в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 13.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минобразования РФ от 18.06.97 N 1221 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ"
действует Редакция от 18.06.1997 Подробная информация
ПРИКАЗ Минобразования РФ от 18.06.97 N 1221 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ"

2. Базовые требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ

профессиональных образовательных программ

2.1. Дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются, принимаются и реализуются образовательным учреждением самостоятельно.

2.2. Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются:

соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;

преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;

ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам;

соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;

соответствие принятым правилам оформления программ;

соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.

2.3. Соответствие образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям и должностям определяется составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы.

2.4. Преемственность дополнительных профессиональных образовательных программ по отношению к государственным образовательным стандартам обеспечивается учетом в дополнительных профессиональных образовательных программах требований профессиональной части стандартов.

2.5. Ориентация на современные образовательные технологии реализуется путем отражения в программах новаций:

в принципах обучения (модульность, обучение "до результата", вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, индивидуализация, обучение с профессиональным подбором претендентов на различные роли и др.);

в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий);

в методах контроля и управления образовательным процессом (распределенный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля, переход к автоматизированным системам управления, обеспечение профориентации в процессе обучения и т.д.);

в средствах обучения (компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, многосредные средства, тренажеры).

2.6. Обеспечение совместимости программ различных видов дополнительного профессионального образования реализуется путем соотнесения целей и содержания программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки.

В зависимости от целей и сроков обучения в программах может варьироваться соотношение между теоретической подготовкой и практическим обучением решению профессиональных задач.

2.7. Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ определяется следующими учебно - методическими документами: учебный план, учебно - тематический план, учебная программа.

Учебные планы и программы должны быть составлены с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалиста.

Примерный Учебный план (Приложение N 1) отражает:

цель обучения;

категорию обучаемых (занимаемая должность);

продолжительность обучения (согласно нормативным документам);

форму обучения (с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы);

режим занятий (количество часов в день);

перечень разделов и дисциплин;

количество часов по разделам и дисциплинам;

виды учебных занятий;

формы аттестации и контроля знаний.

Примерный Учебно - тематический план (Приложение N 2) конкретизирует учебный план и включает:

описание тем, разделов;

виды учебных занятий (лекции, практические, игровые занятия и др.);

количество часов, отводимых на различные виды занятий;

формы и виды контроля.

Примерная Учебная программа (Приложение N 3) предусматривает:

введение;

перечень тем;

реферативное описание тем или разделов (изложение основных вопросов в заданной последовательности);

наименование видов занятий по каждой теме;

методические рекомендации по реализации учебной программы;

список литературы (основной и дополнительной), а также других видов учебно - методических материалов и пособий, необходимых для изучения (конспектов лекций, видеолекций, лазерных дисков и др.).

2.8. Содержание программ должно отражать установленные положения и нормативы по организации различных видов дополнительного профессионального образования.

Организация повышения квалификации

Организация повышения квалификации

Повышение квалификации проводится в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Повышение квалификации может осуществляться как краткосрочное тематическое обучение, тематические и проблемные семинары, длительное обучение для углубленного изучения актуальных проблем или приобретения профессиональных навыков, самостоятельное обучение, обучение по индивидуальным программам.

Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего зачета, экзамена, защитой реферата или итоговой работы. Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают соответствующий документ (удостоверение или свидетельство о повышении квалификации).

Организация профессиональной переподготовки

Организация профессиональной переподготовки

Профессиональная переподготовка проводится как длительное обучение по учебным программам, необходимым специалисту для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Форма и сроки обучения устанавливаются в соответствии с целями обучения.

Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.

Освоение программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной итоговой аттестацией (выпускная квалификационная работа, итоговый экзамен, междисциплинарный экзамен и т.п.).

Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, по решению аттестационной комиссии получают диплом о профессиональной переподготовке.

Организация стажировки

Организация стажировки

Организация стажировки регулируется работодателем (периодичность, продолжительность, содержание). Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации или учреждения, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать:

самостоятельную теоретическую подготовку;

приобретение профессиональных и организаторских навыков;

изучение организации и технологии производства, работ;

непосредственное участие в планировании работы организации;

работу с технической, нормативной и другой документацией;

выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

участие в совещаниях, деловых встречах и др.

Примерная форма программы стажировки приводится в Приложении N 4.

По результатам прохождения стажировки стажеру выдается документ о краткосрочном или длительном повышении квалификации в зависимости от сроков обучения.

3. Осуществление государственного контроля за соблюдением

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минобразования РФ от 18.06.97 N 1221 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ"