Последнее обновление: 04.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 23.05.96 N 315 (ред. от 22.03.99) "О КОНТРОЛЕ ЗА ЭКСПОРТОМ ТОВАРОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ И РАКЕТНЫХ СРЕДСТВ ЕГО ДОСТАВКИ"
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫВОЗОМ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ЭКСПОРТ КОТОРЫХ КОНТРОЛИРУЕТСЯ
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления контроля за вывозом из Российской Федерации (за исключением транзита) товаров и технологий, включенных в Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N 1268 (далее именуется - Список).
2. Настоящее Положение разработано в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения выполнения международных обязательств, вытекающих из Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения (далее именуются - Вассенаарские договоренности).
3. Требования настоящего Положения обязательны для исполнения всеми участниками внешнеторговой деятельности, находящимися под юрисдикцией Российской Федерации, независимо от их организационно - правовой формы при осуществлении ими внешнеторговых операций с товарами и технологиями, включенными в Список (далее именуются - товары и технологии двойного назначения).
4. Экспорт и временный вывоз товаров и технологий двойного назначения, заявляемых для использования в военных целях, осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для экспорта продукции, работ, услуг военного назначения.
5. Порядок контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, заявляемых для использования в невоенных целях, предусматривает:
согласование проектов международных договоров Российской Федерации, предусматривающих передачу товаров и технологий двойного назначения;
подготовку и выдачу заключения о возможности вывоза товаров и технологий двойного назначения;
лицензирование экспорта товаров и технологий двойного назначения;
таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых за пределы Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
6. Проекты международных договоров Российской Федерации (независимо от их формы и наименования), предусматривающих передачу в зарубежные страны товаров и технологий двойного назначения, заявляемых для использования в невоенных целях, подлежат обязательному согласованию с Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации, Министерством внешних экономических связей Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации.
7. Вывоз из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, подлежащих экспортному контролю в соответствии с международными обязательствами по нераспространению оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. В контракте (договоре, соглашении) на экспорт из Российской Федерации товара или технологии двойного назначения должны быть указаны:
цель и место использования предмета экспорта;
конечный пользователь;
обязательства импортера о том, что предмет экспорта будет использоваться исключительно в заявленных целях и не будет реэкспортироваться или передаваться кому бы то ни было без письменного согласия экспортера. В случае если импортер является посредником, аналогичные обязательства в письменной форме должны быть также приняты конечным пользователем.
9. При экспорте товаров и технологий, перечисленных в разделе II "Чувствительные" товары и технологии" и разделе III "Весьма чувствительные" товары и технологии" Списка (далее именуются - чувствительные товары и технологии двойного назначения), в государства, не являющиеся участниками Вассенаарских договоренностей, обязательства конечного пользователя, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения, должны быть подтверждены специальным документом - импортным сертификатом (или его аналогом), оформленным уполномоченным государственным органом страны, в которой будет осуществляться конечное использование предмета экспорта (далее именуется - страна конечного использования), в соответствии с требованиями, установленными национальным законодательством, либо документом произвольной формы, если в стране конечного использования отсутствует процедура выдачи импортного сертификата.
10. В отдельных случаях экспортные сделки с товарами и технологиями двойного назначения должны совершаться на условиях предоставления российскому экспортеру его иностранным контрагентом:
права осуществления проверки использования конечным пользователем предмета экспорта в соответствии с заявленными целями;
сертификата подтверждения доставки либо иного документа, выданного таможенным органом страны конечного использования и подтверждающего ввоз предмета экспорта на ее территорию.
Необходимость выполнения указанных условий определяется Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации по результатам межведомственной проработки обстоятельств конкретной экспортной сделки, а также на основании оценки рисков, связанных с этой сделкой.
11. Экспорт товаров и технологий двойного назначения осуществляется по разовым лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей Российской Федерации в установленном порядке. Основанием для оформления лицензии является заключение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации о возможности экспорта товара или технологии двойного назначения.
В целях усиления контроля срок действия лицензий, выданных на экспорт чувствительных товаров и технологий двойного назначения, устанавливается исходя из условий конкретной экспортной сделки.
В случае нарушения импортером (конечным пользователем) обязательств, предусмотренных пунктами 8 и 10 настоящего Положения, Министерство внешних экономических связей Российской Федерации по представлению Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации приостанавливает действие или аннулирует выданную лицензию, информируя об этом Государственный таможенный комитет Российской Федерации и экспортера. При этом любые поставки из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения этому импортеру (конечному пользователю) прекращаются до тех пор, пока не будет устранено указанное нарушение.
Возобновление действия приостановленной лицензии осуществляется Министерством внешних экономических связей Российской Федерации по согласованию с Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации.
12. Для получения заключения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации о возможности экспорта товара или технологии двойного назначения экспортер направляет в адрес Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю:
заявление на выдачу заключения, оформленное на бланке по форме согласно Приложению N 1;
нотариально заверенную копию свидетельства о своей государственной регистрации;
копию контракта (договора, соглашения) на экспорт товара или технологии двойного назначения. Копия контракта (договора, соглашения) должна быть заверена подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью организации - экспортера. На копии контракта (договора, соглашения) должна быть также указана дата ее выдачи и сделана отметка о местонахождении оригинала;
выписку из торгового реестра или иной документ, подтверждающий регистрацию импортера (конечного пользователя) в соответствии с законодательством страны его местонахождения;
документы, содержащие предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения обязательства импортера (конечного пользователя), - в случае отсутствия этих обязательств в тексте контракта;
импортный сертификат или иной документ, указанный в пункте 9 настоящего Положения.
Заявление на выдачу заключения о возможности экспорта товара или технологии двойного назначения, созданных за счет средств федерального бюджета, подлежит обязательному согласованию с министерством (ведомством) Российской Федерации, осуществлявшим функции государственного заказчика.
Документы на иностранном языке представляются экспортером с приложением их заверенных переводов на русский язык.
13. Решение о возможности экспорта товара или технологии двойного назначения принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации по результатам межведомственной проработки обстоятельств конкретной сделки с обязательным участием Министерства обороны Российской Федерации исходя из интересов национальной безопасности и международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из Вассенаарских договоренностей, с учетом соответствующих факторов, в том числе:
соответствует ли экспортируемый товар или технология двойного назначения заявляемому конечному использованию и соответствует ли заявляемое конечное использование сфере деятельности конечного пользователя;
окажет ли экспортная сделка влияние на наращивание военно - промышленного потенциала страны конечного использования и какие возможные последствия она будет иметь для международного мира и безопасности на глобальном и региональном уровнях;
занимался ли импортер (конечный пользователь) тайным или незаконным приобретением товаров и технологий двойного назначения;
не было ли отказано импортеру (конечному пользователю) каким-либо государством - участником Вассенаарских договоренностей в практически аналогичной передаче и не использовал ли импортер (конечный пользователь) любые ранее полученные товары и технологии двойного назначения в незаявленных целях.
Вопросы, связанные с экспортом товаров и технологий, включенных в раздел III "Весьма чувствительные" товары и технологии" Списка, подлежат рассмотрению с особым вниманием.
14. Заключение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации о возможности экспорта товара или технологии двойного назначения направляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации и экспортеру, который в течение шести месяцев с даты подписания указанного заключения должен представить его в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации для оформления лицензии в установленном порядке. Заключение, представленное экспортером позже указанного срока, считается недействительным.
15. В случае внесения в контракт (договор, соглашение) на экспорт товара или технологии двойного назначения изменений, касающихся предмета экспорта, конечного пользователя, заявленных цели и места использования экспортируемого товара или технологии, действие выданной Министерством внешних экономических связей Российской Федерации лицензии приостанавливается, а ранее выданное заключение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации о возможности экспорта указанных товара или технологии подлежит переоформлению с представлением документов, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения.
16. Требования, установленные в пунктах 8 - 15 настоящего Положения для экспорта товаров и технологий двойного назначения, распространяются также на вывоз из Российской Федерации указанных товаров и технологий, связанный с их передачей во временное пользование любому иностранному лицу и последующим возвратом на территорию Российской Федерации.
Для получения соответствующего заключения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации участник внешнеторговой деятельности, осуществляющий такой вывоз, направляет в адрес Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю документы, перечисленные в пункте 12 настоящего Положения (за исключением импортного сертификата или заменяющего его документа), а также документ, содержащий обязательства о возврате вывозимого предмета или продукта (продуктов) его переработки в установленные сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Продление сроков пребывания вне таможенной территории Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, указанных в настоящем пункте, осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. При этом необходимым условием для принятия таможенными органами решения о продлении сроков пребывания товаров и технологий двойного назначения вне таможенной территории Российской Федерации является наличие документов, подтверждающих согласие Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации и Министерства внешних экономических связей Российской Федерации на продление указанных сроков.
17. Вывоз из Российской Федерации товаров двойного назначения, являющихся продуктами переработки иностранных товаров, специально ввезенных на территорию Российской Федерации с целью переработки, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением для экспорта таких товаров. При этом необходимым условием для таможенного оформления иностранных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с целью переработки, является наличие лицензии, выданной Министерством внешних экономических связей Российской Федерации на экспорт продуктов их переработки.
18. Вывоз из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения для временного использования на территории зарубежных государств без передачи их какому-либо иностранному лицу с последующим возвратом на территорию Российской Федерации осуществляется без лицензии на основании заключения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации о возможности такого вывоза в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Для получения соответствующего заключения участник внешнеторговой деятельности, осуществляющий указанный вывоз (далее именуется - заявитель), направляет в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю:
заявление о выдаче заключения, оформленное на бланке согласно Приложению N 1;
нотариально заверенную копию свидетельства о своей государственной регистрации;
обязательство об обратном ввозе товара или технологии двойного назначения либо продукта (продуктов) их переработки в установленные сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заключение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации, предусмотренное настоящим пунктом и оформленное на бланке согласно Приложению N 2, направляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю заявителю и в Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
Продление сроков пребывания вне таможенной территории Российской Федерации указанных товаров и технологий двойного назначения осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. При этом необходимым условием для принятия таможенными органами решения о продлении сроков пребывания товаров и технологий двойного назначения вне таможенной территории Российской Федерации является наличие документа, подтверждающего согласие Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации на продление указанных сроков.
19. Купля - продажа, а также иные внешнеэкономические сделки, связанные с изменением права владения, распоряжения или пользования в отношении товаров и технологий двойного назначения, вывезенных в соответствии с пунктами 16 и 18 настоящего Положения и находящихся за пределами Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном настоящим Положением для экспорта указанных товаров и технологий, без их ввоза (возврата) на территорию Российской Федерации.
20. Решение о передаче третьему лицу (включая реэкспорт) экспортированных из Российской Федерации товара или технологии двойного назначения принимается:
Правительством Российской Федерации - в случае если указанные товар или технология будут использоваться в военных целях;
Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации - в случае если указанные товар или технология будут использоваться в невоенных целях.
21. Проект решения Правительства Российской Федерации по вопросу передачи третьему лицу товара или технологии двойного назначения, заявляемых для использования в военных целях, вносится в установленном порядке в Правительство Российской Федерации Министерством внешних экономических связей Российской Федерации по согласованию с Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации.
22. Разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации на передачу третьему лицу товара или технологии двойного назначения, заявляемых для использования в невоенных целях, выдается в форме соответствующего заключения. Для получения указанного заключения российский экспортер направляет в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю:
письмо с просьбой о выдаче соответствующего заключения с указанием характеристик, цели и места использования, конечного пользователя предмета реэкспорта (передачи), номера заключения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации и номера лицензии, на основании которых был осуществлен экспорт (вывоз), а также номера контракта, на основании которого будет осуществляться передача третьему лицу товара или технологии двойного назначения;
документ (нотариально заверенную копию), содержащий обязательства конечного пользователя предмета передачи, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения;
импортный сертификат (нотариально заверенную копию) или иной документ, указанный в пункте 9 настоящего Положения.
Документы на иностранном языке представляются экспортером с приложением их заверенных переводов на русский язык.
23. Решение о выдаче или об отказе в выдаче заключений, указанных в пунктах 12, 16, 18 и 22 настоящего Положения, принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации в течение 45 дней после получения Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю всех требуемых и надлежащим образом оформленных документов.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения всесторонней межведомственной экспертизы значительных по объему и сложности материалов, представленных для рассмотрения, срок принятия решения может быть увеличен, но не более чем на 45 дней, с обязательным уведомлением об этом экспортера (заявителя).
Уведомление об отказе в выдаче заключения направляется заявителю в письменной форме Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю в 5-дневный срок после принятия Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации соответствующего решения с указанием причин отказа.
Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от экспортера (заявителя), других российских участников внешнеторговой деятельности, имеющих отношение к внешнеэкономической сделке с товаром или технологией двойного назначения, а также государственных органов информацию и документы, необходимые для подготовки соответствующего заключения.
Российские участники внешнеторговой деятельности и должностные лица государственных органов несут ответственность за достоверность представляемых ими сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
24. Товары и технологии двойного назначения при их перемещении за пределы Российской Федерации подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.
Необходимым условием для таможенного оформления указанных товаров и технологий является наличие у участника внешнеторговой деятельности, осуществляющего их вывоз, лицензии, выданной Министерством внешних экономических связей Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения, - соответствующего заключения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации.
25. Министерство внешних экономических связей Российской Федерации ежеквартально представляет в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю сведения (по согласованной форме) о выданных на основании заключений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации лицензиях на экспорт товаров и технологий двойного назначения. Указанные сведения представляются не позднее 10 дней после окончания квартала, а в отношении лицензий на экспорт чувствительных товаров и технологий двойного назначения, который практически аналогичен передаче, ранее не разрешенной каким-либо государством - участником Вассенаарских договоренностей, не позднее 10 дней с даты выдачи лицензии.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации представляет в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю сведения (по согласованной форме) об экспорте из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения. Указанные сведения представляются ежеквартально, не позднее 20 дней после окончания квартала.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю на основе обобщения полученных сведений подготавливает и по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами представляет в Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующей передачи государствам - участникам Вассенаарских договоренностей в соответствии с процедурами и в сроки, предусмотренные Вассенаарскими договоренностями:
сводную информацию ("информацию на совокупной основе") об отказах в выдаче лицензий на экспорт товаров и технологий двойного назначения, перечисленных в разделе I Списка, в государства, не являющиеся участниками Вассенаарских договоренностей, когда причины отказов соответствуют целям Вассенаарских договоренностей;
информацию о конкретных отказах ("информацию на индивидуальной основе об отказах") в выдаче лицензий на экспорт чувствительных товаров и технологий двойного назначения в государства, не являющиеся участниками Вассенаарских договоренностей, когда причины отказов соответствуют целям Вассенаарских договоренностей;
сводную информацию ("информацию на совокупной основе") об экспорте чувствительных товаров и технологий двойного назначения в государства, не являющиеся участниками Вассенаарских договоренностей;
информацию о каждой выданной лицензии ("информацию на индивидуальной основе о выданных лицензиях") на экспорт чувствительных товаров и технологий двойного назначения в государства, не являющиеся участниками Вассенаарских договоренностей, в случае практически аналогичной передачи, в которой ранее было отказано каким-либо государством - участником Вассенаарских договоренностей.
26. Вывоз товаров и технологий двойного назначения, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и настоящим Положением.
27. Не урегулированные настоящим Положением вопросы контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения решаются в пределах своей компетенции Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации в области нераспространения оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и законодательством Российской Федерации.
28. Лица, осуществляющие вывоз товаров и технологий двойного назначения с нарушением порядка, установленного настоящим Положением, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение 3
к Приказу ГТК России
от 23.05.96 N 315
Утвержден
распоряжением Президента
Российской Федерации
от 07.12.94 N 621-рп
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 23.05.96 N 315 (ред. от 22.03.99) "О КОНТРОЛЕ ЗА ЭКСПОРТОМ ТОВАРОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ И РАКЕТНЫХ СРЕДСТВ ЕГО ДОСТАВКИ"