действует
Редакция от 28.08.1997
Подробная информация
Наименование документ | ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.08.97 N 1090 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 1997-1999 ГОДЫ" |
Вид документа | постановление, программа |
Принявший орган | правительство рф |
Номер документа | 1090 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 28.08.1997 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация | - "Российская газета" от 18 сентября 1997 N 181,
- Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
|
Навигатор | Примечания |
Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Старшее поколение" на 1997-1999 годы
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ"Концептуальные подходы и организационные основы решения проблем,
обусловленных старением населения, и проблем граждан старшего поколения
государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения с учетом Принципов ООН "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста" и предложения по улучшению положения пожилых людей на период до 2005 года | Минтруд России, Минэкономики России, Минфин России, МИД России, федеральные органы исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 19971998 годы в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти | | |
2. Разработать концепцию и национальный план действий по проведению в Российской Федерации в 1999 году Международного года пожилых людей | | | | |
3. Внести в Правительство Российской Федерации предложения о создании Межведомственной комиссии по делам граждан старшего поколения при Правительстве Российской Федерации в целях укрепления организационных основ межведомственного взаимодействия и координации деятельности по проблемам граждан старшего поколения | Минтруд России | 1997 год | в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти | |
4. Обеспечить ежегодно подготовку и распространение государственного доклада о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации | Минтруд России, Госкомстат России, федеральные органы исполнительной власти, РАМН, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 19981999 годы | 0,45 - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (по согласованию) | |
Нормтивно-правовое обеспечение социальной защиты граждан старшего поколения |
5. Подготовить проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по актуализации законодательства Российской Федерации в части гарантий прав и интересов граждан, по возрасту относящихся к старшему поколению, на основе анализа законодательства Российской Федерации и с учетом международных правовых норм | Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 1999 год | в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти | |
6. Разработать систему дополнительных правовых гарантий гражданам пожилого, старческого и престарелого возраста при совершении ими гражданских сделок с недвижимостью: внести предложения по установлению особого порядка регистрации и контроля сделок с жильем, заключаемых гражданами старших возрастных групп; обеспечить создание и внедрение модели социальной службы, предоставляющей помощь и услуги гражданам старшего поколения в обмен на жилье, земельный пай и другое имущество | Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 19971998 годы | в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти | |
7. Подготовить проекты нормативных правовых актов, предусматривающих дополнительные меры правовой защиты пожилых людей, особо нуждающихся в социальной помощи: о порядке патронирования одиноких, одиноко проживающих и проживающих в семье пожилых людей; о государственной поддержке попечительской семьи для одиноких, одиноко проживающих пожилых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и особо нуждающихся в социальной защите; о правовом и экономическом механизме приоритетной поддержки вынужденных переселенцев старших возрастных групп на период до обустройства на постоянном месте жительства; о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих обязательное включение в трудовой договор (контракт) положения о предоставлении лицам, проработавшим определенный срок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при уходе на пенсию жилой площади на территории Российской Федерации и единовременной безвозмездной ссуды на обустройство на новом месте жительства | Минтруд России, Минэкономики России, Минфин России, Минздрав России, ФМС России, Госкомсевер России, федеральные органы исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 19971999 годы | в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти | |
8. Провести согласованные мероприятия по подготовке к заключению с государствами-участниками СНГ межправительственных соглашений, предусматривающих улучшение положения пожилых людей в странах СНГ: о выравнивании в странах СНГ условий предоставления льгот и компенсаций лицам старшего поколения; об установлении в странах СНГ идентичных условий создания и деятельности предприятий ветеранских организаций | Минсотрудничество России, Минтруд России, Минфин России, МИД России с участием общественных объединений ветеранов | 19971998 годы | в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти | |
9. Разработать и представить в Правительство Российской Федерации для утверждения государственные стандарты социального обслуживания населения, устанавливающие основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания | Минтруд России, Госстандарт России, Минздрав России, федеральные органы исполнительной власти, РАМН | 19971998 годы | 0,8 в пределах федеральный средств, пре- бюджет дусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти | |
Меры по улучшению социально-экономического положения
граждан старшего поколения
10. Продолжить работу по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, имея в виду: создать новое пенсионное законодательство Российской Федерации, обеспечить стабилизацию финансового положения пенсионной системы, оптимизацию условий назначения и выплаты пенсий по старости, общее повышение размеров пенсий по старости; разработать и осуществить первоочередные меры по созданию системы дополнительного (негосударственного) пенсионного обеспечения (профессиональные пенсионные системы, частные пенсионные фонды); | Минтруд России, Минфин России, федеральные органы исполнительной власти Минтруд России, Инспекция негосударственных пенсионных фондов, федеральные органы исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 19971999 годы 19971999 годы | в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти |
разработать механизм назначения и выплаты пенсий и социальных пособий лицам пенсионного возраста без определенного места жительства, в том числе после освобождения из мест лишения свободы | Минтруд России, МВД России, Минфин России | 19981999 годы | в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти |
11. Подготовить предложения по актуализации рекомендаций по расчетам прожиточного минимума пенсионера с учетом изменения структуры потребительских расходов населения и введению расчетов величины прожиточного минимума для пенсионеров различных возрастных групп | Минтруд России, Госкомстат России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 1998 год | в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти |
12. Обеспечить улучшение организационно-практической работы по содействию занятости граждан пенсионного возраста в целях поддержания активности, реализации остаточного трудового потенциала, положения желающих трудиться граждан пенсионного возраста: провести анализ потребности в трудоустройстве граждан пенсионного возраста с учетом квалификации, возрастных особенностей, возможностей трудоустройства на современном рынке труда; обеспечить организацию специализированной территориальных центрах занятости по трудоустройству для граждан пожилого возраста; проводить анализ мер по трудоустройству лиц пенсионного возраста,обобщать и распространять опыт работы территориальных органов занятости по организации трудоустройства граждан старшего поколения | Минтруд России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 19981999 годы | в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование Министерства |
13. Разработать нормативную базу внедрения нового вида страхования пенсий для улучшения самообеспечения пожилых людей, повышения индивидуальной подготовленности граждан к наступлению старости за счет индивидуального страхования | ОАО "Росгосстрах", Минтруд России | 1998 год | в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование ОАО и Министерства |
Итого | 1.25 | | |
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Охрана и укрепление здоровья граждан старшего поколения
14. Обеспечить приобретение санитарного автотранспорта и медицинской техники для отделений больниц, обслуживающих ветеранов войн, в 47 субъектах Российской Федерации, не имеющих госпиталей для ветеранов войн (кардиомониторов, передвижных рентгеновских установок с электронно-оптическим преобразователем, переносных ультразвуковых сканеров) | Минздрав России, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 19981999 годы | 55 - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
15. Обеспечить оснащение медицинским оборудованием Института геронтологии Минздрава России в целях создания материальной базы для проведения научных исследований по геронтологии и гериатрии, разработки методик лечения и профилактики заболеваний у лиц старших возрастов | Минздрав России, федеральные органы исполнительной власти | 19981999 годы | 36 - федеральный бюджет |
16. Организовать массовое производство профилактической (малосложной ортопедической) обуви для лиц пожилого, старческого и престарелого возраста, страдающих деформациями стоп, по доступным ценам в количестве 450-500 тыс. пар в год | Минтруд России | 19981999 годы | 51 - федеральный бюджет |
Рациоализация питания лиц старших возрастных групп |
17. Разработать рекомендации по рационализации питания, оптимальные рационы питания и лечебно-профилактических продуктов для лиц пожилого, старческого и престарелого возраста | РАМН, Минздрав России | 1998 год | 0,7 - федеральный бюджет |
18. Разработать новые виды специализированных поливитаминно-минеральных комплексов и других биологически активных добавок к пище для лиц пожилого возраста и рекомендации по их применению | РАМН, Минздрав России | 19981999 годы | 1 - федеральный бюджет |
Поддержание жизнеспособности и активности граждан старшего поколения |
19. Создать сеть экспериментальных центров по апробации оздоровительных технологий и организационно-управленческих моделей физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с лицами старшего возраста на базе: Иркутского областного врачебно-физкультурного диспансера (физкультурно-спортивный комплекс "Байкал", г. Иркутск); оздоровительного центра Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта, г. Москва; центра социального обслуживания "Басманное", г. Москва; городской поликлиники N 124, г. Москва; физкультурно-оздоровительного центра "Прометей", г. Москва | ГКФТ России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 19981999 годы | 6 - федеральный бюджет 1 - 2 - 1 - 1 - 1 - |
20. Осуществить первоочередные мероприятия по формированию современной системы физкультурно-оздоровительной работы среди лиц старшего возраста, в том числе: разработать тесты для проведения обследований физического состояния, программы мониторинга, методики занятий; | ГКФТ России, РАМН | 1998 год | 6,7 - федеральный бюджет 0,8 - |
подготовить программы занятий для трансляции по телевидению; | | 19981999 годы | 1 - |
организовать подготовку и издание методической литературы; | | 19981999 годы | 3 - |
создать центр по производству видеокассет методических материалов для индивидуальных и групповых физкультурно-оздоровительных занятий; | | 1999 год | 1,2 - |
разработать типовые комплекты оборудования и оснащения для экспериментальных центров в субъектах Российской Федерации | | 19981999 годы | 0,7 - |
Итого | | | 156.4 |
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. МЕРЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Меры по обеспечению среды жизнедеятельности пожилых людей средствами архитектуры и градостроительства
21. Разработать концепцию среды жизнедеятельности пожилых людей с учетом их возрастных потребностей, включая: социальные модели жизнедеятельности для различных категорий людей старшего возраста и соответствующие медико-социальные и технологические требования к архитектурно-пространственной среде; предложения по корректировке действующей нормативно-методической документации, в том числе новые нормативные требования по вопросам жизнеобеспечения внутренней среды помещений, с учетом прогрессивных форм обслуживания пожилых людей | Госстрой России, Минздрав России, Минтруд России | 19981999 годы | 2 - федеральный бюджет 0,8 - 1,2 - |
22. Создать принципиальные схемы социально-функциональной и архитектурно-градостроительной организации среды обитания для разных социальных моделей жизнедеятельности пожилых людей и разработать нормативно-расчетные показатели размещения и формирования сети объектов социального обслуживания различной типологической принадлежности | Госстрой России, Минздрав России, Минтруд России | 19981999 годы | 3,1 - федеральный бюджет |
23. Разработать специальные типы жилых и общественных зданий и комплексов, предназначенных для жизнедеятельности пожилых людей (номенклатура типов, нормали, экспериментальное проектирование): социальные типы жилища, в том числе специальные (дома ночного пребывания, приюты и др.); специализированные типы зданий и помещений общественного обслуживания | Госстрой России, Минздрав России, Минтруд России | 19981999 годы | 11 - федеральный бюджет |
24. Разработать основы модернизации жилых, общественных зданий и элементов городской среды с учетом потребностей пожилых людей и рекомендации по реновации существующего фонда зданий социального обслуживания населения (дома-интернаты, центры социального обслуживания и др.) | Госстрой России, Минздрав России, Минтруд России | 19981999 годы | 1,8 - федеральный бюджет |
25. Подготовить программу поэтапной реализации предложений по строительству и реновации зданий и сооружений различной типологической принадлежности с учетом потребностей пожилых людей и особенностей регионального строительства | Госстрой России, Минтруд России, Минздрав России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 19981999 годы | 1,5 - федеральный бюджет |
26. Разработать предложения по оборудованию зданий и помещений различной типологической принадлежности с учетом потребностей пожилых людей | Госстрой России, Минтруд России, Минздрав России | 19981999 годы | 1 - федеральный бюджет |
Развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание граждан старшего поколения |
27. Обеспечить строительство и реконструкцию учреждений социального обслуживания различных типов для лиц пожилого возраста | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минтруд России | 19981999 годы | - - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
28. Оказать содействие в осуществлении мероприятий по материально-техническому обеспечению действующих и вновь создаваемых учреждений социального обслуживания для граждан старшего поколения с учетом необходимости повышения качества социального обслуживания, обеспечения своевременной медицинской помощи, осуществления мероприятий по социальной адаптации этой категории граждан, организации социокультурной работы, создания оптимальных условий деятельности всех служб и условий труда персонала этих учреждений, в том числе по оснащению учреждений: техническими средствами, облегчающими уход за престарелыми и инвалидами, медицинским оборудованием, технологическим оборудованием, автотранспортом | Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 19981999 годы | 337,595 - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
29. Обеспечить создание на базе отечественных серийных моделей автомобильной техники модификации специализированного транспортного средства для сельской местности в целях формирования социальной службы нового типа (мобильной) по оказанию медико-социальных и социально-бытовых услуг пожилым людям, особенно в отдаленных и труднодоступных районах (установление исходных функциональных и технологических требований, разработка технической документации, изготовление макетных образцов, изготовление и испытание опытных образцов, предложения по организации серийного производства) | Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти | 19981999 годы | 130 - федеральный бюджет |
Итого | | | 487,995 - |
Примечание.
Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции (пункт 27), определяется ежегодно по мере разработки и утверждения проектно-сметной документации и в зависимости от технического состояния зданий и сооружений по предложениям Минтруда России, а годовые объемы государственных инвестиций по данному мероприятию ежегодно уточняются при разработке проектов федерального бюджета и федеральной инвестиционной программы.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. МЕРЫ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Оптимизация социокультурной среды жизнедеятельности граждан старшего поколения
30. Осуществить меры по улучшению деятельности, направленной на обеспечение доступности социокультурной информации для пожилых людей и удовлетворение культурных запросов граждан старших возрастных групп, в том числе: организовать и провести общероссийские творческие конкурсы музыкальных произведений, кино- и телефильмов для пожилых людей и тиражирование произведений-победителей; внедрить в практику работы в социокультурной сфере проведение фестивалей ностальгического кино | Минкультуры России, Госкино России с участием творческих союзов | 19981999 годы | 30,66 - федеральный бюджет 2,2 - 28,46 - |
31. Осуществить мероприятия по созданию и укреплению материально-технической базы учреждений культуры, занимающихся работой с пожилыми людьми: создать сеть культурно-информационных центров на базе местного телевидения в субъектах Российской Федерации; создать и обеспечить работу центров-клубов для пожилых людей на базе учреждений культуры; способствовать созданию в парках сезонных (летних) клубов отдыха для пожилых людей | Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 19981999 годы | 46,56 - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации 9 - (по согласованию) 23,14 - 14,42 - |
Поддержка инициатив общественности, направленны социальной защищенности граждан старшего на обеспечение поколения |
32. Осуществить меры по оказанию государственной поддержки социальной деятельности, осуществляемой общественными объединениями, и расширению сферы взаимодействия государственных структур и общественных объединений по удовлетворению запросов и потребностей пожилых людей путем проведения ежегодных конкурсов социальных проектов | Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 19981999 годы | 6 - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
33. Организовать периодический выпуск научно-информационных сборников "Старшее поколение" (название условное), имея в виду повышение информированности специалистов социальной сферы, улучшение межведомственного взаимодействия, распространение опыта работы, привлечение внимания общественности к проблемам пожилых людей и публикацию выполненных по Программе научно-исследовательских работ | Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти | 19981999 годы | 21 - федеральный бюджет |
Итого | | | 104,22 |
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Проведение научных исследований и опытно-экспериментальной работы
34. Организовать проведение на конкурсной основе научных исследований по актуальным вопросам согласно примерному перечню тем для научной разработки: теоретические, методологические и организационные основы обеспечения социальной защищенности граждан старшего поколения, повышения их роли в социальном развитии; проблемы охраны здоровья лиц старшего поколения и предупреждения преждевременного старения; научно-методическое обеспечение психологической реабилитации пожилых людей; научно-методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми; актуальные проблемы теории и методики социального обслуживания граждан старшего поколения; научно-методическое обеспечение социокультурной работы с пожилыми людьми; научно-методическое обеспечение деятельности по оказанию помощи вынужденным переселенцам старших возрастных групп | Минтруд России Минздрав России, Госкомстат России, Минтруд России, Госкомсевер России, РАМН Минтруд России, Минздрав России, ГКФТ России, РАМН Минтруд России Минкультуры России ФМС России, Минтруд России | 19981999 годы | 9,25 - федеральный бюджет 2,23 - 2,15 - 0,47 - 1,44 - 1,86 - 0,4 - 0,7 - |
35. Обеспечить организацию и проведение опытно-экспериментальной работы по созданию оптимальной системы социального обслуживания граждан старшего поколения в 6 пилотных территориях с учетом особенностей демографической ситуации и социально-экономического положения субъектов Российской Федерации | Минтруд России | 19981999 годы | 23 - федеральный бюджет |
36. Обеспечить проведение исследований и научно-методической работы по проблемам, связанным со старением населения, осуществление научных обменов на базе: межотраслевого научно-методического и информационного центра по проблемам социальной геронтологии, создаваемого в Московском государственном социальном университете; межрегиональных научно-методических и информационных центров по проблемам пожилых людей, образуемых в действующих научных учреждениях, образовательных учреждениях высшего профессионального образования в экономических районах, в наибольшей степени затронутых процессом старения населения | Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 19981999 годы | 26 - федеральный бюджет |
Совершенствование статистической базы |
37. Провести мероприятия по совершенствованию статистической базы деятельности государственных систем по обеспечению социальной защиты пожилых людей: специальное социо-экономико-демографическое обследование положения пожилых людей в целях получения информации о социально-демографических характеристиках, уровне и условиях жизни, проблемах и потребностях различных категорий пожилых людей на макроуровне, по экономическим районам и субъектам Российской Федерации; разработку и внедрение системы статистических показателей, характеризующих старшее поколение в целом как социально-демографический слой населения | Минтруд России, Госкомстат России, федеральные органы исполнительной власти, РАМН, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минтруд России, Госкомстат России, РАМН, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 19981999 годы | 5,9 - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации 4,5 - (по согласованию) 1,4 - |
Информатизация проблем старения населения и проблем граждан старшего поколения |
38. Разработать пакет программных средств, обеспечивающих автоматизированное создание и использование базы данных в интересах решения проблем организации посильной занятости граждан старшего возраста с учетом их профессиональных возможностей и потребности регионов в специалистах Минтруд России | 19981999 годы | 3,2 - федеральный бюджет |
39. Разработать автоматизированную справочную систему по проблемам пожилых людей | Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти | 19981999 годы | 3,5 - федеральный бюджет |
40. Разработать сетевое программное обеспечение комплекса задач подсистемы "социальная помощь пожилым людям" в информационной автоматизированной системе медико-социальной экспертизы | Минтруд России | 1999 год | 0,7 - федеральный бюджет |
Кадровое и учебно-методическое обесп | чение |
41. Провести работу по определению потребности в специалистах социальной сферы, обеспечивающих предоставление помощи и услуг гражданам старшего поколения | Минтруд России, Минэкономики России, Минобразование России, Минкультуры России, ГКФТ России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 1998 год | в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти |
42. Организовать подготовку в образовательных учреждениях высшего профессионального образования специалистов для отраслей социальной сферы по работе с пожилыми людьми (по заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), в том числе: по социальной геронтологии в рамках специальности "Социальная работа" в 20 учреждениях; по специализации "Социальные проблемы граждан старшего поколения" в рамках специальности "Социальная педагогика" в 24 учреждениях; по специализации "Реализация интеллектуальных и культурных возможностей граждан старшего поколения" в рамках специальности "Андрогогика" в 5 учреждениях; специалистов для работы с пожилыми людьми в образовательных учреждениях высшего профессионального образования культуры | Минобразование России, Минтруд России, Минздрав России, Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 19981999 годы | 19,95 - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (по согласованию) 6,1 - 4,9 - 3,7 - 5,25 - |
43. Организовать последипломное обучение (усовершенствование) врачей-специалистов различного профиля и среднего медицинского персонала по геронтологии и гериатрии | Минздрав России, Минобразование России | 19971999 годы | в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти |
44. Подготовить: методические рекомендации по геронтологии и гериатрии для врачей общей лечебной сети; усовершенствованные программы базовой подготовки врачей лечебного профиля и среднего медицинского персонала по геронтологии и гериатрии | Минздрав России | 19971999 годы | 2,1 в пределах федеральный средств, пре- бюджет дусмотренных на текущее финансирование Министерства |
45. Организовать и провести международные и национальные (общероссийские, межрегиональные) научно-практические конференции, симпозиумы, семинары по проблемам старения населения, обеспечения социальной защищенности пожилых людей в целях расширения научных обменов, распространения опыта, развития взаимодействия с общественностью | Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти | 19981999 годы | 5 - федеральный бюджет |
Итого | | | 98,6 - |
Всего | | | 848,465 |
Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Старшее поколение" на 1997-1999 годы
БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА(млрд. рублей) |
| 1997-1999 годы | 1997 год* |
Всего | 848,465 | |
в том числе: | | |
капитальные вложения** | | |
научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки | 39,65 | |
прочие нужды | 808,815 | |
* Финансирование мероприятий Программы в 1997 году осуществляется за счет источников и средств, предусмотренных на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти, учреждений и организаций-исполнителей.
** Объекты капитальных вложений ежегодно уточняются при разработке проектов федерального бюджета и федеральной инвестиционной программы.
Приложение N 3
к федеральной целевой программе
"Старшее поколение" на 1997-1999 годы
ПЕРЕЧЕНЬ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В 1998-1999 ГОДАХ | Сроки | Количество | Исполнители | Стоимость (млрд. рублей) |
1. | "УАЗ-3962" | Санитарный автотранспорт | 38,5 |
1998-1999 годы | 700 шт. | АО "АвтоУАЗ", г. Ульяновск |
2. | "УАЗ-31512" (санитарный) | 1998-1999 годы | 300 шт. | АО "АвтоУАЗ", г. Ульяновск | 3,5 |
3. | "ГАЗ-31021" (санитарный) | 1998-1999 годы | 100 шт. | АО "ГАЗ", г. Нижний Новгород | 6 |
Автобусы и микроавтобусы |
4. | "ПАЗ-3205" | 1998-1999 годы | 300 шт. | АО "Павловский автобус", г. Павловона Нижегородской области | 34,5 ке |
5. | "УАЗ-2206" | 1998-1999 годы | 150 шт. | АО "АвтоУАЗ", г. Ульяновск | 6,75 |
Итого 89,25 |
Приложение N 4
к федеральной целевой программе
"Старшее поколение" на 1997-1999 годы
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТКИ ПО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ"СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 1997-1999 ГОДЫ
Тема | Сроки | Результат | Стоимость (млрд. рублей) |
всего | в том числе 1997 год |
Теоретические, методологические и организационные основы обеспечения социальной защищенности граждан старшего поколения, повышения их роли в социальном развитии
1. Моделирование процессов старения населения в Российской Федерации и прогноз социально-демографического положения пожилых людей | 1998 год | прогноз динамики процессов старения населения и изменений социально-демографического положения пожилых людей на период до 2050 года | 0,2 | |
2. Социальное развитие Российской Федерации и роль граждан старшего поколения в социальном развитии страны | 1998 год | оценка влияния фактора старения населения на социальное развитие страны, особенностей роли пожилых людей в контексте социального развития | 0,15 | |
3. Взаимодействие государственных и общественных систем и служб при решении социальных проблем пожилых людей | 1998 год | анализ состояния и перспектив развития взаимодействия | 0,1 | |
4. Изучение качества и образа жизни пожилых людей на этапе экономических реформ в Российской Федерации | 19981999 годы | установление взаимосвязи и взаимовлияния качества и образа жизни пожилых людей и разработка предложений по улучшению качества и образа жизни граждан старшего поколения | 0,2 | |
5. Средства массовой информации и старшее поколение | 1998 год | выявление роли средств массовой информации как фактора формирования благоприятного образа старости | 0,1 | |
6. Проведение системного анализа законодательства Российской Федерации в части обеспечения конституционных прав и интересов граждан Российской Федерации, по возрасту относящихся к старшему поколению | 19981999 годы | предложения по актуализации законодательства Российской Федерации в интересах пожилых людей | 0,25 | |
7. Проведение сравнительного анализа социального законодательства Российской Федерации, международных правовых актов и законодательных актов зарубежных стран в отношении пожилых людей | 19981999 годы | предложения по учету международных правовых норм и зарубежного опыта правотворчества в законодательстве Российской Федерации в отношении пожилых людей | 0,25 | |
8. Разработка модельной типологии по нормативному разграничению предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в части обеспечения социальной защищенности граждан старшего поколения | 1998 год | рекомендации по учету прав и интересов пожилых людей при подготовке нормативных правовых актов | 0,1 | |
9. Проведение актуарных исследований в области затрат на пенсионное и другие виды социального обеспечения граждан старшего поколения | 19981999 годы | прогноз динамики затрат на пенсионное и иные виды социального обеспечения пожилых людей на период до 2015 года | 0,31 | |
10. Социальное страхование как мера обеспечения социальной защищенности пожилых людей | 1999 год | анализ и теоретическое обоснование использования страховых механизмов в социальной защите пожилых людей | 0,15 | |
11. Изучение потребности лиц старшего поколения в различных видах защиты и помощи | 1998 год | определение потребности лиц старшего поколения в зависимости от возраста, состояния здоровья, семейного, имущественного положения, места жительства и других факторов | 0,15 | |
12. Организационные основы социальной защиты лиц старшего поколения | 1998 год | теоретическое обоснование и моделирование организационных основ социальной защиты граждан старшего поколения | 0,15 | |
13. Социально-психологические основы социальной работы с пожилыми людьми | 1998 год | рекомендации по учету особенностей социальной работы с пожилыми людьми | 0,12 | |
Итого | | | 2,23 | |
Проблемы охраны здоровья лиц старшего поколения и предупреждения преждевременного старения
14. Концепция здорового старения населения | 1998 год | предложения о мероприятиях по укреплению здоровья населения Российской Федерации в целях обеспечения здорового старения | 0,13 | |
15. Ретроспективный анализ заболеваемости граждан старших возрастных групп и прогноз состояния их здоровья в среднесрочной и долгосрочной перспективе | 1998 1999 годы | предложения о мерах по организации медико-социальной помощи пожилым людям | 0,3 | |
16. Медико-социальные проблемы различных категорий пожилых людей в современных условиях | 1998 1999 годы | социально-гигиеническая оценка современных проблем и состояния оказания медицинской помощи различным категориям пожилых людей; выявление особенностей заболеваемости в различных социальных группах; оценка распространенности сочетанной и множественной патологии для определения адекватных объемов медицинских услуг; определение потребности в различных видах медицинской и социальной помощи | 0,22 | |
17. Медико-социальные особенности старения в различных социальных группах населения | 1998 1999 годы | выявление социально-гигиенических особенностей возрастных изменений смертности, заболеваемости, субъективных оценок здоровья, некоторых функциональных и морфологических характеристик; определение категорий пожилых людей, отличающихся особенностями социальных и социально-психологических характеристик; характеристика особенностей темпов возрастных изменений (ускоренное старение, замедленное старение) в связи с условиями и качеством жизни | 0,18 | |
18. Научное обоснование и действующая модель специализированного гериатрического кабинета для территориальных амбулаторно-поликлинических учреждений и центров профилактики | 1998 1999 годы | создание демонстрационно-обучающего модуля оказания специализированной гериатрической помощи с учетом современных данных о физиологии лиц старшего возраста и особенностей патогенеза характерных заболеваний | 0,1 | |
19. Разработка научно-методических подходов к определению ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности лиц старшего поколения | 1998 1999 годы | методические указания о подходах к определению ограничений жизнедеятельности лиц старшего возраста; критерии оценки ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности лиц старшего поколения | 0,22 | |
20. Разработка критериев разграничения категорий лиц старшего поколения для дифференциации мер по обеспечению социальной защищенности | 1998 год | рекомендации по определению критериев разграничения категорий лиц старшего поколения и показаний по применению различных видов социальной помощи и защиты лиц старшего поколения | 0,1 | |
21. Социально-гигиеническая характеристика лиц старшего поколения | 1998 год | рекомендации по учету особенностей контингента лиц старшего поколения по категориям и группам | 0,12 | |
22. Особенности организации медико-социальной экспертизы лиц старшего поколения | 1998 год | предложения по улучшению организации медико-социальной экспертизы и определения инвалидности лиц старшего поколения | 0,2 | |
23. Изучение уровня и структуры инвалидности лиц старшего поколения | 1998 год | предложения о новых концептуальных подходах к определению инвалидности лиц старшего поколения | 0,15 | |
24. Разработка основных принципов и организационных форм медико-социальной реабилитации инвалидов пожилого возраста | 1998 год | проект положения о медико-социальной реабилитации лиц старшего поколения | 0,1 | |
25. Принципы и формы деятельности по организации социально-трудовой реабилитации лиц пожилого возраста, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним | 1998 1999 годы | предложения и рекомендации по созданию системы социально-трудовой реабилитации пожилых граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним | 0,33 | |
Итого | | | 2,15 | |
Научно-методическое обеспечение психологической реабилитации пожилых людей
26. Проведение комплексного исследования по психологии старения. (Изучение динамики и психологии развития в позднем возрасте. Сравнительный анализ психики на ранних и поздних ступенях онтогенеза. Изучение особенностей социализации и социальной адаптации, изменения социальных стереотипов, образа самоидентификации в пожилом возрасте) | 1998 1999 годы | выявление основных факторов, влияющих на социализацию пожилых людей, создание психокоррекционных программ по работе с пожилыми людьми для психогеронтологов и социальных работников; подготовка специальной литературы (учебные пособия, словари-справочники) | 0,35 | |
27. Разработка рекомендаций по формированию программ социально-психологической реабилитации лиц старшего поколения | 1998 год | рекомендации по организации социально-психологической реабилитации лиц старшего возраста, внедрению программы социально-психологической реабилитации лиц старшего поколения | 0,12 | |
Итого | | | 0,47 | |
Научно-методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми
28. Физические особенности пожилых людей, их психофизическое состояние в современном обществе | 1998 1999 годы | предложения по учету особенностей адаптации организма к нагрузкам различного характера | 0,24 | |
29. Изучение резервных возможностей организма людей среднего и пожилого возраста (на примере ветеранов спорта) | 1998 1999 годы | предложения по нормированию физических нагрузок на основе экспериментальных данных | 0,25 | |
30. Разработка средств и методов закаливания и повышения сопротивляемости организма пожилых людей к неблагоприятным условиям внешней среды | 1998 год | создание современных методик закаливания и повышения сопротивляемости организма пожилых людей | 0,2 | |
31. Проведение системного анализа здорового образа жизни и его специфических компонентов у граждан старшего поколения | 1998 1999 годы | формирование методологической базы для разработки индивидуализированных программ оздоровления граждан старшего поколения | 0,15 | |
32. Обоснование рационального двигательного режима людей пожилого возраста | 1998 год | рекомендации по объему и структуре двигательной активности людей пожилого возраста | 0,2 | |
33. Теоретическое и экспериментальное обоснование комплексной системы целенаправленных физкультурно-оздоровительных занятий с людьми пожилого возраста | 1998 1999 годы | разработка технологии рационального построения комплексных физкультурно-оздоровительных программ для занятий с людьми пожилого возраста | 0,4 | |
Итого | | | 1,44 | |
Актуальные проблемы теории и методики социального обслуживания граждан старшего поколения
34. Разработка новых социальных технологий обслуживания лиц старшего поколения в учреждениях социального обслуживания различных типов | 19981999 годы | рекомендации по применению новых технологий обслуживания лиц старшего поколения | 0,21 | |
35. Разработка типологии и номенклатуры учреждений социального обслуживания для лиц старшего поколения | 1998 год | методические рекомендации по организации деятельности различных типов учреждений социального обслуживания для лиц старшего поколения | 0,18 | |
36. Разработка нормативов потребности в развитии сети реабилитационных учреждений для лиц старшего поколения | 1998 год | предложения по введению нормативов потребности в развитии сети реабилитационных учреждений, рекомендации по определению нормативов потребности в развитии сети реабилитационных учреждений для лиц старшего поколения на региональном уровне | 0,15 | |
37. Создание организационно-функциональных моделей реалибитационных учреждений для лиц пожилого возраста | 19981999 годы | предложения по внедрению моделей реабилитационных учреждений для лиц пожилого возраста и разработка проекта положения о реабилитационном учреждении указанного типа | 0,23 | |
38. Разработка единых требований обеспечения учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста техническими средствами и оборудованием | 1998 год | типовой табель оснащения техническими средствами и оборудованием учреждений социального обслуживания для пожилых граждан (в том числе при отсутствии возможности самостоятельного передвижения) | 0,12 | |
39. Разработка социальных технологий по профилактике бродяжничества и нищенства пожилых людей | 19981999 годы | рекомендации по модернизации социальных технологий по профилактике бродяжничества и нищенства для применения в специальных домах-интернатах, пенитенциарных учреждениях, в семьях | 0,2 | |
40. Разработка показателей эффективности деятельности учреждений социального обслуживания пожилых людей | 1998 год | система показателей эффективности деятельности учреждений социального обслуживания пожилых людей и подготовка предложений по ее внедрению | 0,13 | |
41. Организационные основы развития социальных учреждений социального обслуживания геронтологического профиля | 1998 год | структурно-функциональная модель геронтологического центра и рекомендации по ее внедрению | 0,15 | |
42. Разработка специальной системы управления и функционирования учреждений, занимающихся распределением предметов первой необходимости и материальной помощи для малообеспеченных и социально уязвимых пожилых людей | 1998 год | рекомендации по улучшению работы учреждений в целях обеспечения адресности, своевременности и доступности оказания социальной помощи малообеспеченным и социально уязвимым пожилым людям | 0,16 | |
43. Разработка методик определения потребности граждан старшего поколения в услугах стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания | 19981999 годы | рекомендации по созданию оптимальной сети учреждений социального обслуживания с учетом особенностей их размещения в инфраструктуре крупных, средних и малых городов, сельских районов | 0,33 | |
Итого | | | 1,86 | |
Научно-методическое обеспечение социокультурной работы с пожилыми людьми
44. Концепция социокультурной и образовательной работы с пожилыми людьми на период до 2005 года | 1999 год | предложения по установлению принципов, целей и подходов к обеспечению социокультурной и образовательной работы с пожилыми людьми в контексте социального развития | 0,25 | |
45. Изучение современных проблем пожилых людей в сфере культуры и пути их преодоления | 1998 год | предложения и рекомендации по совершенствованию социокультурного обслуживания пожилых людей | 0,15 | |
Итого | | | 0,4 | |
Разработка научных основ деятельности по оказанию помощи вынужденным переселенцам старших возрастных групп |
46. Оценка эффективности мер государственной помощи лицам старших возрастных групп, относящимся к категории вынужденных переселенцев, при обустройстве на территории Российской Федерации | 1998 год | предложения по усилению мер государственной помощи вынужденным переселенцам старших возрастных групп | 0,25 | | |
47. Изучение положения и миграционных намерений русскоязычного населения старших возрастных групп в Казахстане, государствах Средней Азии, Балтии и Закавказья | 19981999 годы | прогноз миграционных намерений на среднесрочный период и предложения по развитию социальных служб, обеспечивающих предоставление помощи вынужденным переселенцам старших возрастных групп | 0,45 | |
Итого | | | 0,7 | |
Всего | | | 9,25 | |