Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПИСЬМО ГТК РФ от 07.12.95 N 03-149/17414 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИКАЗА ГТК РФ N 264 ОТ 25.06.93"
ПИСЬМО
После издания Приказа ГТК России N 264 от 25.06.93 "Об утверждении нормативно - методических документов, принятых Коллегией по вопросу "О программе развития таможенных лабораторий ГТК России" и вступления в действие Таможенного кодекса Российской Федерации в Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил поступают обращения из таможенных органов и таможенных лабораторий ГТК России о разъяснении отдельных вопросов порядка назначения и проведения таможенных экспертиз, взятия проб и образцов, в связи с чем считаем необходимым разъяснить:
1. Экспертизы по поручениям и постановлениям таможенных органов могут назначаться в процессе таможенного оформления (глава 21 ТК РФ), при проведении таможенного контроля (глава 27 ТК РФ), при производстве по делам о нарушении таможенных правил (главы 43 и 45 ТК РФ), а также по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации (глава 63 ТК РФ), и в процессе дознания по уголовным делам о таможенных преступлениях (статьи 78, 184 - 194 УПК РСФСР).
1.1. Экспертизы в процессе таможенного оформления в соответствии со ст. 135 ТК РФ назначаются таможенными органами в целях таможенного оформления товаров, когда без проведения экспертизы таких товаров, их проб и образцов, не представляется возможным произвести надлежащее таможенное оформление товара, т.е. помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершение действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями настоящего Кодекса. В этом случае, как основание для назначения экспертизы, в поручении таможенного органа указывается "в связи с проведением таможенного оформления" и делается ссылка на ст. 135 ТК РФ.
1.2. В соответствии со ст. 183 ТК РФ экспертизы могут проводиться в процессе таможенного контроля, когда без проведения экспертизы невозможно обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, то есть если иных мер для осуществления надлежащего таможенного контроля недостаточно.
При назначении экспертизы до выпуска товаров и транспортных средств, в качестве основания для производства экспертизы, в поручении указывается "в связи с проведением таможенного контроля" и делается ссылка на ст. 183 ТК РФ.
Экспертизы после выпуска товаров и транспортных средств назначаются по тем же основаниям, однако при условии, что сам таможенный контроль производится на основании достаточных данных о наличии нарушений законодательства Российской Федерации или международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
В последних случаях в поручении о назначении экспертизы делается ссылка на ст. ст. 183 и 193 ТК РФ.
1.3. Экспертизы при производстве по делам о нарушении таможенных правил, а также по делам об административных нарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, назначаются таможенными органами, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
В постановлении о назначении экспертизы по делам о нарушении таможенных правил делается ссылка на ст. ст. 326, 346 ТК РФ.
В постановлении о назначении экспертизы по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, делается ссылка на ст. ст. 326, 346 и 449 ТК РФ.
1.4. Экспертизы при производстве дознания по уголовному делу о таможенном правонарушении назначаются таможенным органом в тех случаях, когда необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле.
При этом в постановлении о назначении экспертизы делается ссылка на ст. ст. 78 и 184 УПК РСФСР.
2. Касаясь ряда других вопросов, наиболее часто возникающих в процессе осуществления таможенными лабораториями функций экспертных подразделений, считаем необходимым обратить внимание на следующее:
2.1. Таможенные лаборатории, наряду со своей основной деятельностью, заключающейся в производстве таможенных экспертиз по поручениям и постановлениям таможенных органов, в соответствии с Приказом ГТК России N 264 от 25.06.93 (п. п. 1.3 Положения об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях ГТК РФ) вправе производить по договорам подряда экспертизы по поручениям и постановлениям иных правоохранительных и судебных органов по уголовным, гражданским и административным делам. Вместе с тем исполнение такой работы допускается лишь в тех случаях, когда она не отражается на своевременном производстве экспертиз, назначенных таможенными органами.
2.2. Таможенные лаборатории, наряду со своей основной деятельностью, в соответствии с п. п. 1.3, 1.4 Положения об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях ГТК РФ, утвержденного вышеуказанным Приказом ГТК РФ, могут в порядке исключения, и опять-таки если это не скажется на сроках и качестве экспертиз, назначенных таможенными органами, проводить исследования (экспертизы) на основании договоров подряда в связи с обращениями других государственных органов, предприятий, организаций, предпринимателей и граждан, если проведение таких исследований не связано с производством по уголовным, гражданским, административным делам, в том числе и по делам о нарушении таможенных правил, а также не связано с проведением таможенными органами России таможенного контроля и таможенного оформления.
(В последних случаях указанные исследования (экспертизы) правомочны назначать таможенные органы, иные правоохранительные органы и суды).
2.3. Таможенные лаборатории не вправе проводить экспертизы, назначенные по поручениям транспортных и иных прокуратур в связи с проверкой последними в порядке надзора жалоб на действия должностных лиц таможенных органов, так как такими процессуальными правами органы прокуратуры в силу требований ст. ст. 21 и 22 Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" не обладают.
В соответствии с п. 3 ст. 22 этого Закона прокурор, при наличии оснований, вправе опротестовать незаконные действия и решения должностных лиц таможенных органов, в том числе и по делу о НТП. В протесте может быть поставлен вопрос и о необходимости производства экспертиз, в частности, дополнительных или комиссионных, в ходе дополнительного производства по делу о НТП, однако правом назначения таких экспертиз обладает лишь должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело.
Не возбудив уголовного дела и не приняв его к своему производству, прокурор не вправе назначать экспертизу.
2.4. Частью 2 ст. 348 ТК РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, имеет право присутствовать при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту лишь с разрешения должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о НТП.
Аналогичная норма содержится и в ст. 185 УПК РСФСР.
Пунктом 2.4 Положения об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях ГТК РФ, утвержденного Приказом ГТК РФ N 264 от 25.06.93, установлено, что эксперт не вправе "исследовать товары, пробы и образцы, материалы дела, не указанные в поручении (постановлении, определении о назначении экспертизы), самостоятельно собирать и использовать данные, не представленные ему в установленном законом порядке".
Таким образом, являются недопустимыми контакты экспертов таможенных лабораторий с представителями коммерческих структур и физическими лицами, привлекаемыми к ответственности или заинтересованными в результатах экспертизы, не иначе чем в порядке, предусмотренном ТК РФ и УПК РСФСР, то есть, по разрешению должностного лица таможенного органа, назначившего производство экспертизы, равно как и получение экспертом таможенной лаборатории объектов исследований от иных лиц, кроме должностных лиц таможенных органов, назначивших производство экспертизы.
2.5. Экспертиза не может подменять акт ревизии или документальной проверки отдельных сторон хозяйственной или оперативно - производственной деятельности предприятий и организаций.
Выводы экспертизы не должны выходить за рамки специальных познаний эксперта и содержать положения, не вытекающие из исследовательской части акта экспертизы.
2.6. Принятие Таможенного кодекса Российской Федерации требует корректировки утвержденных Приказом ГТК России N 264 от 25.06.93 форм процедурно - процессуальных действий для приведения их в соответствие с нормами ТК РФ.
По нашему мнению, наиболее оптимальными и отвечающими функциональному назначению названных выше форм являются прилагаемые образцы последних.
Заместитель начальника
Управления по борьбе
с контрабандой и нарушениями
таможенных правил
В.К.СКРИПНИК
- Главная
- ПИСЬМО ГТК РФ от 07.12.95 N 03-149/17414 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИКАЗА ГТК РФ N 264 ОТ 25.06.93"