Последнее обновление: 31.10.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ ГТК РФ от 31.03.2004 N 147-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНЕНИЯ ВЛАДЕЛЬЦАМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СВОЕЙ ОБЯЗАННОСТИ ПО СТРАХОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ"
Приложение
Приложение
к распоряжению ГТК России
от 31.03.2004 N 147-р
1. Настоящий Порядок контроля таможенными органами исполнения владельцами транспортных средств своей обязанности по страхованию гражданской ответственности (далее - Порядок) разработан в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) <*>, Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств" (далее - Федеральный закон) <**>, Приказом ГТК России от 24.06.2003 N 690 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и устанавливает порядок проверки должностными лицами таможенных органов наличия и достоверности сведений, содержащихся в представляемых таможенным органам полисах страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (далее - страховой полис).
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; N 52, ст. 5038.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720, N 52, ст. 5132; 2003, N 26, ст. 2566.
2. Действие Порядка распространяется на транспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, классифицируемые по ТН ВЭД в следующих товарных позициях:
- 8701 - тракторы (кроме классифицируемых в товарной позиции 8709);
- 8702 - моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки не менее 10 человек (включая водителя);
- 8703 - автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (кроме автомобилей, классифицируемых в товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили - фургоны и гоночные автомобили;
- 8704 - моторные транспортные средства для перевозки грузов;
- 8705 - моторные транспортные средства специального назначения (автомобили технической помощи, автокраны, пожарные автомобили, автобетономешалки, автомашины для уборки дорог, автомобили с распыляющими устройствами, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов;
- 8709 - транспортные средства промышленного назначения, самоходные, не оборудованные подъемными и погрузочными устройствами, используемые на заводах, складах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния; тягачи, используемые на железнодорожных платформах;
- 8711 - мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды с установленным вспомогательным двигателем, с колясками или без них; коляски;
- прицепы и полуприцепы, другие несамоходные транспортные средства, классифицируемые в товарной позиции 8716 ТН ВЭД, кроме частей к ним, классифицируемых в товарной подпозиции 8716 90 ТН ВЭД.
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев (статья 4 Федерального закона):
- транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
- транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
- транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация <*>.
<*> В настоящий момент Российская Федерация не является участником ни одной из международных систем обязательного страхования.
4. При въезде транспортных средств, указанных в пункте 2 Порядка, на территорию Российской Федерации контроль за исполнением их владельцами обязанности по страхованию своей гражданской ответственности осуществляется таможенными органами Российской Федерации (статья 32 Федерального закона).
5. Страховщиком является страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке (статья 1 Федерального закона).
Перечень страховщиков доводится ГТК России до таможенных органов.
6. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис и специальный знак государственного образца. Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис (статья 15 Федерального закона).
Форма страхового полиса доведена до таможенных органов письмом ГТК России от 21.06.2003 N 01-06/25058.
7. В случае, если въезжающее на территорию Российской Федерации транспортное средство участвует в дорожном движении (движется своим ходом, а не перемещается на ином транспортном средстве), независимо от того, является ли оно объектом купли-продажи, ответственность владельца такого транспортного средства должна быть застрахована. Использование на территории Российской Федерации транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых не застрахована, запрещено (статья 32 Федерального закона).
8. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на всех владельцев транспортных средств независимо от того, являются они резидентами Российской Федерации или нет.
9. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства, должен быть заключен на весь срок временного пребывания транспортного средства на территории Российской Федерации, но не менее чем на 15 дней. При этом в случае, если лицо в течение определенного календарного периода осуществляет неоднократные перемещения одного и того же транспортного средства через границу Российской Федерации, возможно заключение договора обязательного страхования транспортного средства на весь такой период, с учетом ограничений, установленных Федеральным законом.
10. При проведении таможенными органами регистрации транспортного средства, указанного в пункте 2 Порядка, согласно Приказу ГТК России от 02.03.95 N 137 "Об утверждении Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев" (зарегистрирован Минюстом России 18.04.1995, рег. N 836), в том числе и при продлении временного ввоза транспортных средств на срок, не превышающий шести месяцев с момента его ввоза, сроки доставки товаров и транспортных средств, а также сроки, указываемые в уведомлении ввоза транспортного средства (далее - УВТС), не должны превышать срока действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца этого транспортного средства, указанного в страховом полисе.
11. Если при продлении (в течение 6 месяцев с момента ввоза транспортного средства) срока временного ввоза транспортного средства не представлен страховой полис либо срок действия представленного полиса истек, регистрация (выдача УВТС) и продление сроков временного ввоза таможенными органами не производятся, а лицо, ввозившее транспортное средство, в письменной форме предупреждается о необходимости представления страхового полиса либо вывоза транспортного средства с таможенной территории в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона. При этом необходимо учитывать, что самостоятельное перемещение по территории Российской Федерации таких транспортных средств запрещено.
12. При прибытии транспортного средства на территорию Российской Федерации контроль за наличием у лица, его перемещающего, страхового полиса осуществляется должностным лицом таможенного органа, расположенного в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - инспектор), в следующем порядке.
12.1. В случае отсутствия в таможенном органе программного средства, используемого для контроля автострахования:
- инспектор проверяет соответствие сведений о собственнике транспортного средства, идентификационном номере транспортного средства, содержащихся в страховом полисе, сведениям, содержащимся в документах на транспортное средство. Проверяется наличие страховщика в перечне, доведенном ГТК России в соответствии с пунктом 5 Порядка. Если сведения, указанные в страховом полисе и документах на транспортное средство, совпадают, инспектором проставляются отметки в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Приказа ГТК России от 24.06.2003 N 690; далее таможенное оформление производится в порядке, определенном иными нормативными правовыми актами ГТК России;
- в случае, если временно ввозится транспортное средство, зарегистрированное на территории иностранного государства, дополнительно проверяется соответствие заявляемых лицом сроков временного ввоза сроку действия страхового полиса;
- при возникновении у инспектора сомнений в подлинности страхового полиса или достоверности указанных в нем сведений экспертиза представленных ему документов осуществляется в порядке, установленном Таможенным кодексом.
12.2. В случае наличия в таможенном органе программного средства, используемого для контроля автострахования, инспектором проверяется соответствие сведений, указанных в абзаце втором подпункта 12.1 пункта 12 Порядка, сведениям, содержащимся в базе данных, а также проверяется соответствие номера страхового полиса и суммы страховой премии, указанных в предъявленном страховом полисе, сведениям, содержащимся в базе данных. После завершения проверки сведений инспектор осуществляет следующие действия:
- если сведения, содержащиеся в базе данных программного продукта, и сведения, указанные в страховом полисе и документах на транспортное средство, совпадают, инспектором проставляются отметки в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Приказа ГТК России от 24.06.2003 N 690; далее таможенное оформление производится в порядке, определенном иными нормативными правовыми актами ГТК России;
- если сведения, содержащиеся в базе данных программного продукта, и сведения, указанные в страховом полисе и документах на транспортное средство, не совпадают, лицу, ввозящему транспортное средство, в письменной форме предлагается:
- поместить транспортное средство в зону таможенного контроля для проведения экспертизы представленных документов в порядке, установленном Таможенным кодексом;
- вывезти транспортное средство с таможенной территории в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона;
- застраховать свою гражданскую ответственность в порядке, установленном Федеральным законом;
- если в базе данных программного продукта отсутствуют сведения о предъявленном страховом полисе, проводится проверка в соответствии с подпунктом 12.1 пункта 12 Порядка. После этого инспектором проставляются отметки в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Приказа ГТК России от 24.06.2003 N 690; далее таможенное оформление производится в порядке, определенном иными нормативными правовыми актами ГТК России.
12.3. По завершении таможенного оформления в базу данных программного средства, используемого для контроля автострахования, заносятся сведения:
- о страховщике (наименование, ИНН);
- о сроке страхования;
- о страхователе;
- об идентификационном номере транспортного средства (не заполняется для транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов и пассажиров);
- о номере и дате документа, подтверждающего ввоз транспортного средства (УВТС, транзитная декларация, книжка МДП);
- о государственном регистрационном знаке (если имеется);
- о размере страховой премии.
13. Копия страхового полиса, заверенная личной номерной печатью и подписанная инспектором, хранится вместе с остальными документами по таможенному оформлению в порядке, определенном иными нормативными правовыми актами ГТК России.
14. Файл со сведениями, указанными в пункте 12.3 Порядка, посредством программного средства, используемого для контроля автострахования, по каналам Автоматизированной системы по контролю за доставкой товаров передается в центральную базу данных "Страхование" ГНИВЦа ГТК России.
15. При отсутствии у лица, ввозящего транспортное средство, страхового полиса установленного образца такому лицу предлагается:
- застраховать свою гражданскую ответственность в порядке, установленном Федеральным законом;
- вывезти транспортное средство в порядке, установленном нормативными правовыми актами ГТК России, с территории Российской Федерации.
Начальник Главного
управления федеральных
таможенных доходов
генерал-лейтенант
таможенной службы
Э.А.САФАРОВ
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ ГТК РФ от 31.03.2004 N 147-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНЕНИЯ ВЛАДЕЛЬЦАМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СВОЕЙ ОБЯЗАННОСТИ ПО СТРАХОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ"