в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 07.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 18.06.2013 N ИР-590/07 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
действует Редакция от 18.06.2013 Подробная информация
ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 18.06.2013 N ИР-590/07 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"

5.2. Защита прав и законных интересов детей, находящихся в организациях для детей-сирот

Согласно подпункту "г" пункта 10 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 558, организация для детей-сирот обеспечивает защиту прав и законных интересов находящихся в ней детей, а также социальную адаптацию детей, в том числе выпускников организации.

Дети, находящиеся в организациях для детей-сирот, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов, причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством (статья 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации), а также другие права, предусмотренные Семейным кодексом Российской Федерации, другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

К числу приоритетных прав детей, находящихся в организациях для детей-сирот, относится право каждого ребенка жить и воспитываться в семье (статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации). Реализация указанного права обеспечивается посредством создания условий для возврата детей, оставшихся без попечения родителей, в родную семью, а при невозможности воссоединения семьи - условий для устройства детей на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в том числе в приемную или патронатную семью). В этих целях для каждого ребенка, находящегося в организации для детей-сирот, должен разрабатываться индивидуальный маршрут социализации, направленный на максимально возможное сокращение сроков его пребывания в организации.

Пунктом 2 статьи 122 Семейного кодекса Российской Федерации установлена обязанность руководителей организаций для детей-сирот в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации.

При этом руководителями организаций для детей-сирот в органы опеки и попечительства одновременно представляется извещение об установлении, изменении, уточнении и (или) снятии диагноза либо изменении иных данных о состоянии здоровья, физического и умственного развития у детей-сирот по установленной форме <1>.


<1> Приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 25 июня 2010 г. N 480н "О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

Указанное извещение на детей, у которых изменились данные о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии, представляется руководителями организаций для детей-сирот в органы опеки и попечительства в семидневный срок со дня, когда руководителям организаций стало известно об изменениях, но не реже одного раза в год на каждого ребенка.

Нарушение руководителем организации порядка или сроков предоставления сведений о детях, нуждающихся в передаче на воспитание в семью, предоставление заведомо недостоверных сведений о таких детях, а также совершение руководителем организации для детей-сирот действий, направленных на укрытие детей от передачи на воспитание в семью, влечет административную ответственность по статье 5.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" организация для детей-сирот также участвует в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с детьми, находящимися в этих организациях, предполагающей осуществление деятельности по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

С учетом требований, установленных пунктом 4 статьи 9 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", необходимо обеспечить доступность для детей, находящихся в организациях для детей-сирот, информации о правах ребенка, уставе и правилах внутреннего распорядка организации, органах государственной власти, органах местного самоуправления и их должностных лицах (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения организации, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, и возможность беспрепятственного обращения детей в указанные органы.

Следует учитывать, что Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" предусмотрена возможность получения гражданами Российской Федерации бесплатной квалифицированной юридической помощи.

Согласно статье 6 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" бесплатная юридическая помощь оказывается в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены указанным федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

На основании статьи 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" право на получение всех перечисленных видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют в том числе дети-сироты, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.

Деятельность организации для детей-сирот по обеспечению защиты прав и законных интересов детей должна осуществляться во взаимодействии с органами опеки и попечительства, органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами управления здравоохранением, органами социальной защиты населения и иными государственными органами, организациями и службами.

В рамках действующего законодательства организации для детей-сирот в целях защиты прав и законных интересов детей-сирот вправе осуществлять деятельность, направленную на профилактику социального сиротства, содействие устройству детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также на обеспечение социальной, в том числе постинтернатной адаптации детей.

  • Главная
  • ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 18.06.2013 N ИР-590/07 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"