Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.05.97 N 588 (ред. от 13.08.98) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. - Постановления Правительства РФ от 13.08.98 N 950)
1. Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
2. Министерство природных ресурсов Российской Федерации является государственным органом управления государственным фондом недр, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и в пределах своей компетенции специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Министерство природных ресурсов Российской Федерации, его территориальные органы, в том числе бассейновые, и подведомственные ему организации образуют единую систему.
3. Министерство природных ресурсов Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и настоящим Положением.
4. Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными организациями.
5. Основными задачами Министерства природных ресурсов Российской Федерации являются:
1) разработка и проведение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
2) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства, использования, а также охраны природных ресурсов;
3) управление государственным фондом недр, использованием и охраной водного фонда;
4) организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами и осуществление в установленном порядке лицензирования водопользования;
5) обеспечение и проведение в пределах своей компетенции государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, использованием и охраной водных объектов;
6) организация государственного геологического изучения недр территории и континентального шельфа Российской Федерации, дна Мирового океана, недр Антарктиды, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;
7) обеспечение потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах на основе рационального использования, охраны и восстановления водных объектов, бассейнового регулирования использования водных ресурсов;
8) подготовка и организация осуществления противопаводковых мероприятий, предупреждение и ликвидация последствий вредного воздействия вод;
9) организация эксплуатации и строительства водохранилищ и других водохозяйственных объектов комплексного назначения;
10) осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
11) ведение наблюдения за состоянием недр и мониторинга водных объектов совместно с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды;
12) контроль в установленном порядке за целевым использованием государственных средств, направляемых на геологическое изучение недр, восстановление и охрану водных объектов;
13) организация и обеспечение контроля за исполнением недропользователями и водопользователями условий лицензий, предотвращение самовольного пользования недрами и водными объектами;
14) организация и координация в установленном порядке выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров, по изучению, воспроизводству, рациональному использованию и охране природных ресурсов; содействие привлечению инвестиций для рационального использования и освоения природных ресурсов Российской Федерации.
6. В соответствии с возложенными задачами Министерство природных ресурсов Российской Федерации
в области геологического изучения и управления государственным фондом недр:
1) разрабатывает стратегию в области удовлетворения потребности страны в минеральных ресурсах;
2) разрабатывает в установленном порядке государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр;
3) выполняет функции государственного заказчика и обеспечивает проведение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы;
4) участвует в подготовке предложений и проведении исследовательских работ по установлению границ континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также участвует в изучении, использовании и охране минерально-сырьевых ресурсов дна Мирового океана, недр Антарктиды, ее континентального шельфа, принимает участие в международных переговорах по этим вопросам;
5) осуществляет в установленных законодательством случаях лицензирование видов деятельности в области геологического изучения недр;
6) организует работы по составлению, изданию в установленном порядке государственных карт геологического, геофизического, геохимического, гидрогеологического, инженерно-геологического, геоэкологического содержания;
7) разрабатывает и утверждает критерии и требования к геолого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
8) осуществляет в установленном порядке государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр, проектно-сметной документации на проведение работ по геологическому изучению недр;
9) подготавливает в установленном порядке предложения о порядке и условиях взимания платежей за пользование недрами и установлении их предельных уровней, а также по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы и их ежегодному распределению между бюджетами разных уровней;
10) принимает в установленном порядке совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения о предоставлении отсрочек, частичном или полном освобождении от платежей при пользовании недрами в случаях, установленных действующим законодательством;
11) участвует по поручению Правительства Российской Федерации в подготовке предложений по перечню участков недр, предоставляемых в пользование на условиях соглашений о разделе продукции, заключению соглашений о разделе продукции и по контролю за их реализацией;
12) организует и проводит в установленном порядке подготовку, проведение конкурсов и аукционов, осуществляет оформление, регистрацию и выдачу лицензий на право пользования недрами;
13) обеспечивает функционирование федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах;
14) организует составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, устанавливает порядок постановки запасов на государственный баланс, а также по согласованию с органами государственного горного надзора порядок их списания с государственного баланса;
15) определяет в соответствии с законодательством порядок и условия использования геологической информации о недрах, полученной за счет государственных средств;
16) участвует в установленном порядке в принятии решений о выдаче лицензий на экспорт информации о недрах, а также коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них;
17) устанавливает порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых, а также для использования в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами;
18) осуществляет подготовку материалов по государственным и поощрительным денежным вознаграждениям за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых и за выявление признаков месторождений полезных ископаемых;
19) определяет совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами государственного горного надзора региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых;
20) разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук и утверждает приоритетные направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивает создание новых методик, техники и прогрессивных технологий в области геологического изучения недр, координирует их реализацию;
21) анализирует развитие минерально-сырьевой базы зарубежных стран и конъюнктуру мирового рынка минерального сырья;
в области управления использованием и охраной водного фонда:
22) разрабатывает в установленном порядке проекты государственных целевых программ по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, водообеспечению населения и объектов экономики, а также государственные программы по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод, участвует в разработке государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации;
23) устанавливает по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды субъектам Российской Федерации лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности;
24) оформляет, выдает и регистрирует в установленном порядке лицензии на водопользование, регистрирует договоры на пользование водными объектами, согласовывает места размещения объектов и производства всех видов работ на водных объектах и их водоохранных зонах. Согласует предоставление водных объектов для вылова (добычи) водных биоресурсов при осуществлении промышленного рыболовства, а также при организации любительского и спортивного рыболовства;
25) обеспечивает составление водохозяйственных балансов и разработку схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;
26) организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области водного хозяйства, осуществляет координацию научных исследований по вопросам, входящим в его компетенцию;
27) осуществляет функции государственного заказчика на проведение проектных и строительных работ в области водного хозяйства;
28) организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации межрегиональное распределение и перераспределение водных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, на основе утвержденных программ, прогнозов и водохозяйственных балансов;
29) организует эксплуатацию водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, а также условий лицензий на осуществление деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений, за исключением гидротехнических сооружений, поднадзорных Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации и Федеральному горному и промышленному надзору России, а также гидротехнических сооружений, полномочия на осуществление надзора за которыми переданы органам местного самоуправления;
30) обеспечивает в установленном порядке разработку и осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов, установлению водоохранных зон и соблюдению режима хозяйственной деятельности в пределах этих зон;
31) устанавливает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации режимы наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, утверждает правила эксплуатации и правила использования водных ресурсов водохранилищ, осуществляет контроль за их соблюдением;
32) организует во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработку и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод, аварийного загрязнения вод, регулирует использование паводкоопасных территорий;
33) организует и обеспечивает наблюдение и контроль за уровнем загрязнения подземных вод, в том числе радиоактивного;
34) осуществляет в установленном порядке ведение государственного учета поверхностных и подземных вод, государственного водного кадастра и государственного мониторинга водных объектов, а также формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений;
35) готовит во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти предложения по определению порядка установления и взимания платы за пользование водными объектами и предельных размеров ставок платежей;
36) проводит в установленном порядке государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию водохозяйственных и других объектов, согласовывает проведение работ, влияющих на состояние водных объектов и их водоохранных зон;
37) обеспечивает совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;
38) обеспечивает в установленном порядке сбор, анализ, обработку и распространение информации по вопросам водного хозяйства, использования, охраны и восстановления водных объектов, а также взаимодействует по этим вопросам с общественными объединениями и средствами массовой информации;
39) разрабатывает проекты межгосударственных целевых программ по вопросам водного хозяйства, использования и охраны трансграничных вод и организует их выполнение;
в области проведения государственной политики и координации деятельности других федеральных органов исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов:
40) разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации основные направления государственной политики в сфере использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов;
41) участвует совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке и реализации государственных целевых программ использования и охраны природных ресурсов;
42) участвует в разработке нормативно-методических документов по использованию и охране природных ресурсов;
43) участвует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в подготовке предложений по совершенствованию действующего законодательства в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирует эту деятельность;
44) участвует в установленном порядке в организации проведения государственной экологической экспертизы по объектам, связанным с использованием природных ресурсов и воздействием на природную среду;
45) принимает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти совместные решения по вопросам изучения и прогноза изменения состояния природных ресурсов, их рационального использования и охраны, ведения мониторинга природных ресурсов, создания информационных систем по видам природных ресурсов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.08.98 N 950)
7. Министерство природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством в пределах своей компетенции:
1) осуществляет руководство своими территориальными органами и подведомственными организациями и контроль за их деятельностью, в том числе за целевым использованием финансовых и материальных ресурсов; создает, реорганизует, ликвидирует в установленном порядке свои территориальные органы и подведомственные организации и утверждает их положения и уставы, а также назначает на должность и освобождает от должности руководителей указанных органов и организаций, заключает, изменяет и расторгает с ними контракты;
2) обеспечивает в установленном порядке проведение учета, отчетности и контрольно-ревизионной работы в подведомственных организациях;
3) утверждает проектную документацию на работы и объекты, по которым выступает государственным заказчиком;
4) организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для системы Министерства природных ресурсов Российской Федерации;
5) участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений в соответствии с действующим законодательством, присваивает лучшим работникам ведомственные почетные звания, а также награждает в установленном порядке передовых работников соответствующими нагрудными знаками, почетными грамотами, представляет работников к награждению государственными наградами Российской Федерации;
6) утверждает в установленном порядке инструкции, правила, методические и нормативно-технические документы в области изучения, учета, воспроизводства, использования и охраны недр и водных объектов, а также надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;
7) запрашивает и получает в установленном порядке от органов исполнительной власти, пользователей недрами и водными объектами информацию о работах по геологическому, водохозяйственному, экономическому и иному изучению и использованию недр и водных объектов, а также о соблюдении предусмотренных лицензиями условий пользования ими;
8) прекращает, приостанавливает или ограничивает в установленном действующим законодательством порядке пользование участками недр и водными объектами;
9) осуществляет в установленном порядке государственный контроль за соблюдением требований законодательства о недрах, водного законодательства организациями независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, гражданами и дает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленного режима пользования водными объектами и недрами;
10) предъявляет в установленном порядке в суд или арбитражный суд иски о возмещении убытков, причиненных в результате нарушения законодательства о недрах и водного законодательства;
11) рассматривает в порядке, предусмотренном законодательством, дела об административных правонарушениях в области недропользования и водопользования.
Решения Министерства природных ресурсов Российской Федерации, его территориальных органов, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти, недропользователями и водопользователями.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.08.98 N 950)
8. Министерство природных ресурсов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
9. Министр природных ресурсов Российской Федерации:
1) осуществляет общее руководство деятельностью Министерства природных ресурсов Российской Федерации на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций;
2) распределяет обязанности между своими заместителями;
3) вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных и нормативных актов Правительства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Министерства природных ресурсов Российской Федерации;
4) устанавливает обязанности и определяет ответственность руководителей структурных подразделений Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а также его территориальных органов;
5) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает указания и организует контроль за их исполнением;
6) утверждает в пределах установленных численности работников, фонда оплаты труда и бюджетных ассигнований структуру, штатное расписание, смету расходов на содержание центрального аппарата Министерства, положения о его структурных подразделениях, а также смету расходов на содержание территориальных органов и подведомственных организаций;
7) создает при Министерстве природных ресурсов Российской Федерации в установленном порядке экспертные и другие советы и комиссии, утверждает их персональный состав и положения о них;
8) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства природных ресурсов Российской Федерации, руководителей территориальных органов и подведомственных организаций, а также определяет их должностные обязанности.
10. В Министерстве природных ресурсов Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства. В состав коллегии могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти, ученые и специалисты.
Численность и персональный состав коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра природных ресурсов Российской Федерации.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Решения коллегии оформляются протоколами и постановлениями коллегии и реализуются приказами Министра.
11. Для рассмотрения научно-технических проблем использования и охраны природных ресурсов и принятия обоснованных решений образуется научно-технический совет Министерства природных ресурсов Российской Федерации, организационное обеспечение деятельности которого возлагается на центральный аппарат Министерства.
Персональный состав этого совета и положение о нем утверждаются Министром природных ресурсов Российской Федерации.
12. Финансирование деятельности Министерства природных ресурсов Российской Федерации осуществляется в соответствии с действующим порядком.
13. Министерство природных ресурсов Российской Федерации является юридическим лицом, имеет расчетные, валютные и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.05.97 N 588 (ред. от 13.08.98) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"