Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОЛОЖЕНИЕ "О БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТАХ И БАЛАНСАХ" (утв. Постановлением Совмином СССР от 29.06.79 N 633) (ред. от 22.10.90)
ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТАХ И БАЛАНСАХ
(в ред. Постановлений Совмина СССР от 11.05.85 N 397, от 29.07.86 N 889, от 10.02.90 N 148, от 03.09.90 N 884, от 22.10.90 N 1072)
I. Общие положения1. Настоящее Положение устанавливает порядок составления бухгалтерских отчетов и балансов всеми объединениями, предприятиями и организациями (кроме организаций и учреждений, состоящих на бюджете), главными управлениями и другими органами хозяйственного управления, а также министерствами и ведомствами.
Особенности применения Положения в колхозах определяются Союзным советом колхозов по согласованию с ЦСУ СССР.
Порядок составления бухгалтерских отчетов и балансов организациями и учреждениями, состоящими на бюджете, устанавливается Министерством финансов СССР.
2. Производственные объединения, а также предприятия и организации, действующие на основе хозяйственного расчета, состоящие на самостоятельном балансе и являющиеся юридическими лицами, обязаны вести бухгалтерский учет по двойной системе и составлять месячные, квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы.
(в ред. Постановлений Совмина СССР от 11.05.85 N 397, от 10.02.90 N 148)
Указания, предусмотренные настоящим Положением в отношении производственных объединений, распространяются на научно - производственные, строительно-монтажные, производственно-аграрные и другие объединения, для которых в области бухгалтерского учета и отчетности установлены такие же права и обязанности, как и для производственных объединений.
3. Министерства, ведомства, а также всесоюзные и республиканские промышленные объединения, главные управления и другие органы хозяйственного управления составляют сводные квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы.
(в ред. Постановления Совмина СССР от 11.05.85 N 397)
Указания, предусмотренные настоящим Положением в отношении всесоюзных и республиканских промышленных объединений, распространяются на аграрно-промышленные и другие объединения, для которых в области бухгалтерского учета и отчетности установлены такие же права и обязанности, как и для промышленных объединений.
4. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью объединений, предприятий и организаций (кроме колхозов и межхозяйственных предприятий и организаций в сельском хозяйстве) осуществляется Министерством финансов СССР.
Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм утверждаются Министерством финансов СССР и ЦСУ СССР. Министерства финансов и ЦСУ союзных республик на основе указанных типовых форм устанавливают формы бухгалтерской отчетности для объединений, предприятий и организаций отдельных республиканских министерств и ведомств.
Специализированные формы бухгалтерской отчетности утверждаются Министерством финансов СССР и ЦСУ СССР по представлению министерств и ведомств СССР. Инструкции о порядке заполнения этих форм утверждаются министерствами и ведомствами СССР.
5. За представление заведомо неправильных отчетных данных и искажение оценки статей бухгалтерских балансов руководители, главные бухгалтеры, начальники плановых отделов и другие должностные лица (в соответствии с подписями на формах отчетности) производственных объединений, предприятий и организаций, а также главных управлений и других органов хозяйственного управления несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
6. Предприятия и организации, на которые распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии, могут выделять на отдельный баланс свои производства и хозяйства (подсобное сельское хозяйство, лесозаготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортное хозяйство и другие). Отдельный баланс могут иметь производственные единицы, входящие в состав производственных объединений.
Выделение на отдельный баланс производств и хозяйств предприятий и организаций, на которые не распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии, допускается с разрешения вышестоящих органов.
Активы и пассивы этих балансов включаются в общий баланс по основной деятельности соответствующих производственных объединений, предприятий и организаций.
II. Правила составления бухгалтерских отчетов и балансов8. Министерствам и ведомствам разрешается устанавливать для подчиненных им производственных объединений, предприятий и организаций порядок отражения капитальных вложений (независимо от их объема и способа выполнения работ) в балансе по основной деятельности либо отдельно - в балансе по капитальным вложениям.
9. Капитальные вложения и источники их финансирования, отражаемые в балансе по основной деятельности, выделяются в активе и пассиве в особые разделы.
10. Капитальные вложения отражаются в балансе по фактическим затратам для застройщика (заказчика).
11. Законченные строительством здания и сооружения, установленное оборудование, законченные работы по достройке и дооборудованию объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, по утверждении в установленном порядке актов приемки зачисляются в основные средства с соответствующим увеличением уставного фонда в полной сумме всех фактически произведенных затрат, включая затраты на доставку, монтаж и установку оборудования.
Оборудование, не требующее монтажа (транспортные средства, свободно стоящие станки, сельскохозяйственные машины и орудия, строительные механизмы и т.п.), а также оборудование, требующее монтажа, но предназначенное для постоянного запаса, взрослый рабочий и продуктивный скот (включая и мелкий), независимо от стоимости, инструмент и инвентарь (кроме тех из них, которые в соответствии с настоящим Положением относятся к средствам в обороте) по получении их производственными объединениями, предприятиями и организациями зачисляются в основные средства в сумме затрат на приобретение, включая расходы на доставку.
Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств. В бухгалтерском учете и в балансе затраты по этим объектам отражаются как незавершенное капитальное строительство.
Капитальные вложения в насаждения, а также на коренное улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
Земельные участки, месторождения ископаемых, лесные и водные угодья в балансе не отражаются.
12. Капитальные затраты в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам, могут иметь место лишь по работам, предусмотренным в договорах на их аренду. Законченные капитальные затраты в арендованные объекты зачисляются арендатором в основные средства в сумме фактических расходов. По истечении срока аренды эти затраты передаются арендодателю и зачисляются им в основные средства в порядке увеличения первоначальной стоимости соответствующих объектов.
Капитальный ремонт арендованных объектов осуществляется за счет средств арендодателя, если иное не установлено законодательством или договором.
13. Основные средства как действующие, так и находящиеся на консервации или в запасе отражаются в балансе по первоначальной стоимости их. Изменение первоначальной стоимости допускается лишь в случаях достройки и дооборудования соответствующих объектов или переоценки основных средств, проводимой в соответствии с решениями Совета Министров СССР.
Балансовая (первоначальная или восстановительная) стоимость основных средств погашается путем включения амортизационных отчислений по установленным нормам в издержки производства или обращения.
14. Износ основных средств отражается в балансе по особой статье.
15. Не относятся к основным средствам и учитываются в качестве средств в обороте:
а) предметы, служащие менее одного года, независимо от стоимости;
б) предметы стоимостью ниже лимита, устанавливаемого соответствующими министерствами и ведомствами в пределах 100 рублей за единицу по цене приобретения, независимо от срока службы, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, взрослого рабочего и продуктивного скота (включая и мелкий), которые относятся к основным средствам, независимо от стоимости;
в) специальные инструменты и специальные приспособления, независимо от стоимости;
г) молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, звери, семьи пчел, а также подопытные животные;
д) специальная одежда, специальная обувь и постельные принадлежности, независимо от стоимости и срока службы;
(в ред. Постановления Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072)
е) многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала;
ж) орудия лова (тралы, неводы, сети, снасти, мережи и другие орудия лова), независимо от стоимости и срока службы;
з) приборы, средства автоматизации и лабораторное оборудование стоимостью до 300 рублей за единицу, приобретенные научно-исследовательскими организациями (включая и организации, являющиеся производственными и структурными единицами объединений), а также объединениями и промышленными предприятиями для центральных заводских лабораторий.
16. Стоимость находящихся в эксплуатации предметов, предусмотренных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 15, погашается путем начисления износа, исходя из сроков их службы.
Стоимость указанных предметов разрешается также погашать путем начисления износа в размере 50 процентов стоимости при передаче их со складов в эксплуатацию и в размере остальных 50 процентов (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) при выбытии за непригодностью.
Предметы стоимостью до двух рублей за единицу списываются в расход по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности переданных в эксплуатацию предметов в производственных объединениях, на предприятиях и в организациях должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений погашается в соответствии с установленной нормой или сметной ставкой, рассчитанной исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и запланированного выпуска продукции сроком до двух лет. Стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов, полностью погашается в момент передачи в производство соответствующего заказа.
Предметы быстроизнашивающиеся (служащие менее одного года, независимо от стоимости) и малоценные (стоимостью ниже лимита, устанавливаемого соответствующими министерствами и ведомствами в пределах 100 рублей за единицу, независимо от срока службы), а также специальные инструменты и специальные приспособления, специальная одежда, специальная обувь и постельные принадлежности учитываются в балансе по их первоначальной стоимости. Сумма износа этих предметов отражается в балансе по особой статье.
III. Инвентаризация статей балансов32. Производственные объединения, предприятия и организации обязаны проводить инвентаризацию:
а) основных средств - не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 ноября отчетного года.
Министерства, ведомства и управления (отделы) исполнительных комитетов Советов народных депутатов могут разрешать подведомственным им производственным объединениям, предприятиям и организациям проводить инвентаризацию зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств один раз в два - три года;
б) капитальных вложений - не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 декабря отчетного года;
в) незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки - перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 октября отчетного года, и, кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые соответственно министерствами, ведомствами или управлениями (отделами) исполнительных комитетов Советов народных депутатов;
г) незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не менее одного раза в год;
д) молодняка животных, животных на откорме, птицы, кроликов, зверей и семей пчел, а также подопытных животных - не менее одного раза в квартал;
е) готовой продукции на складах - не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 октября отчетного года;
ж) товаров: на складах и базах промышленных товаров - не реже одного раза в год; на складах и базах продовольственных товаров - не реже двух раз в год;
з) товаров и тары в магазинах и на других предприятиях розничной торговли - не реже двух раз в год; товаров в книжных магазинах - не реже одного раза в год;
и) малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее одного раза в год;
к) нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц;
л) драгоценных металлов и алмазов - не менее двух раз в год;
м) библиотечных фондов - в порядке, устанавливаемом министерствами и ведомствами;
н) сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 октября отчетного года;
о) денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц;
п) расчетов с банками (по расчетным и другим счетам, ссудам, полученным из бюджета средствам и т.д.) - по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на первое число каждого месяца;
р) расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;
с) расчетов производственных объединений, предприятий и организаций с их производственными единицами, производствами и хозяйствами, выделенными на отдельные балансы, и с вышестоящими организациями - на первое число каждого месяца;
т) расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год.
Инвентаризация ценностей обязательна в случае смены материально-ответственных лиц и проводится на день приемки - передачи дел.
Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов устанавливает Министерство финансов СССР.
33. Количество инвентаризаций ценностей в году, а также даты их проведения в необходимых случаях могут быть изменены министерствами и ведомствами по согласованию соответственно с Министерством финансов СССР или министерствами финансов союзных республик.
Министерства и ведомства могут разрешать подведомственным им производственным объединениям, предприятиям и организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и осуществляющим завоз товаров, сырья и материалов в период навигации, проводить инвентаризацию в период их наименьших остатков, как правило, до начала навигации.
IV. Порядок списания с баланса имущества, пришедшего в негодность, а также долгов, недостач и потерь от порчи товаров, материалов и продукции34. Производственные объединения, а также предприятия и организации, на которые распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии, имеют право списывать с баланса:
морально устаревшие, изношенные и непригодные для дальнейшего использования оборудование, транспортные средства, инвентарь и инструмент, когда восстановление этого имущества невозможно или экономически нецелесообразно и оно не может быть реализовано;
здания и сооружения, снесенные в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий и объектов, а также пришедшие в ветхое состояние.
Управления всесоюзных и республиканских промышленных объединений могут списывать со своего баланса указанное имущество и разрешать его списание входящим в их состав предприятиям и организациям, на которые не распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии.
Другие предприятия и организации, на которые не распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии, списание основных средств производят в порядке, устанавливаемом соответствующими министерствами и ведомствами.
Установленный настоящим Положением порядок списания основных средств не применяется в случаях, когда решениями Совета Министров СССР предусмотрен иной порядок списания.
35. Первоначальная стоимость ликвидированных основных средств и расходы, связанные с их ликвидацией (сносом и разборкой зданий и сооружений, демонтажом оборудования и т.п.), относятся на уменьшение уставного фонда, а сумма начисленного износа на полное восстановление за все время их службы и стоимость поступивших в связи с ликвидацией материальных ценностей в оценке возможного использования или реализации - на увеличение уставного фонда.
36. Убытки от ликвидации не полностью амортизированных основных средств относятся на результаты хозяйственной деятельности производственных объединений, предприятий и организаций, за исключением случаев, когда решениями Совета Министров СССР установлен иной порядок.
Убытки от ликвидации не полностью амортизированных жилых зданий и других основных средств, по которым амортизация на полное восстановление не начисляется, а также основных средств, ликвидируемых в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий и объектов, на результаты хозяйственной деятельности производственных объединений, предприятий и организаций не относятся. По не полностью амортизированным основным средствам, выбывшим вследствие стихийных бедствий, а также реализованным в установленном порядке как излишние и неиспользуемые, убытки не определяются. Остаточная стоимость таких основных средств списывается с балансов на уменьшение уставного фонда.
37. Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
а) убыль ценностей в пределах установленных норм списывается по распоряжениям руководителей производственных объединений, предприятий и организаций на издержки производства или обращения.
Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Списание материальных ценностей в пределах норм убыли до установления факта недостачи запрещается.
При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;
б) недостача ценностей сверх норм убыли, а также потери от порчи ценностей относятся на виновных лиц.
При установлении недостач и потерь, явившихся следствием злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск;
в) недостача ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей в случаях, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены, могут быть списаны производственными объединениями, предприятиями и организациями на издержки производства или обращения в пределах 100 рублей по каждому отдельному случаю недостачи или порчи, с сообщением об этом вышестоящим органам.
Аналогичные недостачи и потери, превышающие по каждому отдельному случаю 100 рублей, списываются на издержки производства или обращения:
государственными производственными объединениями, предприятиями и организациями союзного и республиканского (союзных республик) подчинения на сумму до 500 рублей с разрешения всесоюзных и республиканских промышленных объединений, главных управлений и других органов хозяйственного управления, непосредственно подчиненных министерствам и ведомствам, а на сумму свыше 500 рублей - с разрешения министерств и ведомств;
государственными производственными объединениями, предприятиями и организациями республиканского (АССР) и местного подчинения на сумму до 500 рублей с разрешения министерств и ведомств автономных республик или управлений (отделов) исполнительных комитетов краевых, областных, окружных, городских и районных Советов народных депутатов, а на сумму свыше 500 рублей - с разрешения Советов Министров автономных республик или исполнительных комитетов краевых, областных, окружных, городских и районных Советов народных депутатов;
предприятиями и организациями потребительской кооперации в порядке, устанавливаемом Центросоюзом;
общественными организациями и их предприятиями на сумму до 500 рублей с разрешения вышестоящих организаций, а на сумму свыше 500 рублей - с разрешения соответствующих союзных и республиканских органов.
В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей сверх норм убыли и потерь от порчи ценностей, должны быть указаны меры, принятые по предотвращению таких недостач и потерь.
38. Долги по недостачам ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности иска, списываются с баланса по распоряжениям руководителей производственных объединений, предприятий и организаций на издержки производства или обращения в каждом отдельном случае в пределах 100 рублей, с сообщением вышестоящим органам.
Долги по недостачам ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности иска, в суммах, превышающих в каждом отдельном случае 100 рублей, списываются в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 37 настоящего Положения.
Присужденные долги, по которым возвращены исполнительные документы с утвержденным судом актом о несостоятельности должника и невозможности обращения взыскания на его имущество, и прочие долги, признанные объединениями, предприятиями и организациями безнадежными к получению, могут быть списаны с баланса в убыток по распоряжению их руководителей, с сообщением об этом вышестоящим органам.
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается с балансов в убыток по распоряжениям руководителей производственных объединений, предприятий и организаций, с сообщением об этом вышестоящим органам.
39. Суммы кредиторской (кроме предусмотренной пунктом 40 настоящего Положения) и депонентской задолженности, по которым срок давности истек, подлежат взносу в доход соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности объединений, предприятий и организаций не позднее 10-го числа месяца, следующего за тем, в котором истек срок давности. За просрочку взноса взыскивается пеня в размере 0,05 процента за каждый просроченный день.
(в ред. Постановления Совмина СССР от 29.07.86 N 889)
40. Суммы кредиторской задолженности по расчетам между кооперативными и общественными предприятиями и организациями, по которым истекли сроки давности, подлежат зачислению в прибыль кооперативных и общественных предприятий и организаций не позднее месяца по истечении указанных сроков.
41. Списание с баланса производственных объединений, предприятий и организаций союзного подчинения затрат по прекращенному строительству и затрат на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству в размере до 100 тыс. рублей по каждой стройке, а также расходов на геолого-разведочные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы производится с разрешения министерств и ведомств СССР. Списание затрат по прекращенному строительству и затрат на проектно - изыскательские работы по неосуществленному строительству в размере свыше 100 тыс. рублей по каждой стройке производится с разрешения Совета Министров СССР.
Списание указанных затрат и расходов с баланса объединений, предприятий и организаций республиканского и местного подчинения производится с разрешения Советов Министров союзных республик или в порядке, ими устанавливаемом.
Управления всесоюзных и республиканских промышленных объединений могут разрешать входящим в их состав производственным объединениям, предприятиям и организациям списывать с баланса затраты по прекращенному строительству, затраты на проектно - изыскательские работы по неосуществленному строительству и расходы на геолого-разведочные, научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы в размерах, устанавливаемых вышестоящим органом в пределах его компетенции.
Предприятия и организации потребительской кооперации списание с баланса указанных затрат и расходов производят в порядке, установленном Центросоюзом.
42. Потери по хозяйственным операциям и потери от стихийных бедствий, за исключением убытков по основным средствам, списываются в убыток отчетного года.
Списание потерь от стихийных бедствий в убыток производится с разрешения вышестоящих органов.
43. Списание с баланса объединений, предприятий и организаций долгов, недостач и потерь может производиться лишь после тщательной, с участием общественных организаций, проверки причин убытков и потерь, выявления виновных в этом лиц и принятия необходимых мер к возмещению причиненного ущерба.
V. Порядок представления и утверждения бухгалтерских отчетов и балансов44. Производственные объединения, предприятия и организации представляют квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы: (в ред. Постановления Совмина СССР от 11.05.85 N 397)
органам, в ведении которых они состоят;
местным налоговым органам в порядке, устанавливаемом Министерством финансов СССР;
(в ред. Постановления Совмина СССР от 03.09.90 N 884)
органам государственной статистики в порядке, устанавливаемом ЦСУ СССР;
учреждениям Госбанка СССР и Стройбанка СССР, в которых имеются расчетные и текущие счета производственных объединений, предприятий и организаций.
Абзац утратил силу. - Постановление Совмина СССР от 11.05.85 N 397.
Вопросы, связанные с представлением месячных бухгалтерских отчетов и балансов объединениями, предприятиями и организациями учреждениям банков, решаются в кредитных договорах.
(введен Постановлением Совмина СССР от 10.02.90 N 148)
45. Производственные объединения, которым подчинены самостоятельные предприятия и организации, представляют сводные квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы:
(в ред. Постановления Совмина СССР от 11.05.85 N 397)
органам, в ведении которых они состоят;
местным налоговым органам в порядке, устанавливаемом Министерством финансов СССР;
(в ред. Постановления Совмина СССР от 03.09.90 N 884)
органам государственной статистики в порядке, устанавливаемом ЦСУ СССР;
учреждениям Госбанка СССР;
учреждениям Стройбанка СССР (по капитальным вложениям и подрядной строительной деятельности).
46. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения, главные управления и другие органы хозяйственного управления, непосредственно подчиненные министерствам и ведомствам СССР и союзных республик, представляют сводные квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы:
(в ред. Постановления Совмина СССР от 11.05.85 N 397)
министерствам и ведомствам, которым они подчинены;
Министерству финансов СССР или министерствам финансов союзных республик;
ЦСУ СССР или другим органам государственной статистики в порядке, устанавливаемом ЦСУ СССР;
учреждениям Госбанка СССР;
учреждениям Стройбанка СССР (по капитальным вложениям и подрядной строительной деятельности).
Абзац утратил силу. - Постановление Совмина СССР от 11.05.85 N 397.
47. Министерства и ведомства СССР и союзных республик представляют свои сводные годовые отчеты и балансы соответственно Совету Министров СССР или Советам Министров союзных республик по принадлежности, а сводные квартальные и годовые отчеты и балансы - Госплану СССР, госпланам союзных республик, Министерству финансов СССР, министерствам финансов союзных республик, ЦСУ СССР, ЦСУ союзных республик, учреждениям Госбанка СССР и учреждениям Стройбанка СССР (по капитальным вложениям и подрядной строительной деятельности).
Министерства и ведомства союзных республик сводные квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы представляют, кроме того, союзно-республиканским министерствам и ведомствам СССР, в систему которых они входят.
Министерству финансов СССР и ЦСУ СССР предоставляется право требовать в необходимых случаях от министерств и ведомств союзных республик представления копий сводных квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов, представленных ими соответствующим союзно-республиканским министерствам и ведомствам СССР.
Союзно-республиканские министерства и ведомства СССР представляют в Госплан СССР, Министерство финансов СССР, ЦСУ СССР, Госбанк СССР и Стройбанк СССР сводные данные из квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов в целом по системе министерства и ведомства СССР, включая данные из отчетов и балансов подведомственных им министерств и ведомств союзных республик. Порядок и сроки представления указанных данных устанавливают Министерство финансов СССР и ЦСУ СССР.
Центросоюз представляет сводные квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы с включением сводных отчетов и балансов союзных потребительских обществ союзных республик.
48. Объединения, предприятия и организации, которые отражают капитальные вложения (независимо от их объема и способа выполнения работ) в балансе по основной деятельности, представляют финансирующим банкам выписки из балансов по статьям, относящимся к капитальным вложениям.
49. Предприятия и организации представляют квартальные бухгалтерские отчеты и балансы не позднее 12-го числа следующего за отчетным периодом месяца, а годовые - не позднее 20 января следующего за отчетным года.
(в ред. Постановления Совмина СССР от 11.05.85 N 397)
Производственные объединения представляют квартальные бухгалтерские отчеты и балансы не позднее 15-го числа следующего за отчетным периодом месяца, а годовые - не позднее 25 января следующего за отчетным года.
(в ред. Постановления Совмина СССР от 11.05.85 N 397)
Министерства и ведомства вправе продлевать до 5 дней указанные сроки для объединений, предприятий и организаций, имеющих сложную структуру, большое число производственных единиц и расположенных в разных экономических районах страны.
50. Министерства и ведомства СССР и союзных республик представляют сводные квартальные бухгалтерские отчеты и балансы по подчиненным им объединениям, предприятиям и организациям не позднее 35 дней по истечении отчетного периода, а годовые - не позднее 25 марта следующего за отчетным года.
Центросоюз представляет сводные квартальные бухгалтерские отчеты и балансы не позднее 70 дней по истечении отчетного периода, а годовые - не позднее 10 апреля следующего за отчетным года.
В пределах указанных сроков Министерство финансов СССР совместно с ЦСУ СССР, а министерство финансов союзных республик совместно с ЦСУ союзных республик устанавливают дифференцированные сроки представления министерствами и ведомствами СССР и союзных республик сводных квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов.
Министерству финансов СССР и ЦСУ СССР предоставляется право продлевать в необходимых случаях для отдельных министерств и ведомств СССР, которые имеют сложную организационную структуру и в ведении которых находятся объединения, предприятия и организации, расположенные в отдаленных районах, сроки представления сводных квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов до 10 дней.
Министерства финансов и ЦСУ союзных республик вправе продлевать для отдельных министерств и ведомств союзных республик сроки представления сводных квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов до 5 дней.
51. В пределах сроков, указанных в пунктах 49 и 50 настоящего Положения, министерства и ведомства СССР и союзных республик устанавливают для подчиненных им всесоюзных и республиканских промышленных объединений, главных управлений и других органов хозяйственного управления дифференцированные сроки представления сводных квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов. Для производственных объединений, предприятий и организаций дифференцированные сроки представления отчетов и балансов устанавливают их вышестоящие органы.
(в ред. Постановления Совмина СССР от 11.05.85 N 397)
Для предприятий и организаций потребительской кооперации сроки представления бухгалтерских отчетов и балансов определяют их вышестоящие организации в пределах сроков, установленных Центросоюзом для составления сводных отчетов и балансов.
52. Датой представления бухгалтерских отчетов и балансов для иногородних объединений, предприятий и организаций считается день их высылки, обозначенный в штемпеле почтового предприятия на конверте письма.
53. За нарушение сроков представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов руководители и главные бухгалтеры объединений, предприятий и организаций несут ответственность в установленном порядке.
(в ред. Постановления Совмина СССР от 11.05.85 N 397)
54. Бухгалтерские отчеты и балансы (включая сводные), представляемые в вышестоящую организацию, подписываются руководителями и главными бухгалтерами, а также другими должностными лицами, подписи которых предусмотрены на формах отчетности. Руководители министерств и ведомств подписывают только сводные бухгалтерские балансы и отчеты о выполнении важнейших показателей государственного плана экономического и социального развития. Перечень таких отчетов устанавливают Министерство финансов СССР и ЦСУ СССР.
Во все остальные адреса, предусмотренные пунктами 44 - 48 настоящего Положения, представляются копии бухгалтерских отчетов и балансов (включая сводные), заверенные главными бухгалтерами (начальниками управлений и отделов бухгалтерского учета и отчетности).
На предприятиях и в организациях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, бухгалтерские отчеты и балансы подписываются руководителями предприятий и организаций и главными бухгалтерами централизованных бухгалтерий или по их поручению руководителями учетно-контрольных групп.
55. Все исправления, внесенные в квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы при их проверке и утверждении вышестоящими организациями, должны быть в обязательном порядке сообщены во все адреса, в которые были представлены эти отчеты и балансы.
(в ред. Постановления Совмина СССР от 11.05.85 N 397)
56. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения, главные управления и другие органы хозяйственного управления рассматривают и утверждают годовые бухгалтерские отчеты и балансы подчиненных им производственных объединений, предприятий и организаций до представления сводных бухгалтерских отчетов и балансов в вышестоящие органы (но не позднее чем в 15-дневный срок со дня их получения) и решения по ним в те же сроки сообщают производственным объединениям, предприятиям и организациям.
57. Министерства и ведомства СССР и союзных республик рассматривают и утверждают сводные годовые бухгалтерские отчеты и балансы всесоюзных и республиканских промышленных объединений, главных управлений и других органов хозяйственного управления, находящихся в их подчинении, а также годовые бухгалтерские отчеты и балансы непосредственно подчиненных им производственных объединений, предприятий и организаций не позднее сроков, установленных этим министерствам и ведомствам для представления сводных бухгалтерских отчетов и балансов, и сообщают свои решения по ним в те же сроки представившим отчеты и балансы органам хозяйственного управления, объединениям, предприятиям и организациям и в копии Министерству финансов СССР или министерствам финансов союзных республик.
58. Сводные годовые бухгалтерские отчеты и балансы министерств и ведомств союзных республик рассматриваются Советами Министров союзных республик.
Советы Министров союзных республик устанавливают:
порядок и сроки представления, рассмотрения и утверждения сводных бухгалтерских отчетов и балансов по объединениям, предприятиям и организациям местного подчинения с тем, чтобы эти отчеты и балансы представлялись вышестоящим организациям, плановым и налоговым органам, органам государственной статистики, учреждениям Госбанка СССР и Стройбанка СССР;
(в ред. Постановления Совмина СССР от 03.09.90 N 884)
сроки представления министерствами и ведомствами союзных республик сводных бухгалтерских отчетов и балансов по объединениям, предприятиям и организациям местного подчинения с тем, чтобы сводные квартальные отчеты и балансы представлялись не позднее 40 дней по истечении отчетного периода, а годовые - не позднее 1 апреля следующего за отчетным года.
59. Министерству финансов СССР, министерствам финансов союзных и автономных республик, местным финансовым и налоговым органам, органам государственной статистики, учреждениям Госбанка СССР и Стройбанка СССР предоставляется право участвовать в совещаниях по рассмотрению министерствами, ведомствами, всесоюзными и республиканскими промышленными объединениями, главными управлениями и другими органами хозяйственного управления годовых бухгалтерских отчетов и балансов подчиненных им производственных объединений, предприятий и организаций. О дне рассмотрения указанных отчетов и балансов соответствующие органы должны оповещаться не позднее чем за три дня до рассмотрения отчетов и балансов.
(в ред. Постановления Совмина СССР от 03.09.90 N 884)
60. Налоговым органам, органам государственной статистики и учреждениям банков предоставляется право:
(в ред. Постановления Совмина СССР от 03.09.90 N 884)
а) требовать от объединений, предприятий и организаций представления в случае необходимости разъяснений и обоснований данных, приведенных в формах отчетности;
б) рассматривать на месте данные учета и отчетности и их документальные обоснования, а также акты ревизий и материалы обследований объединений, предприятий и организаций.
61. Рассмотрение и утверждение годовых бухгалтерских отчетов и балансов кооперативных и общественных организаций проводятся в соответствии с их уставами.
62. Министерство финансов СССР, министерства финансов союзных и автономных республик, местные финансовые, налоговые органы, органы государственной статистики и учреждения банков сообщают свои замечания по сводным бухгалтерским отчетам и балансам министерствам и ведомствам СССР и союзных и автономных республик, всесоюзным и республиканским промышленным объединениям, главным управлениям и другим органам хозяйственного управления, а по бухгалтерским отчетам и балансам - производственным объединениям, предприятиям и организациям в 15-дневный срок со дня их поступления в соответствующие органы.
(в ред. Постановления Совмина СССР от 03.09.90 N 884)
Местные финансовые, налоговые органы, органы государственной статистики и учреждения банков направляют свои замечания по бухгалтерским отчетам и балансам производственным объединениям, предприятиям и организациям, представившим отчеты и балансы, а также их вышестоящим органам.
(в ред. Постановления Совмина СССР от 03.09.90 N 884)
Если органы, утверждающие бухгалтерские отчеты и балансы, не сообщат соответствующим финансовым, налоговым органам, органам государственной статистики и учреждениям банков в 10-дневный срок со дня получения их предложений о своем несогласии с ними, предложения считаются принятыми.
(в ред. Постановления Совмина СССР от 03.09.90 N 884)
В случае разногласий Министерство финансов СССР, министерства финансов союзных и автономных республик, местные финансовые, налоговые органы, органы государственной статистики и учреждения банков могут в 10-дневный срок по получении возражений представить свои разногласия на рассмотрение соответственно Совета Министров СССР, Совета Министров союзной республики, Совета Министров автономной республики или исполнительного комитета Совета народных депутатов.
(в ред. Постановления Совмина СССР от 03.09.90 N 884)
До разрешения разногласий приводятся в исполнение только решения, согласованные с Министерством финансов СССР, министерствами финансов союзных и автономных республик и их местными финансовыми, налоговыми органами, органами государственной статистики и учреждениями банков.
(в ред. Постановления Совмина СССР от 03.09.90 N 884)
63. Исправления данных бухгалтерских отчетов и балансов, относящихся как к текущему, так и к прошлому году (после утверждения годовых бухгалтерских отчетов и балансов), вызывающие изменения записей в бухгалтерском учете, производятся в первом же отчете и балансе, составляемом за отчетный квартал, в котором были отражены соответствующие исправления.
(в ред. Постановления Совмина СССР от 11.05.85 N 397)
Аналогичные исправления данных годовых бухгалтерских отчетов и балансов за прошлый год до их утверждения производятся в отчете и балансе за тот же год с одновременным внесением необходимых исправлений в бухгалтерский учет за декабрь прошлого года.
УТВЕРЖДЕН
Постановлением Совета
Министров СССР
от 29 июня 1979 г. N 633
- Главная
- ПОЛОЖЕНИЕ "О БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТАХ И БАЛАНСАХ" (утв. Постановлением Совмином СССР от 29.06.79 N 633) (ред. от 22.10.90)