Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.07.97 N 908 (ред. от 20.05.98) "О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
III. Реформа системы начального профессионального образования
Реформа структуры системы начального
Реформа структуры системы начального профессионального образованияУчреждения начального профессионального образования предполагается разделить на 4 группы:
государственные федерального уровня;
государственные уровня субъектов Российской Федерации;
муниципальные;
Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования федерального уровня будут осуществлять подготовку рабочих кадров и специалистов для наукоемких производств и высокотехнологичных отраслей экономики, на их базе будут проводиться исследования по совершенствованию содержания профессионального образования.
Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования уровня субъектов Российской Федерации будут являться основными в системе начального профессионального образования. В них будут реализовываться образовательные программы по большинству профессий в соответствии с потребностями территориальных рынков труда.
Муниципальные образовательные учреждения начального профессионального образования будут обеспечивать потребности в рабочих кадрах и специалистах для муниципальных предприятий бытового обслуживания, коммунального, городского и сельского хозяйства.
Негосударственные образовательные учреждения начального профессионального образования могут осуществлять подготовку рабочих кадров и специалистов для конкретных коммерческих и некоммерческих организаций.
Указанная дифференциация действующих образовательных учреждений начального профессионального образования предопределяет необходимость передачи управления ими, их собственности и финансирования с федерального уровня на соответствующий уровень.
В целях более рационального использования учебно-материальной базы, педагогических кадров, а также финансовых ресурсов и повышения качества профессионального образования обучающихся возможно укрупнение образовательных учреждений начального профессионального образования на основе реорганизации (объединения) учреждений начального профессионального образования одного уровня.
Предполагается изменить профессионально-квалификационную структуру подготовки рабочих кадров и специалистов, включив новые профессии для непроизводственной сферы в Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 384.
Реформа содержания начального профессионального образования
Реформа содержания начального профессионального образованияПервоочередным шагом при осуществлении реформы содержания начального профессионального образования является разработка государственных образовательных стандартов начального профессионального образования с новой профессионально-квалификационной структурой подготовки кадров, которая носит вариативный характер и отражает 3 уровня подготовки - общеотраслевой, общепрофессиональный и специальный. Это позволит решить проблемы включения выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования в активную трудовую деятельность и создания предпосылок дальнейшего повышения их образовательного уровня.
Введение государственных образовательных стандартов начального профессионального образования должно основываться на контроле качества подготовки выпускников и адаптации государственных образовательных стандартов начального профессионального образования к потребностям общества.
В целях обеспечения государственных образовательных стандартов начального профессионального образования примерными образовательными программами, учебными планами, учебниками, методическими и дидактическими материалами необходимо разработать долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы для учреждений начального профессионального образования, а также проработать возможность использования самоокупаемых форм учебно-методического обеспечения за счет средств субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений.
Для работы по государственным образовательным стандартам начального профессионального образования необходимо провести переподготовку и повышение квалификации педагогических работников начального профессионального образования и внести соответствующие изменения в учебные планы подготовки педагогов в высших учебных заведениях.
В образовательных учреждениях начального профессионального образования предполагается реализовывать единую образовательную программу среднего (полного) общего и начального профессионального образования на базе основного общего образования (9 классов) со сроком обучения 3 года.
Единая образовательная программа начального профессионального образования позволит изменять объем содержания общего образования в целях более полного и качественного освоения обучающимися профессии.
Собственность и финансирование учреждений начального
Собственность и финансирование учреждений начального профессионального образованияУчреждения начального профессионального образования могут находиться:
в федеральной собственности;
в государственной собственности субъектов Российской Федерации;
в муниципальной собственности;
в частной собственности.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализуя гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального образования, осуществляют протекционистскую финансовую политику в отношении дотационных субъектов Российской Федерации и муниципалитетов через выделение целевых трансфертов, ссуд и т.п.
Бюджет учреждений начального профессионального образования рассчитывается на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов и должен учитывать расходы:
на реализацию образовательной программы (заработная плата работников, развитие и укрепление учебно-материальной базы, приобретение сырья, расходных и горюче-смазочных материалов, приобретение или разработка учебно-программной документации);
на социальную защиту обучающихся (стипендия, питание, обмундирование, обеспечение общежитием и предметами санитарной гигиены, санаторно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия);
на оплату коммунальных услуг;
на повышение квалификации педагогических работников, проведение аттестации.
Финансирование учреждений начального профессионального образования в зависимости от статуса учредителя осуществляется:
из федерального бюджета - в отношении учреждений государственного федерального уровня;
из бюджетов субъектов Российской Федерации - в отношении учреждений государственного уровня субъектов Российской Федерации;
из муниципальных бюджетов - в отношении муниципальных учреждений;
из собственных средств учредителя (учредителей) - в отношении негосударственных учреждений.
За счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять преимущественно целевое финансирование подготовки рабочих кадров и специалистов по наиболее значимым для федерального рынка труда профессиям, в первую очередь для наукоемких и высокотехнологичных производств.
Бюджетное финансирование может дополняться следующими внебюджетными средствами:
доходы от производственной и предпринимательской деятельности, от реализации платных дополнительных образовательных услуг;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.05.98 N 473)
средства органов по труду и занятости;
средства спонсоров;
добровольные пожертвования и целевые взносы физических и(или) юридических лиц.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.05.98 N 473)
Привлечение учреждениями начального профессионального образования дополнительных средств не влечет за собой снижения их финансирования за счет средств учредителя (учредителей).
Научное обеспечение реформирования системы
Научное обеспечение реформирования системы начального профессионального образованияначального профессионального образования
Наиболее важными направлениями научных исследований по реализации настоящей Концепции являются:
обоснование изменений профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования;
исследования по новым профессиям в сферах обслуживания, экологии, социальной работы, рыночной инфраструктуры, подготовка по которым ранее не осуществлялась;
разработка теории методологии государственных образовательных стандартов начального профессионального образования и их методического обеспечения;
разработка тестов контроля качества начального профессионального образования;
обоснование участия работодателей в реализации образовательной программы начального профессионального образования;
разработка предложений по введению льготного налогообложения предприятий и организаций, инвестирующих средства в развитие учреждений начального профессионального образования.
Нормативно-правовое обеспечение начального
Нормативно-правовое обеспечение начального профессионального образованияДля обеспечения эффективной реализации настоящей Концепции необходимо принятие следующих нормативных правовых актов:
федеральный закон "О начальном профессиональном образовании"
постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об учреждении начального профессионального образования"
постановление Правительства Российской Федерации "О социальной поддержке обучающихся в учреждениях начального профессионального образования".
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.07.97 N 908 (ред. от 20.05.98) "О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"