в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 24.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПИСЬМО Минобразования РФ от 18.07.97 N 974/14-12 "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МИНИМУМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
действует Редакция от 18.07.1997 Подробная информация
ПИСЬМО Минобразования РФ от 18.07.97 N 974/14-12 "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МИНИМУМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Образовательная область Языки и литература

1. Общие сведения о русском языке

Роль русского языка в жизни общества. Русский язык - национальное достояние русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Русский язык и его контакты с другими языками. Современный русский литературный язык как функционирующая и развивающаяся знаковая система.

2. Наука о русском языке

Наука о русском языке и ее разделы. Развитие науки о русском языке в XVIII - XX вв. Виднейшие ученые - русисты.

1. Языковые знания

Произносительная сторона речи:

допустима относительная правильность произношения, не нарушающая коммуникацию; достаточно четкое произнесение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение долготы и краткости гласных; соблюдение звонкости согласных в конце слов, отсутствие смягчения согласных (палатализации); слитное произношение служебных слов со знаменательными; произнесение предложений с соблюдением основных типов интонации английского языка, адекватных целям высказывания; соблюдение ударения в словах; правильное членение предложений на смысловые группы; соблюдение ударения во фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, предлогах, союзах, некоторых местоимениях).

Графическая сторона речи:

буквы алфавита; графика (полупечатный шрифт); основные правила орфографии; правила чтения, техника чтения.

Лексическая сторона речи:

2300 слов для рецептивного усвоения. Из них 800 слов предназначаются для продуктивного усвоения.

Словообразовательные средства для овладения и расширения потенциального словаря учащихся:

а) производные слова (аффиксация): суффиксы существительных: -er; -or; -ity; -ing; -ness; -tion; -sion; -ism; -ment; приставки и суффиксы прилагательных; -ful, -less, in-, un-, dis-, -y, -al, -ic, -able(-ible); приставки и суффиксы глаголов mis-, re-, dis-, over-, -ize(ise), -en; суффикс наречий -ly; суффикс порядковых числительных -th;

б) слова английского языка, сходные по звучанию, написанию и значению со словами русского или родного языка: production, culture, ecolugy;

в) конверсия: образование имен существительных от глаголов: to work - his work, to offer - an offer.

Грамматическая сторона речи.

Материал для двустороннего (продуктивного и рецептивного) усвоения.

Синтаксис

Простые нераспространенные предложения с глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемым (с инфинитивом, модальными глаголами, их эквивалентами); простые предложения, распространенные за счет однородных членов предложения и/или второстепенных членов предложения; предложения утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные и порядок слов в них; безличные предложения; предложения с оборотом there is/are; сложносочиненные предложения: бессоюзные и с союзами and, but; сложноподчиненные предложения с союзами because, so, if, when, that, that is why; понятие согласования времен и косвенная речь.

Морфология

Имя существительное: его основные функции в предложении; имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения.

Артикль: определенный, неопределенный, нулевой. Основные случаи употребления определенного и неопределенного артикля. Употребление существительных без артикля.

Местоимения: указательные (this / these, that / those) с существительными и без них, личные, притяжательные, вопросительные, объектные. Неопределенные местоимения, производные от some, any, no, every.

Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения.

Наречия в сравнительной и превосходных степенях. Неопределенные наречия, производные от some, any, every.

Глагол. Понятие глагола - связки. Модальные глаголы, их эквиваленты. Образование и употребление глаголов в Present, Past, Future Simple (Indefinite), Present Continious, Present Perfect; глаголов в Present Simple (Indefinite) для выражения действий в будущем после союзов if, when.

Материал для рецептивного усвоения

Синтаксис

Предложения со сложным дополнением типа I want you to come here; сложноподчиненные предложения с союзами for, as, till, until, (al) though; сложноподчиненные предложения с придаточными типа If I were you I would do English instead of French. Предложения с союзами neither...nor, either...or.

Текст как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные, общественно - политические, научно - популярные), разные типы текстов в качестве продуктов говорения и письма (монологические: сообщение, описание, рассказ, рассуждение; диалогические: интервью, обмен мнениями и т.д.).

Морфология

Дифференциальные признаки глаголов в Past Perfect, Past Continuous, Future-in-the-Past.

Глаголы в страдательном залоге, преимущественно в Indefinite Passive.

Признаки инфинитива и инфинитивных оборотов и способы передачи их значений на родной язык.

Признаки и значения слов и словосочетаний с формами на -ing без обязательного различения их функций (герундий, отглагольное существительное, причастие настоящего времени).

2. Социокультурные знания, умения и навыки

2.1. Страноведческие знания

Географические и природные условия стран изучаемого языка.

Общие сведения о государственном устройстве стран изучаемого языка.

Сведения о культуре стран изучаемого языка и их вкладе в мировую культуру.

Организация быта и досуга в странах изучаемого языка.

Общие сведения об образовательных учреждениях стран изучаемого языка.

Праздники и знаменательные даты в странах изучаемого языка.

Особенности речевого поведения и этикета.

2.2. Лингвострановедческие знания

Интернационализмы, заимствования в изучаемых языках; безэквивалентная иноязычная лексика и способы передачи ее на родном языке.

Фоновая лексика, культуроведческая направленность аутентичных текстов.

Тематика устно - речевого и письменного общения.

Страны изучаемого языка. Моя страна. Социальные и культурные контакты.

О себе (имя, возраст, адрес и т.д.).

Семья. Взаимоотношения в семье (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

Дом. Квартира (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

Школа. Любимые предметы. Взаимоотношения с учителями и одноклассниками (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

Досуг. Увлечения (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

Спорт. Здоровье (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

Города. Достопримечательности. Проблемы современного города (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

Путешествие. Туризм (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

Выбор профессии (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

Природа и экология (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

Достижения культуры (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

Великие люди (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

Национальные праздники и традиции (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

Искусство

(изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура)

Изобразительное искусство

Целостное представление о комплексе пластических искусств, их связь с жизнью. Происхождение искусства и его начальные формы. Виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура, декоративно - прикладное искусство) и архитектура.

Отличительные особенности жанров изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр).

Основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства. Национальные традиции в изобразительном и декоративно - прикладном искусстве. Русская икона. Русская академическая живопись, передвижники, "Мир искусства" и другие художественные направления в русском изобразительном искусстве.

Многовековое культурное наследие всех народов России, связь и целостность художественного развития, музыкального и устного фольклора, народного и декоративно - прикладного искусства. Вклад культуры народов России в мировую художественную культуру.

Искусство и памятники культуры родного края.

Центры народных художественных ремесел (Палех, Хохлома, Городец, Гжель и т.д.). Виды современного декоративно - прикладного искусства, дизайн.

Основы художественно - изобразительной грамоты - рисунок, живопись, композиция.

Средства выразительности и эмоционального воздействия рисунка, живописи (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, теплые и холодные цвета, колорит и т.п.). Закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точки схода и т.п.). Закономерности светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая тень). Основные средства композиции: высота горизонта, точки зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра (ритм, силуэт и т.д.).

Основные материалы, используемые в художественной работе, приемы работы с ними: карандаш, акварель, гуашь (акварель с белилами), пастель (мелки), уголь, кисть, аппликация (вырезанная и рваная), пластилин (глина), бумага (для моделирования), картон (для гравюры) и др.

Начальные знания и навыки цветоделения (три основных цвета, черный, белый, их смеси, теплые, холодные, звонкие, глухие цвета, цветовой контраст) в изображении пространства (загораживание, уменьшение объемов при удалении), в изображении лица и фигуры человека (пропорции частей, передача движений).

Особенности рисования с натуры, по памяти и по представлению. Длительные рисунки и быстрые - наброски и зарисовки. Работа на воздухе - пленэр.

Правила рисования с натуры и по памяти отдельных предметов и натюрмортов, человека, животных, птиц, пейзажа, интерьера, архитектуры. Критерии прекрасного в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного искусства и архитектуры.

Связь изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, телевидением.

Ведущие музеи искусств страны и мира (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Лувр и т.д.).

Музыка

Минимальные требования к содержанию учебного предмета "Музыка" составляют доступные сведения о музыке и особенностях музыкально - творческой направленности основных видов деятельности: слушание музыки, вокально - хоровая деятельность, импровизация, элементарное музицирование, развитие чистого интонирования.

Народная и профессиональная музыка.

Действительность - источник музыкальных сочинений народной и профессиональной музыки прошлого и настоящего. Внутренний мир человека и особенности его отражения в произведениях композиторов.

Интонация как носитель музыкального образного смысла произведения. Основные средства музыкальной выразительности: мелодия, гармония, ритм, динамика и др.

Музыкальные формы: одночастная, двухчастная, трехчастная вариации, куплетная, рондо, сонатная форма и особенности их развития на основе принципов музыкальной драматургии - повтора, контраста, вариативности. Нотная запись как средство фиксации музыкальной речи.

Музыкальные жанры: песня, танец, марш и их разновидности, опера, балет, симфония, инструментальная музыка, кантата, оратория, сюита, квартет, фуга.

Основные виды музыкальной деятельности (сочинение, исполнение, слушание). Композитор, исполнитель, слушатель.

Исполнители: оркестры (симфонический, духовой, оркестр народных инструментов); музыкальные инструменты (народные и профессиональные); хоры (детский, мужской, женский, смешанный, хоры народные и академические); голоса певцов - солистов (сопрано, дискант, альт, тенор, баритон, бас).

Музыка в контексте других видов искусств. Связь музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой. Общность тем, сюжетов, образов различных видов искусства. Музыка в кино, театре, на телевидении. Разнообразные функции музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, мюзиклах.

Современные направления отечественного и зарубежного музыкального искусства, академическая музыка и эстрада.

Творчество выдающихся русских и зарубежных композиторов.

Известные исполнители, дирижеры, инструменталисты, певцы - солисты, исполнительские коллективы. Российские и международные музыкальные конкурсы исполнителей.

Особенности музыкальной культуры региона. Сохранение и приумножение национальных музыкальных традиций. Музыкальный фольклор и духовная музыка в русском и зарубежном музыкальном наследии.

Мировая художественная культура

Художественная культура. Типология культур. Синтез и взаимодействие искусств. Основные стили и направления в мировой художественной культуре. Древнерусское искусство. Художественное развитие России в XVII веке, ее вхождение в мировой художественный процесс. Художественная культура древнего мира. Художественная культура Древней Греции и Рима. Особенности художественной культуры средневековья. Гуманизм в искусстве эпохи Возрождения. Стиль барокко и его отличительные черты. Характерные черты художественной культуры эпохи классицизма. Идеалы Просвещения и их отражение в искусстве. Романтизм и реализм в художественной культуре XIX века. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX вв. Основные тенденции развития художественной культуры XX века. Новые формы и жанры искусства конца XX века.

Традиционность и преемственность в искусстве (на примере своего региона, народа, субкультуры).

Основные особенности художественного развития народов России (на примерах из различных видов и жанров искусства). Ключевые вопросы отечественной художественной культуры.

  • Главная
  • ПИСЬМО Минобразования РФ от 18.07.97 N 974/14-12 "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МИНИМУМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"