в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 02.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 03.06.2011) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА И ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
действует Редакция от 03.06.2011 Подробная информация
ПРИКАЗ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 03.06.2011) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА И ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ФЕДЕРАЛЬНОМУ БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ И ПРИМЕРНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является "системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, ... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования" <1>.


<1> "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.".

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволяет:

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования к освоению программ высшего профессионального образования.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для X - XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое образовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми учебными предметами являются: "русский язык", "литература", "иностранный язык", "математика", "история", "физическая культура", "основы безопасности жизнедеятельности", а также интегрированный учебный предмет "обществознание (включая экономику и право)" и интегрированный учебный предмет "естествознание".

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 20.08.2008 N 241)

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, "Физика", "Химия", "Биология" являются профильными учебными предметами в естественно-научном профиле; "Литература", "Русский язык" и "Иностранный язык" - в филологическом профиле; "Обществоведение", "Право", "Экономика" и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне.

В случае если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "История", входящие в инвариантную часть БУПа, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения для X - XI классов представлены количеством часов, отводимых на их изучение.

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

1) "надстройки" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным (а образовательное учреждение (класс), в котором он изучается, превращается в традиционное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов);

2) развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;

3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Изменения в составе учебных предметов

1. Введен учебный предмет "Русский язык" в объеме 1 час в неделю, учитывая возрастающую роль русского языка в многонациональном федеративном государстве, и обязательный экзамен по этому предмету при поступлении в любой вуз.

2. Усилено внимание к изучению в общеобразовательных учреждениях иностранных языков - увеличено время на изучение "Иностранного языка" до 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи "обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне" <1>.


<1> "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.".

3. В профилях гуманитарной специализации вводится интегрированный учебный предмет "Естествознание". Это позволяет:

- дать широкие возможности формирования единой, целостной естественно-научной картины мира;

- ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;

- значительно экономить учебное время (с 6 до 3 часов), высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.);

- снять малоэффективные "одночасовые" предметы, на которые фактически распадется учебный предмет "Естествознание" в условиях, когда на их совокупность (физика, химия, биология, география) в учебном плане реально выделить не более 4 часов учебного времени.

При рассмотрении предлагаемого введения этого интегрированного учебного предмета следует иметь в виду:

а) Представленный базисный учебный план предназначен не только для общеобразовательных учреждений, но и для учреждений начального и среднего профессионального образования, где реализуется как общее, так и профессиональное образование и где проблема дефицита учебного времени стоит еще более остро.

б) Необязательность выбора именно этого варианта изучения естествознания. Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение всех (или некоторых) естественнонаучных учебных предметов в виде самостоятельных учебных предметов ("Физики", "Химии", "Биологии" и "Географии") на уровне базового стандарта за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы.

в) Предлагаемый интегрированный учебный предмет "Естествознание" строился не как сумма отдельных элементов знаний из физики, химии, биологии, географии. Он построен на основе задачи формирования целостной естественнонаучной картины мира и задачи ознакомления школьников с методами познания, характерными для естественных наук. Эти задачи в большей степени соответствуют назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности - формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире.

В случае если на профильном уровне изучается один из предметов естественнонаучного цикла или на базовом уровне два предмета естественнонаучного цикла, то интегрированный учебный предмет "Естествознание" на базовом уровне не изучается.

4. Учебный предмет "Обществознание" на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает модули (разделы) "Обществоведение", "Экономика" и "Право", которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне "Обществоведение", "Экономика" и "Право" изучаются как самостоятельные учебные предметы в различных комбинациях в зависимости от выбранного профиля.

5. Учебный предмет "Технология" на ступени среднего (полного) общего образования преподается на базовом или профильном уровне по выбору. Предмет изучается дифференцированно, в зависимости от профиля и специализации.

6. Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне по выбору (ввиду того, что данный учебный предмет введен как обязательный в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования). Это не исключает организации в X классе по окончании учебного года учебных сборов, где обучающиеся изучают основы военной службы.

Для формирования учебного плана отдельного профиля обучения на базе БУП необходимо:

1. Выбрать в вариативной части БУП два учебных предмета на профильном уровне, которые будут определять направление специализации образования в данном профиле.

2. Добавить к ним набор обязательных предметов (инвариантная часть БУП) на базовом уровне. Если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных предметов, то последний исключается из состава инвариантной части, т.к. содержание предмета на профильном уровне поглощает его содержание на базовом.

3. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в п. п. 1 и 2. Если полученное число часов меньше времени (2100 часов), предусмотренного на федеральный компонент, то можно дополнить состав учебного плана профиля еще каким-либо предметом на базовом или профильном уровне (из вариативной части БУП).

4. После этого вновь подсчитать суммарное число часов на изучение выбранных предметов и сравнить их с максимально допустимым объемом федерального компонента. Если полученное число часов менее 2100, то следует перейти к п. 3, если равно, то следует перейти к формированию компонента образовательного учреждения. В том случае если суммарное число часов превысит допустимую норму (2100 часов), то следует исключить из формируемого учебного плана профиля один из учебных предметов, вошедших в него в соответствии с п. 3. Оставшиеся после этого учебные часы можно перенести в компонент образовательного учреждения.

5. Завершив формирование федерального компонента в учебном плане профиля, следует дополнить план региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения.

Рекомендуются примерные учебные планы для разных профилей специализации образования в учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.

При этом учитывается, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и для обучения в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Это, в частности, определило увеличение числа рекомендуемых профилей технологического направления.

Представленные варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными и имеют рекомендательный характер. Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана и демонстрацию принципа его построения из учебных предметов трех типов: базовых, профильных и элективных.

При проведении занятий по "Иностранному языку", "Технологии", "Физической культуре", а также по "Информатике и ИКТ", "Естествознанию", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) и при проведении элективных курсов в 10 - 11 классах осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.

При организации профильного обучения в сельских малокомплектных образовательных учреждениях деление классов на группы при преподавании профильных предметов и элективных учебных предметов может осуществляться при меньшей наполняемости классов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 03.06.2011 N 1994)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Обязательные учебные предметы на базовом уровне
И
Н
В
А
Р
И
А
Н
Т
Н
А
Я

Ч
А
С
Т
Ь
Учебные предметы Количество часов за два года обучения <*>
Базовый уровень
Русский язык 70 (1/1)
Литература 210 (3/3)
Иностранный язык 210 (3/3)
Математика 280 (4/4)
История 140 (2/2)
Обществознание (включая экономику и право) 140 (2/2)
Естествознание 210 (3/3)
Физическая культура 210 (3/3)
ОБЖ 70 (1/1)
И
Н
В
А
Р
И
А
Н
Т
Н
А
Я

Ч
А
С
Т
Ь
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях
Учебные предметы Количество часов за два года обучения <*>
Базовый уровень Профильный уровень
Русский язык -210 (3/3)
Литература -350 (5/5)
Иностранный язык -420 (6/6)
Математика -420 (6/6)
История -280 (4/4)
Физическая культура -280 (4/4)
Обществознание <**> 70 (1/1) 210 (3/3)
Экономика 35 (0,5/0,5) 140 (2/2)
Право 35 (0,5/0,5) 140 (2/2)
География 70 (1/1) 210 (3/3)
Физика 140 (2/2) 350 (5/5)
Химия 70 (1/1) 210 (3/3)
Биология 70 (1/1) 210 (3/3)
Информатика и ИКТ 70 (1/1) 280 (4/4)
Искусство (МХК) 70 (1/1) 210 (3/3)
Технология 70 (1/1) 280 (4/4)
ОБЖ 140 (2/2)
ВСЕГО: не более 2100 (не более 30/не более 30)
РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ
ВСЕГО: 140 (2/2)
КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВСЕГО: не менее 280 (не менее 4/не менее 4)
ИТОГО: 2590 (37/37)
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 2590 (37/37)
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 2380 (34/34)


<*> В скобках расчетный (ненормативный) объем учебных часов в неделю: (X класс/XI класс).

<**> В этом варианте учебный предмет "Обществознание" изучается без разделов "Экономика" и "Право".

ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ВОЗМОЖНЫХ ПРОФИЛЕЙ
Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения
I. Базовые учебные предметы
Русский язык 2
Литература 6
Иностранный язык 6
История 4
Обществознание (включая экономику и право) 4
Естествознание 6
Физическая культура 4
II. Профильные учебные предметы
Математика 12
Информатика и ИКТ 8
Физика 10
III. Элективные учебные предметы
Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность 8
IV. Региональный компонент
По усмотрению региона 4
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (НЕПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ)
Вариативная составляющая БУП (региональный + школьный компоненты) Начальная школа Основная школа Старшая школа В целом
Часов % Часов % Часов % Часов %
5-дневная учебная неделя 337 из 2904 11,6% 630 из 5320 11,8% 1120 из 2520 44,4% 2087 из 10744 19,4%
6-дневная учебная неделя 643 из 3210 20,0% 1155 из 5845 19,8% 2918 из 11575 25,2%
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 03.06.2011) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА И ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"