в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.96 N 125-ФЗ (ред. от 25.06.2002) "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
не действует Редакция от 25.06.2002 Подробная информация
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.96 N 125-ФЗ (ред. от 25.06.2002) "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"

Глава IV. Управление системой высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 24. Компетенция Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

1. К компетенции Федерального Собрания Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования относятся:

1) разработка законопроектов, принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы и дополнений к ним;

2) утверждение Федеральной программы развития образования и контроль за ее реализацией в части, относящейся к высшему и послевузовскому профессиональному образованию;

3) утверждение соответствующих статей федерального бюджета и контроль за их исполнением;

4) установление уровней высшего и послевузовского профессионального образования;

5) ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. К компетенции Правительства Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования относятся:

1) участие в разработке и реализация государственной политики в указанной области;

2) подготовка соответствующих разделов Федеральной программы развития образования и контроль за ее реализацией органами исполнительной власти;

3) осуществление бюджетного финансирования высшего и послевузовского профессионального образования;

4) разработка законопроектов и принятие в соответствии с ними нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования;

5) установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации;

6) создание, реорганизация и ликвидация государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

7) заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования;

8) определение порядка разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

9) определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования.

3. К компетенции федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием относятся:

1) разработка и реализация совместно с другими федеральными органами управления образованием соответствующих разделов Федеральной программы развития образования и международных программ в области высшего, послевузовского профессионального образования и соответствующего дополнительного образования;

2) утверждение федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов, утверждение положений об итоговой государственной аттестации студентов и об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях;

3) разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, организация издания учебной литературы и производства учебно-наглядных пособий;

4) осуществление полномочий учредителя (учредителей) подведомственных государственных высших учебных заведений;

5) содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования;

6) лицензирование деятельности высших учебных заведений независимо от их организационно-правовых форм и государственных образовательных учреждений соответствующего дополнительного образования, а также их государственная аккредитация;

7) установление формы документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании, осуществление признания и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях;

8) определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях, выдача свидетельств об установлении эквивалентности указанных документов;

9) участие в изучении потребности рынка труда в специалистах; разработка прогнозов подготовки специалистов; разработка предложений по объемам бюджетного финансирования высших учебных заведений, других предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также их научных организаций и структурных подразделений; разработка предложений по объемам капитального строительства указанных предприятий, учреждений и организаций;

10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти по определению объема бюджетного финансирования, направляемого на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников, научно-педагогических работников, в том числе научных работников, развитие науки, а также участие в разработке федеральных нормативов и порядка финансирования соответствующих образовательных учреждений;

11) координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых и региональных систем высшего и послевузовского профессионального образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области;

12) установление общего приема и структуры приема на обучение в высшие учебные заведения и учреждения системы высшего профессионального образования студентов, аспирантов и докторантов;

13) открытие аспирантуры и докторантуры государственных высших учебных заведений, научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности, за исключением учреждений, действующих в системе Российской академии наук и отраслевых академий наук и имеющих государственный статус, утверждение положений о подготовке научно-педагогических работников, в том числе научных работников;

14) установление порядка приема граждан в государственные высшие учебные заведения, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, и порядка перевода обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое;

15) прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального образования, согласование создания новых государственных учреждений системы высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования;

16) организация участия высших учебных заведений и научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, в федеральных научно-технических программах, разработка и утверждение межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, осуществление ресурсного обеспечения указанных программ и контроля за ходом их реализации;

17) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной защите студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда, быта, отдыха и медицинского обслуживания;

18) финансирование деятельности подведомственных ему высших учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций;

19) согласование нормативных документов в области высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и в случае необходимости приостановление действия указанных нормативных документов;

20) осуществление по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, полномочий по распоряжению государственным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования;

21) утверждение положения о порядке замещения должностей научно-педагогического персонала;

22) разработка и утверждение типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, порядок организации указанных филиалов;

23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов;

24) заключение международных договоров межведомственного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. К компетенции государственной аттестационной службы относятся:

1) контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов во всех имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм;

2) научно-методическое обеспечение итоговой аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждых уровня и ступени высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования;

3) рассмотрение представлений и принятие решений о направлении высшему учебному заведению рекламаций на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта;

4) организация функционирования системы региональных органов государственной аттестационной службы и аттестация образовательных учреждений.

5. Разграничение компетенции между федеральными (центральными) органами управления образованием и иными федеральными органами управления образованием устанавливается федеральными законами и положениями о соответствующих органах, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Федеральные органы управления образованием осуществляют полномочия учредителя (учредителей) высшего учебного заведения после его создания.

Статья 25. Компетенция субъектов Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

По общим вопросам высшего и послевузовского профессионального образования субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне установленной настоящим Федеральным законом компетенции Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Статья 26. Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования

1. Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы высшего и послевузовского профессионального образования.

Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется государственной аттестационной службой и государственными органами управления высшим профессиональным образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в этой области.

2. Контроль за соблюдением высшим учебным заведением условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, обеспечивается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием с участием органа управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено высшее учебное заведение. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию.

Решение об изъятии лицензии принимается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2000 N 92-ФЗ)

3. Имеющее государственную аккредитацию высшее учебное заведение независимо от его организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности не реже чем один раз в пять лет проходит аттестацию, проводимую государственной аттестационной службой.

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.96 N 125-ФЗ (ред. от 25.06.2002) "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"