Последнее обновление: 23.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ МВД РФ от 10.01.94 N 6 (ред. от 01.06.98) "О МЕРАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ РОЛИ В УКРЕПЛЕНИИ ПОРЯДКА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" (вместе с "НАСТАВЛЕНИЕМ ПО ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")
Глава 4. Несение дорожно-патрульной службы
4.1. Формы несения службы
4.1.1. Для осуществления контроля за дорожным движением организуются пешее патрулирование, несение службы на стационарных постах, патрулирование на автомобилях и мотоциклах, вертолетное патрулирование.
4.1.2. Пешее патрулирование применяется для осуществления контроля и выполнения распорядительно-регулировочных действий на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.
4.1.3. Стационарный пост ГАИ - это место несения службы, оборудованное служебным помещением, оперативно-техническими и специальными средствами.
Примечание. Для осуществления контроля за передвижением транспортных средств, принадлежащих иностранным гражданам и лицам без гражданства, на территории Российской Федерации в местах с регламентированным посещением иностранных граждан создаются специальные посты ГАИ.
4.1.4. Контрольные посты милиции <*>, которые включаются в межрегиональную специальную заградительную систему, создаются для обеспечения эффективного взаимодействия по выявлению и задержанию автомототранспорта, используемого в противоправных целях, и лиц, совершивших преступления либо подозреваемых в их совершении. Несение службы на контрольных постах милиции организуется в соответствии с устанавливаемым МВД России порядком.
<*> Далее - КПМ.
4.1.5. Личный состав дорожно-транспортной службы может задействоваться для несения службы на контрольных милицейских постах <*>, создаваемых в соответствии с устанавливаемым МВД России порядком для оказания содействия в охране Государственной границы Российской Федерации. Сотрудники дорожно-патрульной службы находятся в подчинении старших нарядов этих постов и осуществляют контроль за дорожным движением.
<*> Далее - КМП.
4.1.6. Для повышения эффективности несения дорожно-патрульной службы на стационарных постах ГАИ, КПМ, КМП могут быть использованы служебные собаки, для содержания которых оборудуются специальные места.
4.1.7. Патрулирование на автомобилях и мотоциклах может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным.
4.1.7.1. Открытый контроль осуществляется сотрудниками на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. В процессе несения службы используются следующие тактические приемы:
- движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения);
- движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для предупреждения превышения скорости);
- остановка у опасных в аварийном отношении мест (для предостережения участников дорожного движения и пресечения правонарушений);
- остановка патрульного автомобиля (мотоцикла) в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.
Применение того или иного приема, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования обстановкой.
4.1.7.2. Скрытый контроль на патрульных автомобилях в обычной окраске осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее время лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие. В случае, если сотрудник одет в гражданскую одежду, обязательно наличие у него нагрудного знака.
4.1.7.3. Смешанный контроль организуется одновременно на двух патрульных автомобилях, один из которых имеет специальную окраску или опознавательные знаки, второй - обычную окраску. Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляется с помощью радиосвязи.
4.1.8. Вертолетное патрулирование организуется преимущественно над автомобильными дорогами, по которым осуществляется интенсивное движение, во взаимодействии с нарядами, задействованными для несения службы на конкретных участках этих дорог.
С использованием вертолетов осуществляются оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и доставление их в медицинские учреждения, контроль за дорожным движением, сопровождение колонн автомобилей, обеспечение массовых мероприятий с участием большого количества транспортных средств, других рейдов и операций, в том числе по установлению автомототранспортных средств, находящихся в розыске.
Порядок, режим работы и место патрулирования определяется исходя из оперативной обстановки и поставленных задач.
4.2.1. Основными приемами несения службы являются контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений, а также осуществление распорядительно-регулировочных действий.
4.2.2. Контроль при несении службы заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за выполнением участниками дорожного движения Правил и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
4.2.3. К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении, связанных в том числе с дорожно - транспортными происшествиями, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.
4.2.4. Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения.
4.2.5. Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия.
4.3. Порядок несения службы
4.3.1. По прибытии на пост (маршрут) патрулирования сотрудник дорожно-патрульной службы должен получить от сменяемого им сотрудника информацию об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, проводимых на автомобильных дорогах и улицах ремонтно-строительных и иных работах, поступивших указаниях и сообщениях, исправности технических средств регулирования дорожного движения, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к несению службы. Если в предшествующую смену контроль за дорожным движением на данном посту или маршруте не осуществлялся, сотрудник проверяет исправность технических средств регулирования, специальных средств, средств связи, состояние дорог и улиц, условия производства на них ремонтно-строительных и других работ, о выявленных недостатках немедленно докладывает в дежурную часть строевого подразделения.
4.3.2. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом.
Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, перед поворотом, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.
4.3.3. Принадлежащие специальным и оперативным службам автомобили, подающие специальные световые и звуковые сигналы, могут быть остановлены в тех случаях, когда имеются достоверные данные, что указанные автомобили похищены, угнаны, используются в противоправных целях или управляются лицами, находящимися в состоянии опьянения. При нарушении правил дорожного движения водителями данных автомобилей сотрудником дорожно-патрульной службы составляется рапорт с указанием всех обстоятельств случившегося.
Оформление дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств специальных и оперативных служб, фактов управления таким транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, осуществляется в соответствии с установленным порядком.
4.3.4. Сотрудник дорожно-патрульной службы производит задержание автомототранспортного средства в случае управления им:
- лицом, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения;
- лицом, не имеющим удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или лишенным такого права;
- лицом, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами;
- при наличии неисправностей рулевого управления, тормозной системы или тягово-сцепного устройства (в составе автопоезда);
- при отсутствии отметки о регистрации в подразделениях Госавтоинспекции, без государственных регистрационных знаков или с подложными такими знаками.
Примечание. Под задержанием транспортного средства следует понимать запрещение эксплуатации с помещением его на специальную охраняемую стоянку, определенную местными органами исполнительной власти. Сотрудник, принявший решение о запрещении эксплуатации транспортного средства, составляет в двух экземплярах протокол о задержании (копия выдается водителю) и приобщает его к административному протоколу о нарушении правил дорожного движения.
4.3.5. При задержании транспортного средства сотрудник отстраняет водителя от управления после устного предупреждения о запрещении движения, применяя в случае неподчинения изъятие ключа замка зажигания, принудительный вывод водителя из кабины (салона) транспортного средства, создание помех для исключения возможности дальнейшего следования, блокировку колес и др.
4.3.6. Задержанное транспортное средство доставляется в присутствии водителя (владельца) на специальную охраняемую стоянку с использованием другого транспортного средства, путем буксировки на жесткой сцепке либо сотрудником дорожно-патрульной службы самостоятельно при условии обеспечения сохранности задержанного транспортного средства. Задержанное транспортное средство сдается на специальную охраняемую стоянку по акту (описи).
При отсутствии такой стоянки транспортное средство может быть доставлено и сдано по акту в дежурную часть строевого подразделения, горрайоргана внутренних дел или на площадку у стационарного поста, ГАИ, КПМ, КМП, а в случае, если нарушение связано с управлением транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления или тягово - сцепного устройства (в составе автопоезда), его эксплуатация может быть запрещена со снятием государственного регистрационного знака.
По устранению причин задержания транспортного средства (вытрезвление водителя, предоставление документов, наличие лица, имеющего право на управление данным транспортным средством, устранение неисправностей и т.д.) оно возвращается водителю (владельцу).
4.3.7. Задержанное транспортное средство передается сотрудником дорожно-патрульной службы по акту в таможенный орган Российской Федерации в случае выявления:
- транспорта, в отношении которого имеется решение таможенного органа Российской Федерации о передаче его в собственность государства, либо сообщение о том, что он незаконно оставлен на территории Российской Федерации после выезда владельца;
- водителей, управляющих незарегистрированным в установленном порядке транспортом, у которых отсутствуют свидетельство о регистрации транспортного средства в стране выезда и документ, оформленный таможенным органом Российской Федерации, а также если истек срок действия документа, оформленного таможенным органом Российской Федерации;
- факта отсутствия у водителя регистрационных документов на ввезенное на территорию Российской Федерации (под обязательство обратного вывоза) транспортное средство или истечения срока действия выданных в подразделениях Госавтоинспекции таких документов.
Примечание. 1. Данные положения не распространяются на транспортные средства, принадлежащие лицам, пользующимся иммунитетами и привилегиями. Информация о таких нарушениях направляется в установленном порядке в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел республики в составе Российской Федерации или дипломатическое агентство, о чем иностранный гражданин уведомляется на месте.
2. О передаче задержанного транспортного средства в таможенный орган Российской Федерации сотрудник докладывает в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел.
4.3.8. Производит в установленном законодательством порядке досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, а также досмотр груза при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится.
О проведении досмотра транспортного средства и досмотра груза в обязательном порядке составляется протокол (либо делается отметка об этом в протоколе об административном правонарушении). Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о совершении противоправных действий, и их владельцы доставляются в дежурную часть органа внутренних дел, куда передаются также все материалы по данному правонарушению.
Досмотр транспорта, перевозящего опломбированный груз, и вскрытие пломбы осуществляются, как правило, на КПМ и КМП в присутствии водителя или лица, сопровождающего груз, двух свидетелей с последующим опломбированием груза.
4.3.9. Сотрудник дорожно-патрульной службы доставляет граждан в дежурную часть строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел в случаях:
- управления транспортными средствами без регистрационных документов, документов, подтверждающих право собственности, без документов на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- обнаружения следов, свидетельствующих о причастности транспортного средства к дорожно-транспортному происшествию или преступлению;
- управления транспортным средством с подложными номерными знаками;
- обнаружения признаков подделки водительских, регистрационных и других документов, расхождения номеров агрегатов и узлов с записями в регистрационных документах, признаков спиливания или кустарного нанесения номеров на агрегатах и узлах;
- отсутствия документов на перевозимый груз;
- обнаружения совершенного преступления и задержания лиц, подозреваемых в его совершении;
- совершения правонарушений, связанных со злостным неподчинением законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника.
По факту доставления граждан в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел составляется рапорт в двух экземплярах, один из которых с отметкой дежурного о его регистрации выдается сотруднику дорожно-патрульной службы.
4.3.10. Сотрудник дорожно-патрульной службы осуществляет преследование транспортных средств, в которых находятся лица, совершившие преступление, либо водители которых скрылись с места дорожно-транспортного происшествия, или своими действиями подвергают опасности жизнь других участников движения, или не выполняют требования сотрудников милиции об остановке.
Если указанные лица вооружены, то для их задержания через дежурного строевого подразделения или органа внутренних дел вызывается группа со специальным снаряжением и вооружением. До прибытия группы сотрудник должен не выпускать из поля зрения преследуемых и принимать все возможные меры по обеспечению безопасности находящихся в зоне преследования граждан.
Для обеспечения личной безопасности и безопасности участников движения во время преследования сотрудник обязан:
- постоянно держать включенными на патрульном транспорте специальные звуковые и световые сигналы;
- выбирать скорость движения исходя из конкретных условий;
- быть внимательным к действиям преследуемых и других участников дорожного движения;
- докладывать дежурному строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел о месте своего нахождения и направлении движения.
4.3.11. При выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов сотрудник дорожно - патрульной службы запрещает дальнейшее движение указанных транспортных средств до получения соответствующего указания от руководства строевого подразделения или дежурного, по возможности приняв меры к отводу таких транспортных средств с проезжей части.
4.3.12. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник дорожно-патрульной службы осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ в охранных зонах и соответствием характера этих работ правилам охраны линий связи.
При обнаружении недостатков инспектор сообщает об этом в дежурную часть. До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения. По прибытии с поста обнаруженные недостатки записывает в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (Приложение 7).
4.3.13. Все материалы, составленные по выявленным правонарушениям, вместе с задержанными водительскими удостоверениями и снятыми государственными регистрационными знаками докладываются по окончании службы руководству строевого подразделения (начальнику Госавтоинспекции ГОРОВД) или в дежурную часть.
- Главная
- ПРИКАЗ МВД РФ от 10.01.94 N 6 (ред. от 01.06.98) "О МЕРАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ РОЛИ В УКРЕПЛЕНИИ ПОРЯДКА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" (вместе с "НАСТАВЛЕНИЕМ ПО ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")