в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 28.09.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Роспатента от 17.04.98 N 83 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СОСТАВЛЕНИЯ, ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВКИ НА ВЫДАЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВА НА ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ И ОТМЕНЕ РАНЕЕ ДЕЙСТВОВАВШИХ ПРАВИЛ"
не действует Редакция от 17.04.1998 Подробная информация
ПРИКАЗ Роспатента от 17.04.98 N 83 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СОСТАВЛЕНИЯ, ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВКИ НА ВЫДАЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВА НА ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ И ОТМЕНЕ РАНЕЕ ДЕЙСТВОВАВШИХ ПРАВИЛ"

16. Формальная экспертиза заявки

16. Формальная экспертиза заявки

16.1. Сроки проведения формальной экспертизы заявки

Формальная экспертиза заявки проводится по истечении двух месяцев с даты ее поступления в ФИПС, если соблюдены требования пункта 2.6.1 настоящих Правил.

По письменному ходатайству заявителя формальная экспертиза заявки может быть начата до истечения указанного срока, если на дату поступления ходатайства выполнены те же требования.

При поступлении просьбы заявителя считать его ходатайство неподанным право заявителя на внесение исправлений и уточнений в материалы заявки по своей инициативе без уплаты пошлины, предусмотренное частью первой статьи 20 Закона, не восстанавливается.

16.2. Содержание формальной экспертизы заявки

При проведении формальной экспертизы заявки проверяется:

- наличие документов, которые должны содержаться в заявке или прилагаться к ней (пункты 2.4, 2.5 настоящих Правил);

- соответствие размера уплаченной пошлины количеству пунктов формулы полезной модели;

- соблюдение установленных требований к ним (пункты 3.1 - 6.9 настоящих Правил);

- соблюдение порядка подачи заявки в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 15 Закона, включая наличие и правильность оформления доверенности, удостоверяющей полномочия патентного поверенного;

- подана ли заявка на предложение, относящееся к объектам, охраняемым в качестве полезных моделей (пункты 2.1, 2.2 настоящих Правил);

- соблюдение требования единства полезной модели (пункт 2.3 настоящих Правил);

- не изменяют ли дополнительные материалы, если они представлены, сущность заявленной полезной модели, и соблюден ли установленный порядок их представления (пункт 16.11 настоящих Правил);

- правильность классифицирования полезной модели по МПК, осуществленного заявителем (или производится такое классифицирование, если это не сделано заявителем);

- обоснованность испрашивания в заявке более раннего приоритета, чем дата ее поступления в Патентное ведомство.

16.3. Запрос отсутствующих или исправленных материалов заявки

(1) Если в процессе формальной экспертизы заявки установлено, что заявка оформлена с нарушением требований к ее документам, заявителю направляется запрос с указанием обнаруженных недостатков, приведением необходимых аргументов правового характера и предложением представить отсутствующие или исправленные документы в течение двух месяцев с даты его получения (пункт 4 статьи 21 Закона).

Основанием для запроса является:

(1.1) отсутствие в заявке, по крайней мере, одного из документов, предусмотренных пунктом 2.4 и подпунктом (1) пункта 2.5 настоящих Правил (за исключением заявления о выдаче свидетельства);

(1.2) отсутствие доверенности на представительство, если заявка подана через патентного поверенного, и / или нарушение требований к ее оформлению;

(1.3) представление документов заявки в количестве экземпляров, меньшем установленного;

(1.4) подача заявки физическими лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, или иностранными юридическими лицами не через патентных поверенных, зарегистрированных в Патентном ведомстве, если международным соглашением с участием Российской Федерации не установлен порядок, предусматривающий такую подачу заявки;

(1.5) отсутствие в заявлении о выдаче свидетельства реквизитов, подписей, оттиска печати (когда он необходим), предусмотренных настоящими Правилами;

(1.6) необходимость выяснения вопросов, связанных с правильностью уплаты пошлин;

(1.7) выявление недостатков в оформлении документов, препятствующих их непосредственному репродуцированию, хранению и / или делающих невозможным ознакомление с ними заинтересованных лиц, подготовку к публикации описания к свидетельству (нарушение требований к формату листов, размерам полей и т.п., качество печати, затрудняющее прочтение материалов заявки и т.п.);

(1.8) отсутствие в описании полезной модели структурных разделов, предусмотренных настоящими Правилами (если сведения, которые должны быть изложены в соответствующем разделе, приведены в другом разделе, запрос не направляется);

(1.9) наличие в заявке ссылок на источники, не являющиеся общедоступными, либо указаний на невозможность публикации тех или иных содержащихся в ней сведений (не считая сведений об авторах, пожелавших не быть указанными в качестве таковых при публикации сведений о выдаче свидетельства);

(1.10) нарушение требований пункта 3.3.2.3 настоящих Правил об изложении пункта формулы полезной модели в виде одного предложения;

(1.11) отсутствие в формуле родового понятия, отражающего назначение полезной модели, для которой испрашивается правовая охрана;

(1.12) наличие в формуле вместо признаков полезной модели только данных о ее эксплуатационных показателях и потребительских свойствах, эффектах и явлениях, имеющих место при ее осуществлении и / или использовании;

(1.13) наличие в зависимых пунктах многозвенной формулы полезной модели признаков, обуславливающих противоречие полезной модели в соответствующих частных случаях его выполнения или использования общественным интересам, принципам гуманности или морали;

(1.14) нарушение требования пункта 3.3.2.4 настоящих Правил, согласно которому независимый пункт формулы должен относиться только к одной полезной модели;

(1.15) наличие в формуле полезной модели зависимого пункта, предполагающего исключение или замену признака (признаков) того пункта формулы, которому он подчинен;

(1.16) несоответствие документов заявки друг другу (название полезной модели, приведенное в заявлении, не соответствует названию, приведенному в описании; в описании полезной модели отсутствуют признаки, указанные в формуле полезной модели; в формуле полезной модели отсутствует признак, существенность которого отмечена заявителем в разделе описания "сущность полезной модели" чертежи не соответствуют описанию полезной модели и т. п.);

(1.17) нарушение требований пункта 3.5 настоящих Правил к реферату;

(1.18) необходимость выяснения вопросов, связанных с установлением испрашиваемого в заявке более раннего приоритета;

(1.19) наличие в формуле полезной модели неконкретно выраженного признака ("особый", "специальный", "улучшенный" и т.п.), сочетающееся с наличием в описании конкретной характеристики того же признака;

(1.20) наличие других нарушений требований настоящих Правил к описанию и формуле полезной модели, устанавливаемое без анализа существа заявленной полезной модели (группы полезных моделей).

(2) Запрос недостающих и исправленных материалов может направляться заявителю столько раз, сколько это необходимо для устранения недостатков заявки и ее документов.

При уплате пошлины за подачу заявки в размере, меньшем установленного для количества пунктов, содержащихся в формуле, в запросе заявителю предлагается обеспечить соответствие размера пошлины и количества пунктов формулы друг другу путем коррекции формулы и / или доплаты пошлины.

Исправленный заявителем документ, содержащий наряду с исправлениями, внесенными в соответствии с запросом, также исправления по инициативе заявителя, представляется с соблюдением условий пункта 16.11 настоящих Правил.

Если заявитель в установленный срок не представит запрашиваемые материалы или ходатайство о продлении срока их представления с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, заявка признается отозванной, о чем заявитель уведомляется.

В запросе, направляемом в соответствии с подпунктами (1.14) и (1.15) настоящего пункта, заявителю может быть предложено представить уточненное описание и формулу, относящуюся к одной полезной модели либо к группе полезных моделей, образующих единый творческий замысел, и, при необходимости, уплатить (доплатить) соответствующие пошлины. Если в установленный срок заявителем представлен ответ на запрос, но корректировка формулы полезной модели не произведена и / или не представлен документ, подтверждающий уплату (доплату) соответствующей пошлины, формальная экспертиза проводится в отношении тех объектов, которые выбраны заявителем, либо при отсутствии такого выбора экспертиза не проводится и заявителю в направляемом запросе сообщается об этом и вновь предлагается скорректировать формулу и / или произвести доплату. При этом заявитель уведомляется, что в случае непредставления им в установленный срок запрошенных материалов или ходатайства о продлении указанного срока заявка в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона будет признана отозванной.

16.4. Классифицирование предмета заявки

С целью соотнесения предмета заявки с той или иной отраслью техники ФИПС классифицирует заявленные полезные модели в соответствии с МПК.

Классифицирование осуществляется при проведении формальной экспертизы заявки.

Классифицирование проводится в соответствии с правилами, установленными Введением в МПК (пункты 56 - 72).

При классифицировании основанием для выбора классификационного индекса является формула заявленной полезной модели. Для более полного понимания сущности полезной модели используются описание и чертежи. Если заявка охватывает несколько объектов, относящихся к разным рубрикам МПК, устанавливаются все соответствующие классификационные индексы. При этом выбор первого индекса определяется названием полезной модели.

16.5. Уведомление о несоответствии заявки и дополнительных материалов установленным требованиям

(1) Если в результате рассмотрения заявки без анализа существа заявленных полезных моделей установлено, что заявка подана с нарушением требования единства полезной модели (пункт 2.3 настоящих Правил), заявителю направляется уведомление об этом и предлагается в течение двух месяцев с даты его получения сообщить, какая из полезных моделей должна рассматриваться, и, при необходимости, внести уточнения в материалы заявки.

Соблюдение требования единства полезной модели проверяется по отношению к первоначальной формуле полезной модели или, если она изменялась, - по отношению к последней предложенной заявителем в установленном порядке формуле.

Если заявитель не сообщит в установленный срок, какую из полезных моделей (или группу полезных моделей, отвечающих требованию единства, если такая группа содержится в числе заявленных полезных моделей) следует рассматривать и не представит уточненные документы, экспертиза проводится только в отношении полезной модели, указанной в формуле первой (или тех из заявленных полезных моделей, указанных в формуле первыми, которые образуют группу, отвечающую требованию единства полезной модели).

(2) Если дополнительные материалы в целом или в части изменяют сущность заявленной полезной модели и / или представлены с несоблюдением условий, предусмотренных пунктом 16.11 настоящих Правил, заявитель уведомляется о том, что они не могут быть приняты во внимание при экспертизе в целом или в соответствующей части.

В том случае, когда установлено, что дополнительные материалы, исправляющие или уточняющие документы заявки, представлены с нарушением требований пункта 9 настоящих Правил, заявитель уведомляется об этом и о последствиях несоблюдения этих требований, указанных в абзаце четвертом пункта 9 настоящих Правил.

В том случае, когда в материалах заявки допущены также и иные нарушения требований настоящих Правил, являющиеся основанием для запроса, уведомления об этих нарушениях могут быть приведены в запросе.

16.6. Уведомление о невозможности предоставления полезной модели правовой охраны в соответствии с Патентным законом Российской Федерации

Если в процессе формальной экспертизы заявки заявленная полезная модель в установленном порядке будет признана секретной, заявитель уведомляется о невозможности предоставления полезной модели правовой охраны в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Патентного закона Российской Федерации.

16.7. Решение об отказе в выдаче свидетельства

(1) Если в результате формальной экспертизы заявки установлено, что она оформлена на предложение, которое не относится к объектам, охраняемым в качестве полезных моделей, заявителю направляется решение об отказе в выдаче свидетельства (пункт 2 статьи 23 Закона).

Заявленное предложение не признается относящимся к объектам, охраняемым в качестве полезных моделей, если оно в целом в том виде, как охарактеризовано в пункте формулы, подпадает под перечень предложений, приведенных в пункте 2.2 настоящих Правил, или не относится к объектам, указанным в пункте 2.1 настоящих Правил.

Если заявленный объект охарактеризован в многозвенной формуле и содержание зависимого пункта обусловливает противоречие этого объекта общественным интересам, принципам гуманности и морали, такой объект также не признается патентоспособной полезной моделью.

В случае, когда объект, охарактеризованный в каком-либо пункте формулы, с учетом изложенного выше не может быть признан патентоспособной полезной моделью, заявителю направляется запрос с изложением доводов, которые могут послужить основанием для отказа в выдаче свидетельства, ссылок на соответствующие источники информации, если они необходимы, и предложением опровергнуть приведенные доводы с подтверждением формулы полезной модели либо изменить формулу полезной модели, скорректировав или изъяв из нее соответствующий пункт.

Если в своем ответе заявитель не опроверг доводы экспертизы и не привел формулу с предложенными в запросе изменениями, принимается решение об отказе в выдаче свидетельства.

При этом в решении может быть отмечена принципиальная охраноспособность предложений, охарактеризованных в других пунктах формулы (если это установлено в процессе экспертизы).

(2) Решение об отказе в выдаче свидетельства по данной заявке принимается также в случае, когда в соответствии с пунктом 6 статьи 19 Закона патент (свидетельство) на идентичный объект промышленной собственности, имеющий ту же дату приоритета, выдан по другой заявке.

(3) В решении об отказе в выдаче свидетельства дополнительно сообщается о праве заявителя в случае несогласия с приведенными доводами подать возражение в Апелляционную палату Патентного ведомства в течение двух месяцев с даты получения решения.

Пропущенный заявителем срок подачи возражения может быть восстановлен при условии подтверждения уважительных причин и уплате пошлины. Соответствующее ходатайство может быть подано не позднее двенадцати месяцев со дня истечения пропущенного срока. Вместе с ходатайством представляется документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере. Если указанный документ не представлен, ходатайство считается неподанным, о чем заявитель уведомляется.

16.8. Установление приоритета полезной модели

Если в заявке не испрашивается приоритет на основании пунктов 2 - 5 статьи 19 Закона, приоритет полезной модели устанавливается по дате поступления в Патентное ведомство заявки, содержащей заявление о выдаче свидетельства, описание, формулу и чертежи (пункт 1 статьи 19 Закона). При неодновременном представлении указанных документов приоритет устанавливается по дате поступления того из них, который представлен последним.

16.8.1. Условия установления конвенционного приоритета

При испрашивании конвенционного приоритета в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона проверяется:

- соблюдение заявителем установленного пунктом 2 статьи 19 Закона срока для испрашивания конвенционного приоритета (при подаче заявки или в течение двух месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство);

- наличие и соблюдение срока представления (одновременно с подачей заявки или в течение трех месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство) копии первой заявки. Если первых заявок несколько, указанные условия должны быть соблюдены в отношении копии каждой заявки;

- соблюдение заявителем 12-месячного срока, начиная с даты подачи первой заявки, в течение которого конвенционная заявка должна поступить в Патентное ведомство. Если заявка поступила позднее указанного срока, но до истечения двух месяцев с даты его окончания, проверяется, названы ли заявителем не зависящие от него обстоятельства, воспрепятствовавшие подаче заявки в указанный 12-месячный срок, и устанавливается необходимость их документального подтверждения, если такое подтверждение отсутствует (указанные сроки исчисляются в порядке, установленном в подпункте (2) пункта 8 настоящих Правил);

- раскрытие заявляемой полезной модели в первой заявке.

16.8.2. Условия установления приоритета по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке

При испрашивании приоритета полезной модели по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке того же заявителя (в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона) проверяется соблюдение следующих требований:

- заявка, по которой испрашивается такой приоритет, должна поступить в Патентное ведомство в течение трех месяцев с даты получения заявителем уведомления Патентного ведомства о невозможности принятия во внимание дополнительных материалов в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного предложения. В том случае, когда вывод о признании дополнительных материалов изменяющими сущность получен в результате рассмотрения заявки на экспертном совещании и зафиксирован в протоколе, трехмесячный срок для представления новой заявки исчисляется с даты получения заявителем копии протокола или с даты вручения этой копии заявителю (его представителю);

- заявляемая полезная модель должна быть раскрыта в дополнительных материалах, по дате поступления которых испрашивается приоритет (с учетом содержания заявки, по которой эти материалы были представлены).

16.8.3. Условия установления приоритета по дате поступления более ранней заявки

При испрашивании приоритета полезной модели по дате поступления в Патентное ведомство более ранней заявки того же заявителя (в соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона) проверяется соблюдение следующих требований:

- заявка, по которой испрашивается такой приоритет, должна поступить в Патентное ведомство в течение 12 месяцев с даты поступления более ранней заявки на изобретение или в течение 6 месяцев с даты поступления более ранней заявки на полезную модель;

- заявляемая полезная модель должна быть раскрыта в более ранней заявке на изобретение или полезную модель;

- по ранее поданной заявке не должен испрашиваться более ранний приоритет.

При испрашивании указанного приоритета более ранняя заявка (или все заявки, если их несколько) считается отозванной, о чем заявитель уведомляется.

16.8.4. Условия установления приоритета полезной модели по выделенной заявке

При испрашивании приоритета полезной модели по выделенной заявке по дате поступления в Патентное ведомство раскрывающей данную полезную модель первоначальной заявки того же заявителя (в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона) проверяется соблюдение следующих требований:

- выделенная заявка должна поступить в Патентное ведомство до принятия по первоначальной заявке на изобретение или на полезную модель решения об отказе в выдаче патента (свидетельства), возможности обжалования которого исчерпаны (т.е. в период существования возможности продолжения делопроизводства по заявке) или до даты регистрации изобретения или полезной модели в соответствующем Государственном реестре Российской Федерации в случае принятия по первоначальной заявке решения о выдаче патента (свидетельства);

- полезная модель, заявленная в выделенной заявке, должна быть раскрыта в первоначальной заявке, а если заявка выделена из конвенционной заявки и приоритет испрашивается по дате ее приоритета, то - в первой заявке.

16.8.5. Условия установления нескольких приоритетов

В том случае, когда заявителем испрашивается несколько приоритетов для полезных моделей, в зависимости от указанных заявителем оснований для испрашивания таких приоритетов устанавливается соблюдение им соответствующих условий из перечисленных в пунктах 16.8.1 - 16.8.4 настоящих Правил.

Так, если в отношении полезной модели, охарактеризованной в независимом и зависимом пунктах формулы, испрашиваются разные конвенционные приоритеты на основании двух первых заявок, имеющих разные даты подачи (пункт 2 статьи 19 Закона), то при установлении соблюдения заявителем требований, указанных в пункте 16.8.1 настоящих Правил, проверяется наличие копий двух первых заявок, соблюдение 12-месячного срока в отношении дат подачи двух первых заявок. Раскрытие полезной модели, охарактеризованной в независимом и зависимом пунктах, проверяется в отношении той первой заявки, по дате подачи которой испрашивается приоритет по соответствующему пункту формулы.

В том случае, когда заявителем не разнесены даты испрашиваемых приоритетов по пунктам формулы, устанавливается, в какой из первых заявок раскрыта в целом каждая из охарактеризованных в этих пунктах полезных моделей.

16.8.6. Проверка соблюдения условий установления приоритета полезной модели

(1) При проверке соблюдения условий установления приоритета полезной модели в соответствии с пунктами 16.8.2 - 16.8.4 настоящих Правил необходимо убедиться в том, что заявка, на основании которой испрашивается приоритет, или заявка, к которой поданы дополнительные материалы, являющиеся основанием для такого испрашивания, не отозвана, не считается или не признана отозванной.

При проверке соблюдения заявителем сроков, указанных как условие установления испрашиваемого приоритета, следует руководствоваться подпунктом (2) пункта 8 настоящих Правил.

(2) При установлении соблюдения заявителем требования, связанного с раскрытием заявленной полезной модели в ранее поданных материалах (ранее поданной заявке, дополнительных материалах), являющихся основанием для испрашивания приоритета, проверяется, указаны ли в этих материалах (в описании, формуле ранее поданной заявки, в текстовой части дополнительных материалов) все признаки, включенные в формулу заявленной полезной модели.

(3) При соблюдении заявителем требований, указанных в пунктах 16.8.1 - 16.8.4 настоящих Правил, в отношении заявленной полезной модели устанавливается испрашиваемый приоритет.

В том случае, когда приоритет испрашивается по заявке, выделенной из конвенционной заявки, при соблюдении требований пункта 16.8.4 настоящих Правил, приоритет полезной модели устанавливается по дате приоритета конвенционной заявки, а не по дате ее поступления в Патентное ведомство. При этом датой поступления выделенной заявки считается дата поступления конвенционной заявки в Патентное ведомство.

(4) При несоблюдении заявителем хотя бы одного из указанных в пунктах 16.8.1 - 16.8.4 настоящих Правил требований приоритет полезной модели устанавливается (с предварительным уведомлением об этом заявителя) по дате поступления заявки в Патентное ведомство в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона. Если указанные требования не соблюдены в отношении полезной модели, охарактеризованной в одном из пунктов многозвенной формулы, приоритет по дате поступления заявки в Патентное ведомство устанавливается только по соответствующему пункту формулы.

16.9. Решение о выдаче свидетельства

(1) Если заявка содержит все необходимые документы, соблюдены требования к ним, установленные настоящими Правилами, и заявленное предложение относится к патентоспособным объектам, принимается решение о выдаче свидетельства на полезную модель с формулой, предложенной заявителем (пункт 2 статьи 23 Закона). В решении заявитель уведомляется о положительном результате формальной экспертизы и об установлении приоритета полезной модели.

Формула полезной модели в решении приводится в редакции, предложенной заявителем, и в том случае, когда в ответ на запрос, направленный в соответствии с положением абзаца пятого подпункта (2) пункта 16.3 настоящих Правил, заявитель в установленный срок не скорректировал формулу полезной модели, но пошлина уплачена за все полезные модели, охарактеризованные в формуле, и требование единства полезной модели соблюдено.

В том случае, когда предложенная заявителем формула полезной модели содержит ошибки в орфографии, пунктуации, при подготовке решения о выдаче свидетельства в формулу вносятся соответствующие исправления.

В решении указывается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона свидетельство выдается без проверки соответствия заявленной полезной модели условиям патентоспособности, установленным в пункте 1 статьи 5 Закона, под ответственность заявителя без гарантии действительности.

(2) В случае оспаривания свидетельства по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 1 статьи 29 Закона, Апелляционная палата Патентного ведомства учитывает следующее.

Охраняемая свидетельством полезная модель считается соответствующей условию "новизны", если в уровне техники не известно средство того же назначения, что и полезная модель, которому присущи все приведенные в независимом пункте формулы полезной модели существенные признаки (к последним не относятся признаки, не удовлетворяющие требованию подпункта (4) пункта 3.3.1 настоящих Правил, поскольку в отношении них не может быть установлено влияние на достигаемый технический результат), включая характеристику назначения.

При этом для целей статьи 5 Закона:

- к заявкам, поданным в Российской Федерации, приравниваются также заявки на выдачу авторских свидетельств или патентов СССР на изобретения, по которым в установленном порядке поданы ходатайства о выдаче патентов Российской Федерации, и международные заявки, по которым установлена дата международной подачи и в которых содержится указание СССР или Российской Федерации;

- под заявками, поданными другими лицами, понимаются заявки, состав заявителей которых отличается от состава заявителей данной заявки;

- под отозванными понимаются заявки, отозванные их заявителями, а также заявки, считающиеся или признанные отозванными;

- международная заявка включается в уровень техники, если не прекращено ее действие в отношении Российской Федерации;

- заявка включается в уровень техники в отношении описания и формулы, содержащихся в этой заявке на дату, на которую поступили заявление, описание, формула и чертежи (для заявок на изобретение - только в случае, если в описании имеются ссылки на них). Если эта дата более поздняя, чем дата приоритета рассматриваемой заявки, то заявка с более ранним приоритетом включается в уровень техники в части ее содержания, совпадающей с содержанием материалов, послуживших основанием для установления приоритета (первая заявка, ранее поданная заявка, дополнительные материалы к этой заявке);

- запатентованные (в том числе и тем же лицом) в Российской Федерации изобретения и полезные модели (то есть зарегистрированные в соответствующих Государственных реестрах СССР и Российской Федерации) включаются в уровень техники только в отношении формулы, с которой состоялась регистрация изобретения или полезной модели в соответствующем реестре.

Охраняемая свидетельством полезная модель считается соответствующей условию "промышленной применимости", если выполняются следующие условия:

- в заявке, на основании которой свидетельство выдано, указано конкретное назначение полезной модели как средства производства или предмета потребления либо их составных частей, или это назначение прямо следует, как это предписано пунктом 3.2.3 настоящих Правил, из названия полезной модели или, как это предписано пунктом 3.3.2.3 настоящих Правил, из формулы полезной модели;

- при выполнении полезной модели в соответствии с каждым пунктом формулы (без учета признаков, не удовлетворяющих требованию подпункта (4) пункта 3.3.1 настоящих Правил) действительно реализуется указанное назначение;

- имеются известные на дату приоритета или описанные в заявке (а при установлении более раннего приоритета, чем дата поступления заявки, - как в заявке, так и в материалах, на основании которых установлен приоритет) средства и методы, позволяющие осуществить полезную модель в том виде, как она охарактеризована в любом из пунктов формулы.

16.10. Особенности рассмотрения заявки при установлении наличия другой заявки на идентичный объект промышленной собственности, имеющий ту же дату приоритета

(1) Если установлено, что рассматриваемая заявка подана на предложение, относящееся к объектам, охраняемым в качестве полезных моделей, и документы ее оформлены правильно, но имеется другая не отозванная, не считающаяся или не признанная отозванной заявка на идентичную полезную модель или изобретение, имеющая ту же самую дату приоритета, то заявителю рассматриваемой заявки сообщается об этом и о том, что выдача свидетельства по его заявке возможна при выполнении условий, установленных в пункте 6 статьи 19 Закона. При этом заявителю сообщается также, имеет ли его заявка более ранний или более поздний регистрационный номер Патентного ведомства.

Сообщение заявителю рассматриваемой заявки каких-либо библиографических данных другой заявки, содержащей идентичную полезную модель или изобретение, и раскрытие ее содержания до публикации сведений об этой заявке или о выдаче по ней свидетельства (патента) допускается только при согласии на это заявителя другой заявки.

(2) Соглашением, указанным в пункте 6 статьи 19 Закона, не может быть предусмотрена выдача двух или более свидетельств (или свидетельств и патентов) на идентичные объекты промышленной собственности, а также выдача свидетельства (патента) по заявке, по которой принято решение об отказе в выдаче свидетельства (патента).

(3) Идентичность полезных моделей (или полезной модели и изобретения) устанавливается на основании формул в последней их редакции, представленной заявителями в установленном порядке.

Полезные модели (или полезная модель и изобретение) признаются идентичными, если полностью совпадают содержания независимых пунктов формулы.

16.11. Проверка дополнительных материалов

(1) При поступлении дополнительных материалов, исправляющих или уточняющих документы заявки (т.е. подлежащих включению в их содержание) и представленных по инициативе заявителя после подачи ходатайства о досрочном начале формальной экспертизы заявки проверяется соблюдение заявителем срока представления таких материалов и наличие документа, подтверждающего уплату соответствующей пошлины в установленном размере.

В случае представления указанных дополнительных материалов по истечении двух месяцев с даты поступления заявки или непредставления вместе с дополнительными материалами документа, подтверждающего уплату соответствующей пошлины в установленном порядке, эти материалы не принимаются во внимание при рассмотрении заявки, о чем заявитель уведомляется. Такое уведомление может быть включено в содержание очередного документа экспертизы, направляемого заявителю.

(2) В том случае, когда дополнительные материалы содержат измененную формулу полезной модели, устанавливается, предусматривают ли изменения формулы включение в нее одного или нескольких независимых пунктов на полезные модели, не выделенные в качестве таковых в первоначальной формуле, и представлен ли вместе с такими дополнительными материалами документ, подтверждающий уплату соответствующей пошлины.

При непредставлении указанного документа вместе с дополнительными материалами изменения формулы при рассмотрении заявки во внимание не принимаются.

(3) В отношении дополнительных материалов, поданных заявителем по запросу Патентного ведомства, проверяется соблюдение заявителем установленных сроков их представления.

Указанные материалы должны быть представлены в течение двух месяцев с даты получения заявителем запроса.

При проверке соблюдения заявителем установленных сроков следует руководствоваться подпунктом (2) пункта 8 настоящих Правил.

Если установлено, что заявитель представил дополнительные материалы с нарушением указанных сроков (и эти сроки не продлевались в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил), заявка признается отозванной, о чем заявитель уведомляется.

(4) При поступлении дополнительных материалов, представленных заявителем по собственной инициативе или по запросу Патентного ведомства и принятых к рассмотрению, проверяется, не изменяют ли они сущность заявленной полезной модели. Дополнительные материалы признаются изменяющими сущность заявленной полезной модели, если они содержат подлежащие включению в формулу признаки, отсутствующие в первоначальных материалах заявки.

Признаки считаются подлежащими включению в формулу полезной модели не только в том случае, когда они содержатся в представленной заявителем уточненной формуле, но и когда заявитель лишь указывает на такое включение.

Признаки, приведенные в дополнительных материалах и подлежащие включению в формулу, признаются отсутствующими в первоначальных материалах заявки, если они не были упомянуты в формуле или в описании, содержащихся в заявке на дату, на которую в Патентное ведомство поступили заявление на выдачу свидетельства, описание, формула полезной модели и чертежи.

Если в первоначальных материалах заявки признак полезной модели был выражен общим понятием без раскрытия частных форм его выполнения, то представление такой формы выполнения в дополнительных материалах с отнесением ее к признаку, подлежащему включению в формулу полезной модели, является основанием для признания дополнительных материалов изменяющими сущность заявленной полезной модели.

Признаки, упомянутые в описании лишь в отношении уровня техники, в том числе и ближайшего аналога, не относятся к признакам заявленной полезной модели, содержащимся в первоначальных материалах заявки.

В том случае, когда заявка относится к группе полезных моделей, признаками какой-либо полезной модели группы, содержащимися в первоначальных материалах заявки, считаются признаки, упомянутые в описании применительно именно к этой полезной модели группы.

Исключение составляет группа полезных моделей, одна из которых предназначена для использования в другой. При этом содержащиеся в первоначальных материалах признаки одной полезной модели, предназначенной для использования в другой, считаются и признаками этой другой полезной модели.

Дополнительные материалы, содержащие отсутствующие в первоначальных материалах заявки сведения о заявленной полезной модели, не относящиеся к признакам, подлежащим включению в формулу, не считаются изменяющими сущность полезной модели. К таким сведениям могут быть отнесены, в частности, новые (дополнительные) сведения об условиях осуществления полезной модели, примеры реализации полезной модели, указание на возможность получения дополнительного технического результата, уточненные графические материалы и т.д.

Дополнительные материалы, содержащие наряду с отсутствующими в первоначальных материалах заявки признаками, подлежащими включению в формулу полезной модели, также иные сведения, необходимые для рассмотрения заявки, признаются изменяющими сущность лишь в части, содержащей указанные признаки.

Иные сведения учитываются при проведении экспертизы.

(5) При проверке измененной заявителем формулы полезной модели, представленной в дополнительных материалах, устанавливается, относятся ли изменения к заявленной (заявленным) полезной модели (полезным моделям).

Заявленными считаются полезные модели, к которым относится первоначальная формула, если пошлина за подачу заявки уплачена в размере, соответствующем количеству содержащихся в ней пунктов, а в случае, когда пошлина была уплачена в меньшем размере, - полезные модели из скорректированной заявителем в соответствии с уплаченной пошлиной формулы, как предусмотрено абзацем вторым пункта 15.2 настоящих Правил.

При замене первоначального родового понятия, отражающего назначение полезной модели, другим изменение формулы признается относящимся к заявленной полезной модели, если указанные понятия равнозначны, находятся в отношении подчинения или пересекаются, т.е. их объемы полностью или частично совпадают.

Изменение формулы полезной модели признается относящимся к заявленной полезной модели также в случаях:

- изменения лишь указания вида объекта, заявляемого в качестве полезной модели, если вновь указанный вид в большей степени, чем первоначальный, соответствует характеру признаков, содержащихся в первоначальной формуле полезной модели;

- формирования нового независимого пункта (или нескольких таких пунктов) в результате устранения недостатков, указанных в подпунктах (1.14) и (1.15) пункта 16.3 настоящих Правил.

Изменения формулы полезной модели, не относящиеся к заявленной полезной модели, во внимание не принимаются, о чем заявитель уведомляется.

(6) В случае признания дополнительных материалов изменяющими сущность заявленной полезной модели заявителю сообщается (в очередном направляемом ему документе экспертизы) о том, какие из включенных в дополнительные материалы сведений послужили основанием для такого вывода экспертизы.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Роспатента от 17.04.98 N 83 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СОСТАВЛЕНИЯ, ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВКИ НА ВЫДАЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВА НА ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ И ОТМЕНЕ РАНЕЕ ДЕЙСТВОВАВШИХ ПРАВИЛ"