в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ БАНКА РОССИИ" от 29.07.98 N 46-П (утв. Советом директоров Банка России 10.04.98 N 15)
действует Редакция от 29.07.1998 Подробная информация
"ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ БАНКА РОССИИ" от 29.07.98 N 46-П (утв. Советом директоров Банка России 10.04.98 N 15)

ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ БАНКА РОССИИ

Глава I. Общие положенияСтатья 1. Правовой статус территориального учреждения

1. Территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (в дальнейшем - территориальное учреждение) - обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с настоящим Положением, другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов Российской Федерации. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт - Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации.

Территориальное учреждение Банка России, созданное по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации является Главным управлением.

2. Образование территориального учреждения и его ликвидация производятся на основании решения Совета директоров Банка России.

3. В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют Расчетно - кассовые центры (в дальнейшем - РКЦ), иные подразделения, в том числе, обеспечивающие деятельность территориального учреждения (столовые, лечебно - профилактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения, и т.д.), создание и ликвидация которых утверждается Банком России.

Деятельность указанных структурных подразделений регулируется соответствующими положениями.

Статья 2. Правовая основа деятельности территориального учреждения

Территориальное учреждение действует на основании Федеральных законов "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", иных федеральных законов, настоящего Положения и нормативных актов Банка России.

Статья 3. Основные задачи территориального учреждения

Территориальное учреждение на территории субъекта Российской Федерации или экономического района, объединяющего территории нескольких субъектов Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной денежно - кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечивает развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов; осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций; организацию и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг; организацию валютного контроля; проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

Статья 4. Правовое положение территориального учреждения

1. Правовое положение территориального учреждения в качестве обособленного подразделения Банка России определяется законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

2. Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица и обладает полномочиями, предоставленными ему настоящим Положением и нормативными актами Банка России.

3. Территориальное учреждение в пределах предоставленных ему полномочий независимо в своей деятельности от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

4. Территориальное учреждение не имеет права принимать нормативные акты, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.

5. Территориальное учреждение не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

6. Территориальные учреждения не вправе без разрешения Банка России осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами.

Статья 5. Имущество территориального учреждения

1. Банк России наделяет территориальное учреждение имуществом, стоимость которого отражается на балансе территориального учреждения, входящим составной частью в баланс Банка России.

2. Территориальное учреждение осуществляет полномочия по пользованию и владению имуществом, находящимся на его балансе, а также по распоряжению им в пределах, определяемых Банком России.

3. Отчуждение и иные операции с движимым или недвижимым имуществом, по отношению к которому Банк России осуществляет полномочия по пользованию, владению и распоряжению, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Банком России.

Статья 6. Руководство деятельностью территориального учреждения

1. Территориальное учреждение возглавляет начальник (в Национальных банках - председатель), который назначается и освобождается от должности Председателем Банка России.

2. Заместители начальника (председателя), главный бухгалтер, руководитель ревизионного подразделения и руководители подразделений назначаются на должность и освобождаются от нее в порядке, установленном Банком России.

3. На должность руководителя территориального учреждения и его заместителей могут быть назначены лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы на руководящих должностях в банковской системе или финансовых органах Российской Федерации не менее пяти лет.

Статья 7. Полномочия начальника (председателя) территориального учреждения

1. Начальник (председатель) территориального учреждения осуществляет общее руководство деятельностью территориального учреждения и обеспечивает реализацию функций Банка России на территории субъекта Российской Федерации или экономического района в соответствии с задачами и полномочиями, определяемыми настоящим Положением.

2. Начальник (председатель) территориального учреждения действует на основании настоящего Положения и осуществляет следующие полномочия:

1) заключает на основании выдаваемой Банком России генеральной доверенности договоры, в том числе по распоряжению имуществом, находящимся на балансе территориального учреждения, в порядке, предусмотренном настоящим Положением и нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) назначает и контролирует проведение на территории региона проверок кредитных организаций и их филиалов в соответствии с нормативными актами Банка России;

3) рассматривает материалы по вопросам регистрации кредитных организаций, выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности и лицензий на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита, расширения деятельности и реорганизации кредитных организаций, отзыва лицензий у кредитных и аудиторских организаций, ликвидации кредитных организаций, подписывает соответствующие заключения территориального учреждения Банка России;

4) в установленном Банком России порядке рассматривает материалы кредитных организаций на получение лицензий на осуществление профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, принимает решение о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

5) подписывает приказы, распоряжения, предписания, сводный баланс, годовой отчет и иные документы;

6) имеет право на списание с баланса территориального учреждения основных средств, других материальных ценностей и дебиторской задолженности в порядке, установленном Банком России;

7) осуществляет контроль за организацией и проведением внутренних ревизий и проверок;

8) представляет интересы Банка России в отношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, средствами массовой информации, общественными организациями, юридическими и физическими лицами;

9) распределяет обязанности между своими заместителями и делегирует им в установленном порядке часть своих полномочий, за исключением случаев, когда нормативными актами Банка России предусмотрено их исполнение непосредственно начальником (председателем) территориального учреждения. Выдает доверенности в порядке передоверия начальникам структурных подразделений и служащим территориального учреждения в пределах своей компетенции;

10) организует бухгалтерский учет в территориальном учреждении и обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России при осуществлении территориальным учреждением своих функций;

11) утверждает положения о структурных подразделениях территориального учреждения и должностные обязанности служащих, за исключением подразделений, для которых установлен иной порядок утверждения положений;

12) заключает и расторгает трудовые договоры (контракты) со служащими территориального учреждения, осуществляет перемещение, поощрение и наложение взысканий, решает иные вопросы, вытекающие из трудовых правоотношений;

13) утверждает график отпусков служащих территориального учреждения;

14) организует работу с документами, содержащими государственную тайну и сведения конфиденциального характера, в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России, а также определяет круг должностных лиц, имеющих право доступа к этим документам;

15) принимает меры по повышению квалификации служащих территориального учреждения;

16) осуществляет иные полномочия, отнесенные настоящим Положением к ведению территориального учреждения, а также предусмотренные федеральным законодательством, в том числе нормативными актами Банка России, и должностными обязанностями.

3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей начальник (председатель) территориального учреждения несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Структура, штаты и смета расходов территориального учреждения

1. Структура территориального учреждения и схема должностных окладов служащих утверждаются Председателем Банка России.

2. Штатное расписание территориального учреждения, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции утверждаются начальником (председателем) территориального учреждения с учетом установленных и доведенных до него Банком России расчетной численности служащих, фонда заработной платы и единых квалификационных требований к работникам системы Банка России.

3. Территориальное учреждение распоряжается средствами на содержание аппарата в пределах сметы расходов, утверждаемой Банком России.

Затраты капитального характера осуществляются территориальным учреждением в порядке, определяемом нормативными актами Банка России, в пределах лимита на капитальные затраты, утверждаемого Банком России.

Статьи 9. Место нахождения, наименование и печать территориального учреждения

1. Местом нахождения территориального учреждения является, как правило, административный центр субъекта Российской Федерации, в котором образовано и действует территориальное учреждение. Место нахождения территориального учреждения, образуемого по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации, определяется Советом директоров.

2. Территориальное учреждение Банка России имеет полное и сокращенное наименование, определяемое Банком России. Полное наименование территориального учреждения включает в себя слова "Главное управление Центрального банка Российской Федерации по", затем следуют (в дательном падеже) наименование субъекта Российской Федерации или экономического района, в котором действует территориальное учреждение, либо слова "Национальный банк", затем следует наименование субъекта Российской Федерации, в котором действует данное учреждение, и слова "Центрального банка Российской Федерации". Сокращенное наименование территориального учреждения образуется из слов "ГУ Банка России по" и наименования субъекта Российской Федерации или экономического района либо аббревиатуры "НБ", наименования республики в составе Российской Федерации и слов "Банка России".

3. Территориальное учреждение имеет печать, штамп и бланк со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯСтатья 10. Полномочия в области денежно - кредитного регулирования

Территориальное учреждение:

1) от имени Банка России заключает кредитные договоры (извещения) и, в случае закрепления за ним операций по выдаче кредита, осуществляет рефинансирование банков в соответствии с действующими нормативными актами Банка России в пределах лимитов кредитования. В этих целях:

а) рассматривает заявки (заявления) банков на получение кредитов Банка России (в случае предоставления ему этих полномочий) в соответствии с действующими нормативными актами Банка России и принимает решения о возможности предоставления кредитов;

б) осуществляет выдачу кредитов банкам в объемах, подтвержденных соответствующими лимитами кредитования, контролирует выполнение банками региона условий кредитных договоров и проводит работу по обеспечению возврата кредитов Банка России и проботу по обеспечению возврата кредитов Банка России и процентов по ним;

в) осуществляет контроль за начислением и уплатой процентов за кредиты Банка России, за полнотой и своевременностью перечисления их в Банк России;

г) контролирует соответствие остатков задолженности по кредитам Банка России и начисленным по ним процентам, отраженных в балансах банков и территориального учреждения Банка России;

д) ведет ежедневный учет лимитов кредитования, доведенных Банком России, контролирует соблюдение установленных сроков их использования и обеспечивает своевременный возврат высвободившихся лимитов кредитования;

е) изучает эффективность применяемых методов рефинансирования банков, вносит на рассмотрение Банка России предложения по их совершенствованию;

2) осуществляет контроль за выполнением кредитными организациями обязательных резервных требований Банка России, производит регулирование обязательных резервов, осуществляет проверки правильности составления кредитными организациями Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, достоверности указанных в нем сведений, применяет меры воздействия за нарушение установленного порядка депонирования обязательных резервов в Банке России;

3) контролирует соответствие остатков обязательных резервов в рублях и иностранной валюте, учитываемых на балансовых счетах, а также сумм недовзноса (перевзноса) обязательных резервов и штрафов, не уплаченных за недовзнос в обязательные резервы, учитываемых на внебалансовых счетах, в балансах территориального учреждения и кредитной организации;

4) в установленные сроки направляет в Банк России информацию о формировании кредитными организациями обязательных резервов, составляет и направляет Банку России отчет о работе по контролю за депонированием средств в обязательные резервы кредитными организациями;

5) по решению Кредитного комитета Банка России организует работу по приобретению государственных долговых обязательств и осуществляет контроль за своевременным их погашением;

6) осуществляет прием средств в депозит Банка России на условиях, определенных Кредитным комитетом Банка России, и в соответствии с нормативными актами Банка России;

7) взаимодействует с кредитными организациями региона, их ассоциациями и союзами, разъясняет им порядок применения нормативных актов Банка России, рассматривает предложения и запросы кредитных организаций по вопросам денежно - кредитного регулирования;

8) осуществляет иные полномочия в области денежно - кредитного регулирования в соответствии с нормативными актами Банка России.

Статья 11. Полномочия в области организации денежного обращения и расчетов

Территориальное учреждение:

1) прогнозирует, организует и регулирует денежное обращение в регионе в рамках денежно - кредитной политики, проводимой Банком России;

2) проводит политику Банка России в области организации расчетов;

3) организует проведение исследований но вопросам расчетов, анализирует результаты и использует их в последующей работе;

4) анализирует и обобщает опыт работы расчетных подразделений Банка России и коммерческих расчетных систем, подготавливает предложения по обеспечению функционирования расчетных подразделений Банка России;

5) организует межбанковские расчеты;

6) участвует в разработке регионального баланса денежных доходов и расходов населения, оценивает на основе кассовых оборотов объем и структуру денежных доходов и расходов населения, прогнозирует прирост денежных средств населения;

7) анализирует состояние наличного денежного оборота в регионе и определяет его тенденции, разрабатывает прогнозы кассовых оборотов кредитных организаций по экономическому содержанию поступлений и выдач наличных денежных средств;

8) организует работу по созданию резервных фондов банкнот и монеты в РКЦ территориального учреждения и перевозкам ценностей между ними, определяет им минимальные размеры хранения резервных фондов в пределах сумм, установленных Банком России территориальному учреждению;

9) вносит в Банк России предложения по изменению лимитов оборотной кассы и минимальных размеров хранения резервных фондов в целом по территориальному учреждению;

10) ведет учет банкнот и монеты, находящихся в резервных фондах РКЦ территориального учреждения по купюрам и достоинствам, осуществляет контроль за своевременным пополнением резервных фондов до установленного размера хранения и обеспечением наличия в них банкнот и монеты в купюрах и достоинствах, необходимых для обращения;

11) организует кассовое обслуживание кредитных организаций, а в случаях, установленных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", юридических и физических лиц;

12) осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка ведения кассовых операций в кредитных организациях;

13) осуществляет контроль за правильной организацией эмиссионно - кассовой работы в РКЦ территориального учреждения, обеспечением сохранности ценностей резервных фондов и оборотной кассы и соблюдением эмиссионно - кассовой дисциплины;

14) осуществляет учет эмиссионных операций и контроль за правильностью их совершения;

15) осуществляет оперативное регулирование кассовых ресурсов и вносит в Банк России предложения по его совершенствованию;

16) подготавливает и направляет в Банк России предложения о лимите остатка денег в оборотных кассах, устанавливает лимит оборотной кассы РКЦ территориального учреждения в пределах лимита, утвержденного территориальному учреждению, осуществляет контроль за его соблюдением;

17) устанавливает самостоятельно либо путем делегирования данного полномочия РКЦ территориального учреждения сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционных кассах кредитных организаций на конец дня и осуществляет контроль за его соблюдением;

18) обеспечивает контроль за полнотой и достоверностью отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России, кредитных организаций и своевременностью ее представления в Банк России, оказывает методическую и практическую помощь по этим вопросам;

19) составляет на основании данных РКЦ территориального учреждения и кредитных организаций календари выдач наличных денег юридическим лицам по региону и представляет их Банку России;

20) анализирует купюрное строение выпуска денег в обращение РКЦ территориального учреждения, осуществляет контроль за соответствием купюрного состава банкнот и монеты в обращении потребностям налично - денежного оборота, осуществляет меры по обеспечению налично - денежного оборота банкнотами и монетой соответствующих купюр и достоинств;

21) осуществляет контроль за качеством денежных знаков, находящихся в обращении, организует работу по проведению в РКЦ территориального учреждения экспертизы платежеспособности денежных знаков и изъятию из обращения ветхих и поврежденных банкнот и дефектной монеты, а также за соблюдением кредитными организациями установленных правил работы с поддельными, сомнительными и поврежденными денежными знаками;

22) организует экспедирование расчетно - денежных документов и контроль за соблюдением сроков экспедирования;

23) обеспечивает развитие автоматизации и механизации обработки денежной наличности в регионе согласно единой технической политике, проводимой Банком России;

24) обеспечивает освоение и внедрение современных технологий и средств автоматизации и механизации кассовых операций;

25) обеспечивает обучение служащих территориального учреждения работе со средствами механизации обработки денежной наличности;

26) заключает договоры на работы в области механизации обработки денежной наличности в регионе в соответствии с порядком, установленным Банком России;

27) осуществляет контроль за выполнением кредитными организациями и их филиалами установленных требований к устройству и технической укрепленности кассовых узлов в кредитных организациях и дает заключение по оборудованию инженерно - техническими средствами охраны кассовых узлов;

28) осуществляет иные полномочия в области организации денежного обращения и расчетов в соответствии с нормативными актами Банка России.

Статья 12. Полномочия по обслуживанию счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов

Территориальное учреждение:

1) в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации осуществляет контроль за обслуживанием РКЦ территориального учреждения счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов;

2) осуществляет контроль за своевременным и правильным составлением РКЦ и кредитными организациями отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета;

3) составляет и представляет Банку России отчетность по кассовому исполнению федерального бюджета в целом по региону;

4) оказывает содействие соответствующим государственным органам при реализации ими своих функций в сфере организации, осуществления и контроля за исполнением бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) организует и осуществляет контроль за правильностью совершения операций по счетам федерального бюджета в период завершения бюджетного года;

6) осуществляет контроль за правильностью и своевременностью перечисления поступивших по региону доходов федерального бюджета на финансирование расходов федерального бюджета региона, осуществляемых органами Федерального казначейства, а также за перечислением средств с транзитных счетов государственных внебюджетных фондов на основные счета государственных внебюджетных фондов;

7) осуществляет взаимодействие с территориальными органами Федерального казначейства и финансовыми органами исполнительной власти, а также с органами государственных внебюджетных фондов;

8) осуществляет иные полномочия в указанной области в соответствии с нормативными актами Банка России.

Статья 13. Полномочия в области экономического анализа и статистики

Территориальное учреждение:

1) проводит системный анализ и прогнозирование складывающихся денежно - кредитных отношений в увязке с состоянием экономики в целом по региону;

2) анализирует структуру и состояние ресурсов кредитных организаций региона и эффективность их использования в развитии экономики региона;

3) осуществляет анализ и прогнозирование важнейших тенденций развития экономики региона, а также анализ фактического исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

4) организует получение, систематизацию, обработку и хранение статистической отчетности, представленной кредитными организациями региона в территориальное учреждение Банка России и использует ее в целях экономического анализа;

5) представляет по установленной форме в Банк России необходимую аналитическую информацию о деятельности банковской системы региона;

6) подготавливает предложения по совершенствованию форм отчетности, разрабатываемых Банком России, и контролирует ход внедрения новых форм отчетности;

7) осуществляет свод и анализ статистических показателей в целях их публикации при условии выполнения требований по защите информации и обеспечению ее конфиденциальности, определяет направления дальнейшего улучшения содержания и качества публикаций информации по предложениям пользователей;

8) взаимодействует с региональными органами государственной статистики, налоговыми органами, региональными подразделениями Министерства экономики Российской Федерации и другими экономическими структурами;

9) использует полученную от Банка России информацию по основным вопросам экономической, денежно - кредитной политики, совершенствованию механизмов банковской деятельности в целях экономического анализа;

10) проводит анализ эффективности применения инструментов денежно - кредитного регулирования в регионе;

11) организует работу по составлению оперативной отчетности РКЦ и территориального учреждения Банка России об остатках задолженности по кредитам Банка России, об остатках средств на корреспондентских счетах и счетах обязательных резервов, а также по другим показателям, осуществляет их свод и анализ и направляет Банку России информацию в порядке, определенном нормативными актами Банка России;

12) осуществляет иные полномочия в области экономического анализа, прогнозирования и статистики в соответствии с нормативными и иными актами Банка России.

Статья 14. Полномочия по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций

1. Территориальное учреждение:

1) в соответствии с требованиями Банка России рассматривает документы, необходимые для регистрации кредитных организаций и получения ими лицензии на осуществление банковских операций, расширения деятельности путем создания обособленных подразделений, реорганизации, и направляет соответствующие заключения в Банк России. Рассматривает и согласовывает в установленном порядке уставы кредитных организаций и изменения, вносимые в уставы и составы участников;

2) осуществляет предварительное рассмотрение документов кредитных организаций, ходатайствующих об изменении величины уставного капитала, о расширении круга совершаемых операций, готовит заключение о возможности предоставления кредитной организации соответствующей лицензии и представляет его в Банк России;

3) контролирует внесение необходимых изменений в учредительные документы, зарегистрированные Банком России;

4) согласовывает назначение руководителей исполнительных органов и главных бухгалтеров кредитных организаций и их филиалов, а также руководителей служб внутреннего контроля в кредитных организациях;

5) ведет базу данных учредителей (участников), а также формирует базу данных по крупным кредитам в соответствии с требованиями действующих нормативных актов Банка России и направляет указанную информацию в Банк России;

6) рассматривает документы, представляемые по установленной форме аудиторскими фирмами и аудиторами, работающими самостоятельно, для решения вопроса о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита и направляет соответствующие заключения в Банк России;

7) направляет в Банк России заключения по вопросам аннулирования лицензий у аудиторских фирм и аудиторов, работающих самостоятельно;

8) рассматривает аудиторские заключения, представленные кредитными организациями по итогам их деятельности за год;

9) запрашивает в соответствии с нормативными актами Банка России у кредитных организаций информацию об их деятельности, требует разъяснений по полученной информации;

10) контролирует соблюдение кредитными организациями обязательных нормативов, установленных Банком России, иных пруденциальных норм деятельности;

11) осуществляет надзор за деятельностью филиалов кредитных организаций, находящихся на подведомственной территории, независимо от места нахождения головного офиса кредитной организации;

12) контролирует соблюдение правил ведения бухгалтерского учета и проведения банковских операций, составления всех видов отчетности в кредитных организациях;

13) осуществляет получение, обработку, систематизацию, анализ и передачу в Банк России бухгалтерской и финансовой отчетности в разрезе кредитных организаций, а также сводной отчетности по кредитным организациям региона;

14) получает, систематизирует и анализирует информацию об открытых кредитными организациями и их филиалами корреспондентских счетах;

15) осуществляет надзор за состоянием служб внутреннего контроля в кредитных организациях;

16) осуществляет контроль за правильностью и полнотой формирования резерва на возможные потери по ссудам;

17) контролирует соблюдение кредитными организациями и их филиалами лимитов открытой валютной позиции;

18) проводит документарные проверки по отдельным вопросам, а также комплексные и специальные (по отдельным направлениям деятельности) проверки кредитных организаций и их филиалов;

19) осуществляет контроль за принятием мер по устранению выявленных в ходе проверок недостатков;

20) принимает участие совместно с органами Федерального казначейства Российской Федерации, налоговыми органами в проверках кредитных организаций по вопросам, связанным с зачислением и перечислением средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

21) в установленном Банком России порядке применяет меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами и нормативными актами Банка России к кредитным организациям, допустившим нарушения;

22) рассматривает обращения учредителей (участников), кредиторов и клиентов кредитных организаций, связанные с соблюдением кредитной организацией законодательства Российской Федерации, регулирующего банковскую деятельность, в том числе нормативных актов Банка России;

23) вносит в соответствующие подразделения Банка России предложения по совершенствованию действующего банковского законодательства и нормативных актов Банка России, принимает участие в рассмотрении и разработке проектов федеральных законов и нормативных актов Банка России;

24) осуществляет иные полномочия по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций в соответствии с нормативными актами Банка России.

2. Полномочия территориального учреждения при осуществлении проверок кредитных организаций устанавливаются в пределах компетенции, определяемой настоящим Положением, федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Статья 15. Полномочия в области организации банковского санирования и ликвидации кредитных организаций

Территориальное учреждение:

1) на основе имеющейся отчетности и данных, полученных в порядке банковского надзора, проводит анализ деятельности кредитных организаций и филиалов, выявляет кредитные организации, испытывающие временные финансовые трудности или имеющие признаки несостоятельности (банкротства) (далее - проблемные кредитные организации), определяет степень их проблемности;

2) анализирует и оценивает предоставленные кредитными организациями планы мероприятий по их финансовому оздоровлению, контролирует их выполнение;

3) подготавливает и направляет в установленном порядке в Банк России отчетные и иные необходимые материалы о деятельности проблемных кредитных организаций, планы финансового оздоровления кредитных организаций;

4) проводит в проблемных кредитных организациях проверки в целях экспертной оценки их активов и пассивов, установления их реальной стоимости, а также определения возможности реализации активов, обеспечения работы временной администрации по управлению кредитной организацией, составления планов финансового оздоровления кредитных организаций и контроля за их реализацией, определения состояния и сохранности документов в указанных кредитных организациях;

5) организует и проводит работу, связанную с оценкой возможностей и определением способов финансового оздоровления, и вносит на утверждение и Банк России предложения о целесообразности и порядке проведения мероприятий по финансовому оздоровлению проблемных кредитных организаций;

6) в установленном Банком России порядке оказывает содействие проблемным кредитным организациям в проведении работы по их реорганизации;

7) подготавливает материалы об отзыве лицензий на осуществление банковских операций и направляет соответствующие заключения в Банк России в установленном порядке;

8) получает от собраний учредителей (участников) кредитной организации после отзыва лицензии на осуществление банковских операций сообщения о принятых ими решениях о ликвидации кредитных организаций, а также согласовывает назначение в этих кредитных организациях ликвидационных комиссий и утверждение промежуточных и окончательных ликвидационных балансов;

9) обращается в установленном порядке в арбитражные суды с исками о принудительной ликвидации либо с заявлениями о признании кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, несостоятельной (банкротом);

10) рассматривает ходатайства кредитных организаций о введении или прекращении деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, подготавливает и вносит в Банк России предложения по данному вопросу, а также о порядке и условиях функционирования временной администрации;

11) осуществляет подбор и учет специалистов для работы в составе временной администрации, проверяет их в установленном порядке на соответствие квалификационным требованиям, установленным Банком России;

12) запрашивает и рассматривает в установленном порядке отчеты о работе временной администрации по управлению кредитными организациями, подводит итоги этой работы, подготавливает и вносит в Банк России предложения по этим вопросам;

13) осуществляет иные полномочия в сфере организации банковского санирования, предусмотренные нормативными актами Банка России.

Статья 16. Полномочия по регулированию и контролю за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг

Территориальное учреждение:

1) осуществляет функции Банка России на финансовых рынках региона;

2) регистрирует заявления, решения о выпуске ценных бумаг, проспекты эмиссии, отчеты об итогах выпуска, ежеквартальные отчеты по ценным бумагам, изменения и дополнения в регистрационные документы выпусков ценных бумаг, сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово - хозяйственную деятельность кредитных организаций - эмитентов;

3) аннулирует государственную регистрацию ценных бумаг;

4) приостанавливает эмиссию ценных бумаг и признает выпуск ценных бумаг несостоявшимся;

5) регистрирует условия выпуска депозитных и сберегательных сертификатов;

6) проводит мероприятия по обслуживанию и размещению государственных ценных бумаг;

7) проводит мероприятия по отбору кандидатов в дилеры на рынке ГКО - ОФЗ и осуществляет контроль за их деятельностью;

8) осуществляет лицензирование и последующий контроль профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг;

9) осуществляет сбор информации, относящейся к контролю и регулированию рынка ценных бумаг, и обеспечивает ее соответствие установленным форматам;

10) осуществляет контроль за правильностью и полнотой формирования кредитными организациями резерва под обесценение вложений в ценные бумаги;

11) осуществляет регистрацию общих фондов банковского управления;

12) принимает участие в аттестации руководителей служб внутреннего контроля кредитных организаций и специалистов кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг;

13) осуществляет иные полномочия по регулированию и контролю за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Статья 17. Полномочия в области валютного контроля

Территориальное учреждение:

1) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России;

2) контролирует, в том числе путем проведения проверок, соответствие действующему законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций, а также проводимых нерезидентами операций с рублями;

3) рассматривает ходатайства кредитных организаций о получении ими лицензий на осуществление банковских операций в иностранной валюте, дает по ним заключения и представляет их в Банк России. Ставит перед Банком России вопрос об отзыве у уполномоченного банка лицензии на проведение операций в иностранной валюте или изъятии из валютной лицензии уполномоченного банка права на проведение отдельных видов операций;

4) в пределах полномочий, предоставленных Банком России, выдает резидентам и нерезидентам разрешения на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, или осуществляет иные предусмотренные нормативными актами Банка России действия в отношении указанных операций;

5) регистрирует пункты обмена валюты уполномоченных банков и филиалов банков на основании заявлений кредитных организаций с учетом результатов проверок, а также принимает решения об аннулировании выданных свидетельств о регистрации пунктов обмена валюты;

6) рассматривает отчетность уполномоченных банков и их филиалов по валютным операциям;

7) взыскивает с юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов) в установленном порядке штрафы за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, а также применяет иные санкции, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

8) проводит изучение, анализ и обобщение практики применения резидентами и нерезидентами валютного законодательства и нормативных актов Банка России, подготавливает предложения о внесении изменений и дополнений в валютное законодательство Российской Федерации;

9) осуществляет иные полномочия в области валютного контроля в соответствии с нормативными актами Банка России.

Статья 18. Полномочия в правовой области

Территориальное учреждение:

1) обеспечивает правильное и единообразное применение законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в своей деятельности и в деятельности структурных подразделений;

2) изучает и обобщает практику применения действующего законодательства, дает кредитным организациям разъяснения по нормативным актам Банка России;

3) вносит в соответствующие структурные подразделения Банка России предложения по изменению и дополнению действующих нормативных актов, а также проекты нормативных актов;

4) по распоряжению Банка России участвует в подготовке проектов нормативных актов Банка России;

5) доводит до соответствующего подразделения Банка России информацию о законодательных и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, затрагивающих банковскую деятельность, полномочия Банка России или иным образом влияющих на состояние денежно - кредитной системы;

6) осуществляет договорно - правовую и претензионно - исковую работу;

7) представляет интересы Банка России по делам территориального учреждения во всех судебных, административных и иных органах в рамках полномочий, определенных настоящим Положением и генеральной доверенностью, выдаваемой начальнику (председателю) территориального учреждения Банком России;

8) представляет в соответствующее подразделение Банка России копии нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, регулирующих оформление прав на недвижимое имущество, его учет и проведение операций;

9) организует правовое обучение служащих;

10) осуществляет иные полномочия в правовой области в соответствии с нормативными актами Банка России.

Статья 19. Полномочия в сфере информатизации банковской деятельности

1. Территориальное учреждение обеспечивает:

1) развитие информатизации банковской деятельности в регионе согласно единой технической и технологической политике, проводимой Банком России;

2) информатизацию деятельности территориального учреждения и его структурных подразделений;

3) создание, эксплуатацию и развитие по заданиям Банка России системы межбанковских электронных расчетов в регионе, включая систему внутрирегиональных электронных платежей, систему электронного межбанковского клиринга;

4) создание, развитие и эксплуатацию по заданиям Банка России систем передачи данных и средств связи, включая: внутрирегиональную защищенную телекоммуникационную сеть передачи банковской информации, систему спутниковой связи;

5) освоение и внедрение в территориальном учреждении (по согласованию с Банком России) современных информационных и банковских технологий, программно - технических средств;

6) создание и развитие региональной системы информационной безопасности банковской деятельности;

7) подготовку и представление в Банк России предложений по определению конфигурации средств вычислительной, организационной техники и связи и оснащению указанными средствами структурных подразделений территориального учреждения, а также оборудованием интегрированных сетей, средствами защиты информации и безопасности;

8) разработку и представление в Банк России предложений по согласованию программ информатизации региона с Целевой программой информатизации Банка России, по реализации региональных программ информатизации;

9) разработку перспективных и текущих планов реализации программ информатизации региона в соответствии с перспективными и текущими планами Банка России;

10) техническое обслуживание и ремонт эксплуатируемых в территориальном учреждении вычислительной, организационной техники, телекоммуникационного оборудования, средств связи, сопровождение программного обеспечения, в соответствии с принятым порядком, организационными решениями и технологией, утвержденными Банком России для программно - технических комплексов системы межбанковских расчетов и рабочих мест служащих Банка России;

11) участие в научно - исследовательских и проектных работах в соответствии с заданиями и планами Банка России по созданию единой информационно - вычислительной сети Банка России;

12) организацию сотрудничества и координацию научно - технических связей в области информатизации с исполнительными и финансовыми органами, органами федерального казначейства, кредитными организациями и другими организациями региона в соответствии со стратегией Банка России;

13) осуществление контроля за соблюдением стандартов и соглашений, принятых Банком России, в сфере информатизации банковской деятельности в регионе;

14) осуществляет иные полномочия в области информатизации банковской деятельности в соответствии с нормативными актами Банка России.

2. Организацию работ по развитию информатизации банковской деятельности в регионе, а также информационно - вычислительное обслуживание территориального учреждения и его структурных подразделений осуществляет подразделение информатизации территориального учреждения.

Статья 20. Полномочия в области обеспечения безопасности и защиты информации

1. Территориальное учреждение:

1) осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение режима безопасности при проведении работ со сведениями, составляющими государственную тайну, и сведениями, конфиденциального характера;

2) проводит мероприятия по выявлению и закрытию возможных каналов утечки информации, составляющей государственную тайну, а также сведений ограниченного распространения;

3) организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности территориальной расчетно - денежной системы;

4) разрабатывает по согласованию с Банком России принципы построения, организации, эксплуатации системы защиты банковской информации на всех этапах ее обращения, контроля функционирования этой системы и разбора нарушений при ее функционировании;

5) обеспечивает структурные подразделения техническими средствами безопасности, защиты от несанкционированного доступа и нормативными материалами по их эксплуатации;

6) участвует в разработке и проверке эффективности обеспечения безопасности автоматизированных банковских технологий и систем обработки и передачи банковских документов;

7) обеспечивает учет ключевых документов, контролирует порядок их использования в подведомственных организациях, осуществляет сопровождение разработок, внедрение и организацию эксплуатации систем криптографической защиты информации;

8) организует и проводит проверки по выявленным фактам проводок фиктивных (подложных) расчетно - денежных документов, разглашения банковской тайны, утрат служебных документов и иным фактам, затрагивающим интересы безопасности и защиты информации;

9) организует пропускной и внутриобъектовый режим на объектах территориального учреждения и его структурных подразделений в соответствии с установленным порядком;

10) осуществляет контроль за порядком охраны объектов территориального учреждения и его структурных подразделений сотрудниками вневедомственной охраны;

11) организует и осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам, относящимся к компетенции территориального учреждения;

12) осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными актами Банка России.

2. Контроль за деятельностью подразделений безопасности и защиты информации возлагается на руководителя территориального учреждения.

Статья 21. Полномочия в области связей со средствами массовой информации и общественностью

Территориальное учреждение:

1) в установленном Банком России порядке распространяет официальную информацию Банка России;

2) информирует руководство Банка России о происходящих в регионе социально - политических событиях, связанных с общим состоянием и деятельностью банковской системы на подотчетной территории;

3) оказывает содействие Банку России в проведении информационно - разъяснительных кампаний и мероприятий, в том числе выступлений руководства Банка России;

4) осуществляет иные функции в области связей со средствами массовой информации и общественностью, возложенные на него нормативными актами Банка России.

Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯСтатья 22. Финансовая и внутрихозяйственная деятельность

Территориальное учреждение:

1) осуществляет хозяйственную деятельность в пределах сметы на содержание территориального учреждения и лимита на капитальные затраты, утвержденных Банком России;

2) осуществляет премирование работников территориального учреждения на основе соответствующих нормативных актов Банка России;

3) в соответствии с нормативными актами Банка России разрабатывает и утверждает в пределах лимита на капитальные затраты и сметы на содержание территориального учреждения планы собственного капитального строительства и ремонта объектов и определяет ежегодные объемы капитальных вложений по территориальному учреждению;

4) выполняет в пределах полномочий, предоставляемых Банком России, функции заказчика при строительстве, ремонте, информатизации объектов территориального учреждения;

5) проводит работу по ведению в своем регионе реестра недвижимого имущества Банка России, по закреплению за Банком России прав на приобретаемое и иное имущество, по оптимальному использованию объектов недвижимости и подготовке управленческих решений в этой области для дальнейшего обеспечения деятельности Банка России;

6) осуществляет контроль за финансово - хозяйственной деятельностью структурных подразделений, действующих в его составе;

7) организует и обеспечивает соблюдение правил охраны труда и техники безопасности работниками территориального учреждения.

Статья 23. Учет и отчетность территориального учреждения

1. Территориальное учреждение ведет бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", другими законодательными актами Российской Федерации, нормативными актами Банка России.

2. Главный бухгалтер территориального учреждения обеспечивает соблюдение учетной политики, ведение бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации и действующими правилами, своевременное составление и предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Главный бухгалтер территориального учреждения подчиняется непосредственно руководителю территориального учреждения.

3. Территориальное учреждение составляет и направляет в Банк России годовые отчеты о его деятельности.

Территориальное учреждение ежемесячно составляет сводный баланс с включением в него всех структурных подразделений в соответствии с установленным порядком и представляет его в Банк России в установленные сроки, а также иную отчетность по форме и в сроки, определяемые Банком России.

4. Территориальное учреждение осуществляет непосредственный контроль за соблюдением и представлением текущей и годовой бухгалтерской отчетности РКЦ и другими структурными подразделениями, входящими в состав территориального учреждения, оказывает практическую помощь в ведении учета, учитывает выявленные недостатки и обеспечивает принятие мер по их устранению.

Статья 24. Внутренний аудит

Для осуществления внутреннего аудита в территориальном учреждении создается соответствующее подразделение, статус и полномочия которого определяются нормативным актом Банка России.

Статья 25. Обеспечение защищенной связью

1. Для защиты информации, передаваемой по техническим средствам связи, в составе территориального учреждения создается самостоятельное подразделение специальной связи, которое осуществляет информационное обеспечение с заданной степенью защиты.

2. Подразделение специальной связи создается на основании решения Банка России и осуществляет:

1) обеспечение руководства и структурных подразделений оперативной документальной и служебной информацией;

2) решение практических вопросов организации специальной связи и эксплуатации ее технических комплексов, в том числе в чрезвычайных условиях;

3) обеспечение безопасности связи;

4) осуществление контроля за порядком обращения с информацией, передаваемой по каналам специальной связи.

3. Подразделение специальной связи подчиняется руководителю территориального учреждения, а в специальных вопросах - Управлению специальной связи Банка России.

4. Ведомственный контроль за деятельностью подразделений специальной связи осуществляет Управление специальной связи Банка России.

5. Ответственность за создание необходимых условий, обеспечивающих безопасность ведения специальной связи, возлагается на руководителя территориального учреждения Банка России, а за состояние, организацию и обеспечение безопасности связи - на руководителя соответствующего подразделения.

6. В своей деятельности подразделение специальной связи руководствуется законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок ведения специальной связи, приказами и распоряжениями руководства Банка России, а также рекомендациями государственных контролирующих органов.

Статья 26. Работа со служащими

Территориальное учреждение:

1) осуществляет работу со служащими на основе действующего законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

2) осуществляет организацию и совершенствование методов работы по подбору, расстановке и обучению служащих;

3) выявляет причины текучести кадров и принимает необходимые меры по ее сокращению;

4) планирует и проводит работу по обучению служащих в банковских школах путем участия в централизованных мероприятиях, организуемых Банком России, а также на договорной основе в вузах и соответствующих учебных структурах;

5) организует учебу служащих территориального учреждения;

6) обосновывает потребность в средствах, необходимых для обучения служащих, несет ответственность за их полное и целевое использование;

7) создает условия, способствующие повышению эффективности и качества работы служащих.

Статья 27. Хозяйственно - эксплуатационное обслуживание

Территориальное учреждение в соответствии с нормативными актами Банка России в пределах сметы на содержание территориального учреждения и лимита на капитальные затраты:

1) осуществляет хозяйственное обслуживание структурных подразделений и служащих территориального учреждения, обеспечение автотранспортом, связью, обеспечивает ремонт кассовой, бытовой техники и иного имущества Банка России;

2) осуществляет строительство, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений, их инженерного оборудования и коммуникаций, транспортных средств, находящихся на балансе территориального учреждения;

3) формирует для утверждения Банком России проектно - сметную документацию на реконструкцию и ремонт зданий и сооружений, их инженерного оборудования и коммуникаций;

4) определяет потребности и обеспечивает структурные подразделения территориального учреждения материально - техническими ресурсами;

5) обеспечивает функционирование систем энергоснабжения, санитарно - технических систем и коммуникаций инженерного обеспечения зданий и других объектов территориального учреждения и входящих в его состав структурных подразделений;

6) осуществляет мероприятия по размещению структурных подразделений и оснащению рабочих мест необходимым оборудованием;

7) организует работу по обеспечению структурных подразделений телефонной и селекторной связью, радио- и телевещанием;

8) обеспечивает эксплуатацию находящегося в ведении имущества в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами и нормами техники безопасности;

9) обеспечивает надлежащую регистрацию, учет и оформление имущества, находящегося на балансе территориального учреждения, а также ведение необходимой технической документации на это имущество;

10) разрабатывает экономически обоснованные предложения по оптимальному использованию объектов недвижимости и осуществляет рабочие контакты с Банком России по этим вопросам;

11) ведет работу по управлению недвижимым имуществом;

12) осуществляет иные функции в области хозяйственно - эксплуатационного обслуживания в соответствии с нормативными и иными актами Банка России.

Статья 28. Делопроизводство в территориальном учреждении

Делопроизводство в территориальном учреждении ведется в соответствии с нормативными и иными актами Банка России.

Ответственность за организацию делопроизводства и соблюдение установленных требований к работе с документами в территориальном учреждении возлагается на его руководителя.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 29. Вступление в силу

1. С момента вступления в силу настоящего Положения утрачивает силу Типовое положение "О территориальном главном управлении Центрального банка РСФСР (Банка России)", утвержденное решением Совета директоров Центрального банка РСФСР от 6 декабря 1991 г. N 33.

2. Настоящее Положение вступает в силу с 30 июля 1998 г.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
С.К.ДУБИНИН

  • Главная
  • "ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ БАНКА РОССИИ" от 29.07.98 N 46-П (утв. Советом директоров Банка России 10.04.98 N 15)