Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.10.93 N 1030 (ред. от 11.12.97) "О КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ГАРАНТИЯМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПОРТИРУЕМЫХ И ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ (УСЛУГ) ДВОЙНОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ЗАЯВЛЕННЫХ ЦЕЛЯХ"
ПОЛОЖЕНИЕ О КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ГАРАНТИЯМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПОРТИРУЕМЫХ И ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ (УСЛУГ) ДВОЙНОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ЗАЯВЛЕННЫХ ЦЕЛЯХ
(в ред. - Постановления Правительства РФ от 03.06.95 N 556)
I. Общие положения1. Настоящее Положение предусматривает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного реэкспорта из Российской Федерации товаров (услуг) двойного применения, импортированных в Российскую Федерацию с предоставлением гарантий использования в заявленных целях. В нем определяется порядок оформления обязательств российских организаций и предприятий по использованию товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях, осуществления государственного контроля за их выполнением, а также контроля за выполнением иностранными импортерами своих обязательств по гарантиям использования товаров (услуг) двойного применения, приобретенных в Российской Федерации.
2. Термины, употребляемые в настоящем Положении, означают следующее:
"товары (услуги) двойного применения" - оборудование, материалы, сырье, технологии и научно-техническая информация, которые используются в гражданских целях, но могут быть применены для производства вооружения и военной техники, в том числе оружия массового уничтожения (химического, бактериологического, ядерного) и ракетных средств его доставки.
При импорте товаров (услуг) двойного применения в Российскую Федерацию их номенклатура определяется контрольными списками страны-экспортера.
При экспорте товаров (услуг) двойного применения из Российской Федерации их номенклатура определяется соответствующими перечнями и списками, утверждаемыми в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. N 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в Российской Федерации"
"импортер" и "экспортер" - юридические лица, являющиеся сторонами договора купли-продажи (передачи, обмена) товаров (услуг) двойного применения;
"потребитель" - юридическое лицо, использующее импортированные товары (услуги) двойного применения;
"заявленная цель" - цель использования импортируемых товаров (услуг) двойного применения, указываемая импортером или потребителем при заключении контракта.
3. Действие настоящего Положения распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации или в местах (пунктах), находящихся под юрисдикцией или контролем Российской Федерации, независимо от форм собственности.
4. На товары (услуги) двойного применения, импортированные в Российскую Федерацию в соответствии с настоящим Положением, распространяется установленный в Российской Федерации режим экспортного контроля. Они не могут быть реэкспортированы в третьи страны иначе как в порядке, определенном для экспорта российских товаров (услуг) двойного применения, и при наличии официального согласия иностранного экспортера на их реэкспорт.
II. Порядок оформления обязательств по использованию импортируемых товаров (услуг) двойного применения5. Для оформления обязательств по использованию импортируемых в Российскую Федерацию товаров (услуг) двойного применения на территории Российской Федерации вводятся в действие следующие документы:
заявление на выдачу импортного сертификата;
российский импортный сертификат;
сертификат подтверждения доставки;
сертификат конечного пользователя.
Указанные документы определяют следующие обязательства российских импортеров и потребителей товаров (услуг) двойного применения:
а) импортировать товары (услуги) двойного применения только в Российскую Федерацию, а в случае, если они не будут импортированы в Россию, не направлять их в другое место назначения;
б) не применять эти товары (услуги) в незаявленных целях;
в) не передавать указанные товары (услуги) какому-либо другому субъекту хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации и не реэкспортировать в третьи страны без разрешения Министерства внешних экономических связей Российской Федерации.
Формы документов приведены в приложениях N 1 - 4 к настоящему Положению.
6. Российский импортный сертификат и сертификат подтверждения доставки выдаются российскому импортеру в случае, если государственные органы страны-экспортера требуют предоставления таких документов.
7. Оформление и выдача российского импортного сертификата осуществляется в следующем порядке:
а) оформление и выдача российского импортного сертификата производится Министерством внешних экономических связей Российской Федерации на основании заявления на выдачу импортного сертификата, представляемого российским импортером.
К заявлению прилагаются:
сопроводительное письмо;
копия контракта с иностранным экспортером;
копия договора между российскими импортером и потребителем.
Министерство внешних экономических связей Российской Федерации имеет право запрашивать у заявителя дополнительную информацию, необходимую для выдачи российского импортного сертификата.
Российский импортный сертификат выдается на один вид продукции по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) независимо от количества наименований продукции, включенной в контракт;
б) решение о выдаче российского импортного сертификата принимается в срок не более 15 дней с даты поступления заявления на выдачу импортного сертификата;
в) российский импортный сертификат оформляется на цветных бланках и выдается российскому импортеру в двух экземплярах. Российский импортер передает первый экземпляр документа (на бланке голубого цвета) иностранному экспортеру для направления в государственные органы своей страны, а второй экземпляр (на бланке розового цвета) предъявляет таможенным органам Российской Федерации при оформлении сертификата подтверждения доставки.
Копии выданного российского импортного сертификата направляются Министерством внешних экономических связей Российской Федерации в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю и Государственный таможенный комитет Российской Федерации;
г) при изменении условий контракта российский импортный сертификат подлежит переоформлению. К новому заявлению на выдачу импортного сертификата прилагается оригинал ранее оформленного сертификата. Если по каким-либо объективным причинам невозможно представить оригинал сертификата, то импортер должен сделать заявление в письменной форме с указанием этих причин;
д) если российский импортный сертификат не использован (торговая сделка не состоялась, или сертификат не представлен в государственные органы страны - экспортера в 6-месячный срок), то он подлежит возврату в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации для уничтожения;
е) в случае, если российский импортный сертификат утерян или уничтожен, его дубликат может быть получен российским импортером, использовавшим оригинал, путем направления в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации нового заявления на выдачу импортного сертификата. К заявлению прилагается письмо, объясняющее обстоятельства утери или уничтожения сертификата и подтверждающее, что в случае, если оригинал сертификата будет найден, импортер обязуется вернуть его или его дубликат в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации.
8. Оформление и выдача сертификата подтверждения доставки осуществляется в следующем порядке:
а) оформление и выдача сертификата подтверждения доставки производится таможенным органом Российской Федерации, проводящим таможенное оформление импортируемых товаров (услуг) двойного применения, по запросу российского импортера при предъявлении им российского импортного сертификата (на бланке розового цвета).
Запрос на выдачу сертификата подтверждения доставки должен быть представлен в таможенный орган не позднее 10 дней с даты таможенного оформления товаров (услуг) двойного применения.
Копии сертификата подтверждения доставки в 5-дневный срок направляются таможенным органом, выдавшим указанный сертификат, в Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Министерство внешних экономических связей Российской Федерации и Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю;
б) Государственный таможенный комитет Российской Федерации в 10-дневный срок после получения копии сертификата подтверждения доставки импортированного товара (услуги) двойного применения своим приказом извещает таможенные органы Российской Федерации, что данный товар (услуга) ввезен на территорию Российской Федерации и не может быть вывезен с ее территории без лицензии Министерства внешних экономических связей Российской Федерации.
Копии приказа направляются в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации и Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю.
Действие настоящего подпункта не распространяется на импортированные товары (услуги) двойного применения, которые входят в российские перечни и списки, утверждаемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. N 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в Российской Федерации"
в) если сертификат подтверждения доставки по каким-либо причинам не использован, то он подлежит возврату выдавшему его таможенному органу для уничтожения;
г) в случае утери или уничтожения сертификата подтверждения доставки его дубликат может быть получен российским импортером в таможенном органе, выдавшем оригинал, при предъявлении российского импортного сертификата (на бланке розового цвета) и письма, в котором объясняются обстоятельства утери или уничтожения оригинала сертификата подтверждения доставки. В письме указывается номер грузовой таможенной декларации, дата таможенного оформления импортированного товара (услуги) двойного применения и подтверждается, что в случае, если оригинал сертификата будет найден, импортер обязуется вернуть его или его дубликат таможенному органу.
9. Оформление сертификата конечного пользователя осуществляется в следующем порядке:
а) сертификат конечного пользователя оформляется в случае, если иностранный экспортер требует предоставления такого документа, или в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Положения;
б) оформление сертификата конечного пользователя осуществляется российским потребителем товара (услуги) двойного применения по запросу российского импортера.
Оформленный документ направляется российским потребителем российскому импортеру, который передает его иностранному экспортеру.
III. Порядок передачи импортированных товаров (услуг) двойного применения другим субъектам хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации10. При необходимости передачи импортированных товаров (услуг) двойного применения другому субъекту хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации российский потребитель импортированных товаров (услуги) двойного применения направляет запрос на разрешение такой передачи в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации. В запросе указываются:
полное наименование и подробное описание товара (услуги) двойного применения, его код по ТН ВЭД и количество;
наименование и адрес иностранного экспортера, поставившего товар (услугу) двойного применения в Российскую Федерацию;
номер и дата соответствующего российского импортного сертификата;
наименование и адрес российской организации (предприятия), которой передается данный товар (услуга);
причины, вызвавшие необходимость передачи.
К запросу прилагаются:
документ, подтверждающий согласие иностранного экспортера на передачу товара (услуги) двойного применения (в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена контрактом или договором на поставку указанного товара (услуги) в Российскую Федерацию);
сертификат конечного пользователя, оформленный российской организацией (предприятием), которой передается этот товар (услуга);
копия договора купли-продажи (передачи, обмена) данного товара (услуги), заключенного между российскими организациями (предприятиями).
11. Министерство внешних экономических связей Российской Федерации в срок до 15 дней с даты получения запроса принимает решение о возможности передачи товара (услуги) двойного применения и направляет его российскому потребителю.
Копия решения направляется в Государственный таможенный комитет Российской Федерации и Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю.
12. Факт получения товара (услуги) двойного применения подтверждается новым потребителем этого товара (услуги) официальным письмом, направляемым в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации и Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю в недельный срок с даты получения товара (услуги) двойного применения.
IV. Порядок реэкспорта импортированных товаров (услуг) двойного применения в третьи страны13. Реэкспорт из Российской Федерации товаров (услуг) двойного применения, импортированных с предоставлением гарантий использования в заявленных целях, осуществляется в порядке, установленном для экспорта российских товаров (услуг) двойного применения.
14. Необходимым условием для принятия решения о возможности реэкспорта товаров (услуг) двойного применения является предоставление официального согласия иностранного экспортера на реэкспорт.
Наличие контракта с иностранной фирмой, которой предполагается поставка этих товаров (услуг), подписанного без согласия иностранного экспортера на реэкспорт, не является основанием для разрешения реэкспорта.
V. Порядок организации проверок использования российскими потребителями товаров (услуг) двойного применения, импортированных с предоставлением гарантий использования в заявленных целях15. Государственный контроль за выполнением российскими импортерами и потребителями обязательств по гарантиям использования импортируемых товаров (услуг) двойного применения осуществляется посредством выборочной проверки правильности использования наиболее важных товаров (услуг) двойного применения в следующем порядке:
а) выбор объектов контроля осуществляется Министерством внешних экономических связей Российской Федерации совместно с Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации на основе анализа номенклатуры импортированных товаров (услуг) двойного применения и их потребителей;
б) перечень объектов контроля вместе с копиями заявления на выдачу импортного сертификата, российского импортного сертификата и сертификата подтверждения доставки по каждому объекту контроля сообщаются Министерством внешних экономических связей Российской Федерации Министерству безопасности Российской Федерации;
в) Министерство безопасности Российской Федерации определяет сроки проведения проверки и формирует контрольную комиссию, в состав которой включаются представители Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внешних экономических связей Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, министерства или ведомства Российской Федерации по соответствующей отрасли промышленности, других заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации.
Сведения о составе контрольной комиссии и сроках проверки официально направляются руководству организации (предприятия), являющейся потребителем импортированных товаров (услуг) двойного применения;
г) проверка проводится на месте установки и (или) использования импортированных товаров (услуг) двойного применения.
Российский потребитель обязан представить комиссии всю необходимую документацию и оказывать содействие в ее работе;
д) результаты проверки оформляются актом, который представляется в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
16. В случае, если контрактом на поставку товаров (услуг) двойного применения в Российскую Федерацию предусмотрена инспекционная проверка зарубежным экспортером правильности их применения российским потребителем, такая проверка должна осуществляться с соблюдением режимных требований, действующих на территории Российской Федерации. Оформление обязательств по использованию импортируемых товаров (услуг) по таким контрактам производится по согласованию с Министерством безопасности Российской Федерации и Службой внешней разведки Российской Федерации.
Запрос на проведение инспекционных проверок направляется по линии министерств иностранных дел двух стран.
Министерство иностранных дел Российской Федерации подтверждает иностранному заявителю возможность осуществления инспекционной проверки после согласования места, сроков и процедуры ее проведения с Министерством безопасности Российской Федерации и Службой внешней разведки Российской Федерации.
При получении от Министерства иностранных дел Российской Федерации извещения о направлении иностранных инспекторов российский потребитель обязан проинформировать о факте и сроках предстоящей инспекции Министерство безопасности Российской Федерации.
Министерство безопасности Российской Федерации совместно с Министерством внешних экономических связей Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, министерством или ведомством Российской Федерации по соответствующей отрасли промышленности, другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации направляют на место установки и (или) использования импортированных товаров (услуг) двойного применения своих представителей для участия в работе иностранной инспекции.
О результатах проведенной инспекции Министерство безопасности Российской Федерации сообщает в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю и Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
VI. Ответственность российских импортеров и потребителей импортируемых товаров (услуг) двойного применения за нарушение принятых на себя обязательств17. Российский импортер несет полную и единоличную ответственность за доставку импортируемых товаров (услуг) двойного применения в место и сроки, оговоренные договором между российскими импортером и потребителем, а в случае, если по каким-либо причинам указанные товары (услуги) не импортированы в Российскую Федерацию - за ненаправление его в другое место назначения.
18. Российский потребитель несет полную и единоличную ответственность за использование товаров (услуг) двойного применения только в заявленных целях, непередачу его другим субъектам хозяйственной деятельности на территории России и нереэкспорт из Российской Федерации иначе как с разрешения Министерства внешних экономических связей Российской Федерации.
19. За нарушение принятых на себя обязательств российские импортер и потребитель несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
VII. Порядок организации контроля за выполнением обязательств иностранных импортеров по использованию товаров (услуг) двойного применения, импортированных из Российской Федерации20. В случаях, предусмотренных решениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, определяющими порядок экспорта товаров (услуг) двойного применения, российский экспортер при заключении с иностранным импортером контракта вносит в него положение о праве экспортера на осуществление проверок использования экспортированных товаров (услуг) двойного применения на соответствие указанным в контракте целям.
21. Проверка осуществляется на месте установки и (или) использования экспортированных товаров (услуг) двойного применения комиссией в составе представителей организации (предприятия), являющейся экспортером организации (предприятия), являющейся изготовителем, Министерства внешних экономических связей Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства безопасности Российской Федерации.
Запрос на проведение проверки направляется через Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Все организационные вопросы, связанные с проведением проверки (согласование сроков проверки с иностранным импортером, формирование состава комиссии, оформление виз и другие), решаются российским экспортером.
22. Результаты проведенной проверки представляются комиссией в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, Министерство иностранных дел Российской Федерации и Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
В случае выявления нарушений принятых иностранным импортером обязательств Министерство иностранных дел Российской Федерации по согласованию с Министерством внешних экономических связей Российской Федерации и Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю направляет официальное отношение в адрес государственных органов страны - импортера с изложением фактов выявленных нарушений.
В Российской Федерации этот иностранный импортер вносится в список неблагонадежных иностранных фирм, экспорт товаров (услуг) двойного применения которым запрещается. Ведение такого списка осуществляется Министерством внешних экономических связей Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.06.95 N 556)
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.10.93 N 1030 (ред. от 11.12.97) "О КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ГАРАНТИЯМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПОРТИРУЕМЫХ И ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ (УСЛУГ) ДВОЙНОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ЗАЯВЛЕННЫХ ЦЕЛЯХ"