Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ЦБ РФ от 31.03.97 N 02-139 (ред. от 14.11.97) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ К КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРУДЕНЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
II. Предупредительные меры воздействия
5. Предупредительные меры воздействия применяются, в основном, в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующих случаях и участников (акционеров) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее участников (акционеров) с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее участниками (акционерами) соответствующих обязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации.
6. Целесообразность применения предупредительных мер воздействия к кредитной организации определяется надзорным органом самостоятельно. В основе принимаемого решения должно лежать требование наиболее эффективного решения надзорными органами задачи, определяемой п. 2 настоящей Инструкции.
7. Предупредительные меры воздействия могут применяться, главным образом, на ранних стадиях возникновения недостатков.
В частности, предупредительные меры воздействия могут применяться:
- при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России экономические нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;
- если по данным отчетности кредитной организации и другой информации о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации (например, текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденция к снижению собственных средств (капитала), привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов (вкладчиков), средства которых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслуживания в кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и долговых обязательств кредитной организации и другие аналогичные факты);
- при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности.
Применение предупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных нарушениях в деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового состояния. В этом случае применение предупредительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воздействия.
8. Надзорный орган в рамках предоставленных последнему полномочий может ограничиться применением предупредительных мер воздействия в следующих случаях:
8.1. Когда характер выявленных в деятельности кредитной организации недостатков не предполагает применения принудительных мер воздействия.
8.2. Если в результате анализа деятельности кредитной организации, проведенного в соответствии с п. 4 настоящей Инструкции, установлено, что от применения принудительных мер воздействия в данном конкретном случае целесообразно воздержаться.
9. Содержание предупредительных мер воздействия включает:
- доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
- изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
- предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее участниками (акционерами);
- установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.
10. Информация руководящим органам кредитной организации о наличии в ее деятельности недостатков и/или нарушений и необходимости их устранения может быть доведена в следующих формах:
- в ходе деловой встречи (совещания).
11. Письменная форма информации представляет собой официальный документ (письмо, телеграмма, телекс, факсимильное сообщение с подтверждением), направляемый надзорным органом кредитной организации и содержащий информацию и требования, предусмотренные п. 9 настоящей Инструкции.
12. Деловая встреча проводится в виде совещания уполномоченных представителей надзорных органов с представителями органов управления кредитной организации в следующих целях:
- обсуждения ситуации, сложившейся в кредитной организации;
- анализа предложенных кредитной организацией (участниками (акционерами) кредитной организации, потенциальными инвесторами или кредиторами) путей преодоления финансовых и/или организационных трудностей в ее деятельности.
Результаты совещания оформляются протоколом, который должен содержать:
- констатацию основных замечаний (недостатков) к деятельности кредитной организации;
- перечень основных мероприятий по нормализации положения в кредитной организации с указанием сроков их реализации (мероприятия разрабатываются кредитной организацией и согласуются с уполномоченным представителем надзорного органа);
- механизм контроля за выполнением согласованных мероприятий, в том числе со стороны надзорного органа.
По результатам совещания надзорным органом может быть принято решение о целесообразности принятия кредитной организацией письменных обязательств об устранении допущенных нарушений.
Протокол подписывается лицом, проводившим совещание. Экземпляр протокола направляется кредитной организации (Правлению и Совету).
12.1. При решении о целесообразности принятия кредитной организацией письменных обязательств об устранении допущенных нарушений надзорный орган должен учитывать, что письменные обязательства (в дальнейшем - обязательства) представляются кредитной организацией, ее участниками (акционерами), другими заинтересованными лицами в тех случаях, когда в деятельности кредитной организации отмечаются недостатки, устранение которых объективно возможно принятием мер со стороны лиц, берущих на себя соответствующие обязательства.
12.2. Представление обязательств может быть достаточной мерой воздействия в тех случаях, когда:
- есть основания полагать, что принявшие на себя соответствующие обязательства лица (юридические и/или физические) намерены и в состоянии обеспечить их выполнение;
- в обязательствах содержатся конкретный состав мер и сроки их осуществления, которые признаются надзорным органом достаточными для устранения нарушений;
- надзорный орган может осуществлять эффективный контроль за соблюдением принятых обязательств.
12.3. При выполнении кредитной организацией, ее участниками (акционерами), другими лицами (потенциальными инвесторами) принятых обязательств и наличии реальных признаков устранения допущенных недостатков в деятельности кредитной организации надзорный орган может:
- отменить на определенный срок, в том числе частично, ранее примененные к кредитной организации надзорным органом принудительные меры воздействия;
- увеличить установленный настоящей Инструкцией срок доформирования резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги до величины, требуемой Банком России.
- Главная
- ПРИКАЗ ЦБ РФ от 31.03.97 N 02-139 (ред. от 14.11.97) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ К КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРУДЕНЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"