | от 10.12.2001 изм. "01" | ||
02 | 1.1 | ЛЭО | ||||
03 | 2.1 на автомобильном транспорте | ЛЭО | ||||
04 | от 15.01.2002 изм. "02", от 28.05.2002 изм. "03" | 1.1, 2.1 (кроме предприятий транспорта и электросвязи) | ЛЭО |
(изменение)
N версии | Ведомость версий | Группа и сфера применения по Классификатору | Наименование разрешенных контроллеров управления ТРК (для торговли нефтепродуктами) | Особые отметки о сроке применения | Запись в Паспорте версии | Примечание |
01 | от 06.07.2001, от 10.06.2002 изм. "01" | 2.3 на предприятиях почтовой связи | ЛЭО | |||
02 | 1.3, 2.3 на предприятиях почтовой связи | ЛЭО | ||||
03 | 1.3, 2.3 на предприятиях почтовой связи | ЛЭО | ||||
04 | 2.3 на предприятиях почтовой связи | ЛЭО | ||||
05 | 2.3 на предприятиях почтовой связи | ЛЭО | ||||
06 | 2.3 на предприятиях почтовой связи | ЛЭО | ||||
07 | от 10.06.2002 изм. "01" | 2.3 на предприятиях почтовой связи | ЛЭО | |||
08 | 2.3 на предприятиях почтовой связи | ЛЭО | ||||
101 | от 25.10.2001 | 2.3 на предприятиях почтовой связи | Ген. пост |
(изменение)
N версии | Ведомость версий | Группа и сфера применения по Классификатору | Наименование разрешенных контроллеров управления ТРК (для торговли нефтепродуктами) | Особые отметки о сроке применения | Запись в Паспорте версии | Примечание |
01 | от 02.04.2001 | 1.1, 2.1 (кроме предприятий транспорта, электросвязи и почтовой связи) | ЛЭО | |||
02 | от 17.06.2002 изм. "01" | 1.1, 2.1 (кроме предприятий транспорта, электросвязи и почтовой связи) | ЛЭО |
N версии | Ведомость версий | Группа и сфера применения по Классификатору | Наименование разрешенных контроллеров управления ТРК (для торговли нефтепродуктами) | Особые отметки о сроке применения | Запись в Паспорте версии | Примечание |
01 | от 26.09.2001 | 2.1 на автомобильном транспорте (в такси) | ЛЭО |
(изменение)
N версии | Ведомость версий | Группа и сфера применения по Классификатору | Наименование разрешенных контроллеров управления ТРК (для торговли нефтепродуктами) | Особые отметки о сроке применения | Запись в Паспорте версии | Примечание |
01 | от 12.02.2001, от 15.04.2002 изм. "01" | 2.1 на автомобильном транспорте (в такси) | ЛЭО | изменение сферы от 19.02.2002 |
На сайте «Zakonbase» представлен ПРОТОКОЛ заседания ГМЭК от 25.06.2002 N 4/69-2002 (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ЛЕНТ ЗАЩИЩЕННЫХ В КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИНАХ", утв. Решением ГМЭК от 25.06.2002, протокол N 4/69-2002) (извлечение) в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРОТОКОЛ заседания ГМЭК от 25.06.2002 N 4/69-2002 (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ЛЕНТ ЗАЩИЩЕННЫХ В КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИНАХ", утв. Решением ГМЭК от 25.06.2002, протокол N 4/69-2002) (извлечение) в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать ПРОТОКОЛ заседания ГМЭК от 25.06.2002 N 4/69-2002 (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ЛЕНТ ЗАЩИЩЕННЫХ В КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИНАХ", утв. Решением ГМЭК от 25.06.2002, протокол N 4/69-2002) (извлечение) можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- ПРОТОКОЛ заседания ГМЭК от 25.06.2002 N 4/69-2002 (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ЛЕНТ ЗАЩИЩЕННЫХ В КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИНАХ", утв. Решением ГМЭК от 25.06.2002, протокол N 4/69-2002) (извлечение)