Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.02.97 N 121 (ред. от 01.12.97) "ОБ ОСНОВАХ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ"
Основные положения ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.97 N 1498)
I. Общие положения1. Настоящие Основные положения устанавливаются Правительством Российской Федерации во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и определяют методологические, организационные и правовые вопросы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации.
2. Понятия, использованные в настоящих Основных положениях, означают следующее:
ценообразование - формирование органами исполнительной власти и коммерческими организациями тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги);
рыночная цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке без государственного воздействия на эту цену;
регулируемая цена - цена товара (тариф), складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на эту цену, в том числе путем установления ее предельной или фиксированной величины;
тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность);
размер платы за услуги - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за услуги, предоставляемые на оптовом и потребительском рынках;
регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства, передачи и распределения электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности), подлежащая государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
период регулирования - временной интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый для расчета показателей, включаемых в предложения по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги);
энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая в обслуживаемом регионе продажу потребителям произведенной и (или) купленной электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности);
избыточная энергоснабжающая организация - энергоснабжающая организация, собственное производство электрической энергии (мощности) которой превышает объем потребления в обслуживаемом регионе;
дефицитная энергоснабжающая организация - энергоснабжающая организация, собственное производство электрической энергии (мощности) которой не обеспечивает объем потребления в обслуживаемом регионе;
регион - территория, на которой обязанности и права по поставкам (продаже) потребителям электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) закреплены за соответствующей энергоснабжающей организацией;
производитель энергии - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство и продажу электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) на оптовый или потребительский рынок для дальнейшей переработки, транспортировки, распределения и продажи потребителям;
потребитель - физическое или юридическое лицо, пользующееся электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью);
оптовый рынок - федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности);
субъекты оптового рынка - юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги на оптовом рынке;
потребительский рынок - сфера купли-продажи энергоснабжающими организациями и потребителями электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).
3. На территории Российской Федерации поставки электрической и тепловой энергии потребителям и оказание услуг на оптовом и потребительском рынках осуществляются по тарифам (размерам платы за услуги), утверждаемым в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и настоящими Основными положениями.
4. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию производится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации и региональными энергетическими комиссиями (далее именуются соответственно - Комиссия и региональные комиссии).
5. Государственному регулированию подлежат:
тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям энергоснабжающими организациями;
тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на оптовый рынок всеми его субъектами (включая избыточные энергоснабжающие организации);
тарифы на электрическую энергию, отпускаемую с оптового рынка дефицитным энергоснабжающим организациям и другим его субъектам;
размер абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и размер платы за иные услуги, предоставляемые на оптовом рынке;
норматив формирования средств, предназначенных для обеспечения безопасности функционирования атомных электростанций и их развития;
размер платы за услуги по передаче электрической энергии, электрической мощности по сетям (в случае заключения договоров на услуги по передаче электрической энергии) и иные услуги, оказываемые на потребительском рынке.
6. Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) производится по представлению производителями энергии, энергоснабжающими организациями, организациями, оказывающими услуги на оптовом и потребительском рынках, расчетов и обоснований, а также по инициативе регулирующего органа.
7. Комиссия и региональные комиссии ведут реестр энергоснабжающих организаций по субъектам Российской Федерации и контролируют соблюдение Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и настоящих Основных положений при заключении и исполнении договоров на поставку электрической энергии (мощности) на оптовый и с оптового рынка, а также на энергоснабжение потребителей в части определения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии со своей компетенцией.
8. При рассмотрении предложений по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию Комиссия и региональные комиссии обеспечивают открытость для потребителей и производителей электрической и тепловой энергии процесса установления тарифов на электрическую и тепловую энергию.
9. Процедура рассмотрения, утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также размера платы за услуги устанавливается в соответствии с порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
10. Комиссия и региональные комиссии в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за экономическую обоснованность устанавливаемых ими тарифов на электрическую и тепловую энергию (размеров платы за услуги), за своевременность их введения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.
11. Комиссия утверждает обязательные для исполнения всеми региональными комиссиями и коммерческими организациями указания, инструкции, правила и другие документы по вопросам государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе:
методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию и платы за услуги, оказываемые на оптовом и потребительском рынках;
единую систему классификации и учета затрат регулируемых коммерческих организаций;
систему отчетности, представляемой в Комиссию и региональные комиссии;
нормы и нормативы, используемые при экономическом обосновании планируемых (расчетных) величин себестоимости и прибыли, принимаемых для расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию.
12. Основой расчетов по обоснованию и регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию и определения размера платы за услуги является баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка, утверждаемый в установленном порядке.
13. Утвержденный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка (далее именуется - баланс электрической энергии и мощности) является обязательным документом при установлении Комиссией и региональными комиссиями тарифов на электрическую и тепловую энергию и размера платы за услуги, а также при заключении субъектами оптового рынка договоров купли-продажи.
14. Тарифы на электрическую энергию (мощность) дифференцируются по категориям (группам) потребителей исходя из:
соответствия тарифов, устанавливаемых для различных категорий (групп) потребителей, реальным затратам энергоснабжающих организаций по производству, передаче и распределению электрической энергии для конкретной категории (группы) потребителей;
равноприбыльности энергоснабжения различных категорий (групп) потребителей;
уровня напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети энергоснабжающей организации, а также режима использования потребителями заявленной максимальной электрической мощности (значения плотности индивидуальных графиков нагрузки потребителей);
средних затрат на транспортировку потребителям электрической энергии (мощности), уровня надежности энергоснабжения, суточного графика электрической нагрузки.
II. Ценообразование на потребительском рынке15. Для установления тарифов на электрическую и тепловую энергию энергоснабжающая организация, производитель энергии или организация, оказывающая услуги на потребительском рынке, представляет региональной комиссии предложения по утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе:
экономическое обоснование общей потребности на период регулирования в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности;
определение видов и объемов продукции в натуральном выражении, поставляемых на потребительский рынок, или услуг, оказываемых на потребительском рынке;
распределение общей потребности в финансовых средствах между видами продукции по видам регулируемой деятельности;
расчет среднего тарифа на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) по энергоснабжающей организации и тарифов (размеров платы за услуги) по категориям (группам) потребителей.
По результатам рассмотрения представленных материалов региональная комиссия утверждает тарифы на электрическую энергию, электрическую мощность, тепловую энергию и тепловую мощность по категориям (группам) потребителей региона, обслуживаемого данной организацией, а также размер платы за услуги, оказываемые на потребительском рынке. Состав услуг определяется исходя из конкретных условий энергоснабжения потребителей.
16. Экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах энергоснабжающих и других организаций по видам регулируемой деятельности производится ими исходя из норм расходования топлива, основных и вспомогательных материалов для эксплуатационных и ремонтных нужд, прогнозируемых цен и тарифов в порядке согласно приложению к настоящим Основным положениям.
17. Виды и объемы продукции в натуральном выражении, поставляемой энергоснабжающими и другими организациями, определяются на основании утвержденных в установленном порядке балансов электрической энергии и мощности и балансов тепловой энергии и мощности.
18. Распределение общей потребности коммерческих организаций в финансовых средствах производится между всеми видами продукции (услуг).
Общая потребность в финансовых средствах распределяется между электрической энергией, электрической мощностью, тепловой энергией, тепловой мощностью и услугами пропорционально себестоимости, которая устанавливается в соответствии с калькуляцией себестоимости продукции (услуг).
19. Расчет тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) осуществляется на основании утверждаемых Комиссией в соответствии с настоящими Основными положениями методических указаний, определяющих формы и состав представляемой исходной информации, а также порядок проведения расчетов.
20. При расчетах тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями другим энергоснабжающим организациям, приобретающим электрическую и тепловую энергию для перепродажи, последние рассматриваются в качестве потребителей.
III. Ценообразование на оптовом рынке21. При установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом рынке, Комиссия и субъекты оптового рынка руководствуются Основными принципами функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)".
22. Для установления тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую на оптовый рынок, гидравлические, тепловые, атомные электростанции, избыточные энергоснабжающие организации и другие организации представляют Комиссии предложения по утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе:
экономическое обоснование общей потребности на период регулирования в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности;
определение видов и объемов продукции в натуральном выражении, поставляемых на оптовый рынок, или услуг, оказываемых на оптовом рынке;
распределение общей потребности в финансовых средствах между видами продукции;
расчет среднего тарифа и тарифа на каждый вид продукции.
Комиссия утверждает следующие тарифы:
для гидравлических электростанций - на установленную или рабочую электрическую мощность и на электрическую энергию;
для тепловых, атомных электростанций, избыточных энергоснабжающих организаций и других поставщиков электрической энергии (мощности) на оптовый рынок - на установленную или рабочую электрическую мощность, на тепловую энергию (мощность) (в качестве рекомендаций для рассмотрения и последующего утверждения региональными комиссиями) и расчетный тариф на электрическую энергию.
Для взаиморасчетов за фактически поставленную на оптовый рынок тепловыми и атомными электростанциями электрическую энергию тариф на электрическую энергию определяется по результатам работы электростанции в отчетном периоде исходя из норм удельного расхода топлива на производство электрической энергии за отчетный период, фактических режимов работы оборудования тепловой (атомной) электростанции и фактической цены топлива с учетом оптимизации.
Экономическое обоснование общей потребности поставщиков оптового рынка в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности производится ими исходя из действующих норм расходования топлива, основных и вспомогательных материалов для эксплуатационных и ремонтных нужд, прогнозируемых цен и тарифов в порядке согласно приложению к настоящим Основным положениям.
Виды и объемы продукции в натуральном выражении, поставляемой на оптовый рынок, определяются на основании утвержденного Комиссией баланса электрической энергии и мощности.
Распределение общей потребности поставщиков оптового рынка в финансовых средствах производится между электрической энергией, электрической мощностью, тепловой энергией и тепловой мощностью в соответствии с калькуляцией себестоимости продукции, определяемой в установленном порядке.
Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию и электрическую мощность, поставляемых на оптовый рынок (с указанием форм и состава представляемой исходной информации, а также порядка проведения расчетов), утверждаются Комиссией в соответствии с настоящими Основными положениями.
23. При установлении тарифов на электрическую энергию и электрическую мощность, поставляемые с оптового рынка, Комиссия:
рассчитывает общие затраты на поставку электрической энергии (мощности) на оптовый рынок исходя из утвержденных Комиссией тарифов и объемов поставок электрической энергии (мощности) электростанциями и другими поставщиками;
определяет объем продукции в натуральном выражении, поставляемой с оптового рынка, и услуг, оказываемых на оптовом рынке, на основании утвержденного Комиссией баланса электрической энергии и мощности;
распределяет общую потребность в финансовых средствах пропорционально затратам на поставку электрической энергии и мощности на оптовый рынок.
24. Расчет и утверждение размера абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и размера платы за другие услуги, оказываемые на оптовом рынке, а также норматива формирования средств для обеспечения безопасного функционирования атомных электростанций и их развития осуществляется в соответствии с нормативными документами, утвержденными Комиссией.
Экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах Российского акционерного общества "ЕЭС России" и государственного предприятия - концерна "Росэнергоатом" по видам регулируемой деятельности производится ими исходя из действующих норм и нормативов расходования материальных, финансовых и трудовых ресурсов для производственных и социальных нужд и прогнозируемых цен и тарифов в порядке согласно приложению к настоящим Основным положениям.
IV. Особенности ценообразования для отдельных групп потребителей25. Исходя из специфики графика электрических нагрузок железнодорожного транспорта (электрическая тяга), тарифы на потребляемую им электрическую энергию устанавливаются региональными комиссиями как сумма следующих составляющих:
стоимость производства одного киловатт-часа на электростанциях энергоснабжающей организации, но не выше стоимости одного киловатт-часа на оптовом рынке, установленной Комиссией для соответствующей энергоснабжающей организации;
размер платы за услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям энергоснабжающей организации, оказываемые на потребительском рынке железнодорожному транспорту (электрическая тяга) исходя из питающих напряжений, который подлежит согласованию с Комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях;
размер абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.97 N 1498)
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.02.97 N 121 (ред. от 01.12.97) "ОБ ОСНОВАХ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ"