Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 13.06.96 N ВА-3-12/49 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ"
Инструкция
Настоящая Инструкция имеет целью применение единой рациональной методики учета налогоплательщиков налоговыми органами, предусмотренного статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями в редакции Законов Российской Федерации от 16.07.92 N 3317-1 и от 22.12.92 N 4178-1) и пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".
I. Общие положения1. Учет налогоплательщиков - одно из основных условий осуществления государственными налоговыми инспекциями по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, районам в городах (далее - "налоговая инспекция") контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
2. Налоговые инспекции учитывают налогоплательщиков на основе информации, поступающей от налогоплательщиков при постановке их на учет, а также поступившей в установленном порядке от регистрирующих и других государственных органов, банков и иных кредитных учреждений.
3. Постановке на учет в налоговых инспекциях подлежат налогоплательщики - организации и налогоплательщики - физические лица.
Применительно к настоящей Инструкции под налогоплательщиками - организациями понимаются имеющие обязанность уплачивать и/или перечислять хотя бы один вид налога или иного обязательного платежа в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты:
- юридические лица (предприятия, учреждения и организации), созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- представительства, филиалы, а равно другие обособленные подразделения юридического лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и международные организации, осуществляющие деятельность и/или имеющие имущество в Российской Федерации.
Применительно к настоящей Инструкции под налогоплательщиками - физическими лицами понимаются:
- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - "предприниматели");
- нотариусы, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой.
4. При постановке на учет в налоговой инспекции сведения о каждом налогоплательщике автоматизированно обрабатываются и ему в установленном порядке присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) <*>, являющийся единым учетным номером в налоговых инспекциях по всей территории Российской Федерации.
<*> См. раздел VIII настоящей Инструкции.
Идентификационный номер налогоплательщика проставляется во всех формах заявлений, деклараций, справок, информационных письмах, утвержденных Государственной налоговой службой Российской Федерации, а также в иных документах в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными актами <*>.
<*> Пункт 1.3 совместного письма Госналогслужбы России, Минфина России, Центрального Банка России от 13.08.94 N ВГ-4-13/94н / 104 / 104 "Порядок применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (зарегистрировано в Минюсте России 08.09.94 N 682); совместное письмо Госналогслужбы России от 16.06.95 N ВГ-4-12/25н, Минфина России от 05.06.95 N 47, Центрального Банка России от 16.06.95 N 174 "Об обязательном указании идентификационных номеров налогоплательщиков при оформлении расчетно-платежных документов" (зарегистрировано в Минюсте России 23.06.95 N 880).
5. Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АИС "Налог"), а в части, относящейся к учету налогоплательщиков - предприятий, - также в Государственный реестр предприятий <*>.
<*> См. Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий, утвержденное Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации 12.04.93 N ЮУ-4-12/65н (зарегистрировано в Минюсте России 14.05.93 N 250).
6. В целях обеспечения проверки полноты учета, достоверности сведений о налогоплательщиках и уточнения сведений, произошедших в связи с изменением законодательства Российской Федерации, налоговые инспекции проводят переучет налогоплательщиков в порядке и сроки, установленные Государственной налоговой службой Российской Федерации. В случае возникновения необходимости проведения переучета налогоплательщиков в связи с изменением нормативных актов субъектов Российской Федерации сроки и особенности его проведения устанавливаются налоговой инспекцией по субъекту Российской Федерации по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации.
По результатам переучета налоговой инспекцией либо выдаются налогоплательщикам учетные документы (Карта постановки на учет налогоплательщика - организации (далее - Карта), справки, информационные письма), в которых содержатся уточненные показатели, либо учетные документы заменяются на документы нового образца.
7. При постановке на учет и/или переучете налогоплательщиков налоговые инспекции используют сведения, поступившие:
- от налогоплательщиков, которые обязаны стать на учет в налоговом органе;
- от регистрирующих органов, имеющих обязанность направлять в налоговые органы сведения о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей;
- от органов, выдающих лицензии на право осуществления определенных видов деятельности;
- от районных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, располагающих сведениями о юридических лицах и гражданах - плательщиках земельного налога.
8. При постановке на учет налоговая инспекция обязана выдать налогоплательщику памятку о видах налогов и иных обязательных платежей, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также при запросе налогоплательщика ему предоставляется информация о действующем налоговом законодательстве.
Разъяснения по заполнению форм, содержащихся в приложениях к настоящей Инструкции, представляются налогоплательщикам в налоговых органах.
9. Изменение форм документов, установленных настоящей Инструкцией или использование форм, не предусмотренных настоящей Инструкцией, не допускается. Введение новых форм и разъяснений по их заполнению относится к компетенции Государственной налоговой службы Российской Федерации, которые утверждаются до начала года, с которого они начинают применяться.
10. Налоговые инспекции и налогоплательщики, осуществляя процедуру постановки на учет, снятия с учета, своевременного внесения изменений в учетные документы, выполняют возложенные на них обязанности и несут за них ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
II. Порядок постановки на учет11. Налогоплательщики - организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны стать на учет в налоговой инспекции по месту их нахождения.
12. Вновь созданная либо возникшая в результате реорганизации налогоплательщик - организация обязана стать на учет в налоговой инспекции не позднее десяти дней после ее государственной регистрации (перерегистрации).
Налогоплательщик - организация, которая в соответствии с действующим законодательством не подлежит государственной регистрации (представительство, филиал, а равно другое обособленное подразделение юридического лица), обязана стать на учет в налоговой инспекции не позднее тридцати дней после принятия распорядительного акта о ее создании либо реорганизации.
13. Для постановки на учет в налоговой инспекции налогоплательщик - организация обязана:
- подать заявление по форме согласно Приложению N 1;
- заполнить Карту постановки на учет налогоплательщика - организации с приложениями (далее - "Карта") в трех экземплярах по форме согласно Приложению N 2 <*>
<*> Налогоплательщики - предприятия заполняют эту форму Карты вместо Карты, приведенной в приложении N 1 к Положению о порядке ведения Государственного реестра предприятий.
- представить в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке учредительных и других документов, необходимых для государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством или документов, подтверждающих в соответствии с действующим законодательством создание налогоплательщика - организации.
Налоговая инспекция обязана выдать налогоплательщику - организации бесплатно бланки указанной Карты и в случае необходимости оказать помощь в ее заполнении.
Заявление и Карта являются едиными учетными документами, с помощью которых осуществляется постановка на учет (переучет) всех категорий налогоплательщиков - организаций и автоматизированное ведение учета налогоплательщиков.
14. Налоговая инспекция не позднее пяти рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком - организацией полного пакета документов обязана осуществить процедуру постановки ее на учет.
14.1. Налоговой инспекцией при принятии документов делается запись в соответствующем журнале по форме, утверждаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации.
14.2. При обнаружении несоответствия заполненной Карты учредительным и другим представленным документам Карта возвращается налогоплательщику - организации на доработку, о чем делается запись в журнале. Постановка на учет производится после устранения выявленных несоответствий.
14.3. В случае обнаружения несоответствия учредительных документов действующему законодательству налогоплательщик - организация ставится на учет и ей выдается письменное уведомление о выявленных нарушениях, о чем делается пометка в журнале. При этом налоговая инспекция информирует орган, осуществивший регистрацию организации, об обнаруженных в учредительных документах нарушениях законодательства.
При неустранении налогоплательщиком - организацией выявленных несоответствий налоговая инспекция согласно законодательству вправе обратиться в арбитражный суд о признании регистрации организации недействительной.
15. Процедура постановки на учет налогоплательщика - организации завершается присвоением идентификационного номера налогоплательщика и выдачей первого экземпляра Карты с подписью начальника или заместителя начальника, скрепленной гербовой печатью госналогинспекции, и информационного письма с указанием идентификационного номера налогоплательщика по форме, утверждаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации.
16. Для открытия в банке или ином кредитном учреждении расчетного (текущего) счета или корреспондентского счета в РКЦ Банка России, в других банках или иных кредитных учреждениях налогоплательщику - организации выдается Справка о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, его представительства, филиала и другого обособленного подразделения <*>.
<*> См. приложение N 1 к Порядку применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", изложенному в совместном письме Госналогслужбы России, Минфина России, Центрального Банка России от 13.08.94 N ВГ-4-13/94н / 104 / 104 (зарегистрировано в Минюсте России 08.09.94 N 682).
17. В случае утери налогоплательщиком - организацией подлинника первого экземпляра Карты ей на основании письменного заявления налоговой инспекцией не позднее пяти рабочих дней со дня подачи заявления выдается Карта с отметкой "Дубликат".
18. Документы, перечисленные в пунктах 15, 16, 17, выдаются руководителю или главному (старшему) бухгалтеру налогоплательщика - организации либо уполномоченному представителю по доверенности, оформленной в установленном порядке.
19. Налогоплательщики - организации, уплачивающие отдельные виды налогов в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды не по своему основному местонахождению, встают на учет в налоговую инспекцию по месту уплаты налогов следующим образом.
Налогоплательщик - юридическое лицо представляет в налоговую инспекцию по месту уплаты налогов копию Карты, выданную той налоговой инспекцией, где он прошел процедуру постановки на учет, и копию документа, подтверждающего его обязанность перечислять налоги в соответствующий бюджет, заверенную в установленном порядке. Такими документами могут быть: документы, подтверждающие право собственности, положение о представительстве, филиале, а равно другом обособленном подразделении юридического лица, другие учредительные и распорядительные документы юридического лица, определяющие его учетную политику.
20. Наличие у организации льгот по налогообложению не является основанием для освобождения ее от постановки на учет в налоговой инспекции.
Если организация в соответствии с действующим законодательством не имеет обязанности уплачивать и/или перечислять налоги и иные обязательные платежи в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и по этой причине ранее не являлась в налоговую инспекцию для постановки на учет, она вправе представить в налоговую инспекцию уведомление об этом по форме согласно Приложению N 3.
III. Порядок учета изменений сведений21. Учет изменений сведений о налогоплательщике - организации осуществляют налоговые инспекции.
22. После регистрации в регистрирующем органе подлежат учету сведения об изменении: полного и сокращенного наименования налогоплательщика - организации; адреса, указанного в учредительных документах; уставного (складочного) капитала, доли в нем государственного (муниципального) вклада, доли иностранного капитала; состава учредителей; представительств, филиалов и равно других обособленных подразделений юридического лица; сведений о регистрации (перерегистрации).
23. По мере фактического возникновения подлежат учету следующие изменения реквизитов Карты: адрес и телефон постоянно действующего исполнительного органа; данные о кодах общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭИ), полное наименование, адрес и ИНН вышестоящей организации (если она имеется), данные об ИНН организаций - учредителей; сведения о руководителе и главном бухгалтере.
Документом, подтверждающим изменения реквизитов Карты: адреса и телефона постоянно действующего исполнительного органа; полного наименования, адреса и ИНН вышестоящей организации (если она имеется), данных об ИНН учредителей; сведений о руководителе и главном бухгалтере, является письмо налогоплательщика, заверенное подписью руководителя и скрепленное печатью организации.
Документом, подтверждающим изменение классификационных кодов общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭИ), является информационное письмо органов государственной статистики.
24. Во всех случаях изменения сведений о налогоплательщике, содержащихся в Карте, осуществляется замена ранее выданного первого экземпляра Карты на новый.
Для этого налогоплательщик - организация представляет в налоговую инспекцию, в которой она находится на учете:
- письменное заявление произвольной формы об изменении сведений в Карте;
- новую Карту, заполненную в трех экземплярах;
- первый экземпляр старой Карты;
- копии документов, подтверждающих произведенные изменения, заверенные в установленном порядке.
25. Если происшедшие изменения касаются только приложений к Карте и не влекут изменений сведений, содержащихся в Карте, осуществляется замена приложений с сохранением старого экземпляра Карты.
Представленные изменения приложений к Карте заверяются подписью руководителя и скрепляются печатью организации.
26. Налоговая инспекция при принятии документов делает запись в соответствующем журнале по форме, утверждаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации.
При обнаружении несоответствия заполненной Карты пакету учредительных и других представленных документов Карта возвращается налогоплательщику на доработку, что отражается в журнале. После устранения несоответствий налогоплательщику - организации выдается первый экземпляр новой Карты с подписью начальника или заместителя начальника, скрепленной гербовой печатью госналогинспекции.
В случае обнаружения несоответствия учредительных документов законодательству налогоплательщику - организации выдается первый экземпляр новой Карты с подписью начальника или заместителя начальника, скрепленной гербовой печатью госналогинспекции, а также ей выдается письменное уведомление о выявленных нарушениях, о чем делается пометка в журнале. При этом налоговая инспекция информирует орган, произведший регистрацию организации, об обнаруженных в учредительных документах нарушениях законодательства.
При неустранении налогоплательщиком - организацией выявленных нарушений налоговая инспекция в соответствии с законодательством вправе обратиться в арбитражный суд о признании регистрации организации недействительной.
IV. Порядок снятия с учета в налоговой инспекции27. В случае ликвидации юридическое лицо обязано в десятидневный срок сообщить в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете, о принятии решения о своей ликвидации.
Для этого ликвидационная комиссия представляет в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете данное юридическое лицо, заявление о снятии с учета (Приложение N 4 к настоящей Инструкции), копию распорядительного документа (решение, постановление, приказ) учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо решение суда о ликвидации юридического лица и копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии.
Кроме того, ликвидационной комиссией в налоговую инспекцию представляется промежуточный ликвидационный баланс, согласованный с регистрирующим органом.
При поступлении в налоговую инспекцию заявления о ликвидации юридического лица принимается решение о его документальной проверке. Этот порядок распространяется и на представительства, филиалы, а равно другие обособленные подразделения юридического лица в случае принятия юридическим лицом решения об их закрытии или при ликвидации юридического лица.
Процедура снятия с учета считается завершенной после выдачи представителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) информационного письма о снятии с учета на основании полученных от ликвидационной комиссии первого экземпляра Карты и ликвидационного баланса, согласованного с органом, осуществившим его государственную регистрацию.
28. При изменении налогоплательщиком - организацией сведений об адресах, приведенных в Карте, налоговая инспекция устанавливает необходимость изменения места ее постановки на учет.
Для снятия с учета в налоговой инспекции налогоплательщик - организация обязана представить:
- заявление о снятии с учета налогоплательщика по форме согласно Приложению N 4;
- копии документов, подтверждающих изменение адреса в учредительных документах, заверенные в установленном порядке;
- первый экземпляр Карты.
Налоговая инспекция проводит проверку полноты уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты.
Налогоплательщику - организации после завершения проверки полноты уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты выдается информационное письмо о снятии с учета с указанием ее идентификационного номера налогоплательщика, адреса местонахождения и телефона налоговой инспекции по ее новому местонахождению. Копия информационного письма о снятии с учета направляется в налоговую инспекцию по новому адресу местонахождения налогоплательщика - организации.
Налогоплательщик - организация после получения информационного письма о снятии с учета в десятидневный срок подлежит постановке на учет в налоговой инспекции по новому адресу своего местонахождения.
Налоговая инспекция по новому адресу налогоплательщика - организации:
- осуществляет ее постановку на учет на основании заявления о постановке на учет, информационного письма о снятии с учета в связи с изменением адреса местонахождения с указанием идентификационного номера налогоплательщика и заполненной в трех экземплярах Карты до поступления документов от налоговой инспекции по прежнему адресу (в этом случае идентификационный номер налогоплательщика не изменяется);
- запрашивает документы в налоговой инспекции по прежнему местонахождению налогоплательщика - организации.
Налоговая инспекция, в которой налогоплательщик - организация состояла на учете по прежнему адресу, обязана выслать требуемые документы не позднее следующего рабочего дня после получения письменного запроса.
При наличии задолженности на этот момент налогоплательщика - организации перед бюджетами разных уровней контроль за полнотой ее уплаты в соответствующие бюджеты за период, предшествующий изменению места постановки на учет, осуществляется совместно налоговыми инспекциями по прежнему и по новому местонахождению в соответствии с установленным порядком ведения оперативно - бухгалтерского учета налогов и сборов.
V. Порядок учета реорганизованных налогоплательщиков - организаций29. При осуществлении учета налогоплательщиков - организаций, прошедших реорганизацию, налоговые инспекции руководствуются действующим законодательством Российской Федерации (статьи 57, 58, 60 Гражданского кодекса Российской Федерации) и порядком, предусмотренным данным разделом настоящей Инструкции.
30. Если реорганизация осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме слияния, разделения, присоединения, преобразования, то это влечет за собой прекращение деятельности реорганизуемой организации (организаций) с передачей ее (их) прав и обязанностей в полном объеме реорганизованной организации (организациям). Снятие с учета реорганизуемой организации (организаций) в налоговой инспекции проводится в соответствии с требованиями раздела IV настоящей Инструкции и имеет следующие особенности.
30.1. При реорганизации в форме слияния правопреемник реорганизуемой организации (организаций) представляет в налоговую инспекцию вместо ликвидационного баланса передаточный акт, а также копию свидетельства о государственной регистрации реорганизованной организации.
30.2. При реорганизации в форме разделения правопреемники реорганизуемой организации представляют в налоговую инспекцию вместо ликвидационного баланса разделительный баланс и копии свидетельств о государственной регистрации реорганизованных организаций.
30.3. При реорганизации в форме присоединения правопреемник реорганизуемой организации представляет в налоговую инспекцию вместо ликвидационного баланса передаточный акт и копию свидетельства о государственной регистрации реорганизованной организации.
30.4. При реорганизации в форме преобразования правопреемник реорганизуемой организации представляет в налоговую инспекцию вместо ликвидационного баланса передаточный акт и копию свидетельства о своей государственной регистрации.
31. При реорганизации в форме выделения снятие с учета в налоговой инспекции реорганизуемой организации не требуется, поскольку не влечет за собой полного прекращения деятельности реорганизуемой организации.
В этом случае вносятся необходимые изменения в Карту в соответствии с требованиями раздела III настоящей Инструкции.
32. Постановка на учет в налоговой инспекции организаций, созданных в результате реорганизации, осуществляется в соответствии с требованиями раздела II настоящей Инструкции. Кроме документов, перечисленных в пункте 13, в налоговую инспекцию должны быть дополнительно представлены:
- разделительный баланс - при реорганизации в форме разделения, выделения;
- передаточный акт - при реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования;
- информационное письмо о снятии с учета в налоговой инспекции или внесении изменений в учетные документы реорганизованной организации (организаций) по форме, утверждаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации.
33. Передаточный акт и разделительный баланс должны быть оформлены с учетом требований действующего законодательства.
При отсутствии информационного письма о снятии с учета или внесении изменений в учетные документы организация, созданная в результате реорганизации, ставится налоговой инспекцией на учет с письменным уведомлением о необходимости завершения процедуры снятия с учета или внесения изменений в учетные документы реорганизованной организации (организаций) и соответствующей отметкой в журнале.
VI. Порядок учета налогоплательщиков - организаций, образованных в соответствии с законодательством34. Учет в налоговых инспекциях иностранных юридических лиц, компаний, фирм и других корпоративных образований, партнерств, товариществ, образованных в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организаций (далее - "иностранные юридические лица"), осуществляющих деятельность в Российской Федерации, ведется в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (зарегистрирована в Минюсте России 05.07.95 N 897).
35. Учет в налоговых инспекциях иностранных юридических лиц, не осуществляющих какой-либо деятельности в Российской Федерации, но имеющих имущество в Российской Федерации, ведется в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 15.09.95 N 38 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации" (зарегистрирована в Минюсте России 24.10.95 N 965).
VII. Порядок учета налогоплательщиков - физических лиц36. Учет налогоплательщиков - физических лиц, перечисленных в пункте 3 настоящей Инструкции, осуществляется налоговой инспекцией по месту жительства.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
37. Основанием для постановки на учет в налоговой инспекции налогоплательщика - физического лица является его письменное заявление по форме согласно Приложению N 5 к настоящей Инструкции, копии свидетельства о государственной регистрации в статусе предпринимателя и/или лицензии на право заниматься частной практикой.
38. Налоговая инспекция принимает заявление от налогоплательщика - физического лица с соответствующей записью в журнале по форме, утверждаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации, и в срок до пяти дней обязана:
- проверить достоверность сведений, указанных в заявлении налогоплательщика - физического лица, при необходимости обращаясь в другой территориальный налоговый или регистрирующий орган;
- при обнаружении несоответствия представленных документов действующему законодательству выдать налогоплательщику - физическому лицу письменное уведомление о выявленных нарушениях, отразив это в соответствующих графах журнала. Одновременно налоговая инспекция направляет информацию о допущенных нарушениях в орган, выдавший документ (свидетельство о государственной регистрации и/или лицензию) налогоплательщику - физическому лицу;
- присвоить налогоплательщику - физическому лицу идентификационный номер налогоплательщика и выдать информационное письмо по форме, утверждаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации, с указанием идентификационного номера налогоплательщика - физического лица, подтверждающее факт его постановки на учет в налоговой инспекции;
- выдать в случае необходимости Справку о постановке на учет в налоговом органе физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица <*> для открытия в банке или ином кредитном учреждении расчетного счета налогоплательщику - физическому лицу с соответствующей отметкой в журнале.
<*> См. приложение N 2 к Порядку применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", установленному в совместном письме Госналогслужбы России, Минфина России, Центрального Банка России от 13.08.94 N ВГ-4-13/94н / 104 / 104 (зарегистрировано в Минюсте России 08.09.94 N 682).
39. При снятии с учета налогоплательщик - физическое лицо заполняет заявление по форме согласно Приложению N 4 к настоящей Инструкции. В зависимости от причины снятия с учета, налогоплательщиком - физическим лицом представляются следующие документы:
- уведомление из регистрирующего органа о прекращении деятельности - в случае принятия решения о добровольном прекращении деятельности;
- копия решения суда - в случае прекращения деятельности по решению суда;
- справка соответствующего регистрирующего органа Министерства внутренних дел Российской Федерации о новом месте жительства - в случае изменения места жительства;
- копия свидетельства о смерти (представляется наследниками) - в случае смерти.
40. Учет сведений о категориях физических лиц, не перечисленных в пункте 3 настоящей Инструкции, осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами об их налогообложении.
VIII. Порядок присвоения и изменения идентификационных номеров налогоплательщиков41. Налоговая инспекция, осуществляющая первичную постановку на учет налогоплательщика, присваивает ему идентификационный номер налогоплательщика.
42. Идентификационный номер налогоплательщика - организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет собой десятизначный цифровой код:
- NNNN - код госналогинспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика;
- XXXXX - собственно порядковый номер налогоплательщика;
- C - контрольное число, рассчитанное по утвержденному Госналогслужбой России алгоритму.
43. Идентификационный номер налогоплательщика - организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, и международной организации, осуществляющей деятельность и/или имеющей имущество в Российской Федерации, представляет собой цифровой код, аналогичный описанному в пункте 42 настоящей Инструкции, но с учетом того, что перед указанным десятизначным цифровым кодом дополнительно проставляется буквенный символ "F":
44. Идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, имеющего статус предпринимателя или имеющего право заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, представляет собой двенадцатизначный цифровой код:
- NNNN - код госналогинспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика;
- XXXXXX - собственно порядковый номер налогоплательщика;
- CC - контрольное число, рассчитанное по утвержденному Госналогслужбой России алгоритму.
45. При реорганизации организаций присвоение идентификационных номеров налогоплательщиков осуществляется в следующем порядке в зависимости от формы реорганизации.
45.1. При реорганизации в форме слияния идентификационные номера налогоплательщиков реорганизуемых организаций исключаются из автоматизированной базы данных налоговой службы, а организации, возникшей в результате реорганизации, присваивается новый идентификационный номер налогоплательщика.
45.2. При реорганизации в форме разделения идентификационный номер налогоплательщика реорганизуемой организации исключается из автоматизированной базы данных налоговой службы, а организациям, возникшим в результате реорганизации, присваиваются новые идентификационные номера налогоплательщиков.
45.3. При реорганизации в форме присоединения идентификационный номер налогоплательщика присоединяемой организации исключается из автоматизированной базы данных налоговой службы, а у организации, к которой происходит присоединение, номер не изменяется.
45.4. При реорганизации в форме выделения не происходит исключение из автоматизированной базы данных налоговой службы реорганизуемой организации; информация о ней корректируется согласно измененным учредительным документам. Вновь созданной организации присваивается новый идентификационный номер налогоплательщика.
45.5. При реорганизации в форме преобразования идентификационный номер налогоплательщика реорганизуемой организации исключается из автоматизированной базы данных налоговой службы, реорганизованной организации присваивается новый идентификационный номер налогоплательщика.
45.6. В случае, когда организация меняет организационно-правовую форму путем внесения изменений в свои учредительные документы без представления передаточного акта, присвоенный ей идентификационный номер налогоплательщика не изменяется.
46. Налогоплательщикам - организациям, уплачивающим отдельные виды налогов в соответствующие бюджеты не по своему основному месту нахождения, новый идентификационный номер налогоплательщика в налоговых инспекциях по месту уплаты отдельных видов налогов не присваивается.
47. В случае изменения места нахождения налогоплательщика и/или налоговой инспекции, в которой он состоит на учете, идентификационный номер налогоплательщика не изменяется.
48. В случае реорганизации или ликвидации налоговой инспекции ранее присвоенные идентификационные номера налогоплательщиков не изменяются.
49. Налоговые инспекции обеспечивают контроль за недопущением повторного присвоения идентификационного номера налогоплательщика разным налогоплательщикам и его правильным использованием при оформлении расчетно-платежных документов, заявлений, расчетов, деклараций, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции.
- Главная
- ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 13.06.96 N ВА-3-12/49 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ"