Последнее обновление: 04.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минфина РФ от 25.05.99 N 38н (ред. от 20.06.2002) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказов Минфина РФ от 18.07.2001 N 53н, от 05.10.2001 N 82н, от 02.11.2001 N 89н, от 07.12.2001 N 106н, от 28.12.2001 N 118н, от 27.02.2002 N 12н, от 20.06.2002 N 59н)
I. Общие положения1. Настоящие Указания разработаны в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4030; 2000, N 32, ст. 3338) и устанавливают правила применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее - бюджетная классификация).
Бюджетная классификация предусматривает присвоение объектам классификации соответствующих группировочных кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документации, представление необходимой информации для составления консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также отчетов об их исполнении.
Бюджетная классификация применяется также для составления и исполнения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Бюджетная классификация включает:
классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;
классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;
ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, в части целевых статей и видов расходов бюджетов Российской Федерации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
Изменение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации производится только путем внесения изменений в настоящий Приказ.
II. Классификация доходов бюджетов Российской ФедерацииКлассификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
Классификация доходов предусматривает следующие группы, которые состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения:
1000000 - налоговые доходы;
2000000 - неналоговые доходы;
3000000 - безвозмездные перечисления;
4000000 - доходы целевых бюджетных фондов;
5000000 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В группу "Налоговые доходы" (1000000) включаются следующие подгруппы:
1010000 - налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
1020000 - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
1030000 - налоги на совокупный доход;
1040000 - налоги на имущество;
1050000 - платежи за пользование природными ресурсами;
1060000 - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
1400000 - прочие налоги, пошлины и сборы.
В группу "Неналоговые доходы" (2000000) включаются следующие подгруппы:
2010000 - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций;
2040000 - доходы от продажи земли и нематериальных активов;
2050000 - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
2060000 - административные платежи и сборы;
2070000 - штрафные санкции, возмещение ущерба;
2080000 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
2090000 - прочие неналоговые доходы.
В группу "Безвозмездные перечисления" (3000000) включаются следующие подгруппы:
3020000 - от бюджетов других уровней;
3030000 - от государственных внебюджетных фондов;
3040000 - от государственных организаций;
3050000 - от наднациональных организаций;
3060000 - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
В группу "Доходы целевых бюджетных фондов" (4000000) включаются следующие целевые бюджетные фонды:
4010000 - дорожные фонды;
4020000 - экологические фонды;
4060000 - Фонды воспроизводства минерально - сырьевой базы;
4080000 - Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
4200000 - Целевые бюджетные фонды субъектов Российской Федерации (утверждаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
В целях усиления контроля за получением неналоговых доходов введена группа доходов "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" (5000000), на которой отражаются доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями.
В связи с принятием второй части Налогового кодекса Российской Федерации уточняется редакция некоторых статей и подстатей доходов:
"Налог на доходы физических лиц", "Налог на доходы физических лиц, удерживаемый предприятиями, учреждениями, организациями", "Налог на доходы физических лиц, удерживаемый налоговыми органами". Вводятся следующие виды доходов:
единый социальный налог (взнос) (1010500), зачисление взносов, уплаченных в составе единого социального налога (взноса), для перечисления в Пенсионный фонд Российской Федерации (1010510), зачисление взносов, уплаченных в составе единого социального налога (взноса), для перечисления в Фонд социального страхования Российской Федерации (1010520), зачисление взносов, уплаченных в составе единого социального налога (взноса), для перечисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (1010530), зачисление взносов, уплаченных в составе единого социального налога (взноса), для перечисления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (1010540). На этих вновь введенных кодах отражаются также платежи в погашение задолженности по единому социальному налогу (взносу), начисленные пени и штрафы в государственные социальные внебюджетные фонды, имеющиеся у организаций в текущем году.
Платежи в погашение задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за прошедшие годы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования отражаются на новых кодах классификации доходов бюджетов Российской Федерации (1400310 - 1400313).
Недоимка, пени, штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации уплачиваются в федеральный бюджет и отражаются по вновь вводимому коду 1400305 "Недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства Фонда занятости, возвращаемые организациями, в соответствии с ранее заключенными договорами (соглашениями)".
В подгруппу "Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций" (2010000) включена статья "Доходы от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на результаты научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ и технологических работ военного, специального и двойного назначения" (2016000), для отражения средств, получаемых от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной собственности. По данной предметной статье отражаются суммы, поступающие по лицензионным договорам, заключаемым в установленном порядке с физическими и юридическими лицами при вовлечении результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, в экономический и гражданско - правовой оборот, а также средства, поступающие в результате осуществления мероприятий по претензионной работе по восстановлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в Российской Федерации и за рубежом, а также иных поступлений от осуществления мероприятий по правовой защите интересов Российской Федерации в сфере интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для правильного зачисления, дальнейшего расходования и учета средств вышеназванная статья подразделяется на следующие подстатьи: "Платежи, поступающие по лицензионным договорам, и иные поступления от мероприятий по правовой защите интересов Российской Федерации в сфере интеллектуальной деятельности" (2016010) и "Платежи от мероприятий по претензионной работе по восстановлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в Российской Федерации и за рубежом" (2016020).
В соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации вводятся новые и уточняются редакции некоторых позиций по акцизным платежам, зачисляемым по следующим статьям "Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации" (1020200) и "Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации" (1020300).
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в целях соблюдения нормативов отчислений, установленных законодательством Российской Федерации, доходы от уплаты федеральных налогов и сборов распределяются в порядке межбюджетного регулирования доходов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Платежи за пользование недрами зачисляются в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, исходя из следующей таблицы:
В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" утратили силу Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 141-ФЗ "О налоге на отдельные виды транспортных средств" и абзац четвертый пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации". На основании этого из статьи 1400300 "Прочие федеральные налоги" исключается подстатья 1400301 "Налог на отдельные виды транспортных средств", а из статьи 4010200 "Территориальные дорожные фонды" исключается подстатья 4010203 "Налог на приобретение автотранспортных средств".
Упразднен ряд целевых бюджетных фондов, в связи с чем ранее отражаемые в этих фондах налоговые и неналоговые платежи предусмотрены в доходах федерального бюджета по соответствующим статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Так, в связи с упразднением Фонда воспроизводства минерально - сырьевой базы, в налоговых доходах предусмотрена статья "Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы" (1050900). Ликвидация Федерального дорожного фонда Российской Федерации повлекла за собой введение новых подстатей в налоговые платежи 1400303 "Налог на пользователей автомобильных дорог" и 1400304 "Налог на реализацию горюче - смазочных материалов" в части отражения недоимки, пени и штрафов соответственно по налогу на пользователей автомобильных дорог и по налогу на реализацию горюче - смазочных материалов, уплачиваемых ранее в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до введения в действие Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" и введение в группу 2000000 "Неналоговые доходы" новой статьи 2018000 "Средства от эксплуатации и использования имущества федеральных автомобильных дорог". В связи с упразднением Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов в группу 2000000 "Неналоговые доходы" была введена новая статья 2017000 "Плата за пользование водными биологическими ресурсами".
Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" изменена редакция статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в неналоговых доходах классификации доходов бюджетов Российской Федерации уточнена редакция статьи 2012000 "Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей".
III. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской ФедерацииСтруктура функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации изменена с целью максимальной концентрации в соответствующих разделах расходов, связанных с функциональной деятельностью отдельных федеральных органов исполнительной власти.
Введен новый раздел 2500 "Военная реформа" и подраздел 2501 "Проведение военной реформы".
Исходя из того, что в соответствии с законодательством Российской Федерации железнодорожные войска предназначаются для технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог, в целях обеспечения боевой и мобилизационной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, расходы, связанные с содержанием железнодорожных войск, из раздела 0700 "Промышленность, энергетика и строительство", подраздела 0707 "Строительство, архитектура", перенесены в раздел 0400 "Национальная оборона", подраздел 0403 "Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки".
Так как Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим специальные функции в рамках обеспечения безопасности государства, и в составе указанного федерального органа исполнительной власти проходят службу сотрудники органов внутренних дел, расходы, связанные с содержанием органов фельдъегерской службы, из раздела 1000 "Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика", подраздела 1007 "Связь", перенесены в раздел 0500 "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", вновь введенный подраздел 0511 "Государственная фельдъегерская служба".
Расходы, связанные с содержанием органов специального строительства, из подраздела 0707 "Строительство, архитектура", выделены в самостоятельный подраздел 0710 "Содержание органов специального строительства".
Все виды социальных выплат из раздела 1300 "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", подраздела 1301 "Государственные программы ликвидации последствий аварий и других катастроф", перенесены в раздел 1800 "Социальная политика", подраздел 1802 "Социальная помощь".
В связи с упразднением с 1 января 2001 года Государственного фонда занятости населения Российской Федерации расходы, ранее производимые за счет средств этого фонда, предусмотрены в разделе 1800 "Социальная политика", подразделах 1801 и 1806, при этом подраздел 1801 изложен в следующей редакции: "Учреждения социального обеспечения и службы занятости".
Расходы неторгового характера в иностранной валюте отражаются по соответствующим разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в зависимости от направления их использования. В связи с этим расходы неторгового характера, ранее отражаемые по разделу 0300 "Международная деятельность", подразделу 0301 "Международное сотрудничество", целевой статье 134 "Операции неторгового характера", виду расходов 059 "Расходы по обеспечению внешней безопасности", производится по разделу 0400 "Национальная оборона", подразделу 0401 "Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации", разделу 0500 "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", подразделам 0501 "Органы внутренних дел", 0505 "Органы государственной безопасности" и 0506 "Органы пограничной службы", разделу 1800 "Социальная политика", подразделу 1804 "Пенсии военнослужащим" с сохранением кода целевой статьи и вида расходов.
Другая часть расходов неторгового характера, отражаемая ранее по разделу 0300 "Международная деятельность", подразделу 0301 "Международное сотрудничество", целевой статье 135 "Участие в миротворческой деятельности", виду расходов 058 "Расходы на подготовку и участие военного и гражданского персонала в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности", начиная с 2001 года, отражаются по разделу 0400 "Национальная оборона", вновь вводимому подразделу 0404 "Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности" с сохранением целевой статьи и вида расходов. В связи с этим из раздела 0300 "Международная деятельность" исключается подраздел 0302 "Участие в миротворческой деятельности".
В разделе 0400 "Национальная оборона" введен подраздел 0407 "Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны" в состав которого включены расходы, ранее отражаемые по разделам 0704 "Конверсия оборонной промышленности" и 0705 "Другие отрасли промышленности".
В основном ликвидированы все целевые федеральные бюджетные фонды, за исключением Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии (4080000). Ликвидация Федерального дорожного фонда повлекла за собой введение новой целевой статьи "Государственная поддержка дорожного хозяйства" (479).
Изменена структура раздела "Финансовая помощь бюджетам других уровней", в которой созданы в виде целевых статей следующие фонды:
Фонд компенсаций;
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
Фонд развития региональных финансов;
Фонд регионального развития.
В связи с введением с 2001 года новой целевой статьи "Фонд компенсаций" (489) для четкого определения сферы финансовой ответственности субъектов Российской Федерации за реализацию федеральных законов социального характера, одновременно были предусмотрены новые виды расходов, по которым будут передаваться денежные средства в форме субсидий и других средств в бюджеты субъектов Российской Федерации по взаимным расчетам на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Средства федерального бюджета, выделяемые из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, предоставляются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также субсидий для обеспечения государственной финансовой поддержки закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно - коммунального хозяйства. Из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации предоставляются также средства в виде субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области.
Для активизации процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Российской Федерации, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ создан Фонд развития региональных финансов (целевая статья "488 Фонд развития региональных финансов"). Порядок предоставления и расходования субвенций из Фонда развития региональных финансов осуществляется на конкурсной основе между субъектами Российской Федерации, проводящими реформы в сфере управления бюджетами и соблюдающими установленные Правительством Российской Федерации требования к экономической политике.
Методологически объединенная совокупность соответствующих частей федеральных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных капиталовложений, а также дополнительная финансовая помощь высокодотационным субъектам Российской Федерации осуществляется за счет Фонда регионального развития (целевая статья "487 Фонд регионального развития"). В рамках Фонда регионального развития консолидируются инвестиционные расходы федерального бюджета (в том числе - по реализации федеральных целевых программ развития регионов).
Возврат суммы основного долга по бюджетным кредитам (бюджетным ссудам), предоставленным ранее из федерального бюджета на сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и товаров производственно - технического назначения текстильной и легкой промышленности, структурную перестройку производства, централизованный завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, поддержку сезонной заготовки топлива на электростанциях, закачки газа в подземные хранилища, проведение ремонта энергетического оборудования и обеспечения населения топливом, реализацию высокоэффективных контрактов на реализацию и поставку продукции, в том числе на экспорт, на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива для предприятий лесной промышленности, на покрытие убытков речного транспорта, связанных с возникновением в отрасли кассовых разрывов при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации сезонного характера, осуществление инвестиционных проектов в угольной отрасли, выполнение высокоэффективных научно - технических разработок, имеющих коммерческую значимость, на восстановление убыточных и неперспективных производств, на пополнение оборотных средств, товарный кредит, выданный в 1995 - 1996 годах, на поставку горюче - смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям и мазута сахарным заводам, на приобретение дорожной техники и другого имущества, необходимого для функционирования федеральных дорог, возврат средств федерального бюджета, выделенных предприятиям и организациям для финансирования программ конверсии оборонной промышленности, погашение иных бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) отражаются в разделе "Прочие расходы", подразделе "Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды) функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации со знаком "минус". Процентные платежи отражаются в классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
IV. Экономическая классификация расходов бюджетов Российской ФедерацииЭкономическая классификация состоит из пяти уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов.
В состав экономической классификации входят следующие группы расходов:
200000 - капитальные расходы;
300000 - предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) за
вычетом погашения.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не являющиеся капитальными расходами в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
В группу "Текущие расходы" включаются следующие подгруппы:
110000 - закупки товаров и оплата услуг;
120000 - выплата процентов;
130000 - субсидии, субвенции и текущие трансферты;
140000 - оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.
В свою очередь в подгруппу "Закупки товаров и оплата услуг" (110000) включаются следующие предметные статьи:
110100 - оплата труда;
110200 - начисления на оплату труда (единый социальный налог (взнос), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
110300 - приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
110400 - командировки и служебные разъезды;
110500 - транспортные услуги;
110600 - оплата услуг связи;
110700 - оплата коммунальных услуг;
110800 - оплата геолого - разведочных работ;
110900 - оплата услуг по типовому проектированию;
111000 - прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг.
Предметная статья 110100 "Оплата труда" дополнена подстатьей 110150 "Компенсация налога на доходы физических лиц", предусматривающей выплату ежемесячной денежной компенсации в сумме уплачиваемого налога на доходы физических лиц с денежного довольствия и других вознаграждений и выплат, получаемых военнослужащими и приравненными к ним лицами, а также c денежного содержания прокурорских работников и c заработной платы судей. Указанная статья используется для отражения расходов Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федеральной службы специального строительства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, высших органов государственной власти и федеральных органов исполнительной власти, к которым в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации прикомандированы военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, судей Российской Федерации.
В предметную статью 111000 "Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг" вводится подстатья 111060 "Прочие непредвиденные расходы федерального значения", по которой отражается финансирование непредвиденных расходов и мероприятий, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
Отражение операций за счет резервных фондов Президента Российской Федерации, резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления осуществляется по ведомственной и экономической классификациям, по которым классифицируется конкретный расход за счет указанных фондов.
В подгруппу 120000 "Выплата процентов" включаются следующие предметные статьи:
120100 - выплата процентов по государственному внутреннему долгу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, внутреннему долгу муниципальных образований;
120200 - прочие расходы, связанные с обслуживанием внутреннего долга;
120400 - выплата процентов по государственному внешнему долгу Российской Федерации;
120500 - выплата процентов по государственному внешнему долгу субъектов Российской Федерации.
Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга Российской Федерации производится путем выплаты процентов по кредитным соглашениям и договорам, выплаты денежных выигрышей, купонного дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам.
Суммы выплаченного дисконта (или разницы между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным и муниципальным ценным бумагам также отражаются как расходы на обслуживание государственного и муниципального долга.
Доходы, полученные от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного и муниципального долга в текущем году.
В подгруппу 130000 "Субсидии, субвенции и текущие трансферты" включаются следующие предметные статьи:
130100 - субсидии и субвенции;
130200 - текущие трансферты;
130300 - трансферты населению.
В свою очередь предметные статьи подразделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение расходов бюджетов.
Предметная статья 130100 "Субсидии и субвенции" состоит из следующих подстатей:
130110 Субсидии государственным организациям и организациям других форм собственности;
130120 Субсидии финансовым организациям;
130130 Убытки организаций, возникающие при продаже товаров
(работ, услуг);
130140 Прочие субсидии;
130150 Субвенции.
Предметная статья 130200 "Текущие трансферты" состоит из следующих подстатей:
130210 Средства, передаваемые бюджетам других уровней;
130220 Трансферты неприбыльным организациям.
Предметная статья 130300 "Трансферты населению" состоит из следующих подстатей:
130310 Выплаты пенсий и пособий;
130320 Стипендии;
130330 Прочие трансферты населению;
130340 Компенсации на лечение;
130350 Ссуды на обзаведение хозяйством.
Трансфертные платежи - безвозмездные и невозвратные платежи, не предполагающие компенсации в виде специально оговоренных выплат или товаров и услуг в обмен на производимый платеж.
Трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
В группу 240000 "Капитальные расходы" включаются следующие подгруппы:
240000 - капитальные вложения в основные фонды;
250000 - создание государственных запасов и резервов;
260000 - приобретение земли и нематериальных активов;
270000 - капитальные трансферты.
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой (включая расходы на приобретение акций действующих организаций), средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
В подгруппу "Капитальные вложения в основные фонды" включаются предметные статьи:
240100 - приобретение и модернизация оборудования и предметов
длительного пользования;
240200 - капитальное строительство;
240300 - капитальный ремонт.
Подгруппа 250000 "Создание государственных запасов и резервов" состоит из предметной статьи 250100 - приобретение товарно - материальных ценностей для государственных запасов и резервов.
В подгруппу 270000 "Капитальные трансферты" включаются предметные статьи:
270100 - капитальные трансферты внутри страны;
270200 - капитальные трансферты за границу.
Капитальные трансферты представляют собой единовременные операции, связанные с приобретением или выбытием активов.
В группу "Предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения" (300000) включается подгруппа "Предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд)" (380000).
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Подгруппа 380000 "Предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд)" состоит из следующих предметных статей:
380100 - предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны;
380200 - возврат бюджетных кредитов (бюджетных ссуд), предоставленных внутри страны;
380300 - предоставление государственных кредитов правительствам иностранных государств;
380400 - возврат государственных кредитов правительствами иностранных государств;
380500 - реализация финансовых активов.
По подстатье 380130 "Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды) финансовым организациям" отражаются бюджетные кредиты, предоставленные банкам, государственным внебюджетным фондам, страховым компаниям и иным организациям, привлекающим и размещающим средства населения.
Предметная статья 380500 "Реализация финансовых активов" отражает поступление средств от реализации долговых требований Российской Федерации к иностранным государствам и коммерческим фирмам со знаком "минус".
V. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской ФедерацииКлассификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе поступлений в бюджеты соответствующего уровня средств от приватизации государственного имущества, суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам, сальдо поступлений от операций на рынке с государственными ценными бумагами и изменений остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета (в валюте Российской Федерации) для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации отражает:
поступление средств в виде кредитов, полученных от кредитных организаций (в валюте Российской Федерации), а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным кредитам;
поступление средств от реализации государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, от имени субъекта Российской Федерации, или от имени муниципального образования, а также платежи в погашение основной суммы долга по государственным и муниципальным ценным бумагам;
поступление средств в виде бюджетных кредитов (бюджетных ссуд), полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, и платежей в погашение основной суммы долга;
поступление средств от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам;
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
VI. Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской ФедерацииКлассификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации представляет собой группировку заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
Источниками внешнего финансирования дефицитов соответствующих бюджетов являются государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций (в иностранной валюте), привлеченные Российской Федерацией, изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, а также прочее внешнее финансирование и курсовая разница.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отражает:
получение Российской Федерацией финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинансовым кредитам международных организаций;
получение Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных правительствами иностранных государств, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным финансовым и нефинансовым кредитам правительств иностранных государств по соглашениям о реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР перед официальными кредиторами, являющимися членами Парижского клуба, по межправительственным соглашениям с официальными кредиторами, не являющимися членами Парижского клуба, платежи товарными поставками;
поступление средств от реализации внешних облигационных займов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и платежи в погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам, Лондонскому клубу кредиторов, по коммерческой задолженности, по облигациям внутреннего государственного валютного займа, по кредитам Внешэкономбанка, предоставленных Министерству финансов Российской Федерации за счет средств Банка России;
изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте (включая курсовую разницу).
VII. Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долгаКлассификация видов государственных внутренних долгов представляет собой группировку долговых обязательств Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального долга, включаются:
основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальным ценным бумагам;
объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием;
объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, от бюджетов других уровней;
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным гарантиям;
объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
Порядок эмиссии, обращения и погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.
Общая сумма предоставленных государственных гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных гарантий включается соответственно в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального долга как вид долгового обязательства.
Министерство финансов Российской Федерации либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, соответствующий финансовый орган субъекта Российской Федерации, местного самоуправления ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям.
При исполнении получателем государственной гарантии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальной гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается государственный внутренний долг Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальный долг.
Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение государственных и муниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Если платежи в качестве гаранта ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов соответствующего бюджета как предоставление бюджетных кредитов.
VIII. Классификация видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской ФедерацииГруппировка государственных внешних долговых обязательств Российской Федерации, внешнего долга субъектов Российской Федерации, а также внешнего долга международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед Российской Федерацией представляет собой классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации.
Государственный внешний долг Российской Федерации и субъектов Российской Федерации образуется за счет внешних заимствований Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, осуществляемых в иностранной валюте.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации и субъектов Российской Федерации включаются основной долг по полученным Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, а также международных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта Российской Федерации прошлых лет, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте (включая курсовую разницу).
Классификация видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации отражает:
суммы задолженности по обязательствам Российской Федерации и по обязательствам бывшего СССР, принятые Российской Федерацией;
задолженность бывшего СССР как вошедшая, так не вошедшая в соглашения с официальными кредиторами стран - членов Парижского клуба о реструктуризации долгов, а также задолженность Российской Федерации по кредитам, полученным после 1 января 1992 года от правительств государств - членов Парижского клуба;
неофициальную задолженность бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками стран, являющихся членами Лондонского клуба кредиторов, с учетом реструктуризации 1997 года;
неофициальную коммерческую задолженность бывшего СССР перед иностранными фирмами;
задолженность Российской Федерации перед международными финансовыми организациями;
задолженность Российской Федерации по еврозаймам, размещенным в 1996 - 1998 гг., а с августа 2000 года - по облигационным займам со сроками погашения в 2010 г. и в 2030 г., появившимися вследствие обмена инструментов Лондонского клуба;
задолженность как по облигациям внутреннего государственного валютного займа третьего - пятого траншей (по задолженности бывшего СССР перед бывшими советскими организациями), так и по облигациям внутреннего государственного валютного займа шестого и седьмого траншей (по задолженности Правительства Российской Федерации);
задолженность Министерства финансов Российской Федерации перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным за счет средств Центрального банка Российской Федерации.
Общий объем долга иностранных государств, включая страны СНГ, иностранных коммерческих банков и фирм перед Российской Федерацией по государственным, экспортным и коммерческим кредитам, предоставленным или гарантированным Российской Федерацией, отражается в классификации как государственные внешние активы Российской Федерации.
IX. Ведомственная классификация расходов бюджетовВедомственная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов).
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается в структуре ведомственной классификации расходов федерального бюджета федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Ведомственная классификация расходов местных бюджетов утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления.
- Главная
- ПРИКАЗ Минфина РФ от 25.05.99 N 38н (ред. от 20.06.2002) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"