в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.12.96 N 1499 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ НА 1996-2000 ГОДЫ"
действует Редакция от 18.12.1996 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.12.96 N 1499 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ НА 1996-2000 ГОДЫ"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ НА 1996-2000 ГОДЫ

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ НА 1996-2000 ГОДЫ

Наименование Программы - Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы
Основание для разработки Программы - Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565, постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 1996 г. N 723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе"
Государственный заказчик Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации
Основные разработчики Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации Министерство экономики Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству научно-исследовательские институты Российской академии сельскохозяйственных наук
Цели Программы - обеспечение устойчивого развития и повышение эффективности фермерского сектора как составной части многоукладной аграрной экономики, социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений
Основные программные мероприятия - создание организационных, экономических, правовых и социальных условий эффективного функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, формирование рыночной инфраструктуры на основе кооперации, совершенствование механизма государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов
Исполнители Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации Министерство экономики Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству Российская академия сельскохозяйственных наук органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Сроки и этапы реализации Программы - 1996-2000 годы:
I этап - 1996-1998 годы
II этап - 1999-2000 годы
Важнейшие целевые показатели - к 2000 году за счет роста числа крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличения размеров крестьянского землевладения, внедрения прогрессивных технологий и повышения на этой основе продуктивности земледелия и животноводства валовая продукция сельского хозяйства в этом секторе вырастет примерно в 2,6 раза и его доля в общем объеме производства достигнет 5,5-6 процентов. Производство зерна составит около 9 млн. тонн, подсолнечника - 660 тыс. тонн, сахарной свеклы - 1,7 млн. тонн и молока - до 2 млн. тонн
Ожидаемые результаты Программы - повышение экономической эффективности крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, создание рыночной инфраструктуры, улучшение социального положения крестьян
Система контроля за исполнением Программы - контроль за исполнением Программы осуществляют государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ НА 1996-2000 ГОДЫI. Введение

Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565 и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 1996 г. N 723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе".

Программа является дополнением и развитием положений о фермерском секторе, содержащихся в Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы.

Программа основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", федеральных законов "О сельскохозяйственной кооперации",

: В связи с утратой силы Закона РСФСР от 22.11.90 N 348-I, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ

"О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", " О государственной поддержке малого предпринимательства", Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.

Фермерский сектор в сельском хозяйстве начал складываться с 1990 года, и к началу 1996 года насчитывалось более 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (далее именуются - крестьянские хозяйства). Они располагают 11 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни - 8,1 млн. га, или 6,1 процента ее общей площади. В 1995 году крестьянскими хозяйствами произведено зерна 4,7 процента, подсолнечника - 12,3, сахарной свеклы - 3,5, картофеля - 0,9, овощей - 1,3, мяса (в убойном весе) - 1,6, молока - 1,5 и шерсти - 4,5 процента от объема производства этих видов продукции всеми категориями хозяйств.

Крестьянские хозяйства, образовавшиеся в первые годы реформы и получившие стартовую финансовую поддержку, добиваются высокой экономической эффективности производства. Фермеры создают ассоциации и кооперативы по использованию техники, совместной обработке земли, переработке и сбыту продукции. Развиваются другие организационные формы малого предпринимательства.

Однако в 1994 - 1995 годах рост количества крестьянских хозяйств резко замедлился. В 1995 году на 100 вновь созданных хозяйств пришлось 96 распавшихся, а в ряде регионов количество хозяйств, прекративших свою деятельность, стало превышать число вновь созданных.

Низкие показатели развития крестьянских хозяйств и кооперативов во многом обусловлены общими кризисными процессами, характерными для экономики страны в целом (неплатежами за продукцию, высокой инфляцией, диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неэффективной финансово-кредитной и налоговой политикой, снижением платежеспособного спроса, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием). Не решены многие организационно-правовые, земельные, материально-технические, социальные и другие вопросы деятельности крестьянских хозяйств.

На развитии крестьянских хозяйств отрицательно сказалось резкое снижение государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Недостаток финансовых средств не позволяет многим хозяйствам эффективно использовать земельные угодья, своевременно и качественно проводить комплекс сельскохозяйственных работ, повышать плодородие почв, увеличивать поголовье продуктивного скота, наращивать производство продукции. В особо сложном положении оказались вновь образованные крестьянские хозяйства, многие из которых не смогли начать производственную деятельность. В течение 1994 - 1995 годов резко сократилось число желающих образовать крестьянские хозяйства, остаются невостребованными земли фонда перераспределения. Увеличивается доля малоземельных фермеров (38 процентов хозяйств имеют менее 10 га земли).

Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного решения вопросов развития крестьянских хозяйств, усиления государственной поддержки этого сектора.

II. Цель, задачи и этапы реализации Программы

Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений.

Задачами Программы являются:

создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов;

совершенствование механизма государственной поддержки фермерского сектора;

развитие земельной реформы, совершенствование земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений;

формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции;

развитие фермерского самоуправления.

Решать указанные задачи предусматривается в два этапа.

На первом этапе (1996 - 1998 годы) осуществляются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов. Проводится выдача правоустанавливающих документов собственникам земельных участков и долей. Крестьянские хозяйства и кооперативы оснащаются сельскохозяйственной техникой, оборудованием, транспортными средствами, другими материально-техническими ресурсами в количествах, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение основных хозяйственных работ. Осуществляются мероприятия по повышению плодородия земель и рациональному их использованию.

Государственная поддержка крестьянским хозяйствам и кооперативам будет оказываться в зависимости от эффективности хозяйствования на земле и ведения производства в условиях рыночных отношений. Совершенствуется система налогообложения. Создаются благоприятные организационные и экономические условия для деятельности кооперативов по переработке, хранению, сбыту сельскохозяйственной продукции и агросервису. Начнется формирование системы кредитной и страховой кооперации, информационно-консультативного обслуживания сельских товаропроизводителей. Будет продолжено обучение фермеров и работников кооперативов.

На втором этапе (1999-2000 годы) по мере завершения институциональных преобразований и усиления государственной поддержки возрастут число крестьянских хозяйств и площади земельных наделов, ускорятся процессы специализации хозяйств. Формируется рыночная и социальная инфраструктура на основе кооперации и интеграции, создается система кредитной кооперации и страхования, укрепится материально-техническая база крестьянских хозяйств и кооперативов, расширится сфера применения эффективных ресурсосберегающих технологий, достижений науки и передовой практики. Увеличится производство сельскохозяйственной продукции, укрепится экономика крестьянских хозяйств.

III. Совершенствование правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов

Правовое обеспечение фермерского сектора нуждается в существенном обновлении и будет направлено на создание условий для его эффективного функционирования и дальнейшего развития.

Будут разработаны и внесены в Федеральное Собрание Российской Федерации проекты федеральных законов "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в новой редакции), "О сельских кредитных кооперативах", "О сельских страховых кооперативах", внесены дополнения и изменения в законодательные акты, регулирующие деятельность крестьянских хозяйств и кооперативов, подготовлены другие нормативно-правовые документы.

Уточнятся положения Гражданского кодекса Российской Федерации в части юридического статуса крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, вводится Земельный кодекс Российской Федерации (в новой редакции) с соответствующими нормами, касающимися крестьянских хозяйств и кооперативов. Будут упорядочены имущественные, трудовые и иные отношения в крестьянских хозяйствах.

Предусматривается совершенствование налогового законодательства в отношении крестьянских хозяйств и кооперативов по сокращению количества налогов, снижению налоговых ставок в целях повышения заинтересованности фермеров в расширении товарного производства.

Предусматривается совершенствование законодательной базы социального обеспечения и социального страхования членов крестьянских хозяйств и кооперативов, порядка внесения платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования (с учетом сезонности и других особенностей формирования доходов крестьянских хозяйств и кооперативов).

IV. Земельные отношения, совершенствование механизма крестьянского землевладения и землепользования

Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию конституционных прав граждан на землю, формирование механизма рыночного оборота земли, создание и укрупнение крестьянских хозяйств путем объединения земельных долей членов этих хозяйств, аренды, покупки и других видов приобретения земельных участков.

Завершится переоформление в собственность фермерам земельных участков, полученных ими в пожизненное наследуемое владение и бессрочное пользование. Будут установлены предельные размеры земельных участков, находящихся в собственности, без ограничения размеров арендуемых земель.

Предусматривается разработать и внедрить механизм залога земель, усовершенствовать порядок купли-продажи земельных участков и предоставления владельцам личных подсобных хозяйств дополнительных земельных участков (сверх установленных размеров) за счет земельных долей и фонда перераспределения земель.

В целях формирования крестьянских хозяйств рациональных размеров им будут предоставляться кредиты на приобретение земли, установлено первоочередное право соседей-землевладельцев на покупку или аренду высвобождающихся земельных участков. Осуществится комплекс землеустроительных работ по консолидации земельных участков крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов с учетом региональных природно-экономических особенностей, компактного размещения земельных участков, обеспечивающих рациональную организацию, инженерное обустройство и эффективное использование земель и создание условий для кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Усилится контроль за использованием земель по целевому назначению крестьянскими хозяйствами и кооперативами.

Ожидается, что к 2000 году площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся в распоряжении крестьянских хозяйств и кооперативов, составит 15-16 млн. га, в том числе 11-11,5 млн. га пашни, или 8,5-9 процентов ее общей площади. При этом средний размер сельскохозяйственных угодий в расчете на одно хозяйство возрастет до 45-46 га, в том числе пашни - до 32-33 га.

V. Развитие кооперации крестьянских хозяйств

Основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств на современном этапе являются:

совместное использование техники и обработка земли, ведение животноводства;

переработка, хранение и сбыт продукции;

материально-техническое обеспечение;

инженерно-технологическое обслуживание;

кредитование и страхование.

Ускорится создание фермерских кооперативов по совместному использованию техники и обработке земли на основе добровольного объединения хозяйств, прежде всего мелких, расположенных в достаточной близости друг от друга. Будут создаваться кооперативные машинно-технологические станции и пункты проката сложной и специализированной техники.

На основе кооперации усилится взаимодействие коллективных хозяйств с крестьянскими хозяйствами по совместному использованию имеющихся производственных мощностей по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, оборудования, обеспечению горюче-смазочными материалами, семенами, хранению, переработке продукции и другим направлениям хозяйственной деятельности.

Будут созданы кооперативы по материально-техническому обеспечению и агросервисному обслуживанию крестьянских хозяйств, совместному использованию объектов производственной инфраструктуры.

Продолжится процесс преобразования предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и агросервису в сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Одновременно начнется активизация процессов кооперирования по переработке сельскохозяйственной продукции в районах, удаленных от действующих перерабатывающих предприятий, объединение первичных кооперативов в ассоциации и союзы как по отраслевому, так и по территориальному принципам.

В 1998 - 2000 годах будет сформирована система сельских кредитных кооперативов, ориентированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан, проживающих на данной территории. Они станут источником первоначального капитала для малого предпринимательства на селе. Для этого будут разработаны и приняты нормативные документы, обеспечивающие правовые и экономические основы создания и деятельности сельских кредитных кооперативов и их союзов.

Первоначально создаются кредитные кооперативы как общества взаимного кредитования на основе объединения средств их членов. По мере налаживания их деятельности они перейдут к привлечению средств населения и других инвесторов и превратятся в ссудо-сберегательные кооперативы.

Кредитные кооперативы совместно с сельскохозяйственными производственными и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами при участии других сельскохозяйственных товаропроизводителей могут создавать сельские кооперативные банки.

Начнется работа по созданию сельских обществ взаимного страхования и их союзов, которым будет оказана стартовая государственная поддержка.

VI. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка крестьянских хозяйств и кооперативов

Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения крестьянских хозяйств и кооперативов направлена на создание условий для развития и укрепления их материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышение эффективности и доходности производства.

В отношении крестьянских хозяйств и кооперативов применяются все меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, а также установленные постановлениями Правительства Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации на возвратной и безвозвратной основе из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников.

Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:

финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, ветеринарному обслуживанию;

дотирование продукции элитного семеноводства, льноводства, племенного животноводства и птицеводства, овцеводства;

компенсация затрат товаропроизводителям, специализирующимся на размножении семян овощных, бахчевых культур и кормовых корнеплодов;

дотации на шерсть, поставляемую в государственные ресурсы, сырье льна и конопли;

дотация на соевые бобы, реализуемые на внутреннем рынке;

поставка техники и племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);

компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, комбикормов - животноводческими комплексами, энергоносителей - специализированными овощеводческими хозяйствами;

финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства их территории;

компенсация до 50 процентов затрат на разработку проектно-сметной документации и осуществление мероприятий по освоению земель;

оказание стартовой помощи крестьянским хозяйствам в первые пять лет, включая гарантии получения кредитов вновь создающимися хозяйствами, поддержку формирования производственной инфраструктуры (строительство подъездных путей, мостов, линий электропередачи, газификация, связь, водоснабжение, мелиорация земель, закладка многолетних насаждений);

кредитование приобретения земли;

возмещение начинающим хозяйствам первоначального взноса при приобретении сельскохозяйственной техники на условиях лизинга или соответствующей части затрат при приобретении техники;

содействие в создании системы кредитной кооперации в аграрном секторе путем оказания помощи в формировании паевых фондов и предоставления кредитных ресурсов;

формирование системы страхования в аграрном секторе с долевым участием федерального бюджета;

льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе на сезонные затраты;

финансирование подготовки кадров для агропромышленного комплекса, издание специальной литературы для фермеров;

компенсация части страховых платежей при страховании урожая;

развитие межфермерской кооперации по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению и сбыту, агросервису;

компенсация до 50 процентов затрат на строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, рыбоводных прудов, других производственных объектов;

выплата пособий семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянских хозяйств;

льготное кредитование строительства жилья;

оказание крестьянским хозяйствам и кооперативам другой финансовой помощи на возвратной и безвозвратной основе.

Укрепление производственной базы и инженерное обустройство крестьянских хозяйств и кооперативов будет осуществляться в рамках федеральных и региональных целевых программ развития отраслей сельского хозяйства, а также программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, строительству дорог, развитию средств связи в сельской местности.

Осуществится переход от уравнительного распределения средств государственной поддержки крестьянским хозяйствам и кооперативам к адресному, преимущественно на конкурсной основе. Приоритет будет отдаваться тем, кто обеспечивает устойчивую работу, целевое и эффективное использование выделенных средств.

Из федерального бюджета направляются средства на обеспечение материально-техническими ресурсами, в том числе на поставку техники и приобретение племенного скота на условиях лизинга, развитие кооперации, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, издание специальной литературы, информационно-консультативное обслуживание, строительство жилья для фермеров в размерах не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции и с учетом расчетного увеличения численности хозяйств и кооперативов.

Из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (на возвратной и безвозвратной основе) средства выделяются на инженерное обустройство, развитие производственной инфраструктуры, строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, других производственных объектов сельскохозяйственного назначения, жилья, приобретение техники, развитие кооперации, пособия по переселению, помощь начинающим фермерам и сельским семейным детским домам, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, дотации на отдельные виды продукции и другие цели.

На капитальные затраты по приобретению техники, строительству производственных объектов, жилья, объектов производственной и социальной инфраструктуры крестьянским хозяйствам и кооперативам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будет выделятся не менее 15 процентов средств, предусмотренных на эти цели.

За счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации оказывается поддержка в финансировании строительства других (кроме животноводческих) производственных объектов сельскохозяйственного назначения, кредитование затрат сезонного характера в размере не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции.

Будет налажено кредитование крестьянских хозяйств и кооперативов из специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 процентов учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

Финансовые средства государственной поддержки ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах при их формировании по представлению органов государственного управления агропромышленным комплексом на основании заявок органов фермерского самоуправления в пределах сумм, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы и региональных программ.

VII. Информационно-консультативное обслуживание и научное обеспечение крестьянских хозяйств и кооперативов. Обучение и повышение квалификации фермеров

Для обеспечения потребностей крестьянских хозяйств, кооперативов и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в информации и консультационных услугах создается единая федеральная информационно-консультативная служба, включающая в себя отраслевые и региональные центры с сетью участковых консультантов, а также соответствующие подразделения в органах государственного управления агропромышленным комплексом. Информационно-консультативная служба будет оказывать помощь в освоении достижений науки и техники, прогрессивных технологий производства, в области маркетинга, экономики кооперации, социальной и юридической защиты.

Сельскохозяйственные научно-исследовательские учреждения расширят исследования экономических, правовых, технологических и социальных проблем ведения крестьянских хозяйств и развития сельскохозяйственной кооперации. Будут разработаны оптимальные модели крестьянских хозяйств и кооперативов различной специализации производства с учетом природно-экономических зон России.

Увеличится выпуск учебно-методических пособий, рекомендаций, справочно-нормативной литературы для крестьянских хозяйств и кооперативов.

В соответствии с Государственной программой подготовки фермеров в Российской Федерации расширятся подготовка и повышение профессиональной квалификации фермеров и работников кооперативов, включая кредитные и страховые. В учебные программы сельскохозяйственных учебных заведений вводится специальный курс по проблемам сельскохозяйственной кооперации. Продолжится практика стажировки фермеров и преподавателей сельскохозяйственных учебных заведений в лучших отечественных крестьянских хозяйствах и кооперативах, а также за рубежом.

Предусматривается ежегодно проводить федеральный и региональные смотры-конкурсы крестьянских хозяйств и кооперативов, выставки-ярмарки, научно-практические конференции и семинары по вопросам фермерского и кооперативного движения.

VIII. Развитие фермерского самоуправления

Развитие фермерского самоуправления будет проходить путем объединения крестьянских хозяйств в кооперативы, ассоциации и союзы в целях координации их хозяйственной деятельности, а также представительства и защиты экономических, социальных и правовых интересов в органах государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и других организациях.

Органы фермерского самоуправления привлекаются органами государственной власти и органами местного самоуправления к разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития агропромышленного комплекса, совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем финансового, технологического, агросервисного и информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления взаимодействуют с фермерскими организациями на основе соглашений и договоров о совместной деятельности в сфере производства, переработки и сбыта продукции, кооперации, социального развития села.

IX. Социально-экономические результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит обеспечить развитие крестьянских хозяйств и кооперативов, повышение их экономической эффективности. Укрепится организационно-правовое и социальное положение крестьянских хозяйств, их материально-техническая база, возрастет производительность труда; повысится профессиональный уровень и благосостояние фермеров; возрастет рыночная ориентация крестьянских хозяйств; расширится сфера занятости на селе; получат дальнейшее развитие фермерское самоуправление, кооперативные и интеграционные связи фермеров между собой и с другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса в производстве, переработке и сбыте продукции, агросервисном обслуживании, кредитовании, страховании и социальном обустройстве села.

Увеличится объем производства сельскохозяйственной продукции и изменится производственная структура фермерского сектора. Углубится специализация хозяйств, более быстрыми темпами будет развиваться животноводство. Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2000 году по сравнению с 1995 годом увеличится в 2,6 раза, в том числе в земледелии - в 2,5 раза и животноводстве - в 2,7 раза. По отдельным видам продукции (зерно, подсолнечник) доля фермеров возрастет до 9-10 и более процентов, по продуктам животноводства - до 4,5 - 7 процентов.

В земледелии рост производства будет достигнут за счет увеличения числа хозяйств и общей площади земель, более полного использования предоставленных им земельных участков, а также за счет повышения культуры производства.

Увеличение производства животноводческой продукции будет достигнуто за счет увеличения поголовья крупного рогатого скота и свиней, создания более крупных товарных ферм и повышения продуктивности животных. Удельный вес продукции животноводства в общем объеме производства превысит 30 процентов.

В лесостепной и степной зонах сохранится специализация крестьянских хозяйств по выращиванию зерна, сахарной свеклы и подсолнечника, в животноводстве - по выращиванию овец, получит значительное развитие свиноводство. В Нечерноземной зоне, многих регионах Сибири и Дальнего Востока быстрыми темпами будет развиваться молочное и мясное скотоводство, свиноводство, выращивание картофеля. Расширится производство овощей, плодов и ягод в регионах Поволжья, Северного Кавказа, Центрально-Черноземной зоны, а также в пригородных районах промышленных центров.

Фермерский сектор займет более прочное положение в системе агропромышленного производства, станет конкурентоспособным на продовольственном рынке. Доля фермерского сектора в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства возрастет до 5,5-6 процентов.

X. Организация управления Программой и контроль за е реализацией

Государственным заказчиком Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Управление Программой осуществляется государственным заказчиком и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице их органов государственного управления агропромышленным комплексом.

Для осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при государственном заказчике создается межведомственный координационный совет, в состав которого войдут специалисты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители финансовых, научных и общественных организаций.

На основании показателей Программы и анализа хода выполнения программных мероприятий государственный заказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы и направляет их в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулярно организует проверки хода выполнения программных мероприятий и использования по целевому назначению средств, выделяемых из федерального бюджета и других источников, и ежегодно, не позднее 1 марта, представляют Правительству Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.

Приложения

Приложение N 1

Прогноз развития крестьянских (фермерских) хозяйств на 1996-2000 годы

1994 год (отчет) 1995 год (отчет) 1996 год (расчет) 2000 год (прогноз)
Число крестьянских (фермерских) хозяйств (на конец года, тыс. единиц) 279,2 280,1 270-280 350
Площадь сельскохозяйственных угодий - всего (млн. га) 10,9 11,1 11,2 16
на 1 хозяйство (га) 39 40 41 46
Площадь пашни - всего (млн. га) 7,9 8 8 11,4
на 1 хозяйство (га) 28 29 29 33
Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общей площади пашни (в процентах) 6,1 6,1 6,1 8,7

Приложение N 2

Производство основных видов продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах

(тыс. тонн)

1995 год (отчет) 1996 год (отчет) 2000 год всего (прогноз) в процентах ко всем категориям хозяйств
Зерно (в весе после доработки) 3001 4296 8918 9,4
Сахарная свекла (фабричная) 669 720 1680 6,2
Подсолнечник 519 450 660 18,8
Картофель 363 360 780 2,1
Овощи 144 185 440 4,1
Реализация скота и птицы на убой в живой массе 147 156 350 3,2
Молоко 576 645 1950 4,4
Шерсть (тонн) 4226 4000 6800 7,1

Приложение N 3

ПОТРЕБНОСТЬ В КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯХ НА РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ (ПО РАСЧЕТАМ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АССОЦИАЦИИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ РОССИИ)

(млрд. рублей, в ценах 1995 года)

1991 год (отчет) 1992 год (отчет) 1995 год (отчет) 1996 год (отчет) 2000 год (прогноз)
Общий объем капитальных вложений (за счет всех источников финансирования) 6547 11828 1164,9 2200 9362,4
в том числе:
собственные и привлеченные средства крестьянских хозяйств и кооперативов 3156 6552 844,8 1400 5929,2
бюджетные средства всех уровней (включая бюджетные ссуды) 3391 5276 320,1 800 3433,2
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.12.96 N 1499 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ НА 1996-2000 ГОДЫ"