в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 13.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.97 N 1039 "О ПРАВИЛАХ ОПОВЕЩЕНИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПРИ ЗАПУСКЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА С ЯДЕРНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ, А ТАКЖЕ ОПОВЕЩЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОКАЗАНИЯ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В СЛУЧАЕ АВАРИЙНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ ТАКОГО АППАРАТА НА ЗЕМЛЮ"
не действует Редакция от 15.08.1997 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.97 N 1039 "О ПРАВИЛАХ ОПОВЕЩЕНИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПРИ ЗАПУСКЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА С ЯДЕРНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ, А ТАКЖЕ ОПОВЕЩЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОКАЗАНИЯ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В СЛУЧАЕ АВАРИЙНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ ТАКОГО АППАРАТА НА ЗЕМЛЮ"

ПРАВИЛА ОПОВЕЩЕНИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПРИ ЗАПУСКЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА С ЯДЕРНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ, А ТАКЖЕ ОПОВЕЩЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОКАЗАНИЯ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В СЛУЧАЕ АВАРИЙНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ ТАКОГО АППАРАТА НА ЗЕМЛЮ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок, содержание и схему оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при чрезвычайной ситуации с космическим аппаратом, имеющим на борту ядерный источник энергии, а также основные направления деятельности указанных органов по оказанию в случае необходимости помощи населению.

2. В соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" настоящие Правила не распространяются на космические аппараты с ядерными источниками энергии военного назначения.

3. На космических аппаратах используются ядерные источники энергии двух типов:

энергетические установки с ядерным реактором (реакторные ядерные источники энергии);

энергетические установки с радиоактивными изотопами и источники ионизирующих излучений на радиоактивных изотопах (радиоизотопные ядерные источники энергии).

4. Чрезвычайные ситуации при запуске космического аппарата с ядерным источником энергии могут быть двух видов:

чрезвычайная ситуация при отказах ракеты-носителя на старте или на участке полета (участок выведения космического аппарата на орбиту);

чрезвычайная ситуация при отказах космического аппарата на участке доразгона с низкой орбиты на высокую орбиту или на межпланетную траекторию полета. Особой разновидностью этой чрезвычайной ситуации является преждевременный сход с высоких орбит космического аппарата с ядерным источником энергии в результате столкновения с космическим мусором и последующий вход этого космического аппарата в атмосферу Земли.

5. При чрезвычайной ситуации при отказах ракеты-носителя на старте или на участке полета происходит баллистическое падение космического аппарата с ядерным источником энергии на поверхность Земли в составе ракеты-носителя под головным обтекателем или в составе ракеты-носителя без головного обтекателя, либо падение космического аппарата с ядерным источником энергии после разрушения ракеты-носителя, либо падение ядерного источника энергии после разрушения ракеты-носителя и космического аппарата.

6. При чрезвычайной ситуации при отказах космического аппарата на участке доразгона космического аппарата с низкой орбиты на высокую орбиту или на межпланетную траекторию полета происходит орбитальный вход космического аппарата в атмосферу Земли, разрушение космического аппарата, отдельных элементов ядерного источника энергии и падение на поверхность Земли частей ядерного источника энергии.

7. При чрезвычайной ситуации, вызванной столкновением космического аппарата с ядерным источником энергии с космическим мусором, происходит его частичное разрушение, вход ядерного источника энергии в атмосферу Земли, разрушение ядерного источника энергии и падение на поверхность Земли частей ядерного источника энергии.

8. Для реакторных ядерных источников энергии в зависимости от вида чрезвычайной ситуации и момента аварии на траектории полета ракеты-носителя характерны различные состояния реактора: сохранение целостности реактора, деформация реактора, разрушение отдельных элементов реактора и полное разрушение реактора.

9. Для радиоизотопных ядерных источников энергии при всех видах чрезвычайных ситуаций характерно сохранение целостности и герметичности элементов ядерного источника энергии.

II. Оповещение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

10. До запуска космического аппарата с ядерным источником энергии председатель государственной комиссии по пуску космического аппарата направляет согласно приложению N 1:

уведомление о месте, дате и времени запуска, трассе полета ракеты-носителя, проходящей по территории Российской Федерации, а также описание ядерного источника энергии с оценкой безопасности - в федеральные органы исполнительной власти и в Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК) для уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может произойти падение космического аппарата;

уведомление о дате запуска космического аппарата, а также описание ядерного источника энергии с оценкой безопасности - в Министерство иностранных дел Российской Федерации для оповещения Генерального секретаря ООН в соответствии с принципами, касающимися использования ядерных источников энергии в космосе, одобренными резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/68 от 14 декабря 1992 г.

11. В случае возникновения чрезвычайной ситуации при отказе ракеты-носителя на старте или на участке полета председатель государственной комиссии по пуску космического аппарата направляет уведомление о моменте аварии, предполагаемом районе падения ракеты-носителя, космического аппарата и ядерного источника энергии, возможном характере разрушения ракеты-носителя, космического аппарата и ядерного источника энергии - в Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые доводят соответствующую информацию до органов местного самоуправления, согласно приложению N 2.

При запуске космического аппарата с ядерным источником энергии с космодрома Байконур в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при отказах ракеты-носителя на старте или на начальном участке полета, приводящих к падению ракеты-носителя, космического аппарата и ядерного источника энергии на территорию Республики Казахстан, председатель государственной комиссии по пуску космического аппарата направляет уведомление в Министерство иностранных дел Российской Федерации для оповещения Казахстанской Стороны.

12. В случае возникновения чрезвычайной ситуации при отказах космического аппарата на участке доразгона с низкой орбиты на высокую орбиту или на межпланетную траекторию полета оповещение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также иностранных государств и международных организаций осуществляется по схеме согласно приложению N 3.

Председатель государственной комиссии по пуску космического аппарата направляет в Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уведомление о чрезвычайной ситуации с указанием параметров полета космического аппарата в момент аварии для последующего ведения обстановки, прогнозирования последствий аварии и подготовки мероприятий по их ликвидации.

Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций оповещает:

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и через них - органы местного самоуправления - при падении космического аппарата с ядерным источником энергии на территорию Российской Федерации;

через Министерство иностранных дел Российской Федерации Генерального секретаря ООН (в соответствии с принципами, касающимися использования ядерных источников энергии в космосе, одобренными резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/68 от 14 декабря 1992 г.), Международное агентство по атомной энергии (в соответствии с Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии) и иностранные государства (в соответствии с международными договорами Российской Федерации) - при падении космического аппарата с ядерным источником энергии за пределами территории Российской Федерации.

13. При преждевременном сходе космических аппаратов с ядерными источниками энергии с высоких орбит и последующем орбитальном входе этого космического аппарата в атмосферу Земли Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИМаш) Российского космического агентства на основе анализа данных, полученных из Центра контроля космического пространства (ЦККП) и Министерства Российской Федерации по атомной энергии, направляет в Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уведомление о чрезвычайной ситуации для последующего ведения обстановки и прогнозирования последствий аварии. Оповещение выполняется Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил в зависимости от места падения космического аппарата с ядерным источником энергии.

14. Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет ведение обстановки и прогнозирование последствий аварийного возвращения на Землю космического аппарата с ядерным источником энергии, запущенного иностранным государством, по данным, полученным из Министерства иностранных дел Российской Федерации на основе уведомления запускающим государством Генерального секретаря ООН. При падении иностранного космического аппарата с ядерным источником энергии на территорию Российской Федерации оповещение выполняется Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящими Правилами.

15. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по организации защиты населения в районе падения аварийного объекта, а также рекомендации по определению и контролю радиационной обстановки.

16. Министерство Российской Федерации по атомной энергии направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации описания внешнего вида ядерного источника энергии и его частей, а также информацию об уровнях ионизирующих излучений от них, рекомендации по поиску ядерного источника энергии и его частей, их сбору и транспортировке в пункты хранения и утилизации.

17. Министерство обороны Российской Федерации организует оповещение воинских частей для мониторинга радиационной обстановки в местах дислокации войск.

18. Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по соблюдению населением норм радиационной безопасности, по использованию пищевых продуктов и воды в районе падения аварийного объекта.

19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают своевременное предоставление информации, полученной в соответствии с пунктами 11, 12, 15, 16 и 18 настоящих Правил, органам местного самоуправления.

20. Проекты рекомендаций и описаний, направляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти на этапе получения разрешения на запуск космического аппарата с ядерным источником энергии.

21. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности осуществляет контроль за реализацией в полном объеме мероприятий по ликвидации и уменьшению последствий чрезвычайной ситуации и оказанию помощи населению в части соблюдения правил и норм ядерной и радиационной безопасности.

22. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды осуществляет контроль за реализацией в полном объеме мероприятий по ликвидации радиоактивного загрязнения в районе падения аварийного объекта, предоставлением достоверной информации о состоянии окружающей среды органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и населению.

III. Основные направления деятельности по оказанию помощи населению

23. Оказание в случае необходимости помощи населению предусматривает:

оповещение населения о возникновении чрезвычайной ситуации, постоянное информирование населения о ситуации в районе падения аварийного объекта и мерах по выполнению режима радиационной безопасности, выдачу рекомендаций и памяток по поведению на территории указанного района;

инструктирование населения о мерах предосторожности, необходимых для защиты здоровья;

развертывание сил и средств для обследования населения и проведения при необходимости дезактивационных работ.

24. Работы по мониторингу радиационной обстановки в районе падения аварийного объекта, поиску ядерного источника энергии, удалению ядерного источника энергии или его частей, обломков ракеты-носителя и космического аппарата, а также при необходимости дезактивационные работы на местности выполняются специальными подразделениями Министерства обороны Российской Федерации.

25. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления после получения уведомления от председателя государственной комиссии по пуску космического аппарата или от Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также документов (рекомендаций и описаний) от соответствующих федеральных органов исполнительной власти организуют выполнение определенных законодательством Российской Федерации мероприятий по защите населения и территории, в том числе:

устанавливают границы запретной зоны вокруг упавшего аварийного объекта и обеспечивают охрану запретной зоны и объекта;

обеспечивают соблюдение норм радиационной безопасности.

26. Обследование и учет населения, оказавшегося вблизи упавшего аварийного объекта, а также оказание помощи пострадавшему населению осуществляются силами и средствами организаций Министерства здравоохранения Российской Федерации.

27. Мониторинг окружающей среды после ликвидации последствий падения аварийного объекта осуществляется силами и средствами организаций Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с привлечением подразделений сети наблюдения и лабораторного контроля этого Министерства.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.97 N 1039 "О ПРАВИЛАХ ОПОВЕЩЕНИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПРИ ЗАПУСКЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА С ЯДЕРНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ, А ТАКЖЕ ОПОВЕЩЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОКАЗАНИЯ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В СЛУЧАЕ АВАРИЙНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ ТАКОГО АППАРАТА НА ЗЕМЛЮ"