в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 26.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. МЕНЕДЖМЕНТ ИНЦИДЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044-2007" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 513-ст)
действует Редакция от 27.12.2007 Подробная информация
"НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. МЕНЕДЖМЕНТ ИНЦИДЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044-2007" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 513-ст)

4 Общие положения

4.1 Цели

В качестве основы общей стратегии ИБ организации необходимо использовать структурный подход

к менеджменту инцидентов ИБ. Целями такого подхода является обеспечение следующих условий:

- события ИБ должны быть обнаружены и эффективно обработаны, в частности, определены как относящиеся или не относящиеся к инцидентам ИБ <*>;


<*> События ИБ могут быть результатом случайных или преднамеренных попыток компрометации защитных мер ИБ, но в большинстве случаев событие ИБ само по себе не означает, что попытка в действительности была успешной и, следовательно, каким-то образом повлияла на конфиденциальность, целостность и (или) доступность, то есть не все события ИБ будут отнесены к категории инцидентов ИБ.

- идентифицированные инциденты ИБ должны быть оценены, и реагирование на них должно быть осуществлено наиболее целесообразным и результативным способом;

- воздействия инцидентов ИБ на организацию и ее бизнес-операции необходимо минимизировать соответствующими защитными мерами, являющимися частью процесса реагирования на инцидент, иногда наряду с применением соответствующих элементов плана(ов) обеспечения непрерывности бизнеса;

- из инцидентов ИБ и их менеджмента необходимо быстро извлечь уроки. Это делается с целью повышения шансов предотвращения инцидентов ИБ в будущем, улучшения внедрения и использования защитных мер ИБ, улучшения общей системы менеджмента инцидентов ИБ.

4.2 Этапы

Для достижения целей в соответствии с пунктом 4.1 менеджмент инцидентов ИБ подразделяют на четыре отдельных этапа:

1) планирование и подготовка;

2) использование;

3) анализ;

4) улучшение.

Примечание - Этапы менеджмента инцидентов ИБ аналогичны процессам модели PDCA, используемой в международных стандартах ИСО 9000 [4] и ИСО 14000 [5].

Основное содержание этих этапов показано на рисунке 1.

Рисунок 1 - Этапы менеджмента инцидентов ИБ

4.2.1 Планирование и подготовка

Эффективный менеджмент инцидентов ИБ нуждается в надлежащем планировании и подготовке.

Для обеспечения эффективности реакции на инциденты ИБ необходимо:

- разработать и документировать политики менеджмента инцидентов ИБ, а также получить очевидную поддержку этой политики заинтересованными сторонами и, в особенности, высшего руководства;

- разработать и в полном объеме документировать систему менеджмента инцидентов ИБ для поддержки политики менеджмента инцидентов ИБ. Формы, процедуры и инструменты поддержки обнаружения, оповещения, оценки и реагирования на инциденты ИБ, а также градации шкалы <*> серьезности инцидентов должны быть отражены в документации на конкретную систему. (Следует отметить, что в некоторых организациях такая система может называться "Планом реагирования на инциденты ИБ");


<*> Необходимо иметь определенную шкалу серьезности инцидентов с соответствующей классификацией. Эта шкала может состоять, например, из двух положений: "значительные" и "незначительные". Выбор градаций шкалы должен основываться на фактических или предполагаемых негативных воздействиях на бизнес-операции организации.

- обновить политики менеджмента ИБ и рисков на всех уровнях, то есть на корпоративном и для каждой системы, сервиса и сети отдельно с учетом системы менеджмента инцидентов ИБ;

- создать в организации соответствующее структурное подразделение менеджмента инцидентов ИБ, то есть ГРИИБ, с заданными обязанностями и ответственностью персонала, способного адекватно реагировать на все известные типы инцидентов ИБ. В большинстве организаций ГРИИБ является группой, состоящей из специалистов по конкретным направлениям деятельности, например, при отражении атак вредоносной программы привлекают специалиста по инцидентам подобного типа;

- ознакомить весь персонал организации посредством инструктажей и (или) иными способами с существованием системы менеджмента инцидентов ИБ, ее преимуществами и с надлежащими способами сообщения о событиях ИБ. Необходимо проводить соответствующее обучение персонала, ответственного за управление системой менеджмента инцидентов ИБ, лиц, принимающих решения по определению того, являются ли события инцидентами, и лиц, исследующих инциденты;

- тщательно тестировать систему менеджмента инцидентов ИБ.

Этап "Планирование и подготовка" - в соответствии с разделом 7.

4.2.2 Использование системы менеджмента инцидентов информационной безопасности

При использовании системы менеджмента инцидентов ИБ необходимо осуществить следующие процессы:

- обнаружение и оповещение о возникновении событий ИБ (человеком или автоматическими средствами);

- сбор информации, связанной с событиями ИБ, и оценка этой информации с целью определения, какие события можно отнести к категории инцидентов ИБ;

- реагирование на инциденты ИБ:

- немедленно, в реальном или почти реальном масштабе времени;

- если инциденты ИБ находятся под контролем, выполнить менее срочные действия (например, способствующие полному восстановлению после катастрофы);

- если инциденты ИБ не находятся под контролем, то выполнить "антикризисные" действия (например, вызвать пожарную команду/подразделение или инициировать выполнение плана непрерывности бизнеса);

- сообщить о наличии инцидентов ИБ и любые относящиеся к ним подробности персоналу своей организации, а также персоналу сторонних организаций (что может включить в себя, по мере необходимости, распространение подробностей инцидента с целью дальнейшей оценки и (или) принятия решений);

- правовую экспертизу;

- надлежащую регистрацию всех действий и решений для последующего анализа;

- разрешение проблемы инцидентов.

Этап "Использование" - в соответствии с разделом 8.

4.2.3 Анализ

После разрешения/закрытия инцидентов ИБ необходимо предпринять следующие действия по анализу состояния ИБ:

- провести дополнительную правовую экспертизу (при необходимости);

- изучить уроки, извлеченные из инцидентов ИБ;

- определить улучшения для внедрения защитных мер ИБ, полученные из уроков, извлеченных из одного или нескольких инцидентов ИБ;

- определить улучшения для системы менеджмента инцидентов ИБ в целом, учитывая уроки, извлеченные из результатов анализа качества предпринимаемого подхода (например, из анализа результативности процессов, процедур, форм отчета и (или) организации).

Этап "Анализ" - в соответствии с разделом 9.

4.2.4 Улучшение

Необходимо подчеркнуть, что процессы менеджмента инцидентов ИБ являются итеративными, с постоянным внесением улучшений с течением времени в ряд элементов ИБ. Эти улучшения предлагаются на основе данных об инцидентах ИБ и реагировании на них, а также данных о динамике тенденций.

Этап "Улучшение" включает в себя:

- пересмотр имеющихся результатов анализа рисков ИБ и анализ менеджмента организации;

- улучшение системы менеджмента инцидентов ИБ и ее документации;

- инициирование улучшений в области безопасности, включая внедрение новых и (или) обновленных защитных мер ИБ.

Этап "Улучшение" - в соответствии с разделом 10.

  • Главная
  • "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. МЕНЕДЖМЕНТ ИНЦИДЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044-2007" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 513-ст)