Последнее обновление: 20.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ СОЮЗА ССР" (утв. Указом Президиума ВС СССР от 17.09.68)
Глава VIII ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА
Статья 118. По договору морской перевозки груза перевозчик или фрахтовщик обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Фрахтователем и фрахтовщиком признаются лица, заключившие друг с другом договор фрахтования судна (чартер).
Статья 119. Во взаимоотношениях между советскими организациями, а также в случаях, прямо предусмотренных в настоящей главе, соглашения сторон, не соответствующие правилам настоящей главы, недействительны.
Статья 120. Договор морской перевозки груза может быть заключен:
1) с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);
2) без такого условия. Наличие и содержание договора могут быть доказываемы чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.
Статья 121. Правоотношения между перевозчиком и получателем груза определяются коносаментом. Условия договора морской перевозки, не изложенные в коносаменте, обязательны для получателя, если в коносаменте сделана ссылка на документ, в котором они изложены.
Статья 122. Чартер должен содержать наименование сторон, размер фрахта, обозначение судна и груза, места погрузки, а также места назначения или направления судна. В чартер могут быть включены по соглашению сторон и иные условия и оговорки. Чартер подписывается фрахтовщиком и фрахтователем либо их представителями.
Статья 123. После приема груза к перевозке перевозчик обязан выдать отправителю коносамент, который является доказательством приема перевозчиком указанного в нем груза.
Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который, в частности, должен содержать данные, указанные в пунктах 4-8 статьи 124 настоящего Кодекса.
Отправитель отвечает перед перевозчиком за все последствия неправильности или неточности сведений, указанных в упомянутом документе.
Статья 124. В коносаменте указываются:
1) наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне;
3) место приема или погрузки груза;
4) наименование отправителя;
5) место назначения груза либо, при наличии чартера, место назначения или направление судна;
6) наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан "приказу отправителя", либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан "приказу получателя" (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя"
7) наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест либо количество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза;
8) фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в чартере или в другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен;
9) время и место выдачи коносамента;
10) число составленных экземпляров коносамента;
11) подпись капитана или иного представителя перевозчика. При буксировке леса в плотах данные, указанные в пункте 7 настоящей статьи, перевозчиком не проверяются и включаются в коносамент на основании письменного объявления отправителя. При перевозке грузов наливом, насыпью или навалом, если данные, указанные в пункте 7, не были проверены, перевозчик вправе включить таковые в коносамент, с соответствующей оговоркой. Такая же оговорка может быть сделана перевозчиком при перевозке всякого рода грузов в том случае, когда у него есть достаточные основания предполагать, что данные, упомянутые в пункте 7, указаны отправителем неточно или он не имел возможности их проверить. При перевозке в заграничном сообщении в коносамент могут быть включены по соглашению сторон и иные условия и оговорки.
Статья 125. По желанию отправителя при перевозке грузов в заграничном сообщении ему может быть выдан коносамент в нескольких экземплярах тождественного содержания, причем в каждом из них отмечается число составленных экземпляров коносамента. После выдачи груза по одному из экземпляров коносамента остальные теряют силу.
Статья 126. Коносамент передается с соблюдением следующих правил:
1) именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования;
2) ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям;
3) коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения.
Статья 127. Отправитель имеет право потребовать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, выдачи груза в промежуточном порту или выдачи его не тому лицу, которое указано в коносаменте, при условии предъявления всех выданных отправителю экземпляров коносамента или предоставления соответствующего обеспечения и с соблюдением правил настоящего Кодекса об отказе от договора морской перевозки. Такое же право принадлежит и всякому законному держателю всех выданных отправителю экземпляров коносамента.
Статья 128. Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для предохранения от утраты, недостачи и повреждения, должны предъявляться к перевозке в исправной таре и упаковке, соответствующих государственным стандартам и техническим условиям, а грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, - в исправной таре и упаковке, обеспечивающих их полную сохранность при перевозке и перевалке.
Сельскохозяйственные продукты, отправляемые из советских морских портов колхозами и организациями потребительской кооперации,могут приниматься к перевозке и в нестандартной таре, обеспечивающей их полную сохранность.
Плоты должны предъявляться отправителем в состоянии, соответствующем установленным правилам сплотки, а при отсутствии таких правил - в состоянии, обеспечивающем доставку плотов морем в сохранности.
Статья 129. Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипажем и снабдить всем необходимым, а равно привести трюмы и все другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза.
Перевозчик не несет ответственности, если он докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытые недостатки).
Соглашение сторон, противоречащее части первой настоящей статьи, недействительно.
Статья 130. Отправитель должен своевременно передать перевозчику все касающиеся груза документы, требуемые портовыми, таможенными, санитарными или иными административными правилами, и отвечает перед перевозчиком за убытки, происшедшие вследствие несвоевременной передачи, неправильности или неполноты этих документов.
Статья 131. Если груз должен быть перевезен на определенном судне, он может быть погружен на другое судно только с согласия отправителя (фрахтователя), за исключением случаев перегрузки вследствие технической необходимости, возникшей после начала погрузки.
Статья 132. Груз размещается на судне по усмотрению капитана, но не может быть помещен на палубе без письменного согласия отправителя, за исключением грузов, допускаемых к перевозке на палубе согласно правилам, действующим на морском транспорте для перевозок в каботаже.
Перевозчик несет ответственность за правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне. Указания перевозчика, касающиеся погрузки, крепления и сепарации груза, обязательны для организаций и лиц, производящих грузовые работы.
Статья 133. В каботаже грузы могут перевозиться в опломбированном отправителем помещении судна.
Перечень грузов, перевозка которых осуществляется в опломбированных помещениях, а также порядок опломбирования устанавливаются правилами, издаваемыми Министерством морского флота СССР.
Статья 134. Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно (сталийное время), определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки.
Статья 135. Соглашением сторон могут быть установлены дополнительное по окончании срока погрузки время ожидания (контрсталийное время) и размер соответствующей платы (демередж), а также вознаграждение за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени (диспач).
При отсутствии соглашения сторон, предусмотренного настоящей статьей, продолжительность контрсталийного времени и размер платы перевозчику за простой, а также размер вознаграждения отправителю или фрахтователю за досрочное окончание погрузки определяются согласно срокам и ставкам, обычно принятым в соответствующем порту.
В случае отсутствия указанных ставок размер платы за простой определяется расходами по содержанию судна и экипажа, а вознаграждение за досрочное окончание погрузки исчисляется в половинном размере платы за простой.
Статья 136. Перевозчику имеет право по истечении контрсталийного времени отправить судно в плавание, если даже весь условленный груз не погружен на судно по причинам, не зависящим от перевозчика. При этом он сохраняет право на получение полного фрахта.
Статья 137. В случае предоставления для перевозки груза всего судна капитан не вправе отказаться от приема груза, доставленного до окончания сталийного времени или контрсталийного времени, если стороны условились о таковом, хотя бы принятие и укладка груза могли задержать судно более установленного срока. За каждый лишний день задержки судна сверх контрсталийного времени отправитель обязан возместить перевозчику причиненные убытки.
В тех случаях, когда для перевозки груза предоставлено не все судно, капитан вправе до истечения указанных сроков отказаться от приема груза, который вследствие его предъявления с опозданием можно погрузить на судно надлежащим образом и без вреда для остального груза не иначе, как с задержкой судна. При этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта.
Статья 138. В случае предоставления для перевозки груза всего судна или его части либо определенных судовых помещений отправитель может потребовать удаления постороннего груза из предоставленных судна, части судна или судового помещения в порту отправления, а в случае предоставления всего судна - и в любом порту захода. Если груз не был своевременно удален, отправитель имеет право потребовать соответствующего уменьшения фрахта, а также возмещения причиненных ему убытков.
Статья 139. Груз, легко воспламеняющийся, взрывчатый или вообще опасный по своей природе, если он был сдан под неправильным наименованием и при его приемке перевозчик не мог путем наружного осмотра удостовериться в его свойствах, может быть в любое время выгружен перевозчиком либо уничтожен или обезврежен без возмещения отправителю убытков.
Отправитель отвечает за все убытки, причиненные в связи с перевозкой указанного груза.
Фрахт за перевозку такого груза не возвращается, а если он при отправлении груза не был уплачен, перевозчик может взыскать его полностью.
Статья 140. Если погруженный с ведома и согласия перевозчика груз, указанный в статье 139 настоящего Кодекса, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, то перевозчик вправе поступить с таким грузом в соответствии с частью первой статьи 139. Отправитель в таком случае не несет ответственности перед перевозчиком за убытки, причиненные в связи с перевозкой указанного груза, за исключением общей аварии. Перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном расстоянию, фактически пройденному этим судном с грузом.
Статья 141. В случае, если отправителю предоставлено для перевозки все судно, перевозчик обязан по требованию отправителя отправить судно в плавание, хотя бы не весь груз был погружен. Перевозчик в этом случае сохраняет право на полный фрахт.
Статья 142. Если стоимость погруженного груза не покрывает фрахта и других издержек перевозчика по грузу, а отправитель не внес полностью фрахта перед отправлением судна и не предоставил дополнительного обеспечения, перевозчик имеет право до отправления судна расторгнуть договор и потребовать уплаты ему половины обусловленного фрахта, платы за простой, если он имел место, а также других израсходованных перевозчиком по грузу сумм. Выгрузка производится за счет отправителя.
Статья 143. Если для перевозки груза было предоставлено все судно, отправитель вправе отказаться от договора с уплатой:
1) половины полного фрахта, а также платы за простой, если он имел место, и израсходованных перевозчиком за счет груза сумм, не включенных в сумм фрахта, если отказ отправителя последовал до истечения сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки, либо до отправления судна в плавание, смотря по тому, какой из этих двух моментов наступит ранее;
2) полного фрахта и других сумм, указанных в пункте 1 настоящей статьи, если отказ последовал после одного из моментов, упомянутых в пункте 1, и договор был заключен на один рейс;
3) полного фрахта за первый рейс, других сумм, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и половины фрахта за остальные рейсы, если отказ последовал после одного из моментов, упомянутых в пункте 1, и договор был заключен на несколько рейсов.
При отказе отправителя от договора перевозки до выхода судна в рейс перевозчик обязан выдать ему груз, хотя бы выгрузка могла задержать судно более установленного срока.
При отказе отправителя от договора перевозки во время рейса он вправе требовать выдачи груза только в том порту, куда судно должно зайти согласно договору или зашло в силу необходимости.
Статья 144. Если по договору морской перевозки отправителю было предоставлено не все судно, то его отказ от договора может последовать лишь при условии уплаты полного фрахта, платы за простой, если он имел место, и израсходованных перевозчиком за счет груза сумм, не включенных в сумму фрахта. Перевозчик обязан по требованию отправителя выдать груз до его доставки в порт назначения лишь в том случае, если этим не будет нанесен ущерб перевозчику и другим отправителям.
Статья 145. Каждая из сторон вправе отказаться от договора без возмещения другой стороне убытков в следующих возникших до отхода судна из места погрузки случаях:
1) военных или иных действий, могущих угрожать опасностью захвата судна или груза;
2) блокады места отправления или места назначения груза;
3) задержания судна по распоряжению властей по причинам, не зависящим от той или другой стороны по договору;
4) привлечения судна для специальных надобностей государства;
5) запрещения органами власти вывоза из места отправления или ввоза в место назначения груза, который предназначен к перевозке.
Однако случаи, предусмотренные в пунктах 3 и 5 настоящей статьи, не могут служить основанием к отказу от договора без возмещения другой стороне убытков, если задержка предвидится кратковременная.
В случаях, предусмотренных в настоящей статье, перевозчик не несет расходов по выгрузке.
Статья 146. Каждая из сторон, вследствие наступления какого-либо из обстоятельств, перечисленных в статье 145, может отказаться от договора также во время рейса. В этом случае отправитель уплачивает перевозчику все понесенные последним по грузу расходы, в том числе и расходы по выгрузке, а также фрахт пропорционально фактически пройденному расстоянию.
Статья 147. Договор прекращается без отказа сторон и без обязанности одной стороны возместить другой вызванные прекращением договора убытки, если после заключения договора и до отхода судна из места погрузки вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон:
1) судно погибнет или будет насильственно захвачено;
2) судно будет признано негодным к плаванию;
3) погибнет груз, индивидуально определенный; 4) погибнет груз, определяемый родовыми признаками, после сдачи его для погрузки, а отправитель не успеет сдать другой груз вместо погибшего.
Договор прекращается вследствие указанных обстоятельств и во время рейса, причем перевозчику причитается фрахт пропорционально фактически пройденному расстоянию, исходя из количества спасенного и сданного груза.
Статья 148. Если вследствие запрещения властей, стихийных явлений или иных причин, не зависящих от перевозчика, судно не может войти в порт назначения, перевозчик обязан немедленно уведомить об этом отправителя.
Если в течение разумного срока с момента отправки уведомления не поступит распоряжения отправителя о том, как поступить с грузом, капитан вправе выгрузить груз в одном из ближайших портов по своему усмотрению либо выгрузить этот груз в порт отправления, смотря по тому, что, по мнению капитана, представляется более выгодным для отправителя.
Если под перевозку было предоставлено не все судно, капитан должен выгрузить груз, который не может быть доставлен в порт назначения, в другом порту в соответствии с распоряжением отправителя. При неполучении такого распоряжения в течение трех суток с момента отправления уведомления капитан вправе выгрузить груз в одном из ближайших портов по своему усмотрению, сообщив об этом отправителю. Капитан вправе поступить таким же образом и в том случае, когда распоряжение отправителя нельзя выполнить без ущерба для владельцев других находящихся на судне грузов.
Отправитель обязан возместить перевозчику все расходы, связанные с ожиданием распоряжения отправителя в течение разумного срока, а также все расходы по грузу и уплатить фрахт пропорционально фактически пройденному судном расстоянию.
Статья 149. Перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки, а если они не установлены,- в обычно принятые сроки.
Статья 150. Не считается нарушением договора перевозки всякое отклонение судна от намеченного пути в целях спасания на море людей, судов и грузов, а равно иное разумное отклонение, если оно не вызвано неправильными действиями перевозчика.
Статья 151. При выгрузке груза в порту назначения соответственно применяются статьи 134 и 135 настоящего Кодекса.
Статья 152. Груз выдается в порту назначения:
1) по именному коносаменту - получателю, указанному в коносаменте, или лицу, которому коносамент был передан по именной передаточной надписи или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования;
2) по ордерному коносаменту - отправителю или получателю в зависимости от того, составлен коносамент "приказу отправителя" или "приказу получателя", а при наличии в коносаменте передаточных надписей - лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью;
3) по коносаменту на предъявителя - предъявителю коносамента.
Статья 153. Получатель и перевозчик имеют право каждый требовать до выдачи груза его осмотра и проверки его количества. Вызванные этим расходы несет тот, кто потребовал осмотра или проверки груза.
Статья 154. Все причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем (фрахтователем). В случаях, предусмотренных соглашением отправителя (фрахтователя) с перевозчиком, а при перевозках в каботаже - действующими на морском транспорте правилами, допускается перевод платежей на получателя.
Получатель обязан при приеме груза уплатить перевозчику, если это не было сделано ранее, причитающийся фрахт, плату за простой, возместить необходимые расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, а в случае общей аварии - внести аварийный взнос или предоставить надлежащее обеспечение.
Перевозчик может не выдавать груза до уплаты сумм или предоставления обеспечения, указанных в части второй настоящей статьи.
Статья 155. За груз, погибший или поврежденный по причинам, за которые перевозчик не несет ответственности, фрахт уплачивается полностью. Однако за груз, погибший вследствие крушения судна или иного несчастного случая, либо насильственно захваченный, фрахт не взимается, а если он был внесен вперед, то возвращается. Если после гибели судна груз окажется спасенным или после захвата будет освобожден, то перевозчик имеет право на фрахт пропорционально фактически пройденному расстоянию.
Статья 156. Если при приеме груза, перевозимого по коносаменту, получатель письменно не заявил перевозчику о недостаче или повреждении груза, то считается, поскольку иное не будет доказано, что он получил груз в соответствии с условиями коносамента.
Если груз был получателем совместно с перевозчиком осмотрен или проверен, то получатель может не делать указанного в настоящей статье заявления.
В случае, если недостача или повреждение не могли быть обнаружены при обычном способе приема груза, то заявление перевозчику может быть сделано получателем в течение трех дней после приема груза.
Соглашение, противоречащее настоящей статье, недействительно.
Статья 157. Если для перевозки груза было предоставлено не все судно и в порту назначения получатель не востребовал этот груз или от него отказался, перевозчик вправе, уведомив об этом отправителя, сдать груз на хранение в склад или в иное надежное место за счет и на риск отправителя.
Если для перевозки груза было предоставлено все судно, капитан обязан немедленно уведомить отправителя о неявке либо отказе получателя от принятия груза. Выгрузка и сдача груза на хранение производятся капитаном судна лишь по истечении сроков выгрузки и контрсталийного времени и при условии, если в эти сроки не поступит иное распоряжение отправителя. Время, затраченное перевозчиком на сдачу груза на хранение, рассматривается как простой.
Если в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт сданный на хранение груз не будет востребован и отправитель не уплатит перевозчику всех причитающихся по данной перевозке сумм, перевозчик вправе продать груз. Скоропортящийся невостребованный груз может быть продан и до истечения указанного срока.
В советских морских портах сроки и порядок хранения грузов до принятия их получателями, а также порядок продажи грузов, не востребованных получателями, определяются правилами, издаваемыми Министерством морского флота СССР в соответствии со статьей 5 настоящего Кодекса.
Статья 158. При скоплении в морских торговых портах перевозимых в каботаже грузов вследствие несвоевременного вывоза этих грузов получателями по их вине плата за хранение этих грузов в порту может быть увеличена до трехкратного размера.
Повышенная плата за хранение вводится по распоряжению органа морского транспорта, которому подчинен данный порт, не ранее суток после письменного уведомления об этом организации, к которой предполагается применить эти санкции.
Статья 159. Суммы, вырученные от продажи груза (статья 157 настоящего Кодекса), за вычетом сумм, причитающихся перевозчику, зачисляются в депозит перевозчика для выдачи по принадлежности.
Если вырученных от продажи груза сумм окажется недостаточно для покрытия причитающихся перевозчику платежей и расходов по хранению и продаже, перевозчик вправе взыскать недополученное с отправителя.
Если в течение шести месяцев со дня продажи груза никто не заявит своих прав на сумму, вырученную от его продажи, то сумма, вырученная от продажи невостребованного груза, поступает в доход союзного бюджета, а сумма, вырученная от продажи бездокументного груза, - в доход перевозчика на покрытие убытков, вызванных удовлетворением требований, связанных с утратой грузов.
Статья 160. Перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли не по его вине, в частности вследствие:
1) непреодолимой силы;
2) опасностей и случайностей на море и в других судоходных водах;
3) спасания человеческих жизней, судов и грузов;
4) пожара, возникшего не по вине перевозчика;
5) действий или распоряжений властей (задержание, арест, карантин и т.д.);
6) военных действий и народных волнений;
7) действий или упущений отправителя или получателя;
8) скрытых недостатков грузов, его свойств или естественной убыли;
9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза или сплотки леса в плоту;
10) недостаточности или неясности марок;
11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление или ограничение работы полностью или частично.
Ответственность по настоящей статье возникает с момента принятия груза к перевозке и продолжается до момента его выдачи.
Недействительны соглашения, не соответствующие правилам настоящей статьи, за исключением соглашений об ответственности с момента принятия груза до погрузки его на судно и после выгрузки до сдачи груза.
Статья 161. Перевозчик не отвечает за утрату, недостачу или повреждение груза, за исключением груза, перевозимого в каботаже, если докажет, что они произошли вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном. За утрату, недостачу и повреждение груза, вызванные действиями или упущениями указанных лиц при приеме, погрузке, размещении, сохранении, выгрузке или сдаче груза, перевозчик несет ответственность по правилам статьи 160 настоящего Кодекса.
Статья 162. Перевозчик не отвечает за недостачу груза, прибывшего в место назначения в исправных грузовых помещениях за исправными пломбами отправителя (статья 133 настоящего Кодекса), груза, доставленного в целой исправной таре без следов вскрытия в пути, а также груза, перевозившегося в сопровождении проводника отправителя или получателя, если только получатель не докажет, что недостача груза произошла по вине перевозчика.
Статья 163. За утрату, недостачу или повреждение груза перевозчик несет ответственность в следующих размерах:
1) за утрату и недостачу груза - в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза;
2) за повреждение груза - в сумме, на которую понизилась его стоимость. Перевозчик также возвращает полученный им фрахт, если он не входит в цену утраченного или недостающего груза.
Статья 164. Действительная стоимость утраченного или поврежденного груза определяется по ценам места назначения в то время, когда туда пришло или должно было прийти судно, а при невозможности определить эти цены - по ценам места и времени отправления груза с прибавлением расходов по перевозке.
Действительная стоимость утраченного или поврежденного груза, принадлежащего советской государственной, кооперативной или общественной организации и перевозившегося на судне, плавающем под Государственным флагом Союза ССР, определяются по установленным государственным ценам. Если по грузу отправитель или получатель обязан уплатить налог с оборота, а счет отправителя выписан по ценам без налога с оборота, к сумме счета добавляется соответствующая сумма налога с оборота.
Из возмещения за утраченный или поврежденный груз вычитаются расходы, связанные с перевозкой груза (уплата фрахта, пошлин и др.), которые должны были быть произведены грузовладельцем, но вследствие утраты, недостачи или повреждения груза произведены не были.
Статья 165. При перевозке груза в заграничном сообщении по коносаменту, если стоимость груза не была объявлена и включена в коносамент, возмещение за утраченное или поврежденное место или обычную единицу груза не может превышать 250 рублей.
Соглашение об уменьшении этой суммы недействительно.
Статья 166. При буксировке леса в плотах правила статей 122, 132, 133, 136-140, 162 и 165 настоящего Кодекса не применяются.
- Главная
- "КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ СОЮЗА ССР" (утв. Указом Президиума ВС СССР от 17.09.68)