в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.06.98 N 600 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ"
не действует Редакция от 17.06.1998 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.06.98 N 600 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ"

4.4. Инвентаризация условий оплаты труда работников бюджетных организаций

бюджетных организаций

Численность работников бюджетных организаций, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, составила на 1 января 1998 г. 1896,7 тыс. человек. Оплата труда этих работников осуществляется главным образом по разрядам Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (далее именуется - ЕТС). Тарифные ставки и должностные оклады указанных работников устанавливаются по разрядам оплаты труда ЕТС в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" и от 24 августа 1995 г. N 823 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы".

Надтарифная часть заработной платы формируется за счет выплат обязательного и стимулирующего характера.

Порядок установления выплат обязательного характера, применяемых в бюджетных организациях, определяется в соответствии с законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и актами Минтруда России.

Порядок установления стимулирующих выплат (доплат, надбавок, премий) определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", в соответствии с которым виды и размеры стимулирующих выплат определяются организациями самостоятельно в пределах выделенных им бюджетных ассигнований.

В настоящее время применяется около 30 видов доплат, надбавок, иных выплат, носящих обязательный характер, и более 25 видов доплат и надбавок стимулирующего характера.

В общей сумме расходов на оплату труда работников бюджетных организаций, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, средства, привлеченные из других источников сверх средств федерального бюджета, составляли в 1997 году в среднем 19 процентов. В учреждениях образования целого ряда органов доля привлеченных средств составила 50 процентов и более. В числе этих федеральных органов исполнительной власти бывшее МВЭС России (63 процента), МИД России (56 процентов), Минтопэнерго России (53 процента), ФСТР России (52 процента).

Доля тарифных ставок и должностных окладов в оплате труда работников организаций, которые оплачиваются на основе ЕТС, колеблется от 17 процентов (ИТАР - ТАСС) до 82 процентов (Госкомпечать России).

На основе инвентаризации условий оплаты труда выявлены отклонения от действующих норм оплаты, которые требуют упорядочения. К ним относятся:

надбавки и доплаты за классное руководство, за проверку письменных работ, за заведование учебными кабинетами и лабораториями, введенные на основании письма Минобразования России от 18 июня 1991 г. N 187/4-14ПК в качестве обязательных. Указанные выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" являются стимулирующими и должны устанавливаться организациями самостоятельно при наличии необходимых средств. Они применяются в организациях бывшего Госстроя России, Госкомпечати России, Госкино России, бывшего Госкомзема России, Российской академии образования;

надбавки за сложность выполняемых работ, установленные в организациях Дальневосточного и Сибирского отделений Российской академии наук и МИДа России, в то время как этот показатель учтен в ставках (окладах), определяемых на основе ЕТС;

надбавки, установленные в организациях Госкино России и Сибирского отделения Российской академии наук, за статус колледжа и за работу в специальных учреждениях на основе утративших силу нормативных правовых актов и приказов ведомств. В частности, как основание использованы Постановление Минтруда России от 4 июня 1992 г. N 16 и Приказ Минпроса СССР от 5 ноября 1977 г. N 2, которые в настоящее время утратили силу;

повышение в соответствии с Приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. N 463/1268 ставок и введение надбавок работникам, имеющим 18 разряд ЕТС, за наличие квалификационной категории, почетного звания и ученой степени, превышение объемных показателей в 2 и более раза, а также введение должностей "старший" без наличия в подчинении сотрудников. Этот Приказ без достаточных оснований расширяет сферу действия нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда;

ежемесячные доплаты за ученую степень в научных учреждениях и высших учебных заведениях, не сопровождаемые соответствующими необходимыми изменениями в системе тарификации. В результате при наличии ученой степени работник получает право не только на доплату, но и на повышение тарифного разряда вне зависимости от изменения объема и сложности выполняемых работ.

Проведенная инвентаризация условий оплаты труда и выплат стимулирующего характера делает очевидным необходимость их упорядочения и совершенствования системы оплаты труда на основе ЕТС по следующим направлениям:

необходимо закрепить за вышестоящими организациями право определять лимит численности и размер фонда оплаты труда бюджетных организаций, находящихся в их ведении. В настоящее время вопрос о применении нормативов численности и типовых штатов такие организации решают самостоятельно и нормативная правовая база для определения их численности устарела;

многочисленность существующих отраслевых норм оплаты труда, установленных как законодательным путем, так и на основе отдельных решений Правительства Российской Федерации и Минтруда России, ставит задачу анализа и унификации их применения с последующим переходом от тарифной сетки к ЕТС;

целесообразно рассмотреть возможность применения принципов формирования фондов оплаты труда, предусмотренных для государственных служащих, к оплате труда работников бюджетных организаций. В частности, распространить на них порядок, при котором средства на выплату тарифных ставок (окладов) определяются в соответствии с ЕТС и нормативом численности работников, а средства на компенсационные выплаты, выплату надбавок за непрерывный стаж работы и стимулирующие выплаты - в процентах от средств, предусмотренных на выплату тарифных ставок;

в некоторых организациях объем внебюджетных средств, направляемых на оплату труда, превышает объем выделенных средств федерального бюджета, поэтому необходимо рассмотреть возможность определения критерия, который позволил бы в зависимости от доли использованных внебюджетных средств переводить организации из разряда бюджетных в разряд дотируемых с использованием средств федерального бюджета по другим направлениям. Таким организациям может быть предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры ставок (окладов) и другие условия оплаты труда по аналогии с государственными унитарными предприятиями.

4.5. Инвентаризация внебюджетных фондов и средств

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.06.98 N 600 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ"